конспект урока по химии "Оксиды"
план-конспект занятия по химии (8 класс)

Филипская Александра Сергеевна

Технологическая карта урока по химии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

с.Сенгилеевское Шпаковского района

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ

8 КЛАСС(14-15 ЛЕТ)

ТЕМА:  ОКСИДЫ

Разработал:

учитель химии (молодой специалист)

Филипская Александра Сергеевна

2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение.

  1. Основная часть.

  • Цели урока;
  • План урока;
  • Технологическая карта урока;
  • Методические рекомендации по подготовке и проведению урока;
  • Материально-техническое обеспечение содержания урока.

  1. Список литературы и интернет-ресурсов.

  1. Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Учебный  предмет, в содержание которого входят основы химии - науки о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, об использовании законов химии в практической деятельности людей. Изучение химии направлено на усвоение учащимися фундаментальных научных фактов, основных понятий, общих законов и теорий науки, а также политехнических знаний о современном химическом  производстве и на развитие интеллектуальных способностей и практических умений в области химии.

Химия как учебный предмет начала преподаваться в России в начале 19 в. в гимназиях при некоторых институтах. С тех пор прошло много времени, и методика преподавания так же изменилась.

Тема моей методической разработки «Оксиды». Почему я выбрала именно ее? Во-первых, данный урок является обязательным в рабочей программе по химии в 8 классе. Во-вторых, разнообразие оксидов вокруг нас велико. Поэтому довольно легко объяснять этот материал ученикам. Каждый день мы сталкиваемся с оксидами. Начнем даже с воды, с которой начинается утро каждого ученика. Или любимый летний отдых ученика-море и песок (оксид кремния). Полезные ископаемые, белила, известь и др.-все это оксиды. Чем ближе к ученикам предмет изучения, тем активнее они его познают.

Мы знаем, что на данном этапе развития общества ученики больше обращены к общению «в пластмассе», т.е. посредством компьютеров, а живое общение переходит на второй план. Поэтому на своих уроках я предпочитаю работу в группах. Именно благодаря такой работе ученики общаются между собой, решают самостоятельно определенные проблемы, учатся выделять самое главное и делать выводы.

 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Цели урока

Цели для ученика

  1. Дать определение понятию «оксид»;
  2. Научиться составлять названия оксидов по международной номенклатуре;
  3. Рассмотреть классификацию оксидов(основные и кислотные);
  4. Охарактеризовать основные физические свойства оксидов и основные способы их получения.

Цели для учителя

  1. Образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение основных понятий «оксиды», «амфотерные», «кислотные»,  «основные»; сформировать общеучебные навыки планирования ответа; формировать умение выделять главное.

  1. Развивающие: развивать мотивационные качества учащихся; развивать познавательный интерес, логическое мышлении, формировать умение четко и кратко излогать свои мысли.

  1. Воспитательные: воспитывать ответственность за результаты учебного труда; воспитание интереса к предмету и учении; воспитывать уважение к одноклассникам.

План урока

  1. Организационный момент:
  • Беседа

  1. Мотивация учебной деятельности:
  • Беседа
  • Дискуссия
  • Работа с книгой

  1. Целепологание:
  • Дискуссия
  • Беседа

  1. Первичное усвоение новых знаний:
  • Рассказ
  • Беседа
  • Работа с карточками и учебниками
  • Демонстрационный метод.

  1. Первичная проверка понимания:
  • Рассказ
  • Видиометод

  1. Рефлексия:
  • Синквейн
  • Самооценка своей деятельности.

  1. Домашнее задание:  
  • Рассказ
  • Беседа  
  • Работа с книгой

Технологическая карта урока

Тема урока        Оксиды

Цели для ученика

  • Дать определение понятию «оксид»;
  • Научиться составлять названия оксидов по международной номенклатуре;
  • Рассмотреть классификацию оксидов(основные и кислотные);
  • Охарактеризовать основные физические свойства оксидов и основные способы их получения.

Цели для учителя

Образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение основных понятий «оксиды», «амфотерные», «кислотные»,  «основные»; сформировать общеучебные навыки планирования ответа; формировать умение выделять главное.

