цикл уроков по химии
методическая разработка по химии (8 класс)

Евтихова Евгения Александровна

Пояснительная записка

Данный курс уроков самостоятельно разработан автором в процессе практической работы учителем химии, осуществляющем реализацию межпредметных связей. Разработка опирается на нормативно-правовую базу по элективным курсам.

Предназначен для учащихся, которые только начинают изучать химию. Он необходим для повышения интереса к химии через экспериментальную работу в виде занимательных, познавательных опытов. Занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования. В реализации программы данного курса сочетаются беседы преподавателя и выступления учащихся, проведение викторин с экскурсиями в химические лаборатории, чтение рефератов с проведением эксперимента.

Формирование умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности и в процессе групповой работы. Учащиеся закрепляют навыки анализа, обобщения, учатся известные приемы

1.3. Принципы построения программы курса Курс разработан для учащихся средних общеобразовательных школ, приступивших к изучению химии, и направлен на получение химических знаний и навыков.

Курс имеет модульную структуру, учащиеся могут использовать различные схемы изучения материала. Различные разделы могут быть использованы преподавателями школ при проведении традиционных уроков по химии и разработке элективных курсов.

Данный курс уроков является актуальным, так как выполняет функцию  пополнить традиционное содержание школьного учебного предмета, компенсирующего отсутствие в нем важных понятий; с его помощью можно отработать умения учащихся решать химические задачи разного типа, при этом расширить кругозор Элективный курс направлен на расширение и углубление знаний

Самым сложным в изучении в изучении химии считается решение задач . На мой взгляд этот стериатип нужно сломать. Данный цикл уроков направлен на отработку навыков для решеня задач:

  • Внимательное почтение условия задачи
  • Отработка математических навыков В химии столько истины, сколько в ней математики
  • Решение задач с условиями, приближенными к повседневной жизни
  • Синектика

Предложенные задачи и упражнения предназначены для широкого круга учащихсяклассы), возможна организация разновозрастных групп учащихся для реализации курса.  В основном для учащихся 7-8 классов, проявляющих повышенный интерес к предмету Теоретический материал, предложенный в программе носит избыточный характер, что позволяет педагогу выбирать необходимый материал в зависимости от уровня подготовки учащихся конкретных классов.

Решение химических задач способствует осуществлению связи обучения с жизнью, воспитывает трудолюбие, целеустремленность, вырабатывает мировоззрение, так как в задачах легко реализуются межпредметные связи.

Велика развивающая функция решения задач, которая формирует рациональные приемы мышления, устраняет формализм знаний, прививает навыки самоконтроля, развивает самостоятельность .

Образовательная роль задач выражается в том, что, например, расчетные задачи раскрывают перед учащимися количественную сторону химии как точной науки. Через задачи осуществляется связь теории с практикой, в процессе их решения закрепляются и совершенствуются химические понятия о веществах и процессах. На основе решения задач, особенно качественных, легко организовать проблемное обучение. Процесс решения задачи — это восхождение от абстрактного к конкретному. В методологическом аспекте — это переход от абстрактного мышления к практике, связь частного с общим.

Необходимо помнить, что решение задач — это не самоцель, а средство обучения, способствующее прочному усвоению знаний.

Курс рассчитан на 18 часов; реализуется путем семинаров, , практикумов.

Цели и задачи:

образовательные: расширение, углубление и интеграция знаний учащихся, формирование критического анализа получаемой информации; 

воспитательные: формирование целостного представления о веществах окружающего мира, обучение комплексному использованию знаний по различным предметам с учетом региональных материалов из СМИ; 

развивающие: развитие интереса к предметам естественно-научного цикла (химия, биология, экология, география, физики, математики, литературы) на основе выделения точек соприкосновения этих предметов.

Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения химии и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей.

Ожидаемые результаты – понимание, объяснение и прогнозирование деятельности человека в окружающей его среде; умения решать разнообразные химические задачи;  составлять компетентностные задачи.

Итоги реализации курса - участие учащихся на конференциях, олимпиадах.

Организация учебного процесса:урочная форма, в которой учитель организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся ; внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома) самостоятельно выполняют практические задания.

Контроль знаний и умений

1. Оценивание выполнения заданий в текущем режиме.

