Тема урока: «Классификация химических реакций по различным основаниям»
план-конспект урока по химии (9 класс)

Саврацкая Антонина Васильевна

В окружающем нас мире происходит огромное число реакций. Ежесекундно в организме человека происходят сотни и даже тысячи всевозможеых реакций. Как же удержать в памяти многообразие химических процессов, как практически ориентироваться в них?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Классификация химических реакций по различным основаниям»

Цели урока – ожидаемые результаты:

Уметь применять приемы классификации для определения типа химической реакции.

Развитие ответственного отношения к учению, готовности к самостоятельности и самообразованию;

Познавательные:

Уметь выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов. Уметь применять способы классификации для различных ситуаций.

Развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Коммуникативные:

формулировка собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы

Задача урока

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии.

Методы работы:

Беседа, работа в малых группах, диалог, публичные выступления, работа в паре, лабораторный практикум.

Формы работы:

Групповая, парная, ндивидуальная, фронтальная.

Оборудование: лабораторное оборудование для проведения эксперимента, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Мотивация, актуализация знаний и создание проблемной ситуации. 

В окружающем нас мире протекает огромное число реакций. В печени человека протекает 20 000 000 химических реакций. Ежесекундно в организме человека происходят сотни и даже тысячи всевозможных реакций. Как же удержать в памяти многообразие химических процессов, как практически ориентироваться в них? Как биологам удается ориентироваться в многообразии живых организмов?

Ответ: В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы.

Беседа по вопросам:

Что вы знаете о классификации?

На каких уроках вы уже пользовались этим приемом?

Какие знания, полученные на других предметах, понадобятся нам сегодня?

Каким способом мы будем классифицировать реакции?

  1. Постановка учебной задачи. Овладеть способами классификации химических реакций.
  2. Действия по решению учебной задачи:
  1. Работа в малых группах (по 4 человека). В прошедшем учебном году мы изучили множество химических реакций. Какие признаки могут быть выделены при классификации химических реакций? Вам даны карточки с уравнениями реакций, внимательно посмотрите на них, чем похожи реакции и что их отличает?

Задания: 2Н2 + О2   2H2O + Q

N2 + O2 🡪 2NO – Q

2Al(OH)3 🡪 Al2O3 + H2O

HCl (ж) + KOH (ж) 🡪 KCl (ж) + H2O (ж)

СaCO3 (т) + HCl (ж) 🡪 CaCl2 (ж) + CO2 (г) + H2O (ж)

2N2 + H2   2 NH3 – Q (катализатор – Pt)

Cu + H2O   CuO + H2 + Q

2H2O   2H2 + O2 – Q

  1. Обсуждение результатов, полученных разными группами и составление групп химических реакций, объединенных по различным основаниям.

 Ответы учащихся (представители от групп):

1) количество и состав исходных и образующихся веществ;

2) изменение степени окисления;

3) тепловой эффект;

4) участие катализаторов;

5) обратимость реакции;

6) агрегатные состояния веществ.

3. Лабораторный практикум (в парах). Лабораторный опыт «Замещение железом меди в сульфате меди (II)».

Можно ли сказать, что один объект можно отнести только к одной классификации? Справедливо ли это утверждение мы убедимся в ходе лабораторной работы «Замещение железом меди в сульфате меди (II)».

Работа в парах: Ученики проделывают опыт в соответствии с инструкцией. Результат записывают в виде уравнения реакции и определения места данной реакции в установленных ранее классификациях:

Fe + CuSO4 🡪 Cu + FeSO4 +Q

Классификация: 1. Реакция замещения

2. Окислительно-восстановительная.

3. Экзотермическая.

4. Некаталитическая.

5. Обратимая.

6. Гетерогенная.

Вывод: В зависимости от признаков объект можно классифицировать по разному.

  1. Подведение итогов урока и рефлексия: Что сегодня делали на уроке?

Какими приемами пользовались для решения проблемы?

Какова последовательность действий по классификации объектов?

Можно ли данный способ применить на других предметах?

Как и где вы можете использовать этот способ? 

  1. Мотивация учащихся на дальнейшее познание. Домашнее задание: § 5, в. 2 (с. Найдите примеры использования приемов классификации на других предметах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...

презентация к уроку Классификация химических реакций 11 класс

Презентация к уроку Классификация химических реакций 11 класс...

презентация для урока "Классификация химических реакций"

Презентация на тему "Классификация химических реакций". Данная презентация направлена в помощь учителям для объяснения данной темы....

Тема урока: «Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения и с изменением состава вещества» в 11 классе.

Цели:Образовательная: продолжить формирование у учащихся понятия о классификации химических реакций в органической и неорганической химии.Развивающая: развитие аналитического и синтетического мышления...

Презентация к уроку "Классификация химических реакций"

Презентация к уроку "Классификация химических реакций"...

презентация к уроку "Классификация химических реакций"

Презентация представляет поэтапное раскрытие темы урока "Классификация химических реакций"...

Презентация к уроку "Классификация химических реакций"

Цель урока: систематизировать знания студентов о подходах к классификации химических реакций.Задачи урока:– Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений...