Урок химии в 11 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Вещества и их свойства"
учебно-методический материал по химии (11 класс) по теме

Очирова Надежда Михайловна

Данная разработка предполагает повторение и закрепление пройденного материала по теме "Вещества и их свойства": классификаци., номенклатуру, физические и химические свойства кислот, оснований, амфотерных соединений и генетической связи органических и неорганических соединений, объяснения результата практического осуществления окислительно-восстановительных реакций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства»

Цель урока:

образовательные:  Повторение и закрепление материала, пройденного по теме «Вещества и их свойства»: классификация, номенклатура, физические и химические свойства кислот, оснований, амфотерных соединений и генетической связи органических и неорганических соединений, объяснить результат практического осуществления ОВР.

развивающие: Развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, практических навыков, развитие критического мышления.

воспитательные: Формировать положительную мотивацию к учению, добросовестное отношение к учебному труду.

Оборудование: мультимедийное, набор реактивов

Ход урока

        Мотивация: «Ребята, вы заканчиваете учебу в школе, и на самые последние уроки к нам приехали гости – учителя химии и биологии района, поэтому нам надо постараться лучше показать знания, которые вы приобрели по моему предмету, работайте активно, не бойтесь ошибиться, ошибки можно исправить, ведь учитель пока еще рядом с вами!»

        План урока:

1) Классификация веществ;

2) Неорганические и органические кислоты, основания, амфотерные соединения:

  • определения
  • классификация
  • хим. свойства

3) Генетическая связь органических и неорганических соединений;

4) Практическое осуществление ОВР 

5) Итоги урока.

  1. Классификация веществ
  1. Какие бывают вещества? (неорганические и органические)
  2. Классификация неорганических веществ (простые и сложные)
  3. Определение простых и сложных в-в
  4. Классификация простых веществ. (металлы, неметаллы, благородные газы: строение атомов, виды хим. связи, типы кристаллических решеток, особенность свойств веществ. (составление таблицы)

Вещества

Строение атома

Вид хим. св.

Строение простых веществ,

тип кристаллических. решеток

Свойства веществ

Ме

Малое кол-во ē на внеш. эн. уровне (меньше, чем 3)

Металлическая связь

Металлическая

Восст. св-ва

НеМе

Большое кол-во ē на внеш. эн. уровне (больше, чем 4)

Ковалентная полярная связь

Молекулярная или атомная

Окислительно-восстановительные свойства

Благородные газы

Внешний эн. уровень завершен (октет ē или 2ē у Не)

Нет связи между атомами

Молекулярная

Инертны

  1. Классификация сложных веществ:

- оксиды (несолеобразующие и солеобразующие: основные, кислотные и амфотерные);

- гидроксиды (кислоты, основания, амфотерные гидроксиды);

- соли (средние, кислые, основные, двойные, комплексные).

6) Дайте названия, распределите вещества согласно классификации:

S8, AI(OH)3, H2SO3, NO, BaO, P2O5, HI, Mg(OH)2, NaHSO3, (ZnOH)CI, KNO3, KAI(SO4)2,  Na3[AIF6], NH4Fe(SO4)2 

                                 Неорганические вещества

     Простые                                               Сложные

металлы

неметаллы                         оксиды                        гидроксиды                        соли

                                           солеобразующие                 основания                   двойные             средние

благородные газы                       - основные                           - растворимые

                                                 - амфотерные                      - амфотерные                 основные          кислые

                                   - кислотные                         - нерастворимые

                                несолеобразующие            кислоты                                      комплексные

                                                         - кислородсодержащие

                                                         - бескислородные

                                                         - одноосновные

                                                         - двухосновные

                                                         - трехосновные

  1. Написать уравнения электролитической диссоциации (NaHSO3, (ZnOH)CI, KNO3, KAI(SO4)2,   Na3[AIF6], NH4Fe(SO4)2)
  2. Классификация органических веществ:

А) вид углеродной цепи (ациклические, циклические: карбоциклические, гетероциклические)

Б) наличие кратных связей

                                             Органические вещества

           Ациклические                                                   Циклические

 предельные        непредельные                карбоциклические                        гетероциклические   - алканы          - алкены

                         - алкадиены     предельные       непредельные      ароматические

                         - алкины          - циклоалканы    - циклоалкены         - арены

                                                                               -  циклоалкины        

                               

2. Неорганические и органические

    КИСЛОТЫ      ОСНОВАНИЯ     АМФОТЕРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

  • Определения: по структурной, электролитической, протолитической теориям
  • Классификация
  • Хим. свойства
  1. Дайте характеристику по классификации и хим. св-вам след. веществ

     Сравните кислотные и основные свойства

Н3РО4, H2SO4, HCIO4;

НСООН, CH3COOH, С2Н5СООН;

HF, HCI, HBr;

LiOH, NaOH, KOH;

NH3, CH3NH2, (CH3)2 NH, С6H5NH2, 6H5)2 NH

H2SO4 – серная кислота, кислородсодержащая, двухосновная, растворимая, нелетучая, сильная, стабильная, проявляет кислотные свойства;

CH3COOH – уксусная кислота, кислородсодержащая органическая кислота, одноосновная, растворимая, летучая, слабая, стабильная, проявляет кислотные свойства;

KOH – гидроксид калия, кислородсодержащая, двукислотная, растворимая, нелетучая, стабильная, проявляет основные свойства;

NH3 – аммиак, бескислородное основание, растворимое, летучая щелочь, проявляет основные свойства;

CH3NH2 – метиламин, бескислородное органическое основание, растворимое, летучая, стабильное, проявляет основные свойства;

Вывод: 

  • Неорганические и органические кислоты обладают общими свойствами за счет атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов.
  • Общими свойствами для неорганических и органических оснований является их взаимодействие с кислотами, при котором кислота отщепляет протон водорода, а основание притягивает, образуются соль и вода.          
  1. Назовите неорганические и органические вещества, проявляющие амфотерные свойства

Zn(OH)2 – гидроксид цинка, нерастворимый гидроксид, нестабильный, разлагается при нагревании, нелетучий, проявляет амфотерные свойства;

CH3CH(NH2)COOH – аминопропионовая кислота (аланин), органическое амфотерное соединение, растворимое, проявляет амфотерные свойства.

Н2О – вода.

  1. Допишите уравнения реакций

1 группа:  H2SO4 + КОН →

      CH3COOH + Mg(OH)2

2 группа:  NH3 + HCI →

      CH3NH2 + H2SO4

3 группа:  Zn(OH)2 + КОН →

              CH3CH(NH2)COOH + HCI →

              Н2О + НСI →

                  Н2О + NН3 →

- Если в-ва находятся в твердом виде, то необходима большая температура, происходит спекание. В результате образуются твердые соединения – мета- и ортоформы

- Если в-ва находятся в растворе, образуются комплексные соединения

Вывод:

  • Амфотерные свойства проявляют оксиды и гидроксиды переходных металлов, а не типичных металлов и типичных неметаллов. В зависимости от того с каким соединением взаимодействует (сильным основанием или сильной кислотой) проявляет основные или кислотные свойства.  
  • Органические соединения проявляют амфотерные свойства из-за наличия двух функциональных групп: карбоновых кислот – органических кислот и аминов – органических оснований.
  • Понятия «кислота» и «основание» являются относительными. Т.к. гидроксид  является «кислотой» или «основанием», т.е. проявляет кислотные и основные свойства, в зависимости от того с чем взаимодействует.

  1. Генетическая связь неорганических соединений

Составьте генетический ряд для след. элементов

Ва, Сu, S, Si      

  1. Практическое осуществление ОВР

ОВР между KMnO4 и Na2SO3 в различных средах (кислой, нейтральной и щелочной).

Объясните свои наблюдения. Чем определяется состав продуктов восстановления?

