Технология личностно-ориентированного обучения на уроках химии
статья по химии

Особенности использования личностно-ориентированного обучения на уроках химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_lichnostno-orientirovannogo_obucheniya.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технология личностно-ориентированного обучения

на уроках химии

Современное российское  образование находится в сложном периоде поиска и обретения нового смысла своего существования, без постижения которого невозможно исполнения её функций как ведущего института образования. Так сложилось, что информатизация общества в нашей стране происходила на фоне неблагоприятных социальных факторов. Сегодня подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные учащиеся существенно отличаются от тех, что обучались, скажем, 10 лет назад. У значительной части нынешних учащихся снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции - память логика, мышление, анализ, а также самоконтроль. Такой учащийся сначала в школе, а затем и в других учебных заведениях часто просто не понимает, что говорит ему учитель, не может уловить смысл прочитанного, не может осилить кучу предметов, которые пытаются впихнуть в его голову.

Цели традиционного урока

Цели личностно-ориентированного урока

1. Обучает всех учащихся установленной сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению каждым учащимся своего собственного личностного опыта

2.Определяет учебные задания, форму работы учащихся и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

2.Предлагает учащимся на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет их к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3.Старается заинтересовать учащихся в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы учащихся и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

4.Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными учащимися

4. Ведёт индивидуальную беседу с каждым учащимся

5. Планирует и направляет учебную деятельность учащихся

5. Помогает им самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы, подмечая и исправляя допущенные учащимися ошибки

6. Поощряет учащихся самостоятельно оценивать результаты своей работы и исправлять допущенные ошибки

7. Разрешает разрешающие конфликты между учащимися в рамках учебной деятельности: поощряет правых и наказывает виноватых

7. Побуждает обучающихся обсуждать возникающие, между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Очевидно, что неблагоприятным фактором социальной среды образовательное учреждение должно что-то противопоставить. Технология личностно - ориентированного обучения на уроках химии - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту обучающихся как опыту их собственной жизнедеятельности.

Личностно- ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Основные особенности личностно-ориентированного урока.

Основная цель - создание условий для проявления познавательной активности обучающихся. Достижение учителем этой цели достигается следующими средствами:

  • Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт обучающихся;
  • Создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы;
  • Стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;
  • Использование дидактического материала, позволяющего обучающимся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • Оценка деятельности обучающихся не только по конечному результату (« правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;
  • Поощрение стремление обучающихся находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы своих товарищей в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения студента.

Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков по химии.

Сравнение логики и структуры деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно ориентированном обучении

Традиционное обучение

Личностно-ориентированное обучение

1. Обучающийся не является субъектом деятельности, разрушена её целостность, слаба мотивация, личностный смысл учения, они определяются чаще всего не самой деятельностью, а внешними воздействиями.

1. Обучающийся становится субъектом деятельности, осуществлеяет её целостно на всех этапах, осознаёт процесс учения и управляет им.

2. Учитель выступает как информатор, транслятор культуры, основной способ управления - авторитарный, основанный на принуждении и стимулировании деятельности обучающегося с помощью оценки и отметки.

2. Учитель становится координатором, организатором деятельности студентов в процессе которой учит его осуществлять целепологание, овладевать способами и приёмами учебной деятельности, формирует критерии и навыки самоанализа.

3. Основная задача обучения - усвоение и воспроизведение обучающимися переданной им информации, способов деятельности.

3. Основная задача обучения - обеспечения самоопределения личности в культуре, открытие обучающимися новых знаний и способов деятельности, перевод студента в режим саморазвития.

Всё это не сводится к данной характеристике сущности личностно-ориентированных технологий обучения, но это позволяет определить то основное, что обеспечивает субъективную позицию студента.

В своей работе преподавателю желательно использовать три основные технологии ЛОО (личностно-ориентированного обучения):

  • уровневой дифференциации
  • проектной деятельности
  • игровые

Технология уровневой дифференциации

Дифференциация в обучении открывает перед обучающимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по химии. Эффективному управлению учебной деятельностью обучающихся способствует изучение их учебных возможностей, знание которых позволяет преподавателю осуществлять дифференцированный подход в организации их учебной работы. Общеизвестно, что обучающиеся отличаются как своими способностями, так и отношением к работе. Поэтому изучаемый материал воспринимается ими неравномерно.

Обучающиеся с высшими учебными возможностями усваивают новый материал быстро, они свободно выполняют упражнения, решают задачи. У этих них проявляется высокая самостоятельность. Владея навыками самостоятельной работы лучше своих товарищей, они могут свободно работать без постоянного надзора учителя. Такие учащиеся нуждаются в заданиях повышенной степени трудности.

Обучающиесяс высокими учебными возможностями имеют прочные знания. Они обладают несколько меньшим потенциалом, чем обучающиеся первой группы, но усваивают материал почти на том же уровне. Они хорошо учатся, работают в быстром темпе, но нуждаются в некотором корректировании их деятельности, периодическом контроле за их учебными действиями.