2. Оценивание задач, составленных учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx29.45 КБ
Файл elektivnyy_kurs.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Город Саратов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Лицей гуманитарных наук

 

410005, г. Саратов, ул. Б. Садовая, 224А. Тел. (845-2) 27-90-43, 64-15-93. Факс (845-2) 27-90-43

                

Цикл уроков по теме

 «Интегрированные уроки химии»

(путь к успешному решению задач)

 для учащихся

7-8классов

Евтихова Е.А.

учитель химии

МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

2018


Пояснительная записка

Данный курс уроков самостоятельно разработан автором в процессе практической работы учителем химии, осуществляющем реализацию межпредметных связей. Разработка опирается на нормативно-правовую базу по элективным курсам.

Предназначен для учащихся, которые только начинают изучать химию. Он необходим для повышения интереса к химии через экспериментальную работу в виде занимательных, познавательных опытов. Занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования. В реализации программы данного курса сочетаются беседы преподавателя и выступления учащихся, проведение викторин с экскурсиями в химические лаборатории, чтение рефератов с проведением эксперимента.

Формирование умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности и в процессе групповой работы. Учащиеся закрепляют навыки анализа, обобщения, учатся известные приемы

1.3. Принципы построения программы курса Курс разработан для учащихся средних общеобразовательных школ, приступивших к изучению химии, и направлен на получение химических знаний и навыков.

Курс имеет модульную структуру, учащиеся могут использовать различные схемы изучения материала. Различные разделы могут быть использованы преподавателями школ при проведении традиционных уроков по химии и разработке элективных курсов.

Данный курс уроков является актуальным, так как выполняет функцию  пополнить традиционное содержание школьного учебного предмета, компенсирующего отсутствие в нем важных понятий; с его помощью можно отработать умения учащихся решать химические задачи разного типа, при этом расширить кругозор Элективный курс направлен на расширение и углубление знаний

Самым сложным в изучении в изучении химии считается решение задач . На мой взгляд этот стериатип нужно сломать. Данный цикл уроков направлен на отработку навыков для решеня задач:

  • Внимательное почтение условия задачи
  • Отработка математических навыков В химии столько истины, сколько в ней математики
  • Решение задач с условиями, приближенными к повседневной жизни
  • Синектика

Предложенные задачи и упражнения предназначены для широкого круга учащихсяклассы), возможна организация разновозрастных групп учащихся для реализации курса.  В основном для учащихся 7-8 классов, проявляющих повышенный интерес к предмету Теоретический материал, предложенный в программе носит избыточный характер, что позволяет педагогу выбирать необходимый материал в зависимости от уровня подготовки учащихся конкретных классов.

Решение химических задач способствует осуществлению связи обучения с жизнью, воспитывает трудолюбие, целеустремленность, вырабатывает мировоззрение, так как в задачах легко реализуются межпредметные связи.

Велика развивающая функция решения задач, которая формирует рациональные приемы мышления, устраняет формализм знаний, прививает навыки самоконтроля, развивает самостоятельность .

Образовательная роль задач выражается в том, что, например, расчетные задачи раскрывают перед учащимися количественную сторону химии как точной науки. Через задачи осуществляется связь теории с практикой, в процессе их решения закрепляются и совершенствуются химические понятия о веществах и процессах. На основе решения задач, особенно качественных, легко организовать проблемное обучение. Процесс решения задачи — это восхождение от абстрактного к конкретному. В методологическом аспекте — это переход от абстрактного мышления к практике, связь частного с общим.

Необходимо помнить, что решение задач — это не самоцель, а средство обучения, способствующее прочному усвоению знаний.

Курс рассчитан на 18 часов; реализуется путем семинаров, , практикумов.

Цели и задачи:

образовательные: расширение, углубление и интеграция знаний учащихся, формирование критического анализа получаемой информации; 

воспитательные: формирование целостного представления о веществах окружающего мира, обучение комплексному использованию знаний по различным предметам с учетом региональных материалов из СМИ; 

развивающие: развитие интереса к предметам естественно-научного цикла (химия, биология, экология, география, физики, математики, литературы) на основе выделения точек соприкосновения этих предметов.

Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения химии и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей.

Ожидаемые результаты – понимание, объяснение и прогнозирование деятельности человека в окружающей его среде; умения решать разнообразные химические задачи;  составлять компетентностные задачи.

Итоги реализации курса - участие учащихся на конференциях, олимпиадах.

