Разработка урока "Основания с точки зрения ТЭД
план-конспект урока по химии (8 класс)

Левицкая Лариса Викторовна

Цель: Охарактеризовать способы получения и общие свойства оснований в свете ионных представлений.

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование представлений об основных классах неорганических соединений; рассмотреть свойства растворимых и нерастворимых оснований.

Развивающие:  развивать самостоятельность в работе с учебником и при проведении эксперимента; совершенствовать умения сравнивать вещества, выявлять общие черты и различия в свойствах и составе оснований; развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля; формирование умений проводить химический эксперимент в соответствии с правилами ТБ, обращаться с химической посудой и оборудованием;

Воспитательные:  формирование  коммуникативных способностей учащихся; воспитание бережливости  и аккуратности;

Тип урока: Изучение нового материала

Форма  контроля и организации деятельности учащихся: индивидуальная (работа по карточкам), групповая (в парах- Лабораторная работа),фронтальная(устный опрос

Методы и приемы: словесные беседа, рассказ), наглядно-иллюстративные ( демонстрация),частично-поисковые (лабораторная работа),использование ИКТ(презентация, видео опыты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovaniya_v_svete_ted.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Основания, их классификация, способы получения и свойства.

Цель: Охарактеризовать способы получения и общие свойства оснований в свете ионных представлений.

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование представлений об основных классах неорганических соединений; рассмотреть свойства растворимых и нерастворимых оснований.

Развивающие:  развивать самостоятельность в работе с учебником и при проведении эксперимента; совершенствовать умения сравнивать вещества, выявлять общие черты и различия в свойствах и составе оснований; развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля; формирование умений проводить химический эксперимент в соответствии с правилами ТБ, обращаться с химической посудой и оборудованием;

Воспитательные:  формирование  коммуникативных способностей учащихся; воспитание бережливости  и аккуратности;

Тип урока: Изучение нового материала

Форма  контроля и организации деятельности учащихся: индивидуальная (работа по карточкам), групповая (в парах- Лабораторная работа),фронтальная(устный опрос

Методы и приемы: словесные беседа, рассказ), наглядно-иллюстративные ( демонстрация),частично-поисковые (лабораторная работа),использование ИКТ(презентация, видео опыты).

Оборудование и реактивы: ТСО (компьютер, медиа проектор, экран);штатив с  пробирками; растворы: гидроксида натрия, соляной, серной кислот, сульфата меди(||), хлорида железа(|||),фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса, универсальная индикаторная бумага.

Требования к учащимся:

Должны знать: определение оснований, признаки классификации ,получение и свойства оснований, особенности свойств нерастворимых оснований.

Должны уметь: составлять формулы оснований и называть их, составлять ионные уравнения с участием оснований.

Отрабатываемые навыки: написание уравнений ионных реакций, работы с Таблицей растворимости, составление формул сложных веществ, проведение химического эксперимента и описание наблюдаемых явлений.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Актуализация

Сегодня на вахте оставили бутыль с какой-то жидкостью. На ней стоит знак N….. Нам необходимо определить данное вещество. Какому классу относится это вещество.

  1. Какие классы неорганических соединений вы знаете?
  2. Как можно распознать растворы кислот или оснований среди растворов других веществ?
  3. Назовите индикаторы?  Назовите изменение окраски индикаторов в кислой среде, в щелочной среде?
  4. Определите, к какому классу относится данный раствор. У вас 2 вида индикатора: метилоранж, фенолфталеин.

Тема урока: Основания, .....

Таблица

Должен знать и уметь

Я знаю и умею

Я знаю, но недостаточно владею

Необходимо узнать

1. Определение оснований

2. Составление химических формул, названий оснований

3.Определение зарядов ионов в основании

4. Диссоциацию оснований

5.Классификацию оснований

6. Способы получения растворимых и нерастворимых оснований

7. Химические свойства оснований

8. Применение оснований

Тема урока: Основания, их классификация, способы получения, свойства и применение.

