Внеурочная деятельность по химии. 7 класс.
рабочая программа по химии (7 класс)
Внеурочная деятельность 7 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат с. Некрасовка
Рекомендовано На заседании ШМО «Гармония» Протокол от « » мая 2019 г. №
| Согласовано заместитель директора по ВР _________Т.А.Спирина « » 2019 г. | Утверждаю директор МБОУ школа-интернат с.Некрасовка _________В.И. Перевалов Приказ от « » 2019 г. № |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Знакомство с миром химии
7 класс
2019 – 2020 учебный год
Составитель: Федулова А.А.,
Учитель биологии и химии.
Программа разработана на основе модифицированной программы Е.И.Андрейченко «Путешествие в мир химии» в соответствии
с ФГОС ООО
с. Некрасовка
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения курса
«Знакомство с миром химии»
7 класс
В результате реализации данной рабочей программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
– понимать историко-культурную обусловленность способов решения задач, связанных с превращением веществ, как ограничений возможных средств действия;
– понимать культурную историю развития химической науки как общего основания для его собственного продвижения в предмете;
– осознавать значимость химической науки и практики для существования современного человека.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
- наблюдать, анализировать, приводить примеры химических явлений;
- писать элементарные химические формулы;
- выполнять различные задания к текстам;
Требования к результатам освоения школьниками программы курса по химии:
Личностными результатами изучения химии в 7 классе являются:
- восприятие химии как науки;
-понимание того, что знания химии используются повсеместно;
-способность к самооценке на основе наблюдения за проделанной работой.
Метапредметные результаты изучения вводного курса химии выражаются в таких новообразованиях, как:
– возможность постановки новых учебно-познавательных задач на основе анализа культурных способов решения практических задач в истории предмета химии;
– возможность найти средства достижения познавательного результата при анализе текстовых и иных источников, задающих культурную норму действия в данной предметно-обусловленной ситуации;
– возможность находить решение задачи целенаправленного превращения веществ и контролировать достижение поставленной цели на основе анализа культурно-исторического опыта решения аналогичных задач;
– включать предлагаемые учителем и обнаруживаемые в источниках средства решения химических задач в осуществление собственного познавательного действия, опробуя их в процессе выполнения химического опыта.
Предметные результаты изучения химии учащимися 7 классов включают в себя:
– формирование понятия химического элемента как инварианта превращения веществ и основания подразделения их на простые и сложные (химические соединения);
– умение использовать универсальные «посредники» химических превращений (типичные кислоты и основания, окислители и восстановители) для идентификации и различения веществ по их химическим свойствам;
– знание вещественных оснований формирования ряда химических понятий в практико-преобразовательной деятельности людей;
– знание деятельных оснований включения ряда веществ в обиход химической науки;
– владение основными приемами модельной интерпретации химических превращений (элементная формула, схема превращения веществ);
– приобретения опыта осуществления превращений вещества как непосредственной практической основы образования химических понятий
– формирование представления о химическом опыте как исключительно целенаправленном и контролируемом действии, сопряженном с обязательным выполнением требований общей и личной безопасности.
Содержание курса
Тема 1. Превращения и «не-превращения» веществ (4)
Оборудование химической лаборатории. «Рецепт»-инструкция «фокуса» как способ описания химического превращения. «Этикетки» как средство распознавания «нужных» веществ. Превращения и не-превращения веществ в природе и в быту. Условия их осуществления. Критерии наличия или отсутствия превращения. Постановка учебной задачи курса. Формулировка вопросов «на будущее».
Практическая работа. «Мы не волшебники, а только учимся»: осуществление превращений по инструкции. Правила техники безопасности проведения химического опыта.
Тема 2. Загадки «видимого» и «невидимого»: молекулярная интерпретация превращений (4)
Жидкость и раствор. Раствор как однородная смесь. Неизменность компонентов раствора и способы их выделения в исходном виде. Растворение вещества в воде. Упаривание раствора. Кристаллизация. Молекулярная интерпретация агрегатных переходов. «Микромодели» процессов растворения и кристаллизации. Поваренная соль и другие соли. Различение солей. Добыча соли из природных источников. Растворимые и нерастворимые вещества. Нерастворимые в воде вещества. Различение грубых смесей, взвесей и растворов. Фильтрование.
