Анализ работы РМО учителей химии Пригородного района РСО -Алания
материал по химии

Бестаева Альбина Алимбековна

 

 Анализ работы РМО учителей химии Пригородного района РСО-Алания

 за 2019 год ( I-полугодие)

Методобьединение учителей химии осуществляло свою работу  в соответствии с методической темой: 

 «Cовершенствованием профессионально - педагогической компетентности учителей химии в контексте требований ФГОС».

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы РМО учителей химии Пригородного района РСО-Алания

 за 2019 год ( I-полугодие)

Методобьединение  учителей химии осуществляло свою работу  в соответствии с методической темой:

 «Cовершенствованием профессионально - педагогической компетентности учителей химии в контексте требований ФГОС».

Были поставлены следущие цели и задачи:

Цель:совершенствование методического и профессиональных компетенций учителей химии, развитие их творческого потенциала, организация взаимопомощи для обеспечения современных требований в контексте ФГОС к обучению и воспитанию учеников.

Задачи

-  обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов;

- освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;

  • организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках предмета или предметной области;

-  создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда;

-  изучение и анализ состояния преподавания учебного предмета или группы предметов определенной образовательной области;

- обобщение педагогического опыта, его трансляция и внедрение в практику работы школы.

– совершенствование образовательного процесса по предмету с учетом рекомендаций по итогам мониторинговых исследований качества образования в образовательных учреждениях РСО - Алания;

– обобщение и распространение эффективного педагогического опыта преподавания химии в основной и средней школе на базовом и профильном уровне обучения;

– обеспечение системной подготовки учащихся к ОГЭ по химии в основной школе и к ЕГЭ по химии в средней школе;

–  реализация компетентностного подхода в преподавании химии;

– методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации.

В рамках организации методической работы с учителями в 2019 учебном году особое внимание уделялось повышению качества образования учащихся и их осознанному выбору профиля обучения сдачи ЕГЭ по химии.

Основные направления деятельности педагогического состава методобъединения:

- организовать работу школы передового педагогического опыта по вопросам профильного обучения;

- создать творческие группы и иные методические формирования учителей, направленные на разработку дидактического обеспечения преподавания химии на основе компетентностного подхода;

- обеспечить наставничество молодых специалистов, их активную работу в районных методических объединениях учителей химии;

- продолжить работу Северо-Осетинского регионального отделения Ассоциации учителей и преподавателей химии.

Для развития коммуникативной компетенции членов ММО и повышения эффективности работы объединения рекомендовалось использовать мессенджеры — программы, которые можно устанавливать как на телефон, так и на компьютер для обмена текстовыми сообщениями в онлайне, а также для звонков и видео звонков.

Использование  видео с YouTube на своих уроках, чтобы сделать их более интерактивными, максимально увлекательными и интересными для детей. С целью создания единого профессионального информационного пространства, повышения профессионального уровня педагогов, распространения успешных педагогических практик, организации формального и неформального общения на профессиональные темы, реализации совместных образовательных проектов и инициатив вне сети Интернет сетевые профессиональные сообщества учителей удобно создавать в WhatsApp.

Развитие школьника, как субъекта коммуникации:

- создание условий коммуникативного события в процессе обучения.

- технологии развития критического мышления, метода проектной деятельности

- профессиональное самоопределение.

         В основном поставленные перед МО задачи были реализованы. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Подготовка к конкурсам, олимпиадам. Для развития способностей учащихся широко использовались в работе внеклассные мероприятия, факультативные и индивидуальные задания.

 

1.Анализ педагогических кадров:

                          Сведения о качественном составе учителей химии (по категориям)

Год

(1-полугодие)

Кол-во учителей

Имеют 1 категорию

Имеют высшую категорию

Соответсвие занимаемой должности

Без категории.

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

2019

33

8

24

9

27

8

24

8

24

                         Сведения о возрастном  составе учителей химии

Год

(1-полугодие)

От 20 лет до 29 лет

От 30 лет до 39 лет

От 40 лет до 49 лет

От 50 лет до 59 лет

От 60 лет и выше

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

2019

2

6

4

12

8

24

9

27

10

30

Пенсионеров по возрасту и стажу –19, что составляет 58%.

