Технологическая карта урока химии в 10 классе: "Алкины. Ацетилен"
методическая разработка по химии (10 класс)

Технологическая карта урока химии 10 класс по теме: "Алкины. Ацетилен". УМК "Химия" 10 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_himii_10_klass.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Алкины. Ацетилен.

Цели урока:

Деятельностная: Цели урока: изучить электронное и пространственное строение молекулы ацетилена на основании современных представлений о гибридизации электронных облаков; гомологический ряд, изомерию и номенклатуру алкинов; физические и химические свойства алкинов на примере ацетилена; ознакомиться со способами получения ацетилена ( карбидным и метановым), применением.

  1. Предметно – дидактическая: создание содержательных и организационных условий для изучения особенностей строения, номенклатуры, изомерии, физических и химических свойств алкинов. (Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации через самостоятельную и творческую работу.)

Тип урока:

1. Изучение нового материала.  

Методы обучения:

1. Основной: проблемно – поисковый.

2. Дополнительный: объяснительно – иллюстративный

Средства обучения: Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация).

1.печатные: программы и учебники по химии, учебно-методическая литература, книги для чтения, таблицы, графики

наглядные: натуральные объекты (вещества, растворы), приборы, химическая посуда, реактивы, учебные модели атомов, таблицы.

2.коммуникационные и информационные средства мультимедийные установки. Интерактивная доска

3. Средства обучения:

                - учебник Рудзитис Фельдман Химия 10 класс;

                - УДК;

                - таблица «Строения ацетилена»;

                - набор схем гибридных облаков для магнитной доски

наборы для сборки шаростержневых моделей молекул; транспоранты «Электронное и пространственное строение молеулы ацетилена», «Промышленное получение ацетилена из метана».

Задачи: обеспечить усвоение знаний о понятиях

  • продолжить формирование понятий карбоновые кислоты, функциональная группа, гомологи, номенклатура, изомерия карбоновых кислот; навыков  грамотного выполнения и интерпретации химического эксперимента;
  • стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений; развивать умение самостоятельно  работать  с информационным материалом
  • развивать умение самостоятельно  работать  с информационным материалом

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся

В познавательной сфере  изучить:

  1. Особенности строения карбоновых кислот.
  2. Общую формулу, функциональную группу класса карбоновые кислоты,  их номенклатуру и виды изомерии
  3. Уметь решать задачи на вывод молекулярной формулы органического вещества по молярной массе вещества

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Уметь формулировать цель урока, индивидуальные  образовательные и развивающие задачи, составлять план действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные и коллективные достижения.

 

Метапредметные:

  • познавательные – Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.
  • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
  • Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.
  • Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
  • Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах.
  • Использовать знаково-символические средства для решения задач. Работать с моделями молекул (в виде формул).

  • регулятивные – Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.
  • Преобразовывать практическую задачу  в познавательную.
  • Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.
  • Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.
  • Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

  • коммуникативные – Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем  и с одноклассниками.
  • Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

Строить понятные для собеседника речевые  высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью

Личностные:

развитие любознательности, интереса к познанию мира; готовность к саморазвитию и самообразованию.

  • Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.
  • Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.
  • Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки

Организационная структура урока

Этапы урока

Методы обучения

Деятельность

Формируемые УУД

Оценка/

самооценка

 учителя

 ученика

I. Организационный

Словесные

Слово учителя

Создание комфортной обстановки и положительной мотивации, распределение учеников по группам.

Притча

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно.

Приветствует ребят и предлагает  найти признак,  который  объединяет предметы: кусочки лимона, яблока, солёного огурца, йогурт.

Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую преподавателем.

Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства.

Высказывают предположение, что эти предметы может объединять кислый вкус.

Формировать навыки самоорганизации.

Коммуникативные: умение  слушать и воспринимать на слух вопросы учителя.

Личностные: формирование ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.

II. Проверка домашнего задания

Уметь оценивать достижения других людей.

III.Актуализация жизненного опыта учащихся (Целеполагание и мотивация.  Актуализация субъектного опыта.)

Проблемного обучения в обучении

Самостоятельная работа учащихся в группах

1 Актуализация опорных знаний

Мозговой штурм

1.Узнай вещество по описанию:

а)Газ, легче воздуха, без запаха, не растворим в воде, приводит к авариям на шахтах, есть почти у каждого дома. (Метан)

б)Густая белая масса, обесцвечивает раствор бромной воды, после высушивания на солнце становится эластичным веществом, имеет отношение к резине. (Каучук)

в)Газ без запаха. Ненасыщенное вещество, используется для производства распространенного материала, который не разрушается в природе почти 200 лет, используется для повышения урожайности томатов. (Этилен)

«Аленький цветочек»

Учащиеся отрывают лепестки и отвечают на вопросы:

1)Что такое углеводороды?

2) Классификация углеводородов

3) Что такое гомологи, изомеры?

4) Реакция Вюрца.

5) Правило А.Зайцева.

6) Правило В.Марковникова.

