Рабочая программа по химии (10 класс)
рабочая программа по химии (10 класс)

 
Рабочая программа по химии (10 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_10_klass.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования

«Сафоновский район» Смоленской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение гимназия г. Сафоново Смоленской области

Рассмотрено

Руководитель ШМО

________/_________

                       ФИО

Протокол № ___
от «___»________20__г

Согласовано

Заместитель руководителя по УВР МБОУ гимназии

__________/Макарова В.В.

                             ФИО

 «___»________20__г.

Утверждаю

Руководитель МБОУ гимназии

__________/Майорова О.А.

                                          ФИО

Приказ № ___
от  «___»________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ХИМИИ

10 класс

учителя химии

высшей квалификационной категории

Петрущенковой

Людмилы Павловны

2020 – 2021 учебный год

г. Сафоново


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по химии 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  2. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Учебного плана МБОУ гимназии г. Сафоново Смоленской области на 2020-2021 учебный год.
  4. Положения о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ, реализуемых в МБОУ гимназии г. Сафоново Смоленской области
  5. Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ гимназии г. Сафоново Смоленской области;
  6.  Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2014.)- 10 класс, базовый уровень

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·      освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

·      овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

·      развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

·      воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

·      применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачами   являются:

  • Изучение основных методов познания в химии;
  • формирование умений применения изученных теоретических положений при рассмотрении классов неорганических и органических веществ и их конкретных соединений;
  • совершенствование практических навыков в  решении расчетных задач и в выполнении упражнений, лабораторных и практических заданий;
  • развитие  представлений о теориях электронного строения и принципах классификации химических веществ и соединений;
  • развитие  представлений о применении химических веществ и соединений при производстве, хранении и экспертизе потребительских товаров;
  • формирование умений проводить простейшие реакции с участием химических соединений и исследования их отдельных свойств в лабораторных условиях;
  • совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения химического языка;
  • развития логического мышления.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ гимназии г. Сафоново Смоленской области на изучение предмета химии в 10 классе отводится 2 часа в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ХИМИИ

При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

  • в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • в познавательной (интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

     Предметные:

1.В познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;
  • описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
  • описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
  • классифицировать изученные объекты и явления;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
  • моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;

2.В ценностно – ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

3. В трудовой сфере:

  • проводить химический эксперимент;

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль 1. Введение (4 часа). Понятие органической химии. Историческая справка. Теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. Основные положения теории. Строение атома углерода. Валентное состояние углерода. Углеродный скелет. Причины многообразия органических веществ: изомерия, гомология, аллотропия.

Модуль2. Строение органических соединений. (7 часов)

Функциональные группы. Качественный и количественный состав вещества. Классификация органических веществ по углеродному скелету и функциональной группе. Основы номенклатуры. Изомерия, ее виды: структурная и пространственная. Гомологический ряд, гомологи. Химическая связь в органических соединениях. Радикалы. Классификация химических реакций в органической химии и их особенности.

Модуль 3. Углеводороды (19 часов).

Углеводороды: алканы, алкены, алкадиены, алкины, циклоалканы,арены. Строение, физические и химические свойства: реакции окисления; замещения (хлорирование); присоединения (гидрирование, галогенирование, гидратации); полимеризации. Основные способы получения углеводородов.  Применение.  Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Генетическая связь между классами углеводородов.

Модуль 4.  Кислородсодержащие органические вещества (15 часов).

Одно- и многоатомные спирты. Фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры. Строение. Физические и основные химические свойства: окисление; восстановление; дегидратация; взаимодействие с индикатором, металлом, оксидом металла, основанием, солью; реакции этерификации; гидролиз. Основные способы получения. Применение.  Кислоты в природе. Отдельные представители. Генетическая связь между классами кислородсодержащих соединений. Воздействие фенола на живые организмы. Эссенции. Калорийность жиров.

Модуль 5. Углеводы (7часов) Углеводы, их классификация. Строение. Физические и основные химические свойства: Окисление, восстановление, гидролиз, реакция этерификации. Основные способы получения. Применение. Калорийность углеводов.