Развивающие: развивать мотивационные качества учащихся; развивать познавательный интерес, логическое мышлении, формировать умение четко и кратко излогать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать ответственность за результаты учебного труда; воспитание интереса к предмету и учении; воспитывать уважение к одноклассникам.

Тип урока

Урок «открытия нового знания».

Форма урока

Комбинированный урок

Опорные понятия, термины

Горение, разложение, соединение

Новые понятия

Оксид, амфотерный оксид, кислотный оксид, основный оксид

Формы контроля

Фронтальный и индивидуальный контроль

Домашнее задание

Параграф 30

№ 1 и № 2 стр. 92

( письменно)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие, деление класса на 4 группы(ввиде лотереи); проверка готовности учащихся к уроку; создание условий для положительного настроя учащихся на дальнейшую деятельность.

Включение в деловой ритм урока

беседа

Личностные: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Мотивация учебной деятельности

Учитель на слайде (слайд 2) показывает пять слов и словосочетаний, которые являются опорными для этого урока. Над определенно буквой в каждом слове стоит цифра. Она определяет место буквы в ключевом слове-теме урока. Ученикам необходимо составить это слово, вывести тему урока. Учитель предлагает ученикам самостоятельно дать определение донного понятия.

Благодаря цифрам над   ключевыми словам ученики составляют название темы урока: ОКСИД.

Вспомнив уже изученный материал (кислород, горение) ученики самостоятельно дают определение понятия оксид. Под диктовку учителя записывают его в тетрадь.

Беседа

Дискуссия

Работа с книгой

Познавательные УУД.  Уметь анализировать  результаты,  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения и выслушивать ответы одноклассников.

Регулятивные: умение вносить необходимые дополнения и изменения в свой ответ и ответы одноклассников.

Целепологание

Опираясь на опорные слова на слайде (слайд 2) учащимся предлагается определить цели урока, то что они сегодня смогут узнать. После формирования целей учитель демонстрирует слайд (слайд 3), на котором указаны цели урока.

Опираясь на предложенные учителем опорные слова, ученики предлагают цели урока. После чего сравнивают их с поставленными целями.

Дискуссия

Беседа

Познавательные: анализ, синтез сравнение, построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, учет различных мыслей.

Регулятивные уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель.

Личностные: мотивационная основа учебной деятельности.

Первичное усвоение новых знаний

Учащимся предлагается работа в группах. Каждая группа получает листок с заданием (см. приложения). На работу с заданием отводится по 5-7 минут, после чего по одному представителю из группы объясняет материал одноклассникам.

Напомнить о правилах ТБ при работе с химическими реактивами.

Ученики работают в группах со своими заданиями. Группа 1-распостранение оксидов в природе; знакомятся с текстом учебника и текстом в карточке, выделяют главное. Докладываются первыми  (слайды 4-12). Параллельно с докладом учитель демонстрирует слайды. Группа 2-названия оксидов; по карточке знакомятся с видами названий оксидов, формируют алгоритм дачи названия оксидов. Докладываются вторыми (слайды 13-14).  Группа 3-классификация оксидов. Данной группе кроме карточки выданы листы с различными оксидами( кислотными и основными) и с соединениями соответствующие им (кислоты и оксиды). Ученики должны поделить их  по группам и объяснить одноклассникам по какому признаку классифицировали оксиды. Докладываются третьими (слайды 15-16). Группа 4-физисеские свойства оксидов. При помощи информации из учебника, карточки и наглядного материала (на столе у группы несколько оксидов) учащиеся формируют основные физические свойства оксидов. Докладываются четвертыми (слайды 17-18).

Рассказ

Беседа

Работа с карточками и учебниками

Демонстрационный метод.

Познавательные: анализ, синтез сравнение, построение логической цепи, умение выделять главное.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества в группах -определение цели, функций участников, способов взаимодействия, решение конфликтов.

Регулятивные: саморегуляция, коррекция. Прогнозирование.

Личностные:

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;

Первичная проверка понимания:

Возвращение к целям урока (слайд 18). Учитель предлагает выделить цель, которую еще не достигли (получение оксидов). При помощи подсказок учеников учитель объясняет способы получения оксидов, которые ученики записывают в тетрадь.