Сведения о качественном составе учителей химии (награды)

Почетный работник образования РФ

Отличник народного образования

Заслуженный учитель РСО-А и РФ

Заслуженный работник образования РСО-А.

Почетная грамота

Ветеран труда

Соросовский учитель

чел

%

чел

 %

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

4

12

2

6

3

9

2

6

2

6

6

18

1

3

Сведения по стажу работы в должности «учитель»

До 5 лет

от 5  до 10лет

от 10   до 20 лет

от 20 лет до 30 лет

от 30 до40 лет

от 40 до 50 лет

От 50 лет и выше

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

2

6

2

6

3

9

15

46

5

15

6

18

-

-

Представленные данные, свидетельствуют о том, что наибольшее количество педагогов имеют стаж работы свыше 20 лет. Большой стаж педагогической деятельности свидетельствует о достаточно высоком профессиональном уровне учителей химии.

        Однако по-прежнему проблемой остаётся обеспечение общеобразовательных учреждений района молодыми высокопрофессиональными кадрами, способными работать в условиях обновления содержания образования.

        В целом, качественный состав педагогических кадров позволяет совершенствовать систему химического образования в школах района и качественно организовывать образовательный процесс.

2. Анализ работы по учебно-методическому образовательного процесса по предмету химия

   РМО химиков работает по УМК  О.С.Габриелян. УМК в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования РФ, направленных на выполнение Гос. образовательного стандарта в 2019 учебном году.

           В 2019 учебном году все школы Пригородного района работают по ФГОС ООО и ФК ГОС. Учителями разработаны рабочие программы. Программа по химии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

        В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

3.Анализ тематики заседаний РМО.

Деятельность районного методического объединения учителей химии строилась на основе рекомендаций СОРИПКРО и в своей работе ориентируется на разработанные институтом диагностики и практическую направленность. Основными формами проведения заседаний были семинары, семинары-практикумы, мастер–классы, тренинги ЕГЭ для учителей.

Заседание № 3.

25.02.2019 г

Место поведения: МБОУ СОШ с. Камбилеевское

Тема «Предметно-деятельностный  подход в  преподавании химии в 8 классе

План проведения:

1. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по химии на уроке и во внеурочное время.( Бетеева Ж.Л. учитель химии МБОУ СОШ  с.Камбилеевское )

2. Методика совершенствования умений обучающихся в решении расчетных задач по химии различного уровня сложности по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. (Лысоконь И.А. учитель химии МБОУ СОШ 1 ст.Архонская)

3. Методика и приемы решения заданий  КИМ ЕГЭ-2019 (Бестаева А.А.учитель химии МБОУ СОШ №1 с.Ногир)

Заседание № 4

29.04.2019 г

Место поведения: МБОУ СОШ № 2 им.Х.Тотрова с. Ногир

Тема «  Организация эффективной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках химии»

План проведения

1.Круглый стол

Результаты предметных недель по химии – обмен опытом. Формирование банка методических разработок.(Бестаева А.А. учитель химии МБОУ СОШ 1 им.Д.Хугаева с.Ногир»)

2.Использование на уроках химии заданий, ориентированных на формировании различных УУД. (Губиева М.А. учитель химии МБОУ СОШ 2 с.Ногир)

3. Смысловое чтение и приемы работы с информацией  в обучении химии и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.(Ревазова Э.У. учитель химии МБОУ СОШ с.Комгарон)

4. Методика и приемы решения заданий  КИМ ЕГЭ-2019 (Солтанова В. учитель химии МБОУ СОШ 1 с.Гизель)

      В настоящее время в учебных планах образовательных учреждений Пригородного района можно выделить три этапа изучения химии: пропедевтический, базовый и профильный.

Имеется многолетний опыт обучения школьников началам химии с 7- го класса в МБОУ СОШ № 2 с. Гизель Пригородного района, МБОУ СОШ №1 с.Ногир,МБОУ СОШ № 2 ст. Архонская (Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. – М.: Дрофа).  

Пропедевтическое обучение организуется в параллели 7-х классов в общеобразовательных учреждениях, реализующих профильное обучение по химии,  с целью создания будущих профильных классов.