Практическая работа. Растворение и кристаллизация соли. Испарение и конденсация воды. Разделение смеси фильтрованием. Очистка загрязненной соли.
Проекты. «Круговорот воды в чайнике», «Опреснение воды», «Полезные примеси», «Мирабилит – чудесная соль».
Тема 3. Вещества вокруг нас (8)
«Сладкое сырье»: моделирование процессов выделения и очистки сахара. Получение сахара-рафинада.
Сливочное и растительное масло. Другие жиры. Использование и производство молочных продуктов: разделение компонентов молока. «Масличные» растения. Горючесть масел. «Водоотталкивающие свойства» жиров.
Мыло в хозяйстве. Отличия стирки и «химической чистки». Мыловарение. Щелок. Свойства жира, воздуха, воды и мыла как свойства их молекул.
Сода и поташ. Применение. «Вываривание» соды и поташа. Свойства питьевой и «стиральной» соды.
Уксус. Получение и применение уксуса. Разбавление уксусной кислоты (расчет).
Горение угля. Участие воздуха в процессе горения. Обугливание древесины. Продукты сгорания и обугливания. Отличия сгорания и обугливания. «Углеводы» − горючие вещества. Получение угля из древесины, сжигание угля. Моделирование превращений на «микроуровне».
Образование древесины растениями. Брожение и дыхание как источники углекислого газа. Образование углекислого газа при дыхании. Расход кислорода из воздуха. Горение парафина, нефти и газа. Образование сажи и копоти, обнаружение продуктов сгорания. Горение спирта.
Химический элемент углерод как основа круговорота органических веществ. «Круг превращений» соединений углерода. Зажигание и тушение огня. Угарный газ. Негорючие материалы
Демонстрации. Свойства углекислого газа. Обугливание древесины, бумаги, сахара, крахмала, обнаружение продуктов. Горение нефти и газа. Условия образования копоти. Горение спирта.
Лабораторные опыты. Действие углекислого газа на известковую воду и «растворение» осадка в кислоте. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Изучение продуктов горения парафина (свечи).
Практические работы. Получение эмульсии жира, мыльной пены. Варка мыла. Распознавание карбонатов. Действие кислоты на соду: идентификация газа. Идентификация газа в составе газированной воды.
Проекты. «Друзья Мойдодыра», «Горшок золы», «Сахар у нас на столе», «Бензин как растворитель», «Получение эфирных масел», «Кислоты у нас дома», «Превращения камней (глина, известняк и песок)», «Как делают стекло», «Откуда взялся школьный мел».
Тема 4. Металлы (6)
Медь и ее применение. Выплавка меди из руды как превращение веществ. Различение выплавки и плавки. Медные руды, их обжиг, двойная роль угля. Свойства малахита. Моделирование процесса выплавки меди. Восстановление и окисление меди. «Круг» соединений меди.
Медный купорос и его превращения. «Круг» медного купороса. Взаимодействие железа с медным купоросом, изучение продуктов реакции. «Соль» железа. Схема реакции замещения.
Превращения солей железа. Условия получения ржавчины. Превращения ржавчины. «Круг» железа. Проблема восстановления железа. Доменный процесс, двойственная роль угля. Моделирование процесса выплавки железа. Передел чугуна. Выплавка стали. Железные руды и «обманки».
Демонстрации. Образцы природного малахита и других медных руд.
Лабораторные опыты. Свойства малахита: отношение к воде и кислотам, разложение при нагревании, исследование продуктов. Окисление меди на воздухе, «очистка» меди кислотой. Восстановление железа из оксида углем
Практическая работа. Действие щелочи на растворимые соли меди, исследование продукта Цепочки превращений медного купороса. Цепочки превращений по «кругу» железа и его соединений. Решение экспериментальных задач. Решение экспериментальных задач по «кругу» превращений меди и ее соединений: распознавание растворов, осуществление превращений по цепочке. Действие медного купороса на железо, исследование продуктов.
Проекты: «Медной горы Хозяйка», «Медь – древнейший металл», «Сказки, притчи и пословицы о металлах». «История чугуна и стали», «Коксование угля».