Организация учебного процесса:урочная форма, в которой учитель организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся ; внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома) самостоятельно выполняют практические задания.

Контроль знаний и умений

1. Оценивание выполнения заданий в текущем режиме.

2. Оценивание задач, составленных учащимися.

Кол-во часов

Тема

Основные понятия

Вид деятельности

Модуль1

2

Текст задачи

Внимательно читать задачи не пропуская важных деталей

Литературные тексты с подробными описаниями

Модуль 2

3

Удивительные дроби

Отработка навыков работы с дробями

Решение математических задач

Модуль 3

3

Пропорция

Решение задач на составление пропоции, провести аналогию с решением аналогичных заданий в математике

Групповая работа Выполнение письменных упражнений

Модуль 4

2

Составление алгоритма

Используя навык составления алгоритма на уроках информатики, составить алгоритмы для решения задач по химии

Алгоритм последовательных действий

Модуль 5

2

Химические квесты

Выполнение нестандартных, интегриреванных задач

В игровой форме решение интегрированных с физикой, биологией, экологией задач

Модуль 6

3

Синектика

Работа с аналогиями

метод психологической активации учащихся, основанный на решении проблем с помощью привлечения примеров из других жизненных сфер), понимает необходимость обращения к конкретному жизненному опыту или жизненным впечатлениям обучаемых

Модуль 8

3

Решение комбинированных задач

Решение интегрированных задач

Решение интегрированных задач

ВЫВОД

Интегрированное обучение способствует развитию научного стиля мышления, дает возможность широкого применения естественнонаучного метода познания, формирует у учащихся общие понятия биологии, физики, математики, химии, естествознания, надпредметные знания, умения и навыки (или метапредметные, через неминуемое развитие на этих уроках ключевых образовательных компетенций). Очень результативными являются обобщающие интегрированные уроки, они могут проводиться в разных формах.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Город Саратов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Лицей гуманитарных наук

 

410005, г. Саратов, ул. Б. Садовая, 224А. Тел. (845-2) 27-90-43, 64-15-93. Факс (845-2) 27-90-43

                

Цикл уроков по теме

 «Интегрированные уроки химии»

(путь к успешному решению задач)

 для учащихся

7-8классов

Евтихова Е.А.

учитель химии

МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

2018


Пояснительная записка

Данный курс уроков самостоятельно разработан автором в процессе практической работы учителем химии, осуществляющем реализацию межпредметных связей. Разработка опирается на нормативно-правовую базу по элективным курсам.

Предназначен для учащихся, которые только начинают изучать химию. Он необходим для повышения интереса к химии через экспериментальную работу в виде занимательных, познавательных опытов. Занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования. В реализации программы данного курса сочетаются беседы преподавателя и выступления учащихся, проведение викторин с экскурсиями в химические лаборатории, чтение рефератов с проведением эксперимента.

Формирование умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности и в процессе групповой работы. Учащиеся закрепляют навыки анализа, обобщения, учатся известные приемы

1.3. Принципы построения программы курса Курс разработан для учащихся средних общеобразовательных школ, приступивших к изучению химии, и направлен на получение химических знаний и навыков.

Курс имеет модульную структуру, учащиеся могут использовать различные схемы изучения материала. Различные разделы могут быть использованы преподавателями школ при проведении традиционных уроков по химии и разработке элективных курсов.

Данный курс уроков является актуальным, так как выполняет функцию  пополнить традиционное содержание школьного учебного предмета, компенсирующего отсутствие в нем важных понятий; с его помощью можно отработать умения учащихся решать химические задачи разного типа, при этом расширить кругозор Элективный курс направлен на расширение и углубление знаний

Самым сложным в изучении в изучении химии считается решение задач . На мой взгляд этот стериатип нужно сломать. Данный цикл уроков направлен на отработку навыков для решеня задач:

  • Внимательное почтение условия задачи
  • Отработка математических навыков В химии столько истины, сколько в ней математики
  • Решение задач с условиями, приближенными к повседневной жизни
  • Синектика

Предложенные задачи и упражнения предназначены для широкого круга учащихсяклассы), возможна организация разновозрастных групп учащихся для реализации курса.  В основном для учащихся 7-8 классов, проявляющих повышенный интерес к предмету Теоретический материал, предложенный в программе носит избыточный характер, что позволяет педагогу выбирать необходимый материал в зависимости от уровня подготовки учащихся конкретных классов.