В три пробирки наливаем розовый раствор KMnO4

  • В 1 пробирку добавляем H2SO4 
  • Во 2 – Н2О дист. 
  • В 3 – КОН р-р

Затем в каждую пробирку вносим несколько кристаллов Na2SO3

  • В 1 пробирке розовый раствор становится бесцветным
  • Во 2 – выпадает бурый осадок 
  • В 3 – розовый раствор становится зеленым

                                             H+

MnO4- → Mn2+   (MnSO4)       бесцветный

                                              H2O

MnO4- → MnO2↓                     бурый порошок

                                               OH-

MnO4- → MnO42-  (K2MnO4)  зеленый цвет

Написать уравнение ОВР, расставить коэффициенты

  1. Итоги урока
  2. Дом. задание: подг. к контр. работе

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их классификация» 11 класс

Слайд 2

План урока 1) Классификация веществ; 2) Неорганические и органические кислоты, основания, амфотерные соединения: - определения - классификация - хим . свойства 3) Генетическая связь органических и неорганических соединений; 4) Практическое осуществление ОВР 5) Итоги урока .

Слайд 3

Вопросы для повторения Какие бывают вещества? (неорганические и органические) Классификация неорганических веществ (простые и сложные) Определение простых и сложных в-в Классификация простых в-в ( Ме , НеМе , благородные газы: строение атомов, виды хим. связи, типы кр . реш ., особенность св-тв (составление табл.)

Слайд 4

Классификация простых в-в В- ва Строение атома Вид химической связи Строение простых в-в, тип кр . реш . Св-ва в-в Ме Малое кол-во ē на внеш. эн. уровне (меньше, чем 3) Металлическая связь Металлическая кр . реш . Восст . св-ва НеМе Большое кол-во ē на внеш. эн. уровне (больше, чем 4) Ковалентная полярная связь Молекулярная или атомная кр . реш . Ок- восст . св-ва Благ. газы Внешний эн. уровень завершен (октет ē или 2ē у Не) Нет связи между атомами Молекулярная кр . реш . Инертны

Слайд 5

Классификация сложных веществ оксиды ( несолеобразующие и солеобразующие: основные, кислотные и амфотерные ) гидроксиды ( кислоты, основания, амфотерные гидроксиды ) соли ( средние, кислые, основные, двойные, комплексные )

Слайд 6

S 8 AI(OH) 3 H 2 SO 3 NO BaO P 2 O 5 HI табл. word Mg(OH) 2 NaHSO 3 ( ZnOH )CI KNO 3 KAI(SO 4 ) 2 Na 3 [AIF 6 ] NH 4 Fe(SO 4 ) 2 Дайте названия, распределите вещества согласно классификации :

Слайд 7

Написать уравнения электролитической диссоциации NaHSO 3 → ( ZnOH )CI → KNO 3 → KAI(SO 4 ) 2 → Na 3 [AIF 6 ] → NH 4 Fe(SO 4 ) 2 →

Слайд 8

Классификация органических веществ вид углеродной цепи ( ациклические, циклические: карбоциклические, гетероциклические) наличие кратных связей т абл. word

Слайд 9

Неорганические и органические КИСЛОТЫ ОСНОВАНИЯ АМФОТЕРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ Определения: по структурной теории п о электролитической теории п о протолитической теории Классификация Хим. свойства

Слайд 10

Дайте характеристику по классификации и химическим свойствам след. веществ Сравните кислотные и основные свойства Н 3 РО 4 H 2 SO 4 HCIO 4 HF HCI HBr НСОО H CH 3 COOH С 2 Н 5 СООН LiOH NaOH KOH NH 3 CH 3 NH 2 ( CH 3 ) 2 NH С 6 H 5 NH 2 ( С 6 H 5 ) 2 NH

Слайд 11

Допишите уравнения реакций H 2 SO 4 + КОН → CH 3 COOH + Mg ( OH ) 2 → NH 3 + HCI → CH 3 NH 2 + H 2 SO 4 →