  1. Дайте определение оснований, как сложных веществ, так и электролитов
  2. Составить формулы гидроксид натрия, гидроксид бария, гидроксид железа (III)
  3. Выбрать какие вещества будут диссоциировать и написать уравнения диссоциации

NaOH,   Ba(OH)2 ,  Fe(OH)3

 Классификация оснований

Определим признаки классификации оснований

Задание:

  1. Найдите лишнее вещество

КОН, NaOH,   Ba(OH)2

Са(ОН)2, Ba(OH)2, Ве(OH)2

NaOH,   Ba(OH)2 ,  Fe(OH)3

Задание: дать характеристику оснований по таблице  11 стр 215

1 ряд- гидроксид лития,  2 ряд-  гидроксид алюминия, 3 ряд- гидроксид магния

Запомнить Слабое основание NH4OH  распадается на аммиак и воду . ( показать нашатырный спирт)

Способы получения

Растворимые основания              нерастворимые основания

( показать видеопытов)

Написать уравнение реакции на доске

2Na + 2 H2O = 2NaOH + H2     CaO + H2O = Са(ОН)2

Нерастворимые

 Гидроксид железа, гидроксид меди, гидроксид хрома

Физкультминутка ( на зрения, осанку)

Химические свойства  ( работа с учебником стр 215-217)

Написать уравнения реакции

Показать опыт Взаимодействия  оснований с кислотным оксидом.

 Лабораторные опыты «Химические свойства оснований»

1.Лабораторный опыт “ Взаимодействие оснований  с кислотами»

Порядок выполнения работы:

В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и  опустите бумажку фенолфталеина. Что вы наблюдаете?

К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?

Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.

2.Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с солями”

Порядок выполнения работы:

В пробирку налейте 2 мл гидроксида натрия и прибавьте несколько капель сульфат меди. Что вы наблюдаете?

Напишите молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции

3.лабораторный опыт “ Разложение нерастворимых оснований ”.

Порядок выполнения работы:

Взять пробирку с полученный осадком  голубого цвета в опыте № 2  закрепить держателем и нагреть с помощью спиртовке, как показано на рис 140 учебника на стр 217

Что вы наблюдаете?

Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.

Применение оснований ( показ слайдов)

Закрепление

Тест по теме «Основания»

1. Выберите формулы оснований:

а) SO3                        б) Mg(OH)2      в) H2SO4                г) СаО

2. К каждому из ниже указанных веществ прибавили воду и фенолфталеин. В каких случаях появится малиновое окрашивание?

а) BaO                        б) HNO3      в) CuO                        г) КОН

3. Какие из указанных гидроксидов  не могут быть получены взаимодействием соответствующих оксидов с водой?

а) Аl(OH)3        б) Fe(OH)3    в) Са(ОН)2                        г) LiOH

4.Окраска индикаторов под действием раствора гидроксида калия меняется следующим образом:

а) лакмус краснеет   б) лакмус синеет   в) Метилоранж краснеет   г) Метилоранж желтеет

д) фенолфталеин  становится малиновым   е) Фенолфталеин остается бесцветным

5. Раствор гидроксида калия вступает в химические реакции с веществами, формулы которых

а) СО2                б) H2S                в) Са(ОН)2      г) Cu                д) NaNO3                e) Mg

Домашнее задание

Изучить параграф 39 Упр 3,4, 5 стр 218. Дополнительная оценка  Составить уравнения реакций в схеме переходов  MgO     MgSO4      Mg(OH)2      MgCI2. Во второй реакции написать инно-молекулярное уравнения.

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению занятия в системе УДО с точки зрения

В представленном материале  автор постарался выделить необходимые аспекты, которые необходимо соблюдать при составлении занятия с позиции здоровьесбережения обучающихс....

Разработка урока и анализ урока с точки зрения УУД "Австралия и Океания"

Данный урок является заключительным в теме Австралия. Цель урока: Обучающая: Обобщить,  систематизировать, закрепить знания учащихся по данной теме.Развивающая:Сформировать у ребят...

Методическая разработка "Труд с точки зрения закона и социальных перспектив"

Урок права в 11 классе. Обобщающее повторение  по разделу  "Трудовое право", в форме групповойработы с элементами имитационной интерактивной игры (моделирование ситуации) и практического зан...

Методическая разработка урока с точки зрения системно-деятельностного подхода "Русский язык - один из развитых языков мира"

Данный урок разработан по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Предполагает использование УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова "Русский язык"....

Методическая разработка урока "Русская лексика с точки зрения сферы употребления"

Цель учебного занятия: Познакомить учащихся со сферами употребления русской лексики, определить понятия «общеупотребительная лексика», «лексика ограниченного употребления»...

Разработка нестандартного урока "Кино с физической точки зрения"

Материал для использования во время внеурочной деятельности для учащихся 9-11 классов....

Методическая разработка "Курение с точки зрения математики"

Методическая разработка внеаудиторного занятия...