Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Химические игры"
методическая разработка по химии (8 класс)

Мероприятие направлено на расширение кругозора учащихся, стимулирование мотивации к изучению химии через занимательные опыты, викторину, загадки, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческих способностей учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_himii.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Внеклассное мероприятие «Химические игры»

Автор: Макарова О.И.

Учитель химии

Высшая категория

Санкт-Петербург

2021г.

Цель: расширение кругозора учащихся, стимулирование мотивации к изучению химии через занимательные опыты, викторину, загадки, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческих способностей учащихся.

Задачи:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу 8 класса.

Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, совершенствовать навыки и умение учащихся при выполнении лабораторных опытов, вырабатывать умение наблюдать; развивать умение работать в группах и индивидуально.

Воспитательная: воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопомощи, групповой, творческой деятельности, прививать интерес и любовь к химии.

Игра проводится для учащихся 8-х классов, класс заранее делится на 4 команды, каждая команда готовит название, девиз и домашнее задание. Цель домашнего задания: составить кроссворд на формате А3 по 10 вопросов (1 команде на тему «Атомы химических элементов»; 2 команде на тему «Простые вещества»; 3 команде на тему «Соединения химических элементов»; 4 команде на тему «Изменения, происходящие с веществами»).

Оценивают работу команд и определяют победителя члены жюри – учащиеся старших классов. Игру проводит ведущий.

Оборудование для мероприятия: мультимедийный проектор, воздушные шарики, карточки с заданиями, химическая посуда для конкурса, реактивы и лабораторное оборудование для занимательных опытов.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Приветствие команд, жюри, зрителей. Ознакомление с общими правилами игры. Сбор домашнего задания с каждой команды (кроссворды нумеруются для последнего конкурса).

Девиз мероприятия: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» (М.В. Ломоносов).

  1. Проведение конкурсов.

Конкурс «В стране химических загадок».

Ведущий загадывает загадки, а команды по очереди отвечают. Если команда не знает ответа, ход передаётся следующей команде. За правильный ответ даётся по 1 баллу.

  1. Газ – ненужный нам отброс –

В поле в пищу перерос. (Углекислый газ).

  1. Он безжизненным зовется,

Но жизнь без него не создается. (Азот).

  1. По прозванью инвалид,

Но крепок в деле и на вид. (Хром).

  1. Получишь газы из воды,

Смешаешь вместе – жди беды. (Гремучая смесь из водорода и кислорода).

  1. В воду шел и чист и бел,

Окунулся – посинел. (Сульфат меди (II)).

  1. Порознь каждый ядовит,

Вместе – будит аппетит. (Хлорид натрия).

  1. Расставьте их так, чтоб стали словами:

Первое слово – фигура одна,

Всего в ней, заметьте, четыре угла.

Слово второе сумейте собрать –

Красно-бурую жидкость

Вам надо назвать. (Бром).

  1. Хранят обычно в керосине,

И бегает он по воде,

В природе, помните отныне,

Свободным нет его нигде.

В солях открыть везде возможно,

Желтеет пламя от него,

 И получить из соли можно,

Как Деви получил его. (Натрий).

Конкурс «Угадай-ка».

Командам раздаются карточки с заданиями, где необходимо на основе расчётов определить химический элемент. За каждый правильный ответ – 1 балл. На задания отводится 5-7 минут.

1

2

Определите химический элемент:

1. атомная масса = 32

    число нейтронов = 16.

2. число протонов = 17.

3.высшая степень окисления = +4

   атомная масса =119

4. элемент 3 периода II А группы.

5. элемент IV B группы, атомная масса = 91.

6. число электронов на последнем уровне = 5, число протонов=15.

7. атомная масса = 79

число нейтронов = 45

8. число электронов = 24.

3

4

5

6

7

8

Ответы: 1) S 2) Cl 3) Sn 4) Mg 5) Zr 6) P 7) Se 8) Cr.

Конкурс «Химическая викторина».

На проекторе воспроизводятся по очереди вопросы для викторины, на обдумывание одного вопроса командам даётся 2-3 минуты, по истечении времени, принимаются ответы команд, за правильный ответ даётся 2 балла.

Вопросы для викторины:

  1. В фамилии какого ученого девять букв, из них четыре «о»? Какова роль этого ученого в науке?

(М.В. Ломоносов. Он ввёл понятие о молекулах и атомах, ввёл взвешивание, разработал способ изготовления цветного стекла, внес вклад в развитие физики, геологии, географии, астрономии и др).

2. Какой химический элемент и какому химику помог открыть кот? (В 1811 году французским химиком Куртуа был получен свободный йод. Произошло это так. У Куртуа были приготовлены в двух разных бутылках смеси веществ. В одной – серная кислота с железом, в другой – зола морских водорослей со спиртом. На плече у ученого во время опыта сидел кот. Вдруг кот прыгнул и опрокинул содержимое бутылок. Жидкости смешались и от них стали подниматься клубы фиолетового пара, образующие при оседании кристаллы с металлическим блеском и едким запахом. Это был йод).

3. Названия, каких химических элементов связаны с географией их открытия? (Скандий – Скандинавский полуостров; медь – остров Кипр; галлий – Галлия; рутений – Россия; гафний – Копенгаген; тулий – Скандинавия; лютеций – Париж; полоний – Польша; франций – Франция; америций – Америка; калифорний – Калифорния).

4. В состав, какого металла входит дерево? (Никель).

5. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина).

6. Какой химический элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).

Конкурс «Кто быстрее?».