Знания, получаемые на этом этапе обучения, помогают формировать у школьников первоначальную целостную картину мира. Учащиеся получают представление о составе и свойствах некоторых веществ, а также первоначальные сведения о химических элементах, их символах, химических формулах, простых и сложных веществах, химических явлениях, реакциях соединения и разложения. Знакомство обучающихся с этими вопросами на начальных этапах обучения позволяет при изучении систематического общеобразовательного курса химии плавно перейти к рассмотрению свойств веществ и химических явлений в свете учения о строении вещества. За счет введения пропедевтического курса химии в 7-м классе снижается высокая интенсивность прохождения учебного материала в 8-м классе. Кроме этого реализация идеи раннего систематического изучения химии как составной части учебного  плана, сформированного за счет перенесения учебного материала из курса 8-го класса в 7-й, позволяет:

 - получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;

- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.

Обязательное обучение химии в основной школе является систематическим, относительно завершенным и  обеспечивает химическое образование, необходимое для жизни, а также выбор путей продолжения образования в целях профессионального самоопределения.

На этом этапе обучения школьники изучают основы общей, неорганической и органической химии. Содержание основного химического образования обеспечивает формирование у учащихся представлений о многообразии веществ, зависимости свойств от строения, материальном единстве и генетической взаимосвязи органических и неорганических веществ, роли химии в познании явлений жизни, развитии материального производства, решении экологических проблем. Это позволяет раскрывать общеобразовательное значение химии, ее гуманистическую направленность, знакомить обучающихся с практическими сведениями об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде. Практическую направленность курса усиливает систематическое использование демонстрационного и лабораторного эксперимента, что формирует умение проводить несложные химические опыты, развивает культуру обращения с веществами и материалами.

Преподавание химии в 8 и 9 классах  велось по УМК О.С. Габриеляна. В дополнение к систематическому курсу химии в учебный план основной школы ряда общеобразовательных учреждений  вводятся  элективные курсы. Это развивающие элективные курсы, расширяющие кругозор обучающихся, повышающие интерес, мотивацию обучения «Некоторые вопросы неорганической химии» (МБОУ СОШ №1 с.Ногир), «Химия вокруг нас» (МБОУ СОШ № 2 с.Чермен), «Организм человека-кладовая химических элементов»(МБОУ СОШ 2 ст.Архонская) и др.

         Учащихся старшей школы изучают химию на базовом уровне по УМК О.С. Габриеляна. В настоящее время в части образовательных учреждений обучение организовано из расчета 1-го часа в неделю, в ряде школ – 2-х (1 час обязательный и 1 час за счет школьного компонента), в ряде школ в дополнение к одночасовому обязательному курсу химии добавляют элективный предмет (по 1 часу в неделю).  На изучение химии на профильном уровне выделено 3 часа в неделю.

              Для оказания методической помощи учителям химии по методике подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации поводятся постоянно действующие семинары «Методика подготовки к ЕГЭ» и «ОГЭ: методика подготовки».

   Можно отметить образовательные учреждения, которые стабильно обеспечивают работу учителей химии в плановых мероприятиях СОРИПКРО: МБОУ СОШ № 1 с.Ногир, МБОУ СОШ № 2 с.Ногир, МБОУ СОШ № 1 с. Гизель, МБОУ СОШ № 2 с. Гизель , МБОУ СОШ № 1 и МБОУ СОШ № 2 ст. Архонская, МБОУ СОШ с. Михайловское, МБОУ СОШ № 2 с. Чермен и др.

   Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.

    Одним из механизмов повышения мотивации учителей в повышении уровня профессионального мастерства и возможность повышения уровня оплаты труда педагогов является аттестация. Основанием для аттестации, согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276,  на заявленную квалификационную категорию считались результаты работы, представленные в приложении «Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности».

      Большинство учителей имеют высшую и первую квалификационную категорию, или сдают на соответствие. Нужно учитывать, что при аккредитации учреждения учитываются только высшая и первая квалификационные категории.

      В настоящее время проблемой остается то, что не так много учителей подают заявления на повышение своей квалификации. Эта тенденция связана с некоторым усилением предъявляемых требований к аттестующимся учителям.

