Рабочая программа "Химия", 9 класс
рабочая программа по химии (8 класс)

Титаренко Ирина Александровна

Рабочая программа к учебнику О.С. Габриеляна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_himiya_9_klass.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маршальская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии  для обучающихся 9 класса

на 2018-2019 учебный год

Разработчик:

Титаренко Ирина Александровна,

учитель химии

пос. Маршальское

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена на основе следующих документов:

  • федерального  закона от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об  образовании в Российской Федерации»;
  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
  • приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
  • приказа министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • письма Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
  • основной общеобразовательной программой основного общего образования (ГОСТ ООО 9 классы) МБОУ «Маршальская СОШ» на 2018-2019 учебный год, утверждённой С.Е. Корниенко, директором МБОУ «Маршальская СОШ», от 09.06.2018 г., приказ № 52;

За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор  О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2010 году.

Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Цели и задачи изучения предмета

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·          освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

·          овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

·          развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

·          воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

·          применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Курс химии 9 класса рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).

В содержании курса 9 класса в начале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии ученик должен

знать:

·           химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

·           важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;

·           основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

·           называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;

·           объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;

·           характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;

·           определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;

·           составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;

·           обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

·           распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;

·           вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.

Учебный план в 9 классе для обучающихся с ЗПР не отличается от учебного плана для остальных обучающихся. В общеобразовательных классах коррекционная работа осуществляется за счет дифференцированной работы на уроках, за счет коррекционной работы во время внеурочной деятельности. Коррекционные занятия фиксируются в отдельном журнале.

Содержание

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс  9 класса (6 ч)

        Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

        Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

        Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

        Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Тема 1

Металлы (15 ч)

        Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро-, и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

        Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

        Общая характеристика элементов главной подгруппы второй группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

        Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

        Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды и качественные реакции двух- и трехвалентного железа. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

        Демонстрации. Образцы щелочных и щелочно-земельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа.

        Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы двух- и трехвалентного железа.

Тема 2

Практикум №1

Свойства металлов и их соединений (1 ч)

1. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

Тема 3

Неметаллы (22 ч)

        Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

        Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

        Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе, йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

        Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы, их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

        Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота два и четыре. Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

        Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора, ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

        Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода, их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

        Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния, его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

        Демонстрации. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.

        Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

        Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

        Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

        Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Тема 4

Практикум №2

Свойства неметаллов и их соединений (2 ч)

2. Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств». 3. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 5

Органические соединения (15 ч)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт  - глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.

Демонстрации. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шести или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Свойства глицерина. 15. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди без нагревания и при нагревании. 16. Взаимодействие крахмала с йодом.

Тема 6. Химия и жизнь (6 часов)

Химия и здоровье. Лекарственные препараты.

Химия и пища. Калорийность белков, жиров и углеводов. Консерванты пищевых продуктов.

Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Важнейшие поделочные и строительные материалы.

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ. Состав и переработка нефти.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химия.

Демонстрации. Лекарственные препараты, образцы различных жиров растительного и животного происхождения, изделия из мела, мрамора, известняка, работа с коллекциями «Нефть и нефтепродукты».

Тема 7. Практикум №3. Знакомство с образцами лекарственных препаратов (1 час)

4. Знакомство с образцами лекарственных препаратов.

Календарно – тематическое планирование

по _____химии____________

предмет

Класс _____9____________

Количество часов

Всего __68__ час; в неделю ___2____час.

Плановых контрольных уроков ___3_____;

Планирование составлено на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа – 2010 г.________________________________________________________________

программа

Учебник

Химия 9 класс. Габриелян О.С. -М.: Дрофа, 2010 г.____________________

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература

1. Химия 9 класс. Настольная книга учителя.  Габриелян О.С. М.: Дрофа – 2003 г.________________________________________________________

     2.Химия  8 класс. Занимательные материалы. - Волгоград: Корифей, 2003 г._

3.Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. Аранская О.С., Бурая И.В. - М.: Вентана-Граф, 2007 г.  ________________

4. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии. - М.: Новая волна, 1997г._________________________________________________________  __

5. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. 10 класс /О.С.Габриелян–М.:Дрофа,2003___________________________________

название, автор, издательство

2018- 2019  учебный год


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Тип  урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Дата

План

Факт

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов)

1

Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева

Комбинированный урок.

1

Классификация химических элементов. Хим.элементы главных подгрупп периодической системы хим. Элементов Д.И.Менделеева.

Знать план характеристики элемента.

Уметь объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера группы и периода, к которым элемент принадлежит. Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в группах и периодах, а также свойств их оксидов и гидроксидов.

Уметь характеризовать хим. элементы по положению в периодической системе хим. элементов Д.И.Менделеева и строению атома.

Рабочая тетрадь, с.4,5.

2

Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

Урок закрепления изученного материала (урок-практикум)

1

Классификация химических элементов. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы хим. Элементов Д.И.Менделеева.

Генетические ряды.

 Получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов, основания и кислоты.

Знать план характеристики элемента, понятия «генетическая связь» и «генетические ряды».

Уметь составлять генетические ряды металла, неметалла и переходного элемента.

Дать характеристику натрию и фосфору.

3

Переходные элементы.

Комбинированный урок.

1

Амфотерные гидроксиды (на примере гидроксидов цинка или алюминия): взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

Свойства гидроксидов цинка или алюминия и реакции их получения.

Знать понятие «амфотерность».

Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов цинка и алюминия.

Раб. тетрадь, с.12,13

4

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.И.Менделеева.

Комбинированный урок.

1

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.И.Менделеева.

Знать формулировку периодического закона Д.И.Менделеева, значение периодического закона и периодической системы.

Уметь объяснять значение периодического  закона для развития науки в целом .

Уметь пользоваться периодической  системой.

Раб. тетрадь, с.15,16.

5

Свойства оксидов и оснований в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления.

Комбинированный урок.

1

Знать определение оксидов и оснований с позиции теории электролитической диссоциации.

Уметь записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде, составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций.

Написать уравнения реакций, характеризующие свойства оксидов и оснований.

6

Свойства кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления. Вводный контроль.

Комбинированный урок.

1

Знать определение кислот и солей с позиции теории электролитической диссоциации.

Уметь записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде, составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций.

Написать уравнения реакций, характеризующие свойства кислот и солей.

Тема 1. Металлы (15 часов)

7

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов.

Комбинированный урок.

1

Характеристика химических элементов – металлов в периодической системе элементов.

Строение атомов.

Коллекция образцов металлов.

Знать, что такое металлы, особенности строения атомов, их свойства.

Уметь находить металлы в периодической системе элементов.

Уметь объяснять строение атомов металлов, их особенности, металлические свойства в связи со строением кристаллической решетки.

Раб. тетрадь, с.32,33

8

Химические свойства металлов.

Комбинированный урок.

1

Свойства простых веществ – металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Горение магния, железа.

Знать химические свойства металлов.

Уметь характеризовать общие химические свойства металлов.

Уметь записывать уравнения реакций (в том числе окислительно-восстановительных) металлов с водой, солями, кислотами, уметь пользоваться рядом активности металлов.

Раб тетрадь, с.38-40

9

Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение.

Урок изучения нового материала.

1

Коррозия металлов. Сплавы: черные и цветные. Опыт по коррозии металлов и защита их от коррозии

Коллекция сплавов.

Знать понятие «коррозия», виды коррозии, способы защиты изделий от коррозии. Сплавы.

Уметь объяснять механизм коррозии.

Уметь описывать свойства и области применения металлических связей.

Проверочная работа по химическим свойствам.

10

Металлы в природе. Общие способы их получения.

Комбинированный урок.

1

Металлы. Общие способы получения металлов. Коллекция руд. Восстановление металлов углем, водородом.

Знать основные способы получения металлов в промышленности.

Уметь характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов.

Раб. тетрадь, с.43-45

11

Общая характеристика элементов главной подгруппы первой группы.

Комбинированный урок.

