Урок химии в 8 классе. Обобщение и систематизация знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Саврацкая Антонина Васильевна

Цель урока: повторить классификацию и название химических веществ, закрепить умения проводить расеты по химическим уравнениям, записывать уравнения химических реакций и определять их тип, проводить химические эксперименты, соблюдая правила техники безопасности, Подготовить учащихся к предстоящей контрольной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе.  

Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Изменения, происходящие с веществами».

Девиз урока: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли. А не одной памяти» (Л.Н.Толстой)

Цель урока: повторить классификацию и названия химических веществ, закрепить умения производить расчёты по химическим уравнениям, записывать уравнения химических реакций и определять их тип, проводить химические эксперименты, соблюдая правила техники безопасности. Подготовить учащихся к предстоящей контрольной работе и химическому практикуму.
Задачи урока:
Обучающие:
 систематизировать имеющиеся знания учащихся о химических реакциях, повторить простейшие расчеты по химическим уравнениям, продолжить формирование навыков расстановки стехиометрических коэффициентов
Развивающие: продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, устанавливать причинно-следственные связи между ними, делать выводы, организовывать самостоятельную деятельность. Наблюдать и объяснять результаты химического эксперимента (речевые навыки, формирование химического языка).
Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, чувства взаимного уважения между школьниками, их адекватной самооценке. Способствовать созданию положительной психологической атмосферы в классе.
Методы: частично-поисковый.
Форма организации: фронтальный опрос, беседа,  работа в парах (лабораторный опыт).

Форма организации работы в классе:  фронтальная, работа у доски, работа в прах
Оборудование и реактивы: проектор, пробирки, спиртовка, держатель для пробирок, спички, лучина; карбонат натрия (раствор), раствор соляной кислоты, хлорид меди (ΙΙ), сульфат меди (II), гидроксид калия, спиртовка.


Тип урока. Урок повторения, обобщения и систематизации знаний.

Вид урока. Комбинированный.

Результаты обучения

Будут знать:

  1. Сущность химических реакций.
  2. Классификацию химических реакций.
  3. Закон природы «Закон сохранения массы веществ», открытый М.В.Ломоносовым.

 Будут уметь:

1. Учебно-познавательные умения:

  * Объяснять суть наблюдаемых явлений;                                      

        * Распознавать химические реакции по типам;

        * Отображать химическую реакцию условной;  

        * Решать задачи по химическим уравнениям.

      2.  Коммуникативные и информационные умения:

         * Эффективно работать в паре для достижения общей цели;

         * Анализировать, применять информацию в различных видах (читать формулы веществ и уравнения химических реакций, записывать их под диктовку, осуществлять соответствующий эксперимент);

          * Способность к контролю и самоконтролю;

          * Соблюдать технику безопасности при выполнении эксперимента;

          * Ответственно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих;

          * Экономно расходовать реактивы.



ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент:


Учитель. Сегодняшний урок хотелось бы начать со стихов Ирины Чернухиной, учителя химии.   (слайд №1)

Я – химия!

Я математики и физики сестра,

Я – химия!

Познай со мной Природу!

Ученые мужи все влюблены в меня,

Молекулы и атомы для них звучат как оды.

Я вездесуща! С вами я везде –

За партой вы или за столом сидите.

И необъятна я подстать Земле,

Таинственна, как родина моя – Египет.

Учитель. Сегодня заключительный урок по теме: «Изменения, происходящие с веществами». Нам необходимо подготовиться к предстоящей контрольной работе. Как вы считаете, какие вопросы нам необходимо отработать, какую мы поставим перед собой цель?

Ученик. (слайд №2)
1. Повторить понятия о физических и химических явлениях;
2. Вспомнить признаки химических реакций;
3. Повторить классификацию и названия химических веществ;
4. Закрепить умения записывать уравнения химических реакций и определять их тип;
5. Производить расчёты по химическим уравнениям;

Учитель: В окружающем мире протекает огромное число реакций. Без них невозможна жизнь. Чтобы ориентироваться в огромном царстве химических реакций, необходимо знать типы химических реакций, уметь различать их по существенным признакам.


  1. Дайте определение словосочетанию «химическая реакция»

  2. Какие признаки химических реакций вы знаете?

  3. Каковы условия возникновения и течения химических реакций?


Учитель. На уроках мы с вами рассмотрели 4 типа химических реакций, назовите их.

Задание 1. Работа у доски:


  1. Какие реакции называются реакциями соединения? Дайте определение. Приведите примеры.

  2. Какие реакции называются реакциями разложения? Дайте определение. Приведите примеры.

  3. Какие реакции называются реакциями замещения? Дайте определение. Приведите примеры.


