Конспект урока по химии "Галогены"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Сулина Мария Игоревна

Конспект урока по химии "Галогены" для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_teme_galogeny.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме: «Галогены». 9 класс.

Преподаватель Сулина М.И.

Педагогическая цель

Обучения - сформировать умение составлять сравнительную характеристику галогенов как свободных атомов и простых веществ (строение атомов, физические и химические свойства). Повторить, обобщить, закрепить и конкретизировать на материале химии галогенов важнейшие химические понятия.

Воспитания- способствовать формированию научно-материалистического мировоззрения, причинности познаваемости явлений, взаимообусловленности в природе; сформировать убеждение в том, что опыт- это инструмент познания, что мир познаваем, учить анализировать ответы суворовцев, понимать свои ошибки.

Развития- формирование культуры общения при работе в парах, трудолюбия, формирование отношения к познанию как к социально-культурной ценности человечества.

Тип, вид урока

Урок постановки учебной задачи, комбинированный

Планируемые результаты (предметные)

Умения составлять характеристику галогенов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; характеризовать состав, строение молекул галогенов, физические и химические свойства галогенов; устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки галогенов, их физическими и химическими свойствами; составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства галогенов -простых веществ; описывать реакции с участием галогенов с помощью естественного языка и языка химии

Личностные результаты

Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Умения использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов; осуществлять сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи; проводить наблюдения, делать выводы

Формы и методы обучения

Групповая (просмотр презентации, работа с текстом), парная работа, индивидуальная (беседа, работа с тестом), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Метод самостоятельной работы с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок

Понятия и термины

Строение атомов галогенов; физические свойства галогенов; химические свойства галогенов.

Оборудование

Компьютер, проектор, презентация «Общая характеристика галогенов», интерактивная доска, ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица «Галогены», карточки с заданиями.

Ход урока.

1.Организационная структура урока.

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Проверка домашнего задания./7-12 мин/ (тест)

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Диалог на уроке. /10-15 мин/.

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Обобщение и систематизация пройденного материала. /10-15 мин/.

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание /3-5 мин/.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания

1. Тест:

       1.  Аллотропными видоизменениями являются:

а) фосфор и азот; б) азот и кислород; в) кислород и озон; г) азот и озон

  1. Значение озонового слоя для жизни на Земле заключается в :

а) задерживает ультрафиолетовое излучение

б) обладает бактерицидным действием

в) предохраняет поверхность Земли от перегрева

г) задерживает поток метеоритов

  1. Объем каждого газа : азота и кислорода в 100л воздуха:

а) 10л и 60л     б) 78л и 21л   в) 56л и 25л   г) 90л и 10л

  1. Первым состав воздуха установил:

а) Ломоносов  б) Лавуазье   в) Шееле   г) Менделеев

  1. К переменным составным частям воздуха относят:

а) инертные газы    б) азот и кислород   в) примеси   г) углекислый газ и вода

Ответы: 1в, 2а, 3б, 4б, 5г.

2. Проверка докладов:

  • роль кислорода в природе
  • применение кислорода в технике

II. Диалог на уроке.

1)Формирование умений характеризовать строение атомов галогенов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева;

2)характеризовать строение молекул галогенов; составлять сравнительную характеристику физических и химических свойств галогенов.

3)Актуализация знаний обучающихся об окислительно-восстановительных реакциях.

Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 11 учебника.

III. Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

1. Положение галогенов в Периодической системе Д.И. Менделеева и строение их атомов.

2. Галогены – простые вещества и их свойства.

1. Положение галогенов в Периодической системе Д.И. Менделеева и строение их атомов.

Вопросы и задания:

1) Какое положение занимают галогены в периодической таблице Д. И. Менделеева?

2) Сколько электронов содержат атомы галогенов на внешнем энергетическом уровне? Какие свойства проявляют галогены? (7 электронов, типичные неметаллы)

3) Может ли фтор проявлять в соединениях положительную степень окисления? Обоснуйте ответ.

2. Галогены – простые вещества и их свойства.

Проблемный вопрос урока.

  1.  Какими особыми физическими и химическими свойствами

обладают галогены?