В третью группу входят обучающиеся со средними учебными возможностями. Многие из них, обладая высокой обучаемостью, характеризуются низкой учебной работоспособностью. У них нет прилежания, целеустремленности в учебной деятельности. Они нуждаются в том, чтобы их деятельность тщательно направлялась, осуществлялся оперативный контроль за их работой. В этой же группе учащиеся с типичными средними показателями в обучаемости, которые медленнее, чем ихтоварищи из первой группы, усваивают понятия и всю систему знаний. В процессе учебной деятельности они не всегда могут напряженно работать, тщательно выполняют задание преподавателя только некоторые из них. При организации учебной деятельности обучающихся этой группы необходимо строго соблюдать постепенность перехода от простых заданий к сложным. Причем им необходимо выполнить большее число стандартных упражнений, т.е. приобрести определеннее навыки.

Четвертая группа - обучающиеся с низкими учебными возможностями. Они отличаются тем, что имеют низкий уровень обучаемости. Эти обучающиеся без помощи преподавателя работать не могут, они не проявляют умственной самостоятельности, отличаются низким темпом усвоения знаний. Чтобы организовать продуктивную деятельность таких студентов, необходимо осуществлять на отдельных этапах урока дифференцированное обучение.

Исходя из выше сказанного, необходимо на уроках использовать индивидуальные самостоятельные работы, которые предназначаются для всех учащихся, но в них учитывать разный уровень усваивания материала обучающимися. Поэтому желательно предлагать задания разной степени трудности. Все эти задания предусматривают знание одного и того же учебного материала, но отличаются тем, что требуют для выполнения различных умственных действий. Облегченный материал содержит большую часть индивидуализации, нужной для выполнения задания. В этом случае указывается и путь решения, поскольку приведены оба реагирующих вещества. Во 2 варианте содержится меньше информации: ребята сами должны правильно выбрать для реакции другое вещество. Вариант повышенной трудности дает учащимся минимум информации и совсем не указывает, каким путем идти к его решению. Также нужно использовать и дифференцированно - групповые формы на уроках. Групповая форма рациональна при изучении несложных теоретических понятий. Эта форма организации работы способствует повышению интереса к учебной деятельности, уровня продуктивности у всех учащихся. При этой форме каждая группа учеников работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным возможностям.

Дифференцированное обучение можно использовать на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний, работе с книгой, проведении практических работ, решении задач.

         Технология проектного метода:

Метод проектов совокупность  учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов. Педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности желательно привязать к решению вопросов сохранения здоровья ибо на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем. Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют обучающихся, но часто учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии, и считают, что им необходимы лишь точные рекомендации по поведению в той или иной ситуации. И только некоторые осознают, что  хорошая база теоретических химических знаний действительно дает возможность вникнуть в самую глубину проблемы, выявить первопричину нарушения здоровья, объяснить влияние данного фактора на организм человека и в итоге найти выход из сложившейся ситуации. Однако совершенно недостаточно насытить химический материал информацией, которая заинтересует обучающихся. Нужно так построить процесс обучения, чтобы учащиеся смогли сами исследовать проблему и выработать эти рекомендации, т. е. реализовать проблемное обучение, а для этого я необходимо выявить, какие вопросы, связанные с химией и валеологией, интересуют обучающихся, затем совместно с ними выбирать для исследования один из них и конкретизировать именно его. Затем можно  предложить учащимся найти выход из выбранной ими ситуации и внимательно выслушивать их мнения. Далее попробовать разделить обучающихся на группы и предложить каждой из них прорабатывать один из предложенных вариантов решения проблемы с точки зрения и химии, и валеологии. Учащиеся должны изучить научно-популярную литературу, публикации периодической печати, посвященные данной проблематике, обсуждить все «за» и «против» и выбрать наиболее оптимальный вариант. А затем на обобщающем уроке представители каждой группы должны представить свои доклады.

          Игровые технологии

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

 Примеры игр тренажеров:

«Убери лишнее» В предложенных ниже рядах присутствуют «лишние» формулы. Найдите их:

а) NaCl, AgNO3, KCl,

б) H2S, CaSO4, HI,

«Третий лишний»  В каждой строчке по три формулы. Например:

BaO  CO2   CaO

HNO3  HCl  H2O

Na2SO H2SO4   BaCl2 

P2O5  SO  MgO

Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркните формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся два других. Задание выполняет один человек, но можно предложить его группе из пяти учащихся. Они работают по принципу эстафеты.

 «Продолжи ряд»  Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд:

а) Li, Al, As,….

б) F-, …, , Ar, ….

 «Лото наоборот» Играющим выдается карточка, на которой написаны формулы веществ:

CaO;   HNO3 ;   P2O5 ; SO ;  NaOH  

Задача играющих состоит в том, чтобы на каждую клетку с формулой вещества наложить жетон с формулой вещества, имеющего противоположные химические свойства. Например, на формулу кислоты - формулу основания, на формулу основного оксида - формулу кислотного оксида и т.п.

Таким образом, использование технологий ЛОО на уроках химии и во внеурочной работе в течении пяти лет дает высокие и стабильные результаты: позволяет учащимся реально оценивать свои возможности, повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках; повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся; исчезает страх перед проверкой знаний.

       Используемая  литература:

1. С.В.Дендебер. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. - 2-е изд.- М.: 5 за знания, 2008.- 112с.- (методическая литература)

2. В.В. Лаврентьев Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения / В.В. Лаврентьев // Завуч. - 2005. - № 1.

3. И.С. Якиманская. Личностно - ориентированное обучение в современной школе.- М.: «Сентябрь», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно ус­ловно разделить на три основные группы:социально-педагогическая,предметно-дидактическая,психологическая.Социально-педагогическая модел...