Задание 2. Химический диктант. (Слайд №3 ).(Выполняют все в тетрадях)

1. Касается физических или химических явлений. При ответе надо ставить Ф – если физическое явление и Х – если химическое явление.

  1. сжигание бумаги;
  2. вытягивание медной проволоки;
  3. таяние льда;
  4. ржавление железа;
  5. скисание молока;
  6. плавление парафина;
  7. горение дров;


Ответ: ХФФХХФХ

    Учитель.  Отгадайте загадку и скажите, о каком явлении идет речь. (слайд № 4)

      А). У Анны Ахматовой читаем:

           «На рукомойнике моем

             Позеленела медь,

             Но как играет луч на нем,

             Что весело глядеть». (Химическое явление).

        Б). А ну, скорей снимите шляпу!

             Я дочь космического папы.

             И вездесуща, и легка, -

              Я лед, я пот, я — облака.

              Я иней, чай, бульон, туман,

              Река ручей и океан.

              Когда я злюсь, то закипаю;

              Когда мороз — я застываю. (Вода. Физическое явление).

Учитель. Сделайте вывод, чем химические явления отличаются от физических?

Ученики дают определения реакциям соединения, замещения, разложения.

Учитель: Сейчас при помощи эксперимента, мы рассмотрим реакцию обмена, определим признаки реакций, запишем уравнения.

Задание 3: (в парах на рабочем месте). Лабораторный опыт по инструктивной карточке.
Проведите химический эксперимент (соблюдая правила техники безопасности) в соответствии с планом:

1. Налейте в пробирку раствор карбоната натрия.
2. Прилейте осторожно в пробирку соляной кислоты.

3. Обратите внимание, что происходит. Что наблюдаете?
4. Сделайте вывод о признаке химической реакции.

5. Запишите уравнение реакции.

Задание 4 (в парах на рабочем месте). Лабораторный опыт по инструктивной карточке.
Проведите химический эксперимент (соблюдая правила техники безопасности) в соответствии с планом:
1. Налейте в пробирку хлорид меди (ΙΙ).
2. Прилейте в пробирку (осторожно!) гидроксид калия. Что наблюдаете?
3. Сделайте вывод о признаке химической реакции.
4. Составьте уравнение реакции.

Учитель: Мы повторили все 4 изученных ранее типа химических реакций, составили уравнения реакций в общем виде и дали определение.

Учитель: Невозможно, даже приблизительно подсчитать, сколько химических реакций происходит в мире, скажем, в течение всего лишь одной секунды. Мы говорим, думаем, радуемся, печалимся – и за всем этим скрываются миллионы химических реакций.

Учитель. Как вы думаете, на основе какого закона составляют химические уравнения.
( Химические уравнения составляют на основе закона сохранения массы веществ).

Учитель. Сформулируйте этот закон.
( Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате этой реакции).

Задание 6. (слайд №5). Расставьте коэффициенты в схемах реакций и определите их тип:
а) Cu  + O
2  =  CuO;
б) Mg + HCl = MgCl
2 + H2;
в) KОН + FеCl
3 = Fe(OH)3 + KCl;
г) КCIO
3 = KCI + O2.

Ответ: (слайд №4)
а) 2CuO + O
2 = 2CuO – реакция соединения;
б) Mg + 2HCl = MgCl
2 + H2 – реакция замещения;
в) 3KOH + FeCl
3 = Fe(OH)3 + 3KCl;– реакция обмена

г) 2KCIO
3 = 2KCI +3O2 – реакция разложения.

Задание 7. (самостоятельно) (слайд №6)
Учитель. Для выполнения следующего задания нужно уметь по названиям веществ составлять химические формулы.
Напишите уравнения реакций по схемам, определите типы химических реакций:

а) оксид натрия + вода = гидроксид натрия;

б) кальций + соляная кислота → хлорид кальция + водород
в) гидроксид бария + азотная кислота = нитрат бария + вода


Ответ: (слайд №7)
а) Na
2 О + Н2 О =2 NaОН – реакция соединения;
б) Ca +2HCl = CaCl
2 + H2 – реакция замещения;
в) Ba(OH)
2 + 2HNO3 = Ba (NO3)2 + 2H2 O – реакция обмена (реакция нейтрализации);

Учитель: Необходимо правильно решить и оформить задачу.

Вычислите объем кислорода при (н.у.), необходимый для сжигания 2,7г алюминия.

(решение задачи у доски учащимся).


Домашнее задание: повторить п.26 – 33. (слайд №8)

Задача. Составьте уравнение реакции горения цинка и вычислите массу и количества оксида цинка (ZnО), который получится при сгорании 13 г. металла.


