Железо в окружающей среде.
план-конспект урока по химии (9 класс)

Беззубова Татьяна Александровна

Цель урока: Выяснить на примере железа какое влияние оказывает избыток или недостаток биогенного металла на процессы жизнедеятельности.

Задачи урока

Образовательные: сформировать представление о металлах -биогенах, продолжить работу по обучению простейшим приёмам химического анализа на катионы металла.

Развивающие: совершенствовать навыки групповой работы по изучению нового и обобщению ранее изученного материала.

Воспитательные: способствовать воспитанию экологического сознания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhelezo_v_okruzhayushchey_srede_2.docx41.6 КБ

Предварительный просмотр:

Железо в окружающей среде.

Метапредметный урок по химии и биологии в 9 классе

Разработка учителя химии Беззубовой Татьяны Александровны

МБОУ «СОШ №27» г. Чебоксары

Цель урока: Выяснить на примере железа какое влияние оказывает избыток или недостаток биогенного металла на процессы жизнедеятельности.

Задачи урока

Образовательные: сформировать представление о металлах -биогенах, продолжить работу по обучению простейшим приёмам химического анализа на катионы металла.

Развивающие: совершенствовать навыки групповой работы по изучению нового и обобщению ранее изученного материала.

Воспитательные: способствовать воспитанию экологического сознания. 

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты:

1) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

 2) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

3) овладение приёмами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);

 4) создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;

 5) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

-сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

-сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

-давать определения понятиям

-работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую

-формировать умение вести диалог

-находить информацию о водорослях и использовать ее для характеристики

Регулятивные УУД:

- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

- сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

-сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Коммуникативные УУД:

- сформировать умение слушать и слышать друг друга, делать выводы при изучении материала

Личностные УУД:

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве

-формировать элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке: металлы - биогены, железная руда, гемоглобин, оксигемоглобин, концентрация железа.

Тип урока: интегрированный урок, изучение нового материала.

Методы:

  • Объяснительно- иллюстративный
  • Проблемно-поисковый
  • Решение экспериментальных задач
  • Групповая и индивидуальная работа учащихся.

Форма организации урока: дифференцированно-групповая

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Оборудование и реактивы: химические стаканы(на 50-100мл), фильтровальная бумага(полоски), стандартные растворы железа, 20%-ый раствор роданида калия, пробы природной воды, яблоко, нож, фильтровальная бумага (листок), шпатель , гидросульфат калия,  коллекция металлов.

Средство обучения: литература

Учебная:1) Рудзитис Г.Е  Химия: основы общ. химии.Учебник для 11 кл.-М.: Просвещение , 2011г.

                    2) Чернова Н.М и др.   Основы экологии: Учеб. Для 10(11) кл. общеобразовательных учеб., заведений: Дрофа, 2008г.

Дополнительная: 1) Николаев Л.А. Металлы в живых организмах: Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1986

                     3) Сычев А.М., Фадеев Г.Н. Химия металлов: Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 кл.- М.: Просвещение, 2003 г.

Эпиграф урока: Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

        Дистервег

        Ход урока

1.Организационный этап

Учитель формирует малые группы, раздает задания на группу (раздаточный материал) учащиеся готовят учебные принадлежности.

2.Вхождение в тему.. Постановка проблемы.

Учитель химии: Сегодня я вам на урок принесла мешочек. Отгадайте, что в нем спрятано? (показывает мешочек, в котором спрятано яблоко).

Ученик, вызванный учителем, ощупывает мешочек и определяет в нем яблоко

Учитель химии: Что произойдёт с яблоком, если я его разрежу пополам?

Ученик: Разрезанное яблоко быстро темнеет.

Учитель химии: Почем разрезанное яблоко быстро темнеет?

Ученики отвечают, что в яблоке находятся железо, которое вступает во взаимодействие с кислородом воздуха и окисляется, поэтому мякоть разрезанного яблока быстро темнее.

3.Изучение нового материала.

Учитель химии: Ребята, цель нашего урока выяснить на примере железа, влияние биогенных материалов на проценты жизнедеятельности организмов.