1

Хим. элементы главных подгрупп периодической системы элементов Д.И.Менделеева: натрий, калий. Образцы щелочных металлов, взаимодействие их с водой, кислородом, неметаллами. Образцы оксидов и гидроксидов, их растворимость в воде.

Знать положение щелочных металлов в периодической системе, их строение, зависимость свойств от строения.

Уметь характеризовать химические элементы «натрий» и «калий» по положению в периодической системе и строению атомов.

Уметь составлять уравнения химических реакций на основе химических свойств натрия и калия.

Раб. тетрадь, 48,49.

12

Соединения щелочных металлов.

Комбинированный урок.

1

Соединения щелочных металлов. Образцы природных соединений щелочных металлов.

Знать основные соединения щелочных металлов, их характер, свойства и применение.

Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов.

Раб. тетрадь, с.51-53.

13

Общая характеристика элементов главной подгруппы второй группы.

Комбинированный урок.

1

Хим. элементы главных подгрупп периодической системы элементов Д.И.Менделеева: магний, кальций. Образцы щелочно-земельных металлов, взаимодействие их с водой, кислородом, неметаллами. Образцы оксидов и гидроксидов этих металлов, их растворимость в воде.

Знать положение металлов в периодической системе, их строение и свойства.

Уметь характеризовать химические элементы «кальций» и «магний» по положению в периодической системе и строению атомов.

Уметь составлять уравнения химических реакций.

Раб. тетрадь, с.56,57.

14

Соединения щелочноземельных металлов.

Комбинированный урок.

1

Соединения щелочноземельных металлов. Образцы природных соединений кальция. Свойства негашеной извести.

Знать важнейших представителей соединений щелочноземельных металлов.

Уметь на основании знаний их химических свойств осуществлять цепочки превращений.

Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов.

Раб. тетрадь, с.59,60.

15

Алюминий, его физические и химические свойства.

Комбинированный урок.

1

Хим. элементы главных подгрупп периодической системы: алюминий. Коллекция изделий из алюминия и его сплавов

Знать строение атома алюминия, физические свойства и особенности химических свойств.

Уметь характеризовать химический элемент алюминий по положению в системе и строению атома.

Самостоятельная работа.

16

Соединения алюминия.

Комбинированный урок.

1

Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида. Получение гидроксида алюминия и его амфотерность.

Образцы природных соединений алюминия

Знать важнейшие соединения алюминия, области применения.

Уметь характеризовать свойства оксида и гидроксида алюминия, записывать уравнения реакций с их участием.

Раб тетрадь, с.68,69.

17

Железо, его физические и химические свойства.

Комбинированный урок.

1

Железо как элемент побочной группы 8 группы.

Образцы сплавов железа. Взаимодействие железа с растворами кислот и солей. Опыты, показывающие отношение железа к концентрированным веществам.

Знать особенности строения металлов Б-подгрупп на примере железа, физические и химические свойства железа.

Уметь составлять схему строения атома железа с указанием числа электронов в электронных слоях, уметь записывать уравнения реакций свойств железа с образованием соединений с различными степенями окисления железа.

Раб. тетрадь, с.70,72.

18

Генетические ряды железа (+2), и железа (+3).

Комбинированный урок.

1

Оксиды и гидроксиды железа. Соли железа. Получение и свойства гидроксидов железа. Качественные рекции на катионы железа.

Знать химические свойства соединений железа и качественные реакции на их ионы.

Уметь составлять генетические ряды., записывать соответствующие уравнения реакций.

Раб. тетрадь, с.73.

19

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Химия металлов»

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Знать строение атомов металлических элементов; химические свойства и применение щелочных металлов, алюминия, железа, кальция и их важнейшие соединений.

Уметь давать характеристику металлов по положению в периодической системе, составлять уравнения реакций с их участием.

Раб. тетрадь, с.76,77.

20

Решение задач на определение выхода продукта реакции.

Комбинированный урок.

1

Знать понятие «доля», формулы для расчета массовой и объемной доли.

Уметь вычислять массовую и объемную доли выхода продукта реакции, практический объем или практическую массу по заданной доле выхода продукта.

Решение задач.