Выделение цели, которую еще не достигли. Помощь учителю при составлении уравнений реакций получения оксидов. Запись уравнений в тетради.

Рассказ

Видиометод

Познавательные: структурирование знаний.

Регулятивные: осознание обучающимися , что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Рефлексия

Для закрепления изученной темы учитель предлагает ученикам составить синквейн (творческая рефлексия), первой строкой, которого является тема урока.

( слайд 21- напоминание как составить синквейн, слайд 22- синквейн учителя).

Учитель предлагает самостоятельно оценить работу каждого из учеников в группе.

Ученики вспоминают все понятия, с которыми познакомились на уроке. Составляют синквейн. После чего каждая группа предлагает свой вариант, сравнивают с синквейном учителя.

Ученики оценивают свою работу в группах и предлагают оценки учителю.

Синквейн, самооценка своей деятельности.

Познавательные: определение основной и второстепенной информации,

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли,

Регулятивные

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Домашнее задание

Учитель предлагает ученикам записать домашнее задание на следующий урок (слайд 23). Выставление оценок за урок в дневники.

Ученики под диктовку записывают домашнее задание урока, обращая внимание на слайд. При возникновении вопросов о выполнении заданий, спрашивают у учителя.

Рассказ

Беседа

Работа с книгой

Методические рекомендации

  1. Во время проведения работы в группах необходимо обращать внимание на деятельность слабых учеников. Следить за их включением в работу. По необходимости им можно дать индивидуальное простое задание (тест, кроссворд).
  2. Обязателен наглядный материал в виде презентации (по статистике зрительная память учеников более длительна, чем слуховая).
  3. При изучении физических свойств, необходимо выдать как можно больше химических реактивов (оксидов). Это активизирует интерес учащихся.
  4. При делении на группы не следует учитывать личный интерес учеников, т.к. это будет мешать работам групп (поэтому используйте деление на группы в виде лотереи – бумажки разного цвета, соответствующие цвету определенной группы).  
  5. Лабораторный опыт активизирует внимание учеников.

Материально-техническое обеспечение урока

  1. Учебники по химии
  2. Учебные пособия: рабочая тетрадь учеников.
  3. Карточки с заданиями.
  4. Карточки с оксидами, кислотами и гидроксидами для группы 3.
  5. Примеры оксидов для группы 4:  вода в стакане, оксид железа, оксид марганца, оксид меди, песок и др. (любые какие есть в кабинете химии).
  6. Персональный компьютер - рабочее место учителя.
  7. Мультимедийный проектор
  8. Интерактивная доска.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян. – 15-е изд., стереотип.-М.: Дрофа,2009

  1. Настольная книга учителя.  Химия . 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – 2-е изд., стереотип. – М. Дрофа,2003

  1. Химия. 8 класс:Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С. Гузея, В.В.Сорокина, Р.П. Суровцевой; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М., ВАКО, 2004

ПРИЛОЖЕНИЯ.

ГРУППА № 1

Распостранение и применение оксидов
(учебный текст)

 Один из распространенных оксидов – диоксид углерода CO2 – содержится в составе вулканических газов.

  • Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,04—0,03%.
  • В воздухе, выдыхаемом человеком, углекислого газа 4%.
  • Растения благодаря фотосинтезу усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая минеральные вещества в органические — глюкозу, крахмал.

Cухой лед – тоже CO2

Оксид углерода (II) CO угарный газ

  • Оксид углерода (II)применяется для обработки мяса животных и рыбы, придает им ярко красный цвет и вид свежести, не изменяя вкусовых качеств
  • Является хорошим восстановителем в металлургическом производстве. Образуется при неполном сгорании кокса в доменной печи.

Металлические руды

  • Многие руды металлов являются оксидами. Например: красный, магнитный и бурый железняки, бокситы (оксид алюминия),

Оксид хрома(III) – Cr2O3 –кристаллы зеленого цвета, нерастворимые в воде.

  • Оксид хрома(III) – Cr2O3 –кристаллы зеленого цвета, нерастворимые в воде.
  • Cr2O3 используют как пигмент при изготовлении декоративного зеленого стекла и керамики.
  • Cr2O3 применяется для шлифовки и полировки оптических изделий, в ювелирном деле.

Оксид кальция СаO.

  • Оксид кальция при взаимодействии с водой образует гашёную известь, которая широко используется в строительстве, при производстве сахара .

Оксид кремния (IV) SiO2

  • Кварц, кремень, горный хрусталь, аметист, яшма, опал — все это оксид кремния (IV)
  • Диоксид кремния применяют в производстве стекла, керамики, абразивов, бетонных изделий, для получения кремния, как наполнитель в производстве резин, при производстве кремнеземистых огнеупоров, в хроматографии и др.

Оксид цинка ZnO – вещество белого цвета, используется для приготовления белой масляной краски (цинковые белила).

  • Цинковыми белилами можно красить любые поверхности, в том числе и те, которые подвергаются воздействию атмосферных осадков.
  • Фармацевты делают из оксида цинка вяжущий и подсушивающий порошок для наружного применения.
  • Такими же ценными свойствами обладает оксид титана (IV) – TiO2. Он тоже имеет красивый белый цвет и применяется для изготовления титановых белил. .…

Задание :

  1. Прочитать текст
  2. Выделить наиболее важный материал
  3. Объяснить материал одноклассникам ( не более 5 мин)

ГРУППА № 2

НОМЕНКЛАТУРА ОКСИДОВ
(учебный текст)

Номенклатура химических соединений развивалась и складывалась по мере накопления фактического материала. Сначала, пока количество соединений было невелико, широко использовались тривиальные названия, специфические для каждого соединения, не отражающие состава, строения и свойства вещества, – сурик (Рb3О4), глет (РbО), жженая магнезия (MgO), железная окалина (Fe3О4), веселящий газ (N2O), белый мышьяк (As2O3).
На смену такой номенклатуре пришла полусистемная, стали указывать количество атомов кислорода, появились термины: «закись» – для более низких, «окись» – для более высоких степеней окисления, «ангидрид» – для оксидов кислотного характера.
В последние годы осуществляется переход на международную номенклатуру соединений. Согласно этой номенклатуре любой оксид называется оксидом с указанием римскими цифрами степени окисления элемента, например SO
2 – оксид серы(IV), SO3 – оксид серы(VI), Сr2О3 – оксид хрома(III), СrO – оксид хрома(II), СrО3 – оксид хрома(VI).

Задание:

  1. Познакомиться с текстом
  2. Один из представителей группы объясняет у доски одноклассникам правила дачи названия оксида на любом примере

ГРУППА № 3

Классификация(разделение на группы)оксидов
(учебный текст)

Задание:

  1. На карточках ( на вашем столе) указаны различные оксиды и вещества соответствующие им. Установите соответствия. По данным признакам попробуйте классифицировать оксиды на 2 основные группы.
  2. Выполняя задание можно воспользоваться учебником стр.90.
  3. Объяснить у доски на какие группы вы поделили оксиды и по какому признаку.

Примерные оксиды на карточках и соответствующие им кислоты и основания:

Na2O                                             NaOH

MgO                                              Mg(OH)2

Fe2O3                                           Fe(OH)3

SO3                                               H2SO4

CO2                                               H2CO3

P2O5                                             H3PO4

ГРУППА № 4

Физические свойства оксидов.
(учебный текст)

Физические и химические свойства оксидов очень отличаются. При комнатной температуре большинство оксидов являются твердыми веществами, например, меди (II) оксид CuO черного цвета, кальций оксид CaO белого цвета, хром (III) оксид Cr2O3 темно-зеленого цвета. Некоторые оксиды являются жидкостями, например, водород оксид (вода) H2O и Cl2O7являются бесцветными жидкостями, а некоторые - газообразными веществами, например карбон (IV) оксид CO2 является газом без цвета, а азот (IV) оксид NO2 являются бурым газом. Некоторые оксиды являются веществами с молекулярным строением, другие имеют ионную строение.

Задание:

  1. Пользуясь данным текстом, текстом учебника стр.91 и наглядным материалом ознакомиться с физическими свойствами оксидов.
  2. Один из участников группы должен будет охарактеризовать физические свойства у доски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...