  1. Какой тип химической связи существует в молекулах галогенов? (ковалентная неполярная химическая связь).
  2. Какими физическими свойствами должны обладать галогены — простые вещества?

Запись в тетради:

Галогены: VII группа, главная подгруппа -F, Cl, Br, I, At.

Строение внешнего энергетического уровня атомов галогенов: nS2 nP5 

Высшая степень окисления в соединениях +7 (кроме фтора), низшая степень окисления–1.

Г2 — простые вещества — галогены, промежуточные значения: 0, +1 , +3, +5

Физические свойства галогенов: 

F2 фтор, светло-желтый газ с резким раздражающим запахом.

Cl2 хлор, желто-зеленый газ с резким удушливым запахом.

Br2 бром красно-бурая жидкость с резким зловонным запахом.

I2 иод- серо-черные кристаллы (пары́ — фиолетовые) с резким запахом.

Сверху вниз по группе Увеличение температуры кипения, температуры плавления, интенсивности окраски простых веществ — галогенов.

4) Как в названиях галогенов отражаются их свойства? (Название галогены переводится как «рождающие соли»).

Запись в тетради.

Химические свойства галогенов: 

Галогены – сильнейшие окислители. Химическая активность галогенов уменьшается в ряду:

F2 Cl2 Br2 I2.

Галогены взаимодействуют практически со всеми простыми веществами, наиболее энергично реакция протекает с металлами.

Взаимодействие галогенов с металлами с образованием солей-галогенидов («солерождающие»-групповое название)

Выполнение заданий сопровождается последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.

Zn + F2 = ZnF2

2Na + Cl2 = 2NaCl

t

2Fe + Cl2 = 2FeCl3

2Na + I2 = 2NaI.

Cu + Br2 = CuBr2

Fe + I2 = FeI2

2Al + 3I2 = 2All3

Взаимодействие галогенов с водородом 

Н2 + F2 = 2HF – со взрывом

H2 + Cl2 = 2HCl – при облучение со взрывом

Н2 +Br2 = 2HBr – при нагревании без взрыва

Н2 + I2 = 2HI – медленно при нагревании без взрыва

Скорость реакции уменьшается.

С кислородом взаимодействует только фтор: F2 + О2 = О2 F2

Остальные галогены с кислородом непосредственно не взаимодействует.

Хлор и бром с углеродом, азотом, кислородом не реагируют. С другими неметаллами реагируют:

2P +3 Cl2 = 2PCl3

Bытеснение галогенами друг друга из растворов солей

Ряд активности галогенов F2 Cl2 Br2 I2 Так, хлор вытесняет бром и йод (но не фтор), бром в состоянии вытеснить только йод из растворов соответствующих солей. (cлайд )

Правило: Более активный галоген вытесняет менее активный. Иод не вытесняет галогены из их солей.

Cl2 + 2NaBr = 2naCl + Br2

Br2 + 2NaI = 2 NaBr + I2

Взаимодействие галогенов с водой 

Фтор не вытесняет галогены из растворов солей, т.к. взаимодействует с водой, вытесняя из нее кислород:

2F2 + 2 H2O = 4HF + O2

Хлор взаимодействует с водой с образованием двух кислот:

Cl2 + H2O = HClO + HCl.

III. Домашнее задание: Учитель дает комментарий к домашнему заданию.

§ 11; выполнить задания № 6 А.

IV. Первичное закрепление учебного материала. Обобщение и систематизация пройденного материала.

Вопросы:

1)Где расположены галогены в ПСХЭ?

2)Какое количество внешних электронов содержится в оболочке атомов этих элементов?

3)какие степени окисления могут проявлять элементы галогены в соединениях?

6) Что означает термин «галоген»?

7) В виде каких молекул существуют галогены в свободном состоянии?

8)В каком агрегатном состоянии существуют простые вещества –галогены?

V. Рефлексия.

Учитель: Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

-Узнали ли вы сегодня на уроке то, что вызвало у вас затруднение при работе с таблицей?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

-Что осталось непонятным при выполнении работы?

V1. Подведение итогов.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...