Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса (ФГОС) автор - О. С. Габриелян
рабочая программа по химии (8 класс)

Лариса Сергеевна Мамаева

Рабочая программа по химии 8 класс. Автор О. С. Габриелян, (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_himii_8_klass_vernaya.docx79.79 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ № 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, авторской программы О.С.Габриелян, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, программы курса химии для 8- 9 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – М. «Дрофа», 2017 г., УМК - О. С. Габриелян, «Химия», издательство М.: Дрофа, 2017 г.

Уровень обучения – на базе ФГОС.  

Рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса.

Преподавание  дисциплин образовательной области «Химия»  с 8 - 9 класс  в 2019 -2020 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, ч. 2;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1 от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 от 25.12.2013 № 72, изменений № 3 от 24.11.2015 № 81);
4.  Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, №629 от 07.07.2017г.);
5. Устав МБОУ « ООШ».
6. Основная образовательная программа основного  общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Родионово – Несветайского района « Платово-Ивановская основная общеобразовательная школа» (5-9 класс).
7. Учебный план МБОУ « Платово-Ивановская  ООШ» на 2019-2020 учебный год;
8. Календарный учебный график на 2019-2020 учебный год МБОУ «Платово-Ивановская  ООШ»;

9. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ «Платово-Ивановская  ООШ».

10. Примерная программа основного общего образования по химии для учащихся  8 – 9 классов общеобразовательных учреждений (ФГОС)

 8 – 9 кл./ сост. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2017 г.

Направленность курса

Основные цели учебного курса:  формирование представления   о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), закономерностях протекания реакций и их классификации.
Основные задачи учебного курса:

Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;

Развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;

Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества;

Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Методические особенности изучения предмета:

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения:

  • работать с веществами;
  • выполнять простые химические опыты;
  • учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве

Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

РАЗДЕЛ № 2. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса.

Согласно расписанию и годовому календарному графику, базирующемся на Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС), рабочая программа 8 класса по химии предусматривает классно-урочную систему обучения в объеме 2 часа в неделю 70 часов в год.

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов за год

8

2

70

9

2

64

                        Итого - 134 часа

РАЗДЕЛ № 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:  осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
  • преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1. В познавательной сфере:

- давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);

- формулировать периодический закон Д.И.Менделеева и раскрывать его смысл;

- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

- описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

- классифицировать изученные объекты и явления;

- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

- моделировать строение атомов элементов первого - третьего периодов, строение простейших молекул.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

- разъяснять на примерах (приводить примеры, подтверждающие) материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;

- строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.

3. В трудовой сфере:

- планировать и проводить химический эксперимент;

- использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Примерные направления проектной деятельности обучающихся.

1. Работа с источниками химической информации — исторические обзоры становления и развития изученных понятий, теорий, законов; жизнь и деятельность выдающихся ученых-химиков.

2.Аналитические обзоры информации по решению определенных научных, технологических, практических проблем.

3. Овладение основами химического анализа.

 4. Овладение основами неорганического синтеза.

Предметными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

Тема: «Введение в химию. Предмет химии»

Учащиеся  научатся:        

  • Раскрывать смысл основных понятий: вещество, химический элемент, относительная атомная и молекулярная массы;
  • называть химические элементы;
  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов

Учащиеся  получат возможность научиться:

  • определять роль различных веществ в природе и технике;
  • характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы

Тема: «Атомы химических элементов»

Учащиеся научатся:

  • Раскрывать смысл основных понятий: атом, изотопы, химическая связь, электроотрицательность;
  • Объяснять физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода;
  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева;
  • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
  • изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
  • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа

Тема: «Простые вещества»

Учащиеся научатся:

  • классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
  • вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества;

Учащиеся  получат возможность научиться:

  • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами;
  •  проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы

Тема: «Соединения химических элементов»

Учащиеся  научатся:

  • определять степень окисления элемента в соединениях;
  • определять  принадлежность веществ к определенному классу неорганических веществ;
  •  различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
  • выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
  • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
  • составлять формулы неорганических соединений по степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления растворов заданной концентрации.

Тема: «Изменения, происходящие с веществами»

          Учащиеся научатся:

  • приводить примеры химических процессов в природе;
  • изображать сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
  • объяснять различные способы классификации химических реакций;
  • проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

Учащиеся  получат возможность научиться:

  • понимать роль химических процессов, протекающих в природе;
  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.

Тема: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

Учащиеся  научатся:

  • раскрывать смысл основных понятий: растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация; окислитель и восстановитель, окисление и восстановление
  • объяснять сущность реакций ионного обмена;
  • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
  • называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
  • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
  • составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций и определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
  • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

Учащиеся  получат возможность научиться:

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
  • приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
  • использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по химии

1. Оценка устного ответа

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4»;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2.  Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;

- отсутствие ответа на задание.

3. Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

4. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

5. Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка « 5 »;

• одна ошибка — оценка « 4 »;

• две ошибки — оценка « З »;

• три ошибки — оценка « 2 ».

Для теста из 30 вопросов:

• 25-З0 правильных ответов —  оценка « 5 »;

• 19-24 правильных ответов —  оценка « 4 »;

• 13-18 правильных ответов —  оценка « З »;

• меньше 12 правильных ответов —  оценка «  2 »

Оценка умений решать экспериментальный задачи

Отметка «5»:

План решения составлен правильно; Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; Дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более 2-х несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

Допущены 2 (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах  или задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущены не более 2-х несущественных ошибок.

Отметка «3»:

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении или отсутствие ответа на задание.

Критерии оценивания ученических проектов по химии

Стратегия модернизации общего образования определила его основные направления: интеграция учебного содержания, формирование коммуникативных компетентностей и развитие пользовательских навыков в информационных технологиях. Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценок невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором и показателем результативности.

Разложить критерии по трём составляющим качества образования, а также три уровня сформированности компетентности:

  • 2 – выше среднего
  • 1 – средний
  • 0 – ниже среднего.

Матрица оценивания проектов:

Показатели проявления компетентности

1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта

2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения

3.Знание источников информации

4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность

5.Умение формулировать цель, задачи

6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы

7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами

8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью

9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках

10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью        

11. Понимание актуальности темы и практической значимости работы

12. Выражение собственной позиции, обоснование ее

13. Умение оценивать достоверность полученной информации

14.Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство

Итого:

 

Максимально возможное количество баллов: 28

  • Оценка “удовлетворительно”: от 12 до 17 баллов (42%)
  • Оценка “хорошо”: от 18 до 24 баллов (65%)
  • Оценка “отлично”: от 25 до 28 баллов (90% - 100%)

Предлагаем ввести штрафные баллы, к примеру, за несвоевременное выполнение отдельных этапов проекта.

В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно увидеть:

  • какими были его успехи в освоении учебного материала в целом;
  • на каком уровне он его усвоил;
  • каковы его умения и навыки;
  • какова оценка его творческой деятельности;
  • в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу.

РАЗДЕЛ № 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (9 часов)

Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Демонстрации. 1. Модели (шаростержневые и Стюарта—Бриглеба) различных простых и сложных веществ.

2. Коллекция стеклянной химической посуды. 3. Коллекция материалов и изделий из них на основе алюминия. 4. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.

Тема 1. Атомы химических элементов (9 часов)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов — физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (различные формы). Изготовление моделей молекул бинарных соединений. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи.

Практические работы 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. правила техники безопасности

Контрольная работа 1 по теме: « Атомы химических элементов»

Тема 2 Простые вещества (7 часов)

Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов

Д. И.Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов — водорода, кислорода,

азота, галогенов. Относительная молекулярная масса. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметалические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.

Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».

Демонстрации. Ознакомление с коллекцией металлов. Ознакомление с коллекцией неметаллов.

Контрольная работа 2 по теме: « Простые вещества»

Тема 3. Соединения химических элементов (14 часов)

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.

Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов.

Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Кислотно-щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах. Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах. Шкала pH.

Лабораторные опыты.  Ознакомление со свойствами аммиака. Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов. Ознакомление с коллекцией солей. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток.  Ознакомление с образцом горной породы.

Практические работы  2. Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

 3. Анализ почвы и воды.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов)

Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом.

Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции горения. Понятие об экзо - и эндотермических реакциях.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена – гидролиз веществ.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение окрашенных солей; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) разложение пероксида

водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови; з) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

Практические работы. 4. Анализ почвы и воды. 

Контрольная работа 3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 часов)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями —реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.

Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.

Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции.

Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.

Демонстрации. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.  Взаимодействие кислот с металлами. Взаимодействие кислот с солями. Взаимодействие щелочей с кислотами. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. Взаимодействие щелочей с солями.  Получение и свойства нерастворимых оснований. Взаимодействие осно́вных оксидов с кислотами.  Взаимодействие осно́вных оксидов с водой.  Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами.

Практические работы

Химический практикум

Практическая работа № 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Практическая работа № 2. Наблюдение за  изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

Практическая работа № 3. Признаки протекания химических реакций.

Практическая работа № 4. Анализ почвы и воды.

Практическая работа № 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.

Свойства электролитов. Химический практикум

Практическая работа № 6.Ионные реакции.

Практическая работа № 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца

Практическая работа № 8.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Практическая работа № 9. Решение экспериментальных задач.