Для этого конкурса заранее приготовлен стол с различной химической посудой. Командам выдаются карточки с названиями химической посуды, их задача с общего стола принести ту посуду, которая указана в их карточках. За правильно принесенную посуду – 1 балл.

Вам необходимо принести: воронку, мерный цилиндр, колбу круглодонную, фарфоровую чашку, пестик.

Вам необходимо принести: штатив для пробирок, мерный цилиндр, колбу плоскодонную, фарфоровый тигель, ступку.

Вам необходимо принести: химический стакан, мерный цилиндр, колбу коническую, фарфоровую чашку, пестик.

Вам необходимо принести: мерный цилиндр, ступку, колбу коническую, фарфоровый тигель, химический стакан.

Конкурс «Вещества потерялись».

На слайде показаны формулы веществ, командам выдаются таблицы, на которые они переносят эти вещества согласно их классификации. За правильное распределение веществ -1 балл. На конкурс отводится 5-7 минут.

Вещества: CaSO4, HCl, N2O, Cr2O3, NaNO3, KOH, H2SiO3, Cu(OH)2, Cl2O7, HNO3, NaOH, CO2, H3PO4, Cu(NO3)2, CaCl2, Al2O3, Zn3(PO4)2, Al2S3, Na2O, Ni(OH)3, HI.

Соли

Основания

Кислоты

Оксиды

Конкурс «Кто больше?».

На доске закреплены карточки с различными знаками. Командам, необходимо используя эти знаки, составить как можно больше химических формул и дать названия полученным веществам (формулы не должны повторяться). За правильную формулу вещества и название -2 балла. На выполнение задания 5-7 минут.

Варианты карточек:

K

SO3

Zn

OH

Cl

Mg

H

Ca

S

CO3

I

PO4

Конкурс химиков.

Для этого конкурса заранее готовятся лабораторное оборудование и реактивы для каждой команды отдельно. От команды выбирается 1 человек, который будет выполнять данный опыт. Ученику выдается лабораторная карточка. Но на столе помимо указанных реактивов еще будут стоять «левые» реактивы, и все реактивы будут подписаны формулами, а не словами, для того чтобы проверить уровень знаний ученика.  Необходимо быстро и качественно проделать опыт. Если опыт сделан правильно – 5 баллов.

Вариант опыта: В пробирку налить 3-4 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл гидроксида калия. К полученной смеси прилить 10-15 капель раствора сульфита натрия. Перемешивать данную смесь.

Если ученик сделал все правильно, то визуально при взбалтывании раствор окрасится в тёмно-зелёный цвет, при дальнейшем перемешивании цвет раствора становится синим, затем – фиолетовым, а потом - малиновым.

Конкурс «Индикаторный мини - квест».

Мини - квест состоит из 3 этапов. Ведущий объясняет каждый этап. Командам необходимо внимательно, правильно  и быстро пройти эти этапы. За каждый правильный ответ в кроссворде- 1 балл.

1 этап: командам выдаются штативы с пробирками, индикаторы и реактивы. Команды смешивают реактивы и по цвету раствора переходят во второй этап.

Например: 

1 команда: лакмус + гидроксид натрия= синий цвет;

2 команда: метиловый оранжевый+серная кислота = малиновый цвет;

3 команда: фенолфталеин+гидроксид натрия = малиновый цвет;

4 команда: лакмус+хлорид натрия = фиолетовый цвет;

2 этап: на доске приготовлены шарики с данными цветами, в шариках находится номер опыта. Команда, проделав опыт с 1 этапа, должна подбежать к своему шарику, лопнуть его и посмотреть номера опыта. Опыты заранее приготовлены для каждой команды и пронумерованы.

Примеры опытов:

1 команда: к раствору карбоната натрия прилить соляную кислоту (происходит выделение газа);

2 команда: к раствору хлорида бария прилить серную кислоту (выпадает белый осадок);

3 команда: к раствору хлорида железа (III) прилить гидроксид натрия (выпадает бурый осадок);

4 команда: к раствору сульфата меди прилить гидроксид натрия (выпадает голубой осадок);

3 этап: для данного этапа на стене закреплены листочки с данными цветами и изображением газа. Команда, проделав опыт второго этапа, подбегают к своему листочку, отрывают его от стены и смотрят тему своего кроссворда, которые приготовили ученики дома.

  1. Подведение итогов и награждение.

Литература.

  1. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений/О.С.Габриелян.-М.: Дрофа, 2012.
  2. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс/О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике: Игра-путешествие « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Наша школа в течение нескольких лет работает над технологией внедрения здоровьесберегающих элементов в образовательную работу, созданием е...

Методическая разработка ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ. Игра «Считай, не зевай»

Методическая разработкаВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕИгра  «Считай, не зевай»Учитель: Рожкова Татьяна ВладимировнаМесто проведения: МОУ СОШ № 14Класс: 5 классВид меропри...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике игра «Брейн- ринг» «Решение занимательных задач» для учащихся 5-6 класса

Игра «Брейн- ринг» по теме «Решение занимательных задач», представленная в данной методической  разработке, предназначена для учащихся 5-6 классов. Эту игру можно провести...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Командная этапная игра «Наука побеждать», посвященная Дню взятия Измаила русской армией под командованием А.В.Суворова

Российский народ имеет   славные исторические, боевые и созидательные традиции. Одной из таких традиций является боевой подвиг при защите Отечества. Во все века героизм, мужество воинов Росс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Интеллектуально – развлекательная игра «Великолепная семерка». 7 класс

Внеклассное мероприятие, направленное на формирование интереса у обучающихся 7 классов к естественным наукам: биологии и географии....