Система работы с одаренными детьми. Солдатенкова С.Я.
статья по химии

Солдатенкова Светлана Ярославна

В поддержку Президентской программы «Дети России» и с целью оказания содействия оптимальных условий для развития и реализации способностей детей в нашей школе реализуется программа «Одаренные дети». Выявление, поддержка, развитие  и социализация одаренных детей  становится одной из приоритетных задач современного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с одаренными детьми.

Учитель высшей категории МБОУ СОШ№3 г. Смоленска

Солдатенкова С.Я.

        В поддержку Президентской программы «Дети России» и с целью оказания содействия оптимальных условий для развития и реализации способностей детей в нашей школе реализуется программа «Одаренные дети». Выявление, поддержка, развитие  и социализация одаренных детей  становится одной из приоритетных задач современного образования. Способный, одаренный ученик- это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную,  творческую. Каждый  человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить- это не талант, а умение, которое можно в себе выработать. Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в нашей школе в различных областях науки, в том числе и  в рамках дисциплины Химия.

     В каждой школе есть много детей, которых интересует химия, но необходимо так увлечь, заинтересовать ребенка, чтобы в дальнейшем он пошел именно по этому направлению. Как пишет Анатолий Гин - «Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное». 

 В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:

  1.Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся  трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач. В нашей школе создан банк данных «Одаренные дети школы», включающий в себя сведения о детях с различными типами одаренности.

2.Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах.

3.Разработка  личностно -ориентированного  подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей. Дополнительные занятия в рамках элективных курсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы.

  4.Создание детских портфолио.

   Приоритетная функция учителя химии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Процесс сопровождения одаренных детей в течение всего периода становления их личности требует применения инновационных технологий обучения, основанных на личностно-ориентированном и компетентностно-деятельностном подходах в образовании, с использованием современных организационных форм, средств и методов обучения. Для успешного развития одаренности в области химии обучающихся применяем универсальные технологии:

1) личностно-ориентированного обучения;

2) информационно – коммуникационные технологии;

3) технологию исследовательской деятельности;

4) проблемное обучение.

Основные направления в работе с одарёнными детьми:

-        исследовательская деятельность;

-       проектная деятельность;

-        элективные курсы;

-       подготовка учащихся к олимпиадам.

1. Исследовательская деятельность учащихся.

    Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:

·автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;

·коммуникативную - умение вступить в общение;

·информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

·продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт. [3]

    Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале обучающиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Поэтому на наш взгляд такие формы урока как  творческая лаборатория, урок-исследование, урок-поиск, применяемые нами в своей практике наиболее органично интегрируют в себе все составляющие методы исследовательской технологии и позволяют отойти от стереотипного изучения учебного материала, тем самым, активизируя творческую активность обучающихся.

 Научно-исследовательская работа в школе многоэтапна, содержит много компонентов, составляющих частей. На протяжении 10 лет в стенах нашей школы успешно работает научное общество учащихся  «Эрудит», воспитанники которого создают под руководством педагогов исследовательские проекты и проводят научные изыскания. Члены НОУ выступают  со своими работами на научно- практических конференциях в школе, городе. Для обучающихся младших классов проводят уроки занимательной химии «Малая академия чудес», «Химия- чудесница». Занимательные опыты, вопросы  истории химии, оригинальные задачи развивают познавательную деятельность обучающихся.  Для освоения навыков исследовательской работы на уроках химии основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов, и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности.  В  нашей школе  с 7 класса ведется факультативный курс «Введение в химию. Вещества», что на наш взгляд, не только мотивирует школьников к изучению химии, но способствует формированию исследовательской компетенции обучающихся и  формирует мотивацию для сознательного выбора химико-биологического профиля.

2. Проектная деятельность учащихся.

   Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, где они могут быть  самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.[1]

   В ходе работы над проектом обучающиеся  определяют тему, цель, проводят сбор информации, выполняют практический эксперимент, анализируют собранную теоретическую и экспериментальную информацию, оформляют результаты, формулируют выводы.