Учитель химии: Какие металлы называются биогенными?

Металлы - биогены- это металлы, постоянно входящие в состав живых организмов и имеющие определенное биологической значение. Прежде всего это: K, Na, Pb, Fe, Ca, Mg

Железо находится в 8 группе,Б -подгруппе, порядковый номер 26

Строение атома: +26Fe2e, 8 e, 14e , 2e

Может проявлять степень окисления (+2) и (+3)

Железо имеет большое практическое значение, по распространённости среди металлов занимает второе место после алюминия. Железо известно людям 5 тысяч лет. Появилось оно у народов, живших на Кавказе и называлось « ертак», что значит «капнувший с неба». В ясные ночи иногда можно увидеть, как с неба падают звезды. Это метеориты. Многие из них  содержат  никелевое железо.  Биомасса Земли содержит до 10 млрд. тонн железа и  является важным фактом перераспределения элемента в природе. В настоящие время железо получают из его оксидов путем восстановления.

Показ коллекции

Fe304 – магнитный железняк

Fe203- бурный железняк

FeOxH20- лемонит

FeCO3- сидерит (соль)

Физические свойства железа.

Чистое железо- пластичный металл, ковкий, серебристо- белого цвета. Плотность железа 7,87 г/см3,температура плавления 1539 С, обладает магнитными свойствами.

                   Химические свойства железа

                         (рассматриваются по схеме)

Fe3O4←Fe→FeCl3→Fe(OH)3→Fe203

FeCl2→Fe(OH)2→FeO


Демонстрация опыта.Получение Fe(OH)3 и Fe(OH)2. Качественные реакции.

Оксид и гидроксид железа (III) обладают амфотерными свойствами.

При нагревании железо реагирует с концентрированной серной и азотистой кислотой:

2Fe+6H2SO4→ Fe2 (SO4)3 + 3SO2↑ + 6H2O

(коэффициенты расставляются методом электронного баланса)

Учитель химии: Fe0 + Cu+2Cl-2=Fe+2Cl02 + Cu ↓ (запись на доске)

Железо может вытеснять менее  активные металлы из растворов их солей,

проявляет восстановительные свойства.

Учитель биологии:  Железо- один из важнейших элементов жизни. В биологических системах железо связано с органическими веществами. В миоглобине и гемоглобине встроены ионы Fe2+,в каталазах и оксидазах

( ферментах) – Fe3+.В цитохромах железо поочередно переходит из одного валентного состояния в другое.

Гемоглобин-красный пигмент крови человека, позвоночных и некоторых беспозвоночных животных. Состоит из белка ( глобина) и железопорфирина (гема). На одну молекулу глобина приходится 4 гема, а каждый гем содержит 1 атом железа. Гемоглобин переносить кислород от органов дыхания к тканям и углекислый газ от тканей к дыхательным органам. Степень окисления иона железа не изменяется при соединении комплекса с кислородом, при этом образуется оксигемоглобин. Схема процесса:

O2  +гемоглобин  ↔оксигемоглобин.

Равновесие смещается в правую сторону в легких, в левую – в клетках.

Миоглобин - глобулярный белок, запасающий кислород в мышцах позвоночных животных и человека. На одну молекулу белка приходится один гем, содержащий 1 атом железа. Наиболее богаты миоглобином мышцы морских животных, способных длительно находится под водой.

Общее содержание железа в теле взрослого человека колеблется от 4 до 7 г.

Учитель химии: Ребята, мы предлагаем вам определить с помощью качественной реакции содержание железа в пробах воды, взятой из под крана, снеговой воды и воды р.Волга.

Учитель биологии: Железо влияет на интенсивность развития фитопланктона и качественный состав микрофлоры в водоемах. Токсичность соединений железа в воде зависит от рH. Щелочная среда резко увеличивает опасность отравления рыб, так как в таких условиях образуются гидроксиды железа, которые осаждаются на жабрах, закупоривают их и разъедают.  Во избежание хронического отравления железом, содержащемся в воде, установлены значениям его ПДК

( предельно допустимая концентрация).