Повторение  - 2 часа. Промежуточная контрольная работа за курс химии в 8 классе Контрольная работа по теме:"Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов"

РАЗДЕЛ № 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ раздела

Наименование раздела

Количество часов

Введение

9

1.

Атомы химических элементов

9

2.

Простые вещества

7

3.

Соединения химических элементов

14

4.

Изменения, происходящие с веществами

11

5.

Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно - восстановительными реакциями

18

6.

Повторение

2

Итого - 70 часов

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ 8 КЛАСС О. С. ГАБРИЕЛЯН

№ урока

Тема урока

Кол - во  часов

Дата проведения урока

Примерное домашнее задание

По плану

По факту

Введение (9 часов)

1

(1)

Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества.

Инструктаж по ТБ в химическом кабинете.

1

03.09

П. 1, 2

Упр.

1 - 3

2

(2)

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека.

1

05.09

П. 3, упр. 2, 3

3

(3)

Т. Б. Пр. Р. №1: «Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности»

Краткий очерк истории развития химии

1

10.09

П. 4. Повторить П. 1 - 3

4(4)

Т. Б. Пр. Р. № 2 "Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание"

1

12.09

Повторить конспекты

5

(5)

Периодическая

система

химических элементов. Знаки химических элементов

1

17.09

П. 5,упр. 3

6

(6)

Химические

формулы.

Относительные атомные и молекулярные массы

1

19.09

П. 6, упр. 4

7

(7)

Расчёты по химической формуле  Ф. Г. "Как рассчитать семейный бюджет на месяц?"

1

24.09

Конспект, задача

№ 2

8

(8)

Обобщающий урок по теме:

«Введение. Первоначальные химические понятия"

1

26.09

Повторить главу Введение

9

(9)

Контрольная работа № 1 по теме «Введение. Первоначальные химические понятия"

1

01.10

Повторить  П. 1 - 6

АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ( 9 часов)

1

(10)

Основные сведения о строении атома. Изменения в составе ядер атомов хим. элементов. Изотопы

1

03.10

П. 7, упр. 4

П. 8, упр. 3

2

(11)

Строение

электронных

оболочек атомов

1

08.10

П. 9, упр. 3

3

(12)

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

1

10.10

 Конспект, П 10

4

(13)

Ионная связь.

1

15.10

П. 11, упр. 2

5

(14)

Ковалентная

неполярная химическая

связь.

1

17.10

П. 11, упр. 4

6

(15)

Ковалентная

полярная

химическая связь.

Электроотрицательность.

1

22.10

 П. 12, упр. 5

7

(16)

Металлическая химическая связь

1

24.10

П. 13, упр. 3

8

(17)

Обобщение и систематизация знаний о химических элементах.

05.11

Повторить главу 1.

9

(18)

Контрольная работа №2 по теме « Атомы химических элементов»

1

07.11

Повторить конспекты.

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА ( 7  часов)

1

(19)

Простые вещества - металлы.

1

12.11

П. 14, упр. 1 - 2

  2

(20)

Простые вещества - неметаллы.

1

14.11

П. 15, упр. 3. п. 16

3

(21)

Количество вещества. Молярная масса вещества.

1

19.11

П. 17,  п. 16, упр. 1 б, 2 в,

4

(22)

Молярный объём газов. Закон Авогадро

1

21.11

 П. 17, упр. 3, 5.п. 16,

5

(23)

Т. Б. Пр. Р. № 3 "Признаки протекания  химических реакций».

1

26.11

Задача № 2

6

(24)

Обобщающий урок по теме : «Простые вещества».

1

28.11

Повторить конспекты

7

(25)

Контрольная работа № 3 по теме  «Простые вещества»

1

03.12

Повторить главу № 2

СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (  14 часов)

1

(26)

Степень окисления

1

05.12

П. 18, упр. 3

2

(27)

Бинарные соединения металлов и неметаллов.

1

10.12

П.19, упр. 1, 2

3

(28)

Оксиды.

Летучие

водородные соединения.

1

12.12

П. 19,упр. 4

4

(29)

Основания: состав, названия, номенклатура

1

17.12

П. 20, упр. 2

5

(30)

Кислоты: состав, номенклатура.

1

19.12

П. 21, упр. 3

6

(31)

Соли: названия, состав

1

24.12

П. 22, упр. 4

7

(32)

Кристаллические решетки.

1

26.12

П. 23, упр. 1 - 2

8

(33)

Чистые вещества и смеси.

1

09.01

П. 24, упр. 3

9

(34)

Т. Б. Пр. Р. № 4 "Анализ почвы и воды"

1

14.01

Упр. 5

10

(35)

Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора).

1

16.01

П. 25, задача № 2

11

(36)

Решение расчётных задач на нахождение массовой и объёмной долей смеси.

