Рабочая программа курса по выбору "Мир занимательной химии"
рабочая программа по химии (8 класс)

Титаренко Ирина Александровна

Программа расчитана на одно полугодие из расчета один час в неделю, всего 18 часов.Большая часть времени отводится на исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маршальская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу по выбору «Мир занимательной химии» для обучающихся 8 класса

на 2018-2019 учебный год

Разработчик:

Титаренко Ирина Александровна,

учитель химии

пос. Маршальское

1.Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору «Мир занимательной химии» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • федерального  закона от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010  г.  № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказа  Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г.  № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года  № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • основной общеобразовательной программой основного общего образования (ФГОС ООО 5-7 классы) МБОУ «Маршальская СОШ» на 2018-2019 учебный год, утверждённой С.Е. Корниенко, директором МБОУ «Маршальская СОШ», от 09.06.2018 г., приказ № 52        Цели: 
  • Формирование естественно - научного мировоззрения школьников.
  • Ознакомление с объектами и явлениями материального мира.
  • Расширение кругозора, использование различных методов познания природы.
  • Формирование проектно – исследовательских компетенций обучающихся.

        Задачи:

        1. Сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету химии:

         развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

         формировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;

         формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

        2. Развивать исследовательские и творческие способности учащихся:

         формировать умение выполнять и грамотно оформлять исследовательскую работу;

         формулировать цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу, выделять проблему, объект и предмет исследования, составлять план действий и корректировать его;

         делать выводы и заключения, анализируя проделанную работу.

        3. Формировать информационно-коммуникационную грамотность:

         развивать умения самостоятельно искать, отбирать, анализировать, представлять, передавать информацию, используя современные информационные технологии;

         совершенствовать технические умения и навыки работы с программами по созданию тестовых и графических объектов, документов, презентаций, фильмов.

        4. Воспитывать экологическую грамотность:

         формировать умения прогнозировать возможные последствия деятельности человека для достижения безопасности, как собственной жизнедеятельности, так и безопасности окружающей среды;

         формировать умения обеспечить личную экологическую безопасность, делая правильный выбор среди огромного количества новых химически синтезированных веществ, а так же оценивать рекламу, содержащую подчас ложные сведения для потребителя или противоречащую основным законам естественно - научных дисциплин.

2.Общая характеристика курса

        Организация занятий курса «Мир занимательной химии» определяется,  следующими критериями:

-интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории;

-частая смена видов деятельности;

-использование самых разнообразных организационных форм, в том числе игровых;

-акцент на практические виды деятельности;

-отказ от обязательных домашних заданий;

-обеспечение успеха и психологического комфорта каждому учащемуся путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой его развития и соответствующего поощрения.

        Основные виды деятельности учащихся:

  • Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности.
  • Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на проекты, качественных задач, комбинированных задач и т.д.
  • Составление таблиц.
  • Взаимопроверка решенных задач.
  • Составление тестов для использования на уроках.
  • Составление проектов в электронном виде.
  • Экскурсии с целью отбора материала для составления задач.

        В соответствии с целями спецкурса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа. Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:

консультация с учителем;

работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий;

подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.

3.Описание места учебного курса  в учебном плане

Программа рассчитана на одно полугодие   из расчёта 1 час в неделю. Всего: 18 часов. В курсе используются эвристические исследовательские методы обучения: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследований.

        Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.

        Формы и средства контроля

  • практическая работа
  • лабораторная работа
  • головоломки, ребусы, кроссворды
  • защита творческих работ и проектов

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

         Системно – деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает:

- определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, поэтому стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся не только предметным, а в первую очередь личностным и метапредметным.

        Метапредметные результаты представляют собой освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями. Личностные результаты представляют собой освоенные личностные УУД.

        Освоение программы обучающимися позволит получить следующие результаты:

- В сфере развития личностных универсальных учебных действий создать условия для формирования:

• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений);

• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-

познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления

профильного образования.

- В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий программа способствует:

• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе иприобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной

компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учѐтом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения.

- Приоритетное внимание уделяется познавательным универсальным учебным действиям:

• практическому освоению обучающимися основ проектно - исследовательской деятельности;

• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

- В сфере развития регулятивных универсальных учебных действийприоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания,включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать ихреализацию.

- В сфере развития планируемых воспитательных результатов курса:

Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний и представлений о химических технологиях, о значение химии в современном мире, различных техниках и видах искусства, использующих достижения химии, понимания их социальной значимости в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), уважения к духовно-нравственным ценностям в процессе комплексного освоения программы, осмысленного понимания роли и значения культуры в жизни народа, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде.

Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, развитие творческого потенциала личности в процессе исследования и реализации творческих проектов – исследовательской работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников проходит через участие их в беседах по разным темам, участие в научно – исследовательских конференциях и конкурсах исследовательских работ, реализацию исследовательских проектов.

Все обучающиеся в течение посещения занятий выбирают тему исследования и выполняют исследовательскую работу, которая представляется на итоговой конференции. При этом возможно выполнение творческого отчѐта как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек.         Формирование УУД выступает как цель образовательного процесса, а их сформированность определяет его эффективность.

5.Содержание курса

Тема1. Химия в центре естествознания (5 часов)

        Химия как часть естествознания. Физические тела и вещества. Свойства веществ.

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Строение пламени. Моделирование. Химические модели. Химические знаки и формулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества.         Качественный и количественный состав вещества.

        Химия и физика. Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Агрегатные состояния веществ. Понятие об агрегатном состоянии вещества.

        Химия и география. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы.

        Химия и биология. Химический состав живой клетки. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

Демонстрационные эксперименты

 Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.

Лабораторные опыты

 Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии.

 Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.

 Диффузия перманганата калия в желатине.

 Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.

 Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.

 Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.

 Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

Домашние опыты

 Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина.

 Обнаружение крахмала в продуктах питания; яблоках.

Практическая работа № 1. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.

Тема 2. Математика в химии (6 часов)

        Относительные атомная и молекулярная массы. Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.

        Массовая доля элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.

        Чистые вещества и смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства). Объемная доля газа в смеси. Определение объемной доли газа в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа.

Демонстрации

 Смесь речного и сахарного песка и их разделение.

 Коллекция нефти и нефтепродуктов.

 Коллекция «Минералы и горные породы».

Тема 3. Явления, происходящие с веществами (6 часов)

        Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание,  центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование , дистилляция, или перегонка. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.

        Химические реакции. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Признаки химических реакций. "Мое любимое химическое вещество"

Демонстрации

 Коллекция «Нефть и нефтепродукты».

Демонстрационные эксперименты

 Разделение смеси порошка серы и железных опилок.

 Разделение смеси порошка серы и песка.

 Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании.

 Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора.

 Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия.

 Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.

Лабораторные опыты

 Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.

Домашние опыты

 Разделение смеси сухого молока и речного песка.

 Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.

 Растворение в воде таблетки аспирина УПСА.

Практическая работа № 2.  Разделение смесей порошков железа и серы, сахара и речного песка.

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1.

Химия в центре естествознания

6

 Формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе; Использовать приемы работы с информацией.

Составлять план ответа; выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно.

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Выполнять практическую работу и делать выводы.

Соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием.

Беседовать о моделях как абстагированных копиях изучаемых объектов и процессов.

Познакомиться с моделями в химии.

Химия как часть естествознания. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира.

1

Практическая работа № 1. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.

1

Химические модели, знаки и формулы. Качественный и количественный состав вещества.

1

Химия и физика. Строение вещества. Агрегатные состояния веществ.

1

Химия и география. Минералы и горные породы.

1

Химия и биология. Химический состав живой клетки.

2.

Математика в химии

6

 Формировать целевые установки учебной деятельности, выстаивать последовательность необходимых операций, уметь осуществлять поиск необходимой информации по таблице Д.И. Менделеева.

Беседовать о различных чистых веществах и смесях.

Учатся производить расчет компонентов газовой смеси по его объемной доле.

Учатся решать расчетные задачи с использованием понятий "массовая и объемная доли".

Относительные атомная и молекулярная массы. Нахождение

1

Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества

1

Массовая доля элемента в сложном веществе.

1

Расчет массовой доли химического элемента в сложном веществе по  формуле вещества.

1

Чистые вещества и смеси. Газообразные, жидкие, твердые смеси, кулинарные смеси и синтетические моющие средства.

1

Объемная доля газа в смеси. Определение объемной доли газа в смеси.

1

3.

Явления, происходящие с веществами

6

 Определяют понятия чистого вещества и смеси.

Составляют план ответа; выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно.

Учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Выполнять практическую работу и делать выводы.

Соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием.

Выступают с сообщениями и защитой презентаций.

Обсуждают различные позиции, анализируют информацию делают выводы.

        Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ:

1

Практическая работа № 2 Разделение смесей порошков железа и серы, сахара и речного песка.

1

 Перегонка нефти. Нефтепродукты.        