Модуль 6. Азотсодержащие соединения (9часов). Амины. Аминокислоты. Белки. Строение. Физические и основные химические свойства: горение, взаимодействие с водой, кислотой. Пептидная связь. Понятие о нуклеиновых кислотах. Качественные реакции на белки.

Модуль 7. Биологически активные вещества (4часа)

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п

Раздел

Количество часов

1

Введение

4

2

Тема 1.    Теория строения органических соединений (4 ч)

7

3

Тема 2.   Углеводороды и их природные источники (18 ч)

19

4

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (16 ч)

15

5

Модуль 5. Углеводы (7часов)

7

6

Тема 4.    Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (14 ч)

9

7

Модуль 6. Биологически активные вещества (4часа)

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

План                  Факт

Факт

1.

Предмет органической химии.

2.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

3.

Строение атома углерода.

4.

Валентные состояния атома углерода.

5.

Классификация органических соединений.Вводная стартовая КР

6.

Основы номенклатуры органических соединений.

7.

Изомерия органических соединений и ее виды.

8.

Типы химических реакций в органической химии. Реакции замещения и присоединения.

9.

Реакции отщепления и изомеризации.

10.

Взаимное влияние атомов в органических соединениях.

11.

Обобщение пройденного материала

12.

Природные источники углеводородов. Нефть. Природный газ.

13.

Решение задач на определение молекулярной формулы вещества

14.

Алканы. Строение, изомерия, номенклатура, получение и физические свойства.

15.

Химические свойства алканов.

16.

Пр.р№1 «Качественный анализ органических соединений»

17.

Алкены. Строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение

18.

Химические свойства алкенов.

19.

Пр.р.№2 «Получение и свойства этилена»

20.

Алкины. Строение, изомерия, номенклатура. Физические свойства. Получение.

21.

Химические свойства алкинов.

22.

Алкадиены. Строение, изомерия, номенклатура.Физические свойства. Получение.

23.

Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина.

24.

Циклоалканы. Строение, изомерия, свойства.

25.

Обобщение темы «Предельные и непредельные  углеводороды»

26.

Контрольная работа № 1по теме «Предельные и непредельные УВ»

27.

Арены. Строение, физические свойства и получение.

28.

Химические свойства бензола.

29.

Генетическая связь между классами углеводородов.

30.

Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды».

31.

Спирты. Состав, классификация и изомерия спиртов.

32.

Химические свойства одноатомных и многоатомных спиртов.

33.

Обобщение пройденного материала

34.

Контрольная работа

35.

Альдегиды

36.

Альдегиды

37.

Практическая работа №3. «Спирты и альдегиды»

38.

Карбоновые кислоты. Классификация, номенклатура, физические свойства.

39.

Химические свойства карбоновых кислот.

40.

Сложные эфиры. Получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства.

41.

Практическая работа №4. «Карбоновые кислоты»

42.

Жиры. Состав и строение молекул. Физические и химические свойства. Мыла.

43.

Пр.р.№5 «Решение экспериментальных задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения».

44.

Обобщение пройденного материала по теме  «Кислородсодержащие органические соединения».

45.

Контрольная работа №4 по теме «Кислородсодержащие органические соединения».

46.

Углеводы, их состав и классификация.

47.

Глюкоза и фруктоза. Строение, свойства, получение и применение.

48.

Дисахариды. Важнейшие представители.

49.

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза.

50.

Обобщение пройденного материала по теме «Углеводы».

51.

Практическая работа №6. «Углеводы»

52.

Контрольная работа по теме «Углеводы»

53.

Амины. Классификация. Строение,  номенклатура, получение и свойства предельных аминов.

54

Анилин. Строение, свойства, получение и применение.

55.

Аминокислоты. Состав, строение, свойства, получение и применение.

56.

Белки как природные биополимеры. Свойства белков.

57.

Биологические функции белков. Значение белков.

58.

Нуклеиновые кислоты.

59.

Обобщение пройденного материала.

60.

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Азотсодержащие органические соединения. Белки».

61.

Контрольная работа по теме «Азотсодержащие органические соединения».

62.

Витамины.

63.

Ферменты.

64.

Гормоны.

65.

Лекарства.

66-68.

АдминистративнаяКР в рамках промежуточной аттестации.Резервное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....

Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.

В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....