Концентрация ионов железа в воде хозяйствен-питьевого и культурно-бытового водопользования – 0,3 мг/л, в воде используемой для рыбохозяйственных целей – 0,05 мг/л. Допустимая концентрация железа в воде, используемся для орошения земель 15-70 мг/л. При повышении ПДК железа в воде она приобретает специфический привкус и бурый цвет.

Отбор проб природных вод.

(Инструкция по практической работе лежит на столах учеников)

Пробы отбирают в полиэтиленовые или стеклянные бутылки, промытые раствором HCl (1:1). Для предотвращения гидролиза солей железа при хранении на 1 л пробы прибавляются 25 мл концентрированной азотной кислоты

Оборудование и реактивы: химические стаканы на 50 мл-100 мл, фильтровальная бумага, 20% - ый раствор роданида аммония( калия), пробы природной воды.

Ход анализа.

В стаканы наливают по 50 мл природных вод различных водоемов, указав на этикетках их названия. Во все стаканы на 10 мин помещают полоски фильтрованной бумаги. Через 10 мин полоски фильтрованной бумаги извлекают и высушивают на воздухе, а замет наносят на них по капле 20%-ого раствора роданида аммония. Сравнивая интенсивность окрашивания на полосках с данными таблицы 1, учащиеся делают вывод о содержании ионов железа Fe3+ в пробах воды и записывается качественная реакция.

Fe2(SO4)3+ 6NH4 CSN= 2Fe(CSN)3 + 3(NH4)2SO4

Таблица 1

Интенсивность окраски

Концентрация Fe3+,мг/л

Буро-красная

Темно-розовая

Розовая

Светло-розовая

Отсутствует

100

10

1

0,5

менее 0,5

Если концентрация ионов железа в воде превышает ПДК в 3-9 раз, то ее принято считать умеренно загрязнённой, а в 10-100 раз- сильно загрязнённой.

Вывод: Большинство исследуемых рек можно отнести к числу водоемов сумеренным загрязнениям по ионам железа.

Учитель биологии: Недостаток железа в организме приводит к развитию анемии (малокровия), характеризующейся снижением содержания гемоглобина в крови. Кроме того, нарушается и функция пищеварительных желез, нервной системы, мышечного аппарата. Нехватка железа устраняют приемом специальных лекарственных препаратов, а также увеличением в пищевом рационе, например, гречихи и яблок. В тоже время железо является токсичным веществом, поэтому введение в организм избыточного количества железа с пищей или с лекарственными препаратами может привести к отравлению. При  приеме внутрь дозы железа 200 -255 мг/кг у человека появляется рвота, боли в животе, ощущение жара, снижение артериального давления, цианоз, резкое снижение свертываемости крови, поражение печени. При вскрытии обнаруживаются кровоизлияние и диффузный некроз слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, массивные некрозы печени.

Во избежание  хронического отравления железом, содержащемся в пище, установлены значения его ПДК, представленные в таблице

Продукты

ПДК,мг/кг

Масло, маргарин, жиры

5,0

Овощи свежие

5,0

Вино, пиво

15,0

Мясо

50,0

рыба

30,0

Хлеб

50,0

молоко

3,0

Крупа, зерно

3,0

4 Этап –закрепление изученного материала.

Вопросы из шляпы

  1. Железные лопаты, которые использовали при добыче медной руды, покрывались слоем меди. Значит ли это, что железо превращалось в медь?

 (Нет, произошла химическая реакция)

Fe+CuCl2=FeCl2+Cu↓

2.В средние века часто не удалось выплавить железо из руды. Считалось, что это проделки злого духа гор Ника и вредного карлика Кобольда. А что происходило на самом деле?

     (Это была не железная руда, а руда металлов кобальта и никеля)

3.Почему три тысячи лет назад железо ценили дороже золота?

(В то время использовали только метеоритное железо)

4.Какой металл называют металлом войны?

      (Железо)

Рефлексия: Сегодня мы познакомились с биогенным металлом-железом. Узнали о его  свойствах и влиянии на живой организм.