Слайд 12

Вывод : Общими свойствами для неорганических и органических кислот и оснований является их взаимодействие друг с другом, при котором кислота отщепляет протон водорода, а основание притягивает. В результате образуются соль и вода . Реакция наз. нейтрализации

Слайд 13

Zn(OH) 2 + КОН → CH 3 CHCOOH + HCI → ׀ NH 2 Н 2 О + НС I → Н 2 О + N Н 3 →

Слайд 14

Вывод: Амфотерные свойства проявляют оксиды и гидроксиды переходных Ме , а не типичных Ме и типичных НеМе . В зависимости от того с каким соединением взаимодействует (сильным основанием или сильной кислотой) проявляет основные или кислотные свойства. Органические соединения проявляют амфотерные свойства из-за наличия двух функциональных групп: карбоновых кислот – орг. кислот и аминов – орг. оснований. Понятия «кислота» и «основание» являются относительными. Т.к. гидроксид является «кислотой» или «основанием», т.е. проявляет кислотные и основные свойства, в зависимости от того с чем взаимодействует.

Слайд 15

Генетическая связь неорганических соединений Составьте генетический ряд для след. элементов Ва С u S Si

Слайд 16

Практическое осуществление ОВР ОВР между KMnO 4 и Na 2 SO 3 в различных средах ( кислой, нейтральной и щелочной ) Объясните свои наблюдения. Чем определяется состав продуктов восстановления? В три пробирки наливаем розовый раствор KMnO 4 В 1 пробирку добавляем H 2 SO 4 Во 2 – Н 2 О дист . В 3 – КОН р-р Затем в каждую пробирку вносим несколько кристаллов Na 2 SO 3 В 1 пробирке розовый раствор становится бесцветным Во 2 – выпадает бурый осадок В 3 – розовый раствор становится зеленым

Слайд 17

H + MnO 4 - → Mn 2+ ( MnSO 4 ) бесцветный H 2 O KMnO 4 MnO 4 - → MnO 2 ↓ бурый осадок OH - MnO 4 - → MnO 4 2- ( K 2 MnO 4 ) зеленый цвет Написать уравнения ОВР, расставить коэффициенты

Слайд 18

KMnO 4 + H 2 SO 4 + Na 2 SO 3 → K 2 SO 4 + MnSO 4 + Na 2 SO 4 + H 2 O KMnO 4 + H 2 O + Na 2 SO 3 → KOH + MnO 2 + Na 2 SO 4 KMnO 4 + KOH + Na 2 SO 3 → K 2 MnO 4 + Na 2 SO 4 + H 2 O

Слайд 19

Итоги урока Дом. задание: подготовиться к контр. работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 9 классеОбобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся по теме "Сложносочиненное предложение".

Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся по теме  "Сложносочиненное предложение"....

Урок на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Атомы химических элементов", 8 класс

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов», используя активные методы обучения. ...

Конспект урока по теме: «Алгебраическая сумма и её свойства». Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).

На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции, а это заставляет реально оценивать свои знания и умения в различных сферах жизни: экономической, социально-полит...

Разработка урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по основным классам веществ неорганической химии"

Урок разработан по учебнику О.С. Габриеляна (8 кл)., содержит элементы технологии развития критического мышления, позволяет быстро проверить домашнюю работу и подвести итоги урока. Урок был представле...

Урок химии в 9 классе "Обобщение знаний по теме "Общие свойства металлов"

Урок химии в 9 классе посвящён обобщению и систематизации знаний учащихся о физических и химических свойствах металлов с помощью разноплановых заданий (традиционных, игровых, логических), основных спо...

Технологическая карта урока химии в 10 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме «Спирты и фенолы». Применение спиртов и фенолов." ФГОС , профильный уровень

Последний урок в теме «Спирты и фенолы», раздел «Кислородсодержащие органические вещества» Урок- практикум. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требов...

Конспект урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по курсу неорганической и общей химии"

Урок в игровой форме под названием «Своя игра». Такая форма урока является аналогом телевизионной игры «Своя игра». Цели. Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии; обобщение, зак...