     Одной из задач районного методического объединения является разъяснительная работа среди руководителей общеобразовательных учреждений о необходимости организации системного подхода к аттестации педагогов на протяжении пяти лет (межаттестационного периода). Направить деятельность по реализации этой задачи через повышение уровня профессиональной компетентности на курсах повышения квалификации, работу по теме самообразования и участие в методической работе.        

      В систему работы методического объединения вошло изучение нормативно – правовых документов по организации химического образования, новинок методической литературы (методическое письмо, государственный стандарт, новые учебно-методические комплексы по предмету).        

        По итогам аттестации в 2019 году высшая квалификационная категория присвоена  учителям химии:  Саркисян Э.А. МБОУ СОШ №2.с.Гизель, Солтанова В.К. МБОУ СОШ №1 c.Гизель

 Курсовая подготовка. В 2019 учебном году курсы прошли учителя химии: Лысоконь И.А. МБОУ СОШ №2 ст.Архонская, Саркисян Э.А. МБОУ СОШ №2.с.Гизель, Солтанова В.К. МБОУ СОШ №2.с.Гизель, БетееваЖ.Г. МБОУ СОШ с.Камбилеевка, Губиева М.А. МБОУ СОШ 2 с.Ногир, Валиева Р.П. МБОУ СОШ с.Дачное,Калагова А.Б. МБОУ СОШ 2 с.Чермен,Козонова Б.К. МБОУ СОШ Нижняя Саниба, Хугаева З. МБОУ СОШ 2 с.Октябрское, Алборова С.В. МБОУ СОШ с.Сунжа.

       Целью курсовой подготовки было:

-формирование профессиональной компетентности учителей химии в области освоения приемов, необходимых для успешного развития учащихся и реализации предметных программ.

       Успешно решены задачи:

-приобщение педагогов к современным технологиям преподавания.

-совершенствование умений использования преимуществ информатизации в учебном    процессе.

      Уровень преподавания и качество химического образования в Пригородном районе изучался при непосредственном посещении образовательных учреждений Министерством образования РСО-Алания и СОРИПКРО.

Можно сделать вывод о том, что большая часть учителей, владеет методикой преподавания химии, использует в учебном процессе современные педагогические технологии, компьютерную технику, ЭОР.

           Многие учителя имеют сайты, на которых представляют свой опыт работы, участвуют в интернет- конкурсах и проектах. С  целью организации работы на  персональных сайтах было организовано практическое занятие по созданию мини-сайта на nsportal.   Задача практикума - помочь учителям овладеть техникой создания сайта,  размещения на нем информации, получения  информации для себя, обобщить свой  педагогический опыт работы,  повысить профессиональную компетентность.

4.Работа с одаренными детьми

          С целью реализации потенциала особо мотивированных детей, формирования интереса к учебным дисциплинам в районе традиционно проводятся предметные олимпиады и другие конкурсы для учащихся.

Учителя химии районного методического объединения  принимают активное участие в конкурсах различного уровня. Многие педагоги используют эту возможность, принимая активное участие  в конкурсах сами и привлекая учащихся, получают неплохие результаты.

Обучающиеся Пригородного района приняли участие в различных конкурсах и олимпиадах:

Санакоева Диана (11кл) МБОУ СОШ №1 им.Д.Хугаева с.Ногир –победитель интерактивной-игровой программы по химии «Инженеры будущего» (СКГМИ);

Джиоева Изабелла (8 кл)  МБОУ СОШ №1 им.Д.Хугаева с.Ногир -финалист олимпиады «Алхимия будущего» (СКГМИ).Победитель олимпиады по химии и биологии (СОРИПКРО). По результатам этой олимпиады ее отобрали для занятий с преподавателями СОГУ. (учитель Бестаева А.А.);

 Кундухова Ирина(9кл) МБОУ СОШ №2 с.Гизель XVI Региональный конкурс «Ступень в науку» Тема «Свинцовое загрязнение среды. Качественное определение свинца в почве и сельскохозяйственной продукции»   (учитель Саркисян Э.А.).