21

Контрольная работа№1 по теме «Металлы» Урок контроля.

1

Контрольная работа по теме «Металлы».

Тема 2. Свойства металлов и их соединений (1 час) практикум №1

22

Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучения их свойств»

Урок - практикум

1

Генетическая связь.

Генетические ряды металлов.

Знать правила техники безопасности.

Знать признаки генетического ряда металлов.

Уметь осуществлять цепочки превращений.

Уметь обращаться с химической посудой.

Тетрадь для лаб. опытов.

Тема 3. Неметаллы (22 часа)

23

Общая характеристика неметаллов.

Комбинированный урок.

1

Свойства простых веществ – неметаллов. Получение и свойства гидроксидов железа. Качественные рекции на катионы железа.

Знать положение неметаллов в периодической системе, особенности их строения, основные соединения, физические свойства.

Уметь давать характеристику элементам-неметаллам на основании их положения в периодической системе химических элементов.

Раб. тетрадь, с.78-80.

24

Водород.

Комбинированный урок.

1

Водород, его свойства. Получение и применение. Получение водорода взаимодействием активных металлов с кислотами.

Знать строение, свойства и способы получения водорода.

Уметь объяснять его положение в периодической системе; давать характеристику химического элемента водорода по положению в периодической системе и строению атома.

Уметь составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций химических свойств водорода.

Раб. тетрадь, с.81.

25

Общая характеристика галогенов.

Комбинированный урок.

1

Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева: хлор, бром, йод. Строение атомов галогенов и их степени окисления. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие их с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей

Знать строение и свойства галогенов.

Уметь составлять схему строения атомов галогенов с указанием числа электронов в электронных слоях.

На основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе, записывать уравнения реакций галогенов с металлами, солями.

Раб. тетрадь, с.82-84.

26

Важнейшие соединения галогенов.

Комбинированный урок.

1

Галогеноводородные кислоты и их соли. Образцы природных хлоридов. Качественная реакция на галогенид.

Знать состав и свойства соединений галогенов.

Уметь характеризовать свойства важнейших соединений галогенов.

Раб. тетрадь, с.86,87.

27

Кислород.

Комбинированный урок.

1

Кислород, его свойства. Получение и применение.

Знать о значении кислорода в атмосфере, при дыхании и фотосинтезе.

Уметь записывать уравнения реакций кислорода с простыми и сложными веществами.

Знать способы получения кислорода.

28

Сера, ее физические и химические свойства.

Комбинированный урок.

1

Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева: сера. Строение атома серы. Получение пластической серы.

Знать строение атома серы, ее физические и химические свойства.

Уметь характеризовать химический элемент (серу) по положению в периодической системе хим. элементов Д.И.Менделеева и строению атома.

Уметь записывать уравнения реакций серы с металлами и кислородом, другими неметаллами.

Раб. тетрадь, с.90,91.

29

Оксиды серы. Серная кислота и ее соли.

Комбинированный урок.

1

Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная  кислоты и ее соли. Получение оксида серы взаимодействием меди с конц. серной кислотой.

Разбавление конц. серной  кислоты.

Образцы сульфатов

Уметь записывать ОВР хим. свойств оксидов, а также знать их химические свойства с точки зрения тории электролитической диссоциации кислотных оксидов.

Уметь характеризовать свойства оксидов серы, записывать уравнения реакции с их участием.

Раб. тетрадь, с.94,95.

30

Азот и его свойства.

Комбинированный урок.

1

Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева: азот. Корни культур бобовых растений с клубеньками

Знать строение, физические и химические свойства азота.

Уметь составлять схему строения атома азота с указанием числа электронов в электронных слоях.

Составлять уравнения реакций с участием азота и рассматривать их в свете ОВР.

Раб. тетрадь, с.101,102.

31

Аммиак и его свойства.

Комбинированный урок.

1

Аммиак и его свойства.

Получение, собирание и распознавание аммиака.

Взаимодействие аммиака с хлороводородом.

Знать состав и строение молекулы, физические и химические свойства аммиака, получение и области применения.