Тема 5. Состав веществ: кислота, щелочь и вода (6)
«Противоположные» функции кислот и щелочей как «универсальных посредников» превращений. Поиск элементного состава щелочи. Вытеснение водорода из воды наиболее активными металлами. Уточнение состава воды. Генетический «круг» натрия.
Кислоты дома и в лаборатории. Общие свойства кислот. Проба на кислоту. Указатели кислот – индикаторы. Кислотные «остатки»: состав солей. Получение минеральных кислот из солей. Действие кислот на металлы. Схема «взаимодействия». «Вытеснительная» активность металлов по отношению к другим металлам и к водороду: «ряд активности».
Получение и свойства водорода. Взрывоопасность смеси водорода с воздухом, техника безопасности. Элементный состав воды. Размещение водорода в «ряду активности» металлов.
Демонстрации. Взаимодействие натрия с водой. Получение соляной кислоты из соли. Получение кислоты из селитры. Получение и свойства водорода. Образование воды при горении водорода. Восстановление оксида меди водородом. «Серебрение» медной монеты.
Лабораторные опыты. Испытание продуктов взаимодействия натрия с водой. Действие кислот на металлы. Изучение реакций замещения с участием данного металла.
Практическая работа. Испытание «домашних» и «лабораторных» кислот. «Работа» индикаторов.
Проекты. «Что я знаю о превращениях веществ». «Для чего растениям и животным кислоты?», «Растения-индикаторы», «Открытие газов», «История водорода».
Тема 6. Что из чего получается? (5)
Генетические связи металлов, оксидов, кислот и солей. Серная кислота. Превращения серной кислоты. Сульфаты. Генетические связи серной кислоты. Соляная и азотная кислоты.
Схема обмена соли и щелочи: идентификация осадка и растворимого продукта реакции.
Действие щелочи на соляную кислоту.
Общие свойства щелочей. Состав основных гидроксидов.
Получение солей щелочных металлов. Генетические «круги» щелочных и щелочноземельных металлов (натрия, калия, кальция, магния).
Моделирование состава и схем превращений веществ известных генетических «кругов» (уточнение элементных формул известных веществ).
Кислотные и основные «начала» солей. Способы получения солей. Названия солей.
Нейтрализация как типовой способ получения солей. Схема нейтрализации. Проблема использования индикатора. Образование воды. Варианты кислотно-основного взаимодействия. Теплота нейтрализации.
Соли вокруг нас. Образование солей в природе и в технологических процессах. «Двойной обмен» солей. Осаждение одной из солей как условие протекания реакции обмена между солями. Таблица растворимости солей.
Демонстрации: Получение кислот из купороса и селитры. Взаимодействие магния с горячей и холодной водой. Взаимодействие кальция и калия с водой. Взаимодействие натрия с соляной кислотой. Горение натрия в хлоре.
Лабораторные опыты. Действие щелочей и кислот на соли: осаждение и «растворение» оснований. Действие растворов щелочей на фенолфталеин. Испытание щелочей. *Осаждение и растворение гидроксида алюминия.
Практические работы. Получение солей реакциями обмена: изучение условий протекания
Проекты. «История кислот», «Мать всех кислот», «Откуда берут серную кислоту?», «Царская водка». «Щелочные соли». «Напиток Клеопатры».