1

21.01

Упр. 3- 4

12

(37)

Решение расчётных задач на нахождение массовой и объёмной долей смеси. Ф. Г. Решение задач "Депозит. Кредит"

1

23.01

Повторить конспекты

13

(38)

Обобщение и

систематизация

знаний по теме«Соединения

химических

элементов»

1

28.01

Упр. 4

14

(39)

Контрольная работа № 4 по теме

«Соединения химических

элементов»

30.01

Повторить главу 3

ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (  11 часов)

1

(40)

Физические явления. Химические реакции и условия их протекания.

1

           04.02

П. 26, 27

Упр. 3 - 4

2

(41)

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

1

06.02

П. 28, упр. 2

3

(42)

Расчеты по химическим уравнениям.

Реакции разложения

1

11.02

 П. 29 , упр. 5

П. 30, упр. 2

4

(43)

Реакции соединения. Реакции разложения

1

13.02

П. 31, упр. 4

5

(44)

Реакции замещения

1

18.02

 П. 32, упр. 2

6

(45)

Реакции обмена.

1

20.02

П. 33, упр. 5

7

(46)

Типы химических реакций на примере воды.

1

25.02

П. 34,упр. 4

8

(47)

Решение задач по химическим уравнения на нахождение количества массы и объёма вещества.

1

27.02

Задача № 3

9

(48)

Решение задач по химическим уравнениям на нахождение массы или объёма продукта реакции. Ф. Г. " Решение  задач  "Банковские вклады"

1

03.03

Выучить формулы

10

(49)

Подготовка к контрольной работе по теме: «Изменения, происходящие с веществами"

1

05.03

Повторить конспекты , П. 26 - 34

11

(50)

Контрольная работа №5 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

1

10.03

Повторить

главу № 4

РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. РЕАКЦИИ  ИОННОГО ОБМЕНА  И ОКИСЛИТЕЛЬНО - ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

 (18  часов)

1

(51)

Растворение. Растворимость веществ в воде.

1

12.03

П. 35, упр. 1 - 2

2 (52)

Т. Б. Пр. Р № 5 "Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе"

1

17.03

Задача № 4

3

(53)

Электролитическая диссоциация.

1

19.03

П. 36, упр. 3

4

(54)

Основные

положения

теории электролитической диссоциации.

1

31.03

П. 37, упр. 2, 4

5

(55)

Диссоциация

кислот, оснований,

солей.

1

02.04

Конспект

6

(56)

Ионные уравнения

1

07.04

П. 38, упр. 1-  2

7

(57)

Упражнения в составлении ионных уравнений реакций. Решение задач Ф. Г. "Мир денег. Как не стать банкротом?"

1

09.04

Конспекты, упр. 5

8.

(58)

Т. Б. Пр. Р. № 6 "Ионные уравнения"

1

14.04

Повторить конспекты

9

(59)

Кислоты, их классификация и свойства.

1

16.04

П. 39, упр. 2 - 3

10.

(60)

Основания, их классификация и свойства

1

21.04

П.40, упр. 1 - 2

11.

(61)

Оксиды, их классификация и свойства

1

23.04

П. 41, упр. 2 -3

12.

(62

Соли в свете теории электролитической диссоциации.

1

28.04

П. 41

13

(63)

Т. Б. Практическая работа № 7 "Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца"

1

30.04

Конспекты повторить

14

(64)

Генетическая связь между классами неорганических соединений. Подготовка к контрольной работе.

1

07.05

П. 42

15

(65)

Окислительно - восстановительные реакции. Подготовка к контрольной работе.

1

12.05

П. 44, упр. 4

16

(66)

Т. Б. Пр. Р. № 8 "Свойства кислот, оснований, оксидов и солей"

1

14.05

конспект

17

(67)

Т. Б. Практическая работа № 9"Решение экспериментальных задач".

1

19.05

Конспект

18

(68)

Контрольная работа №6 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

1

21.05

Повторить конспекты

ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)

1

(69)

Промежуточная контрольная работа за курс 8 класса по химии

1

26.05

Повторить

 П. 1 - 44

2(70)

Урок - игра на тему: "Как ты знаешь химию?"

1

28.05

Итого - 70 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии для 10 класса к учебнику О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев и др., 2013г (профильный уровень).

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по химии по учебнику О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин "Химия-10"(профильный уровень), 2013 г....

Рабочая программа по химии для 8 класса по учебнику О.С.Габриелян (ФГОС)

Рабочая программа составлена на 70 часов с учетом требований ФГОС...

рабочая программа по химии в 8 классе ФГОС автор Журин

рабочая программа по химии в 8 классе ФГОС автор Журин...

Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...

Рабочая программа по химии для 8 класса, ФГОС, Габриелян

Представленный материал содержит рабочую программу по химии для 8 класса, Габриелян, составленную с учетом требований ФГОС...