Обучающимися 9-11 классов были представлены проекты: «Определение железа в фруктовых соках методом бумажной хроматографии», «Самое удивительное вещество Вода», «Содержание углеводов в продуктах питания» и другие на заседаниях научного общества «Эрудит», на городской научно-практической конференции,  на учебных занятиях, в конце учебного года на фестивале «Покровская Звезда».

  При выполнении проектов учащиеся широко используют современные источники информации: Интернет – ресурсы, ЦОРы, кроме того, они готовят электронные презентации своих работ.  Для этого необходимо научиться  выбирать главное, кратко выражать свою мысль, усвоить работу с компьютером.  Традиционным стало участие команды «Лакмус» в интернет-проекте, проводимым Ярославским Центром  телекоммуникаций и информационных систем в образовании по работе с одаренными детьми в ЦФО РФ.

3.  Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся и профильное обучение. Ключевым элементом профилизации школы признана стать система элективных курсов для обучающихся 9 – 11 классов.

    Для учащихся 10, 11 классов предлагаем и проводим следующие предметно - ориентированные курсы:  «Решение задач повышенного уровня сложности», «Решение практических задач». Такие курсы призваны пробудить интерес старшеклассников к различным направлениям химической науки, показать, как будет осуществляться их дальнейшее химическое образование.

      Цель курсов: углубление и расширение знаний обучающихся по органической и общей химии, развитие их познавательных интересов, целенаправленная профильная ориентация через предмет. Выпускники успешно сдают ЕГЭ по химии и поступают в профильные ВУЗы.

4. Необходимой составляющей методической системы педагогической поддержки одаренных по химии детей является активное вовлечение таких обучающихся в олимпиадное движение всех уровней, начиная со школьного.

   Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования старшеклассников. Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассников. Последнее особенно важно. [2]

Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам необходимо знакомить их с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении олимпиадных задач.

Олимпиадные задачи можно классифицировать  по форме построения самой задачи: задачи и вопросы тестового характера, расчетные задачи с «неполным усвоением», задачи-головоломки, задачи-ловушки, задачи-кроссворды, творческие задачи.   Это необходимо для того, чтобы учащиеся не терялись в многообразии олимпиадных задач, не имея никаких начальных ориентиров, и в итоге не оказывались  в состоянии решить даже такие задачи, которые являются для них вполне посильными. Нами собраны такие типы задач из различных сборников повышенной сложности, журнальных публикаций, ЦОР. Обучающиеся успешно выступают на олимпиадах различного уровня, принимают участие в дистанционных олимпиадах по химии проводимых РХТУ им.Менделеева.

  Данная система работы с одаренными детьми сложилась не сразу. Мы шли к ней путем проб и ошибок,  пытаясь дать детям готовые теоретические знания. Такой метод работы оказался неэффективным.

   В современной дидактике всё более утверждается деятельностный компетентностный подход, суть которого заключается в том, чтобы сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним , - вот ключевая цель педагога в работе с учениками.

Знаю→могу применить→владею способами применения (знаю как применить)→имею своё отношение – эта логическая цепочка определяет развитие детей. [3] Выстраивая систему работы  с одаренными детьми, мы опираемся именно на эти принципы. Она не позволяет нам, как учителю стоять на месте, побуждает нас все время двигаться вперед, это способствует: саморазвитию, самореализации, освоению новых технологий, развитию информационных технологий.

 Литература.

1.Гузеев В.В. Поколение образовательных технологий: интегральные технологии. // Химия в школе. - №10. – 2003. – с.22

2.Загорский В.В. Олимпиада: «На старт! Внимание! Марш!» // Химия в школе. - №2. – 1998. – с. 2 -3

3.Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности. // Исследовательская работа школьников. - №4. – 2007. – с. 106


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)

Данный материал  участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы

Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...