Уметь описывать свойства и физиологическое действие аммиака на организм.

Раб. тетрадь, с.104,105.

32.

Соли аммония, их свойства.

Комбинированный урок.

1

Соли аммония. Получение солей аммония.

Знать строение молекулы, основные хим. свойства аммиака. Состав солей аммония, их получение и свойства.

Уметь записывать уравнения реакций с их участием и рассматривать их в свете ТЭД.

Раб. тетрадь, с.106,107.

33

Азотная кислота и ее свойства.

Комбинированный урок.

1

Азотная кислота и ее свойства. Взаимодействие конц. азотной кислоты с медью.

Знать особенности химических свойств азотной кислоты.

Уметь характеризовать свойства азотной кислоты.

Раб. тетрадь, с.109,110.

34

Соли азотной и азотистой кислот. Азотные удобрения.

Комбинированный урок.

1

Соли азотной кислоты. Знакомство с образцами нитратов и нитритов.

Знакомство с коллекцией азотных удобрений.

Знать основные химические свойства азотной кислоты, солей азотной и азотистой кислот и области их применения.

Уметь составлять уравнения реакций с их участием.

Раб. тетрадь, с.112.

35

Фосфор, его физические и химические свойства.

Комбинированный урок.

1

Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева: фосфор. Получение белого фосфора из красного.

Воспламенение белого фосфора

Знать строение, физические и химические свойства фосфора.

Уметь составлять схему строения атома фосфора с указанием числа электронов в электронных слоях.

Составлять уравнения реакций с участием фосфора и рассматривать их в свете ОВР.

Раб. тетрадь, с.113,114.

36

Соединения фосфора.

Комбинированный урок.

1

Соединения фосфора: оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и е соли. Знакомство с образцами природных соединений фосфора и коллекцией фосфорных удобрений.

Знать состав, характер и свойства оксида фосфора и ортофосфорной кислоты.

Уметь характеризовать свойства оксида фосфора и фосфорной кислоты.

Раб. тетрадь, с.115,116.

37

Углерод, его физические и химические свойства.

Комбинированный урок.

1

Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева: углерод (алмаз, графит) Адсорбционные свойства активированного угля: поглощение им растворенных или газообразных веществ.

Знать строение аллотропных модификаций углерода, их физические свойства; химические свойства углерода.

Уметь составлять схему строения атома углерода с указанием числа электронов в электронных слоях, описывать его физические и химические свойства.

Раб. тетрадь, с.118,119.

38

Оксиды углерода. Сравнение физических и химических свойств.

Комбинированный урок.

1

Оксиды углерода: угарный и углекислый газ. Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

Знать строение и свойства оксидов углерода.

Уметь описывать свойства и физиологическое действие на организм человека, записывать уравнения реакций с их участием.

Раб. тетрадь, с.121.

39

Угольная кислота и ее соли.

Комбинированный урок.

1

Угольная кислота и ее соли. Знакомство с коллекцией карбонатов

Знать состав, свойства угольной кислоты и ее солей.

Уметь характеризовать свойства угольной кислоты и ее солей: карбонатов и гидрокарбонатов.

Раб. тетрадь, с.122,123.

40

Кремний, его физические и химические свойства.

Комбинированный урок.

1

Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева: Знакомство с коллекцией природных соединений кремния.

Знать строение, физические и химические свойства кремния.

Уметь составлять схему строения атома кремния с указанием числа электронов в электронных слоях.

Составлять уравнения реакций с участием кремния и рассматривать их в свете ОВР.

Раб. тетрадь, с.125,126.

41

Силикатная промышленность.

Комбинированный урок.

1

Кремниевая кислота и е соли. Знакомство с коллекцией изделий из стекла, фарфора, керамики, цемента.

Знать свойства и области применения стекла, цемента, керамики.

Уметь объяснять значимость соединений кремния.

Раб. тетрадь, с.128,129.

42

Решение расчетных задач.

Комбинированный урок.

1

Количество вещества. Молярный объем.

Знать формулы, выражающие связь между количеством вещества, массой и объемом.

Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакций.

Раб. тетрадь, с.128,129.