Решение химических задач способствует осуществлению связи обучения с жизнью, воспитывает трудолюбие, целеустремленность, вырабатывает мировоззрение, так как в задачах легко реализуются межпредметные связи.

Велика развивающая функция решения задач, которая формирует рациональные приемы мышления, устраняет формализм знаний, прививает навыки самоконтроля, развивает самостоятельность .

Образовательная роль задач выражается в том, что, например, расчетные задачи раскрывают перед учащимися количественную сторону химии как точной науки. Через задачи осуществляется связь теории с практикой, в процессе их решения закрепляются и совершенствуются химические понятия о веществах и процессах. На основе решения задач, особенно качественных, легко организовать проблемное обучение. Процесс решения задачи — это восхождение от абстрактного к конкретному. В методологическом аспекте — это переход от абстрактного мышления к практике, связь частного с общим.

Необходимо помнить, что решение задач — это не самоцель, а средство обучения, способствующее прочному усвоению знаний.

Курс рассчитан на 18 часов; реализуется путем семинаров, , практикумов.

Цели и задачи:

образовательные: расширение, углубление и интеграция знаний учащихся, формирование критического анализа получаемой информации; 

воспитательные: формирование целостного представления о веществах окружающего мира, обучение комплексному использованию знаний по различным предметам с учетом региональных материалов из СМИ; 

развивающие: развитие интереса к предметам естественно-научного цикла (химия, биология, экология, география, физики, математики, литературы) на основе выделения точек соприкосновения этих предметов.

Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения химии и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей.

Ожидаемые результаты – понимание, объяснение и прогнозирование деятельности человека в окружающей его среде; умения решать разнообразные химические задачи;  составлять компетентностные задачи.

Итоги реализации курса - участие учащихся на конференциях, олимпиадах.

Организация учебного процесса:урочная форма, в которой учитель организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся ; внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома) самостоятельно выполняют практические задания.

Контроль знаний и умений

1. Оценивание выполнения заданий в текущем режиме.

2. Оценивание задач, составленных учащимися.

Кол-во часов

Тема

Основные понятия

Вид деятельности

Модуль1

2

Текст задачи

Внимательно читать задачи не пропуская важных деталей

Литературные тексты с подробными описаниями

Модуль 2

3

Удивительные дроби

Отработка навыков работы с дробями

Решение математических задач

Модуль 3

3

Пропорция

Решение задач на составление пропоции, провести аналогию с решением аналогичных заданий в математике

Групповая работа Выполнение письменных упражнений

Модуль 4

2

Составление алгоритма

Используя навык составления алгоритма на уроках информатики, составить алгоритмы для решения задач по химии

Алгоритм последовательных действий

Модуль 5

2

Химические квесты

Выполнение нестандартных, интегриреванных задач

В игровой форме решение интегрированных с физикой, биологией, экологией задач

Модуль 6

3

Синектика

Работа с аналогиями

метод психологической активации учащихся, основанный на решении проблем с помощью привлечения примеров из других жизненных сфер), понимает необходимость обращения к конкретному жизненному опыту или жизненным впечатлениям обучаемых

Модуль 8

3

Решение комбинированных задач

Решение интегрированных задач

Решение интегрированных задач

ВЫВОД

Интегрированное обучение способствует развитию научного стиля мышления, дает возможность широкого применения естественнонаучного метода познания, формирует у учащихся общие понятия биологии, физики, математики, химии, естествознания, надпредметные знания, умения и навыки (или метапредметные, через неминуемое развитие на этих уроках ключевых образовательных компетенций). Очень результативными являются обобщающие интегрированные уроки, они могут проводиться в разных формах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл уроков « Отечественная война 1812 года». Урок с применением технологий: игровой, интегрированной, проектной, компьютерной.

Цикл интегрированных уроков с привлечением учителей географии и английского языка, с тестами и творческими заданиями....

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

"Уральские сказы" Бажова. Цикл уроков литературы (4 урока)

Цикл уроков литературы по изучению сказов Бажова является частью комплексного изучения "Уральских сказов" на уроках русского языка и литературы.Цикл состоит из 3 основных уроков и 1 урока внеклассного...

Цикл уроков по химии к Юбилею Победы

Цикл уроков в 8,9,10,11-классах по химии к Юбилею Победы...

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...

Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДБ.11 ХИМИЯ

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований:Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (утвержд...