      Обучающиеся учителя химии Валиевой Р.П. МБОУ СОШ с.Дачное приняли активное участие в XVI Региональном конкурсе «Ступень в науку» и заняли призовые места - Калагова Милана- 1 место, Бирагова Дана -1 место, Болотаева Вика – 3 место. Ее ученики также заняли призовые места в конкурсе «Шаг в будущее Осетии»-  Болотаева Вика – 1 место, Бирагова Елена - 1 место, Бирагова Дана -3 место

    Лысоконь И.А. учитель химии МБОУ СОШ №2 ст.Архонская приняла участие в республиканском Всероссийском   конкурсе «Учитель года -2019»

                   Рекомендации:

-совершенствовать формы и методы по организации работы с одаренными детьми;

-активизировать работу по вовлечению учителей к участию в конкурсах                      профессионального мастерства;

-создавать условия для обеспечения профессионального, культурного и творческого роста педагогов;

-усилить внимание к теоретической подготовке учащихся, вести систематическую работу по осознанному усвоению учащимися элементов знаний умений, которые определены в Обязательном минимуме содержания основного общего образования  по химии и Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии;

-способствовать освоению и внедрению новых образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных;

-создавать организационные условия для курсовой подготовки педагогических работников;

-продолжить формирование банка актуального педагогического опыта, распространяя его и внедряя в практику работы школ района;

-создавать условия для творческой работы педагогов с перспективой на опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую деятельность;

-акцентировать профессиональную компетентность педагогов на конечные ориентиры в планировании и осуществлении учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

-с самого начала изучения курса следует ориентировать учащихся на овладение языком химии, использование номенклатуры;

совершенствовать методику контроля учебных достижений учеников; использовать в работе современные способы проверки знаний учащихся, предлагая учащимся задания, соответствующие заданиям КИМ ГИА, которые в значительной степени направлены не на простое воспроизведение полученных знаний, а на проверку сформированности умения применять их;

-осваивать критериальный подход к оценке контрольных работ школьников;

- уделить особое внимание        изучению практико-ориентированного материала, а также элементов содержания, имеющих непосредственное отношение к применению полученных химических знаний в реальных жизненных ситуациях;

- при выполнении химического ученического эксперимента больше внимания уделять обучению правилам обращения с химическими веществами, лабораторным оборудованием, признакам протекающих химических реакций, планированию действий, умению наблюдать, фиксировать результаты опытов и формулировать выводы;

-активизировать работу по формированию у учащихся таких общеучебных умений и навыков, как извлечение и переработка информации, представленной в различном виде (текст, таблица, график, схема), а также умения представлять переработанные данные в различной форме.

Руководитель РМО химиков Пригородного района  Бестаева А.А.учитель химии МБОУ СОШ N1 c.Ногир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы РМО учителей математики Баевского района Алтайского края за 2012 - 2013 уч.год.

В материале представлен анализ работы РМО учителей математики Баевского района Алтайского кпая за 2012 - 2013 учебный год...

Творческий отчёт о работе в РМО учителей химии Пригородного района РСО-Алания

Творческий отчёт о работе в районном методическом объединение учителей химии Пригородного района РСО-А...

Творческий отчёт о работе в РМО учителей химии Пригородного района РСО-АЛАНИЯ

Итоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады...

Анализ работы РМО учителей химии Пригородного района РСО-Алания за 2019 год ( II-полугодие)

Анализ работы РМО учителей химии Пригородного района РСО-Алания за   2019 год ( II-полугодие)...

АНАЛИЗ РАБОТЫ РМО учителей географии Кировского района РСО-Алания за 2019-2020 учебный год

Успешность профессиональной деятельности педагога обуславливается сформированностью профессиональных методических умений. Этот процесс протекает эффективнее при активном участии педаго...

Анализ работы РМО учителей химии Пригородного района РСО – Алания за 2021-2022 учебный год

Анализ работы РМО учителей химии Пригородного района РСО-Алания  за  2021-2022 учебный годМетодическая тема РМО «Концепция преподавания химии как основа совершенствования профессиональ...

Анализ работы РМО учителей химии Пригородного района РСО – Алания за 1 полугодие 2022-2023 учебный год

Создание условий для развития профессиональной компетентности  учителя, способствующее повышению качества образования в условиях перехода на новые государственные  стандарты образования...