43

Обобщение и   систематизация  знаний по теме: «Неметаллы».

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Основные теоретические вопросы по теме «Неметаллы».

Знать электронное строение атомов неметаллов, их свойства и свойства их соединений.

Уметь применять эти знания при выполнении логических задач.

Раб. тетрадь, с.133,134.

44

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».

Урок контроля.

1

Основные теоретические вопросы по теме «Неметаллы».

Знать электронное строение атомов неметаллов, их свойства и свойства их соединений.

Уметь применять эти знания при выполнении логических задач.

Контрольная работа.

Тема 4. Свойства неметаллов и их соединений (2 часа). Практикум №2.

45

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»,

Урок-практикум.

1

Генетические ряды неметаллов.

Знать правила техники безопасности.

Знать признаки генетического ряда неметаллов.

Уметь осуществлять цепочки превращений.

Уметь обращаться с химической посудой.

Тетрадь для практических работ.

46

Практическая работа №3 «Получение, собирание и распознавание газов (углекислого газа, аммиака).

Урок-практикум.

1

Способы собирания газов, качественные реакции на газы.

Знать правила техники безопасности.

Уметь обращаться с химической посудой.

Уметь получать, собирать и распознавать углекислый газ и аммиак.

Тетрадь для практических работ.

Тема 5. Органические соединения (15 часов)

47

Предмет органической химии. Строение атома углерода..

Урок изучения нового материала.

1

Органические вещества. Причины многообразия соединений углерода. Образцы природных и синтетических веществ.

Знать особенности органических соединений, основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова.

Уметь объяснять многообразие органических соединений, составлять структурные формулы.

Раб. тетрадь, с.135,136.

П.32, упр.1

48

Предельные углеводороды – метан и этан.

Урок изучения нового материала.

1

Органические вещества. Предельные углеводороды: метан. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия.

Знать состав, изомерию и номенклатуру алканов, их свойства.

Уметь записывать структурные формулы важнейших их представителей, изомеров, гомологов.

Раб. тетрадь, с.138,139.

49-50

Непредельные углеводороды – этилен.

Комбинированный урок.

2

Непредельные углеводороды: этилен. Реакция горения, присоединения водорода, галогена, галогеноводорода, воды. Реакция полимеризации этилена.

Знать состав, изомерию, номенклатуру алкенов, их химические свойства и способы получения на примере этилена.

Уметь называть алкены.

Уметь характеризовать химические свойства алкенов.

Раб. тетрадь, с.141.

51

Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин.

Урок изучения нового материала.

1

Органические вещества. Спирты (метанол, этанол), их физиологическое воздействие. Образцы метанола, этанола, этиленгликоля, глицерина.

Качественная реакция на многоатомные спирты.

Знать состав, изомерию, номенклатуру предельных одноатомных спиртов и глицерина, их свойства.

Уметь описывать свойства и физиологическое действие спиртов на организм человека.

Раб. тетрадь, с.142,143.

52

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты.

Урок изучения нового материала.

1

Органические вещества. Онятие о карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты. Типичные кислотные свойства уксусной кислоты.

Знать состав, изомерию, номенклатуру предельных карбоновых кислот, их свойства и применение.

Уметь называть изученные вещества, записывать уравнения реакций с их участием.

Раб. тетрадь, с.145.

53

Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах.

Урок изучения нового материала.

1

Реакция этерификации.

Знать свойства, состав, получение и применение сложных эфиров.

Уметь называть изученные вещества.

Раб. тетрадь, с.156.

54-55

Жиры.

Урок изучения нового материала.

2

Биологически важные органические вещества: жиры. Физические и химические свойства. Образцы твердых и жидких жиров. Растворимость жиров. Доказательство непредельности жиров.

Знать свойства, состав, получение и применение жиров.

Уметь называть изученные вещества.

Раб. тетрадь, с.157,158.

56

Понятие об аминокислотах и белках. Реакция поликонденсации.

Урок изучения нового материала

1

Биологически важные органические вещества: аминокислоты и белки. Состав, строение, биологическая роль белков. Цветные реакции белков. Растворение и осаждение белка. Денатурация белков.