Учитель. Как вы думаете, достигли мы цели, которую поставили в начале урока?


1) Ребята, умеете ли вы составлять химические уравнения и расставлять коэффициенты

2) Умеете определять тип химической реакции

3) Возникали ли у вас трудности в решении задач по химическим уравнениям

4) Готовы ли вы к контрольной работе

 
            Выставление оценок.


             Заключение.
           Урок хочется закончить словами: (Слайд № 9)
           Без химии ты глух и нем.
           И шагу не шагнешь порою,
           Не вырастишь хороший хлеб,
           И дом хороший не построишь

           Химию любить и не лениться –
           Значит, понятно будет все:
           Почему коптит порою примус,
           На морозе сушится белье.

           Жизнь вокруг себя узнаешь,
           Разрешишь любой серьезный спор,
           Без огня в дороге яйца сваришь,
           И без спичек разведешь костер.

           Всем спасибо за урок.

Тест по теме: “Изменения, происходящие с веществами”.


Вариант № 1.

Уровень А

1. Какой из признаков относится к признакам химической реакции:

1) таяние снега; 2) изменение цвета; 3) измельчение.

 2. Формула серной кислоты:

1) H
2SO4; 2) K2SO4; 3) H2SO3; 4)H2S.

3. Реакция, протекающая по уравнению 2Al(OH)
3 = Al2O3 + 3H2O относится к реакциям:

1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.

5. Коэффициент перед алюминием в уравнении реакции: Al + O
2 = Al2O3 равен:

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

6. Реакция, имеющая общий вид типа: АВ + СД = АД + СВ относится к реакциям:

1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.

Уровень Б

7. Уравнение реакции, соответствующее следующему описанию: натрий взаимодействует с водой при этом образуется гидроксид натрия и выделяется водород.

1) Na
2O + H2O = 2NaOH;

2) Na + H
2O = NaOH + H2;

3) 2Na + 2H
2O = 2NaOH+H2.

8. Сумма коэффициентов в уравнении реакции: Fe
2(SO4)3 + KOH = Fe(OH)3 + K2SO4 равна:

1) 10; 2) 11; 3) 12; 4) 13.


вариант № 2.

Уровень А

1. Какой из признаков относится к признакам химической реакции:

1) испарение воды; 2) выделение газа; 3) плавление металла.

2. Формула фосфорной кислоты:

1) HPO
3; 2) AlPO4; 3) H3P; 4)H3PO4.

3. Какой из металлов не будет взаимодействовать с серной кислотой:

1) Cu; 2) Mg; 3) Zn; 4) Mn.

4. Реакция, протекающая по уравнению Cu + HgSO
4 = CuSO4 + Hg относится к реакциям:

1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.

5. Коэффициент перед кислородом в уравнении реакции: P + О
2 = Р2О5 равен:

1) 3; 2) 5; 3) 7; 4) 1.

6. Реакция, имеющая общий вид типа: АВ = А + В относится к реакциям:

1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.

Уровень Б

7. Уравнение реакции, соответствующее описанию взаимодействия серной кислоты с гидроксидом натрия:

1) NaOH + H
2SO4 = 2Na2SO4 + H2O;

2) Na
2O + H2SO4= Na2SO4 + H2O;

3) 2NaOH + H
2SO4 = Na2SO4+2H2O.

8. Сумма коэффициентов в уравнении реакции FeCl
3 + NaOH = Fe(OH)3 + NaCl равна:

1) 10; 2) 11; 3) 12; 4) 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 10 классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Углеводороды"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Углеводороды" в 10-м классе по программе О.С. Габриеляна. Направлен на закрепление ключевых вопросов темы: номенклатура, изомерия, способы получения и свойс...

Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"

Открытый урок по химии в 9 классе  "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....

Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"

Открытый урок по химии в 9 классе  "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....

План – конспект урока в 11 классе «Обобщение и систематизация знаний учащихся по изучению уравнений, неравенств, методов их решения».

Предлагаю  учителям, работающим в 11-х классах конспект урока, который я разработала сама. Работа на уроке проводится в группах, на которые делится класс перед уроком. В каждой ...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Механическое движение. Плотность вещества"

Урок в игровой форме с разнообразными заданиями, где учитель и ученик может проявить себя творчески, применяя физические знания....

Урок химии в 11 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Вещества и их свойства"

Данная разработка предполагает повторение и закрепление пройденного материала по теме "Вещества и их свойства": классификаци., номенклатуру, физические и химические свойства кислот, основани...

План урока химия 8 класс по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами" "

Предмет: ХимияКласс: 8 классТема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной...