Технология развития критического мышления
статья по химии (11 класс)

Громова Ольга Ильинична

Технология развития критического мышления на уроках химии

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий.

Она была предложена в середине 90-х годов 20 века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом

Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным   и повышает коммуникативный потенциал личности.

 

Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого,

если бы, к счастью, она сама не подлежала критике же.

В. Г. Белинский

 

Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

 

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели.  Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру.

В Критическом мышление можно выделить 5 характеристик (Д.Клестер):

  • Во-первых – это мышление самостоятельное;
  • Во-вторых – это мышление обобщенное;
  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
  • В четвёртых – это мышление аргументированное;
  • В пятых – это мышление социальное.

 

Исходя из этого на уроках химии  я пытаюсь:

 развивать умение понимать скрытый смысл того или иного сообщения;

- развивать  навыков самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;

- формирую умение ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать   требуемую информацию, при этом уметь отвергать ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи;

 

На уроках химии критическое мышление можно использовать при изучении самых разнообразных тем. Например, при изучении валентностей и валентных возможностей атомов я сообщаю, что высшая валентность элемента совпадает с номером группы в периодической системе Д.И.Менделеева. Поэтому можно предположить, что у азота и фосфора высшие валентности равны 5, у кислорода и серы -6,у всех галогенов – 7. Но в то же время для азота, кислорода, фтора это соответствие не характерно. Возникает проблема, которую надо разрешить.

В данном случае 1 стадией критического мышления – вызовом – является проблема несоответствия высшей валентности элемента номеру группы в периодической системе элементов.

На стадии осмысления новой информации класс разделяю на группы и предлагаю учащимся составить графические схемы строения и электронные формулы атомов азота и фосфора, кислорода и серы, фтора и хлора. Учащиеся работают в группах, сравнивают формулы и схемы, обсуждают материал о строении атома в возбужденном и невозбужденном состояниях. При этом для себя отмечают, что они знали и не знали до этого, какие новые знания получили и т.д. Очень часто у учеников возникает вопрос, почему в периодической системе у хрома 1 электрон на внешнем уровне? Исходя из любопытства, мы приходим к выводу о провале электрона. Ученики с удивлением делают вывод, что возбуждённое строение это не только распаривание электронов, но и спаривание. Ещё интереснее дискуссия происходит, когда касаемся строения молекулы Озона. Ставится вопрос. Каким же образом к нейтральной молекуле кислорода присоединяется атом кислорода. Вы не представляете, сколько предположений выдвигается, пока не дойдём до истины.  

Технология критического мышления приемлема на уроках химии и при выполнении практических работ, связанных с решением экспериментальных задач по определению веществ, где вызовом является задача, осмыслением – изучение физических и химических свойств веществ, составление плана определения веществ и выполнение работы, а рефлексией – составление выводов. Возможности использования технологии критического мышления на наших уроках масштабны и не ограничены приведенными примерами. Польза от нее несомненна, т. к. она направлена на самореализацию и саморазвитие ученика.           

 

 Но при внедрении этой технологии сталкиваешься с большими трудностями

  1. Не все дети могут работать с большим объемом информации.
  2. Большинство детей видят только то, что читают

 

 

Критическое мышление – это целая философия поиска здравого смысла, для выдвижения новых возможностей.

Сегодня выпускник 21 века должен:

Быть способным  к самообразованию и самореализации и созидательному труду;
      Уметь адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным явлениям, деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера.

Уметь анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию;
      Владеть методами познания, проектирования, конструирования и исследования, творческого применения;
      Быть коммуникабельным, гибким, контактным в различных социальных группах и меняющихся жизненных ситуациях.

 

Задача нелегкая, но выполнимая. И как говорится в известной притче «Все в наших руках…»

2.3. Функции трех фаз технологии развития критического мышления

 

Вызов

  Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

  Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

  Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

  Информационная(получение новой информации по теме)

  Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия

  Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

  Информационная(приобретение нового знания)

  Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  
оценка процесса)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления на уроках химии

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий.

Она была предложена в середине 90-х годов 20 века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом

Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным   и повышает коммуникативный потенциал личности.

Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого,

если бы, к счастью, она сама не подлежала критике же.

В. Г. Белинский

Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели.  Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру.

В Критическом мышление можно выделить 5 характеристик (Д.Клестер):

  • Во-первых – это мышление самостоятельное;
  • Во-вторых – это мышление обобщенное;
  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
  • В четвёртых – это мышление аргументированное;
  • В пятых – это мышление социальное.

Исходя из этого на уроках химии  я пытаюсь:

 развивать умение понимать скрытый смысл того или иного сообщения;

- развивать  навыков самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;

- формирую умение ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать   требуемую информацию, при этом уметь отвергать ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи;

На уроках химии критическое мышление можно использовать при изучении самых разнообразных тем. Например, при изучении валентностей и валентных возможностей атомов я сообщаю, что высшая валентность элемента совпадает с номером группы в периодической системе Д.И.Менделеева. Поэтому можно предположить, что у азота и фосфора высшие валентности равны 5, у кислорода и серы -6,у всех галогенов – 7. Но в то же время для азота, кислорода, фтора это соответствие не характерно. Возникает проблема, которую надо разрешить.

В данном случае 1 стадией критического мышления – вызовом – является проблема несоответствия высшей валентности элемента номеру группы в периодической системе элементов.

На стадии осмысления новой информации класс разделяю на группы и предлагаю учащимся составить графические схемы строения и электронные формулы атомов азота и фосфора, кислорода и серы, фтора и хлора. Учащиеся работают в группах, сравнивают формулы и схемы, обсуждают материал о строении атома в возбужденном и невозбужденном состояниях. При этом для себя отмечают, что они знали и не знали до этого, какие новые знания получили и т.д. Очень часто у учеников возникает вопрос, почему в периодической системе у хрома 1 электрон на внешнем уровне? Исходя из любопытства, мы приходим к выводу о провале электрона. Ученики с удивлением делают вывод, что возбуждённое строение это не только распаривание электронов, но и спаривание. Ещё интереснее дискуссия происходит, когда касаемся строения молекулы Озона. Ставится вопрос. Каким же образом к нейтральной молекуле кислорода присоединяется атом кислорода. Вы не представляете, сколько предположений выдвигается, пока не дойдём до истины.  

Технология критического мышления приемлема на уроках химии и при выполнении практических работ, связанных с решением экспериментальных задач по определению веществ, где вызовом является задача, осмыслением – изучение физических и химических свойств веществ, составление плана определения веществ и выполнение работы, а рефлексией – составление выводов. Возможности использования технологии критического мышления на наших уроках масштабны и не ограничены приведенными примерами. Польза от нее несомненна, т. к. она направлена на самореализацию и саморазвитие ученика.        

 

 Но при внедрении этой технологии сталкиваешься с большими трудностями

  1. Не все дети могут работать с большим объемом информации.
  2. Большинство детей видят только то, что читают

 

Критическое мышление – это целая философия поиска здравого смысла, для выдвижения новых возможностей.

Сегодня выпускник 21 века должен:

Быть способным  к самообразованию и самореализации и созидательному труду;
      Уметь адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным явлениям, деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера.

Уметь анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию;
      Владеть методами познания, проектирования, конструирования и исследования, творческого применения;
      Быть коммуникабельным, гибким, контактным в различных социальных группах и меняющихся жизненных ситуациях.

Задача нелегкая, но выполнимая. И как говорится в известной притче «Все в наших руках…»

2.3. Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Вызов

  Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

  Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

  Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

  Информационная(получение новой информации по теме)

  Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия

  Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

  Информационная(приобретение нового знания)

  Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  
оценка процесса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....