Знать состав, особые свойства аминокислот и их биологическую роль.

Уметь записывать уравнения реакции поликонденсации, обнаруживать белки по цветным реакциям.

Раб. тетрадь, с.159,160.

57

Понятие об углеводах.

Урок изучения нового материала.

1

Биологически важные органические вещества: Углеводы. Физические и химические свойства.

Глюкоза, ее свойства и значение. Реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди.

Знать состав, классификацию, свойства и значение углеводов на примере глюкозы.

Уметь записывать уравнения реакций с участием глюкозы.

Раб. тетрадь, с.163.

58

Полимеры.

Комбинированный урок.

1

Понятие о полимерах. Природные, химические и синтетические полимеры. Образцы природных и химических полимеров: пластмасс и волокон. Их распознавание.

Знать основные понятия химии, ВМС, классификацию полимеров по их происхождению.

Уметь называть изученные вещества.

Раб. тетрадь, с.168.

59-60

Обобщение знаний по органической химии.

Урок-обобщение.

2

Основные классы органических веществ.

Знать основные классы органических веществ.

Уметь определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

Уметь характеризовать химические свойства изученных органических соединений.

Раб. тетрадь, с.169-170.

61

Контрольная работа №3 «Органические соединения»

Урок контроля.

1

Основные классы органических веществ.

Знать основные классы органических веществ.

Уметь определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

Уметь характеризовать химические свойства изученных органических соединений.

Контрольная работа №3

Тема 6. Химия и жизнь (6 часов)

62

Химия и здоровье.

Урок ознакомления с новым материалом

1

Лекарственные препараты. Демонстрация лекарственных препаратов.

Знать состав аспирина, солода, парацетамола и фенацетина, их свойства и действие на организм, способы безопасного применения.

Уметь объяснять их влияние на организм и безопасно применять.

Описать типы и свойства лекарственных препаратов

63

Химия и пища.

Урок ознакомления с новым материалом

1

Калорийность белков, жиров и углеводов. Консерванты пищевых продуктов. Демонстрация различных жиров растительного и животного происхождения.

Знать биологическую роль и значение жиров, белков и углеводов в жизни человека; консерванты пищевых продуктов.

Уметь объяснять их роль и значение.

Работа с текстом

64

Химические вещества как строительные и поделочные материалы.

Урок ознакомления с новым материалом.

1

Важнейшие строительные и поделочные материалы. Демонстрация мела, мрамора, известняка.

Знать состав, свойства и области применения важнейших строительных и поделочных материалов.

Уметь применять эти знания.

Заполнение таблицы по материалу урока

65

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.

Урок ознакомления с новым материалом

1

Состав и переработка нефти. Природный газ. Демонстрация коллекции «Нефть и нефтепродукты»

Знать основные источники углеводородов, их состав, свойства, области применения и влияния на экологию.

Уметь безопасно пользоваться газом и нефтепродуктами.

Заполнение таблицы по материалу урока

66

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Урок ознакомления с новым материалом

1

Химические загрязнители окружающей среды.

Знать основные химические загрязнители, последствия загрязнения.

Уметь грамотно использовать химические вещества

Перечислить химические загрязнители окружающей среды.

67

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.

Урок ознакомления с новым материалом

1

Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химия.

Знать правила ТБ при использовании токсичных, горючих и взрывоопасных веществ.

Уметь грамотно обращаться с опасными веществами.

Тестирование по правилам ТБ.

Тема 7. Знакомство с образцами лекарственных препаратов (1 час). Практикум №3

68

Практическая работа №4 по теме «Знакомство с образцами лекарственных препаратов»

Урок-практикум.

1

Лекарственные препараты.

Знать правила ТБ, свойства аспирина, солода, парацетамола.

Уметь применять эти знания на практике.

Тетрадь для практических работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...

рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.

Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...

Рабочая программа 9 класс. Химия

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством обра...

Рабочая программа "Химия" 9 класс

Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа: химия, 8 класс.

Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего обра­зования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...

Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна

Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...