Тематическое планирование
«Знакомство с миром химии» (34 часа)
№ | Тема занятия | Дата проведения |
Тема 1. Превращения и «не-превращения» веществ (4 ч.) | ||
1 | Практическая работа№1. Знакомство с химическим оборудованием. Правила техники безопасности проведения химического опыта. | 2.09-6.09 |
2 | «Химические фокусы». | 9.09-13.09 |
3 | Превращения и не-превращения веществ в природе и в быту. | 16.09-20.09 |
4 | Практическая работа№2. «Мы не волшебники, а только учимся» | 23.09-27.09 |
Тема 2. Загадки «видимого» и «невидимого»: молекулярная интерпретация превращений (4 ч.) | ||
5 | Жидкость и раствор. | 30.09-4.10 |
6 | Растворимые вещества. Упаривание раствора. Кристаллизация. | 7.10-11.10 |
7 | Нерастворимые в воде вещества. | 14.10-18.10 |
8 | Практическая работа №3. Очистка загрязненной соли. | 21.10-25.10 |
Тема 3. Вещества вокруг нас (8 ч.) | ||
9 | «Сладкое сырье». | 5.11-8.11 |
10 | Сливочное и растительное масло. Другие жиры. | 11.11-15.11 |
11 | Мыло в хозяйстве. | 18.11-22.11 |
12 | Сода и поташ. Применение. | 25.11-29.11 |
13 | Уксус. | 2.12-6.12 |
14 | Горение угля. Участие воздуха в процессе горения. | 9.12-13.12 |
15 | Образование древесины растениями. Брожение и дыхание как источники углекислого газа. | 16.12-20.12 |
16 | Горение парафина, нефти и газа. | 23.12-27.12 |
Тема 4. Металлы (6 ч.) | ||
17 | Медь и ее применение. | 13.01-17.01 |
18 | Медный купорос и его превращения. | 20.01-24.01 |
19 | Практическая работа №4. Цепочки превращений медного купороса. | 27.01-31.01 |
20 | Превращения солей железа. Условия получения ржавчины. Превращения ржавчины | 3.02-7.02 |
21 | Проблема восстановления железа. Доменный процесс, двойственная роль угля. | 10.02-14.02 |
22 | Практическая работа №5. Цепочки превращений по «кругу» железа и его соединений | 17.02-21.02 |
Тема 5. Состав веществ: кислота, щелочь и вода (6 ч.) | ||
23 | «Противоположные» функции кислот и щелочей как «универсальных посредников» превращений. | 25.02-28.02 |
24 | Поиск элементного состава щелочи. | 2.03-6.03 |
25 | Кислоты дома и в лаборатории. Получение минеральных кислот из солей. | 10.03-13.03 |
26 | Действие кислот на металлы. | 16.03-20.03 |
27 | Получение и свойства водорода | 1.04-3.04 |
28 | Практическая работа №6. Испытание индикатором «домашних» и «лабораторных» кислот. | 6.04-10.04 |
Тема 6. Что из чего получается? (3 ч.) | ||
29 | Генетические связи металлов, оксидов, кислот, оснований и солей. | 13.04-17.04 |
30 | Схема обмена соли и щелочи: идентификация осадка и растворимого продукта реакции. | 20.04-24.04 |
31 | Моделирование состава и схем превращений веществ известных генетических «кругов». | 27.04-30.04 |
Тема 7. Проектная деятельность (3 ч.) | ||
32 | Создание демонстративного опыта. | 4.05-15.05 |
33 | Представление и защита опыта. | 18.05-22.05 |
34 | Представление и защита опыта. | 25.05-29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеурочная деятельность по химии "За страницами учебника химии"
Программа по химии для 9 класса для углубленного изучения этого предмета....
Рабочая программа внеурочной деятельности по химии " Химия вокруг нас"
Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется умение прав...
Программа внеурочной деятельности по химии " Решение задач по неорганической химии" 8 класс
Программа внеурочной деятельности позволяет расширить знания основных понятий и законов химии, учит наблюдать, применять полученные знания на практике, развивает внимание, мышление учащихся, формирует...
Программа внеурочной деятельности по химии "Химия в задачах и упражнениях"
Программа внеурочной деятельности позволяет расширить знания основных понятий и законов химии, воспитывает общечеловеческую культуру, учит наблюдать, применять полученные знания на практике....
Программа внеурочной деятельности по химии для учащихся 8 классов "Химия для любознетельных"
Программа расчита для учащихся 8 классов. Программа включает в себя проведение эксперимента, чтение научно-популярной литературы, экскурсии....
Программа внеурочной деятельности по химии для 7 класса "Химия. Вопросы и ответы"
Программа внеурочной деятельности по химии для 7 класса содержит следующие разделы: - Введение, - Химическая лаборатория, - Вещества на кухне, - Атомы. Молекулы. Вещества, - П...
Программа курса внеурочной деятельности по химии "Чудесная химия" для учащихся 8 классов
Изучение программы общеинтеллектуального направления проходит в рамках внеурочной деятельностиЦель: формирование у учащихся опыта химического творчества, который связан не только с содержанием д...