Мы завершаем свою деятельность над данной темой, и сейчас мне хочется узнать: что понравилось, что нет, какие были трудности, что было особенно интересно, какие вы приобрели знания и умения, и приобрели ли вы их вообще? Пожалуйста, вам слово:

  • Если бы я раньше знал…..,то…..
  • На мой взгляд…..
  • Для меня было сложно…..
  • Самым интересным для меня во время работы на уроке было…..
  • Совместная работа с учителем и одноклассниками для меня значима, потому что……

Предлагаю вам оценить свою работу, работу одноклассников на уроке. (учащиеся выставляют оценки)

5 Этап- Подведение итогов. Домашнее задание.

Составить кроссворд, который отражает значение железа в окружающей среде или области его применения

Приложение 1

Инструкция к практической работе

"Определение ионов Fe3+ в природных водах"

Отбор проб природных вод.

Пробы отбирают заранее в полиэтиленовые или стеклянные бутылки, промытые раствором  HCl (1:1). Для предотвращения гидролиза солей железа при хранении на 1л пробы прибавляют 25мл концентрированной азотной кислоты.

Оборудование и реактивы:

Химические стаканы на 50 мл, фильтровальная бумага (полоски размером 1*5см), 20%-ный раствор роданида калия (аммония), пробы природных вод (проба воды реки Волга, водопроводная вода, снеговая вода).

Ход работы. В стаканы  наливают по 50 мл природных вод из различных источников. Стаканы стоят на столе учащихся.

I стакан с волжской  водой  

II стакан с водой из под крана

III стакан - снеговая вода

Во все стаканы на 10 мин поместить полоски фильтровальной бумаги. Во избежание путаницы на полосках бумаги сделаны соответствующие записи. Через 10 мин полоски фильтровальной бумаги извлечь и высушить на воздухе, а затем нанести на них по капле 20%-ного раствора роданида калия.

В зависимости от концентрации ионов Fe3+ в растворе на бумаге появляется окрашивание разной интенсивности ( от розового до буро-красного). Полученные результаты сравниваем с данными таблицы.

Таблица 1

Интенсивность окраски

Концентрация Fe3+,мг/л

Буро-красная

Темно-розовая

Розовая

Светло-розовая

Отсутствует

100

10

1

0,5

менее 0,5

Результаты эксперимента занести в таблицу 2 и сделать выводы  о степени загрязнения природных вод (значительное загрязнение, незначительное, вода не содержит ионов Fe3+)

Объект исследования

Визуальный эффект

Примерная концентрация ионов Fe3+, мг/л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. «Всё меньше – окружающей природы. Всё больше – окружающей среды». Проблемы экологии языком поэзии и живописи

Цель проекта: показать, как в литературе ставились и решались проблемы единства человека и природы, научить учащихся чувствовать и понимать, что музыка природы – это вечность, бессмертие человека, обо...

Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.

АгитбригадаВсё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.Цель: Воспитание экологической культуры, способность воспринимать мир не столько, как склад природных ресурсов, сколько как дом....

Мультимедийный урок английского языка в 7 классе по теме "Человек и окружающий мир", учебная ситуация "Загрязнение окружающей среды"

Данный урок разработан для учащихся 7-го класса в рамках темы “Человек и окружающий мир” (“Man and the Natural World”), учебная ситуация “Загрязнение окружающей среды” (“Pollution”), на основе УМК “Ан...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: «ВСЕ МЕНЬШЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ, ВСЕ БОЛЬШЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ!»

Цель:формирование экологического сознания и развитие экологической культуры воспитанников.Задачи:- развивать познавательный интерес к миру природы;- формировать экологическое сознание и чувство уважен...

Сценарий литературно-экологической композиции "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды"

Сценарий, в основе которого метапредметные связи, составлен учителями биологии и литературы для учащихся разновозрастных групп....

Внеклассное мероприятие "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!"

Цель мероприятия:-углубление экологических знаний обучающихся;-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;-воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за в...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...