1

Химические реакции.

1

Признаки химических реакций.

1

"Мое любимое химическое вещество"

1

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Технические средства обучения:

Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):

  • персональный компьютер;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • колонки;

Список литературы:

1. Груздева, Н. В. Юный химик, или Занимательные опыты с веществами вокруг нас [Текст] : иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Н. В. Груздева, В. Н. Лаврова, А. Г. Муравьев. – СПб. : Крисмас+, 2006. – 105 с.

2. Ольгин, О.  М.  Опыты без взрывов [Текст] / О. М. Ольгин. – 2-е изд. – М. : Химия, 1986. – 147 с.

3. Ольгин, О. М. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии [Текст] / О. М. Ольгин. – М. : Детская литература, 2001. – 175 с.

4. Смирнова, Ю. И.  Мир  химии.  Занимательные рассказы  о  химии  [Текст] / Ю. И. Смирнова. – СПб. : МиМ-экспресс, 1995. – 201 с.

5.Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.

6.Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

  1. http://www.en.edu.ru/  –  Естественно-научный  образовательный портал.
  2. http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений
  3. http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.
  4. http://chemistry.r2.ru/ – Химия для школьников.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • информационно- коммуникационных средства (справочные информационные ресурсы, компакт-диски, содержащие наглядные средства обучения,);
  • технических средств обучения (мультимедийное оборудование);
  • учебно- практическое и учебно -лабораторное оборудование

(комплект лабораторного оборудования (штатив лабораторный, стаканы, чашки Петри, стаканы мерные, пробирки, колбы, стеклянные палочки, фарфоровые чашечки и т.д.);

  • натуральных объекты (необходимые коллекции и макеты).
  • цифровые образовательные ресурсы
  • реактивы

8. Планируемые результаты изучения курса

Предметными результатами освоения программы «Мир занимательной химии» являются следующие знания и умения:

– умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «индикаторы»;

– знание химической посуды и простейшего химического оборудования;

– знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами;

– умение определять признаки химических реакций;

– умения и навыки в проведении  химического эксперимента;

– умение проводить наблюдение за химическим явлением.

Требования и результаты к уровню подготовки учащихся

В результате изучения материала курса обучающийся научится :

  • Понимать, что все окружающие нас предметы называют телами, которые состоят из веществ;
  • Распознавать и описывать  химические вещества и их свойства (например, уксусная кислота, мел, сода, углекислый газ, перманганат калия, гашеная известь, медный купорос, железный купорос, крахмал, сахар и др.);
  • Изучать химические  объекты и процессы: ставить химические  эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за химическими процессами.
  • Объяснять   некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например, кислота, основание, щелочь, нейтрализация, молекула, химическая реакция, адсорбция и др.);

– ответы на многие бытовые вопросы («Что такое накипь и как с ней бороться?», «Как удалять пятна?», «Что такое тайнопись?» и др.);

Обучающийся получит возможность научиться:

•  использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, графический планшет и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

•  моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

•  пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

•  выполнять правила безопасного поведения в доме.

обучающиеся должны уметь:

 приводить примеры различных тел и веществ, окружающих нас в повседневной жизни;

 определять виды деятельности человека, связанные с изучением природы (методы познания: наблюдение и эксперимент);

– искать и находить сущность простейших  явлений  бытовой  жизни  (например, изменение цвета пищевых продуктов);

– проводить элементарный качественный анализ продуктов (например, определение крахмала, определение реакции среды);

– проводить несложные манипуляции на основе элементарных химических знаний и умений (например, выведение пятен путем экстракции и адсорбции, уменьшение жесткости воды, получение растительных красителей и др.);

 проводить несложные опыты и наблюдения за ними.

Личностные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная география»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса

Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.Программа расчитана на 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю. Новизна данной ...

Рабочая программа курсов по выбору "Занимательные неравенства"

Программа курса по выбору «Занимательные неравенства» предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в школьный курс математики основной школы, но необходимы при дальнейшем ее изу...

Рабочая программа курса по выбору "Занимательная география" 5-7 класс

Рабочая программа курса по выбору "Занимательная география" 5-7 класс...

Аннотация к рабочей программе курса по выбору "Занимательная география" 5-7 класс

Аннотация к рабочей программе курса по выбору "Занимательная география" 5-7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная информатика"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная информатика" для 5-6 классов...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная химия»

Структура рабочей программы1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;2) содержание курса внеурочной деятельности;3) тематическое планирование4) формы организации внеурочной деятельности5)Ре...