7) Качественные реакции на алкены, алкадиены

Обеспечивает мотивацию к изучению  предложив решить учащимся задачу на вывод формулы органического вещества.

Каждой группе предлагает построить модель получившегося вещества при помощи конструктора. Постановка проблемы:

К какому классу соединений вы можете отнести полученное вещество?  

Мы с вами продолжаем рассматривать обширный класс органических соединений – углеводороды.

        ?        Почему этот класс называется «углеводороды»?

        ?        С какими углеводородами мы уже познакомились?

        

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с непредельными углеводородами. И прежде,  чем объявить тему и задачи урока, проверим домашнюю задачу, так как именно она и поможет нам определить и тему и задачи.

Задача :         Какова молекулярная формула углеводорода, содержащего

92,3% углерода? Его плотность при нормальных условиях

равна 1,16 г/л.

Давайте попытаемся написать структурную формулу углеводорода, не нарушая валентности углерода.

О каких непредельных углеводородах сегодня пойдет речь?

Как называется вещество, о котором речь идет в задаче

(вспомните, где мы уже с ними встречались)

Давайте определим тему и задачи урока.

В результате решения задачи получается вещество состава С2Н2

Работают в группах. Собирают модель молекулы.

Возникает противоречие: данной  формуле может соответствовать два вещества, относящихся к разным классам органических соединений.

Самоопределение школьника, осознание пробелов и потребности к изучению нового.

У доски ученик объясняет задачу

        Дано:                        = 92,3%;                                = 1,16 г/л.

        Найти:                Cx Hy - ?

        Решение:        1) М(Сx Hy) = 22,4 л/моль * 1.16 г/л = 26 г/моль.

                        2) Найдем число атомов углерода (n) по формуле:

                                        n = ((с) * М(Сх Ну)) / Ar(c);

                                        n = (0,923 * 26) / 12;

                                        n = 2

                        3) Найдем массовую долю водорода в молекуле

                                (н) = 100% - 92,3% = 7,7% или 0,077.

                        4) Найдем число атомов водорода в молекуле углеводорода

n = (     (н) * М(Сх Ну)) / Ar(н);

n = (0,077 * 26) / 1;

n = 2,002.

С2 Н2 – простейшая формула.

М(С2 Н2) = 12*2 + 2 = 26 г/моль, следовательно С2 Н2 – истинная формула углеводорода.

Развивать навыки целеполагания.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования  своей деятельности.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

Личностные:  понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.

IV.Сообщение темы. Постановка учебной задачи. Постановка целей и задач урока.

Словесные

Слово учителя

Что значит изучить  класс органических соединений? Используя подсказки,  сформулируйте тему,  цель и задачи урока.                            

   На основании предложенного для работы оборудования предложите  методы, которые можно  использовать для решения поставленных задач.

Определение плана изучения темы: определение, гомологи, названия, классификация, изомерия.

Формулирование названия темы,  цели и задач.

Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу.

V.Мотивирование к учебной деятельности

Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное  закрепление.

  • Горит с образованием углекислого газа и воды, но не алкан;
  • Обесцвечивает бромную воду, но не алкен;
  • Подчиняется общей формуле CnH2n-2,но не алкадиен.
  • Подсказка – содержит 2 атома углерода.

Побуждает к решению проблемного вопроса «Как узнать класс соединений?

Подводит учащихся к определению класса алкины

Строят определение понятия, выводят общую формулу для алкинов, дают определение алкинам.

Познавательные: умение давать определение понятиям «углеводороды», «гомологи»,        «изомеры».

Регулятивные: умение использовать речь для регуляции своей деятельности.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем  и  одноклассниками.

Личностные:  понимать значимость фундаментальных представлений о строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира

Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации.

Оценивают свою работу.

вопросы о типе гибридизации. Просит объяснить свои гипотезы.

Высказывают мнения о типе гибридизации, их расположении в пространстве, виде химической связи, опираясь на свой личный опыт, знания. Пытаются объяснить свое мнение, делают вывод, результаты заносят в таблицу в ходе самостоятельной работы.

Работу проверяют друг у друга, анализируют ошибки.

Подводит к решению следующей задачи – гомологический ряд.

Самостоятельная работа с УДК 1 частично-поискового характера, опираясь на знания, полученные при изучении предыдущих тем.

Взаимоконтроль в парах.

VI.Изучение нового материала

Проблемного обучения в обучении

Самостоятельная работа учащихся в группах

Учитель организует работу

учащихся в группах по инструктивным картам.

Организует изучение  темы по блокам

Побуждает к высказыванию своего мнения по вопросу: какие признаки лежат в основе классификации кислот?  Какие виды изомерии могут быть характерны для алкинов?

Организует обсуждение проблемы. Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала.

2блок «Классификация- основа порядка в науке»

Выдвигают гипотезы классификации.

Выдвигают гипотезы о видах изомерии.

Рисуют схему  «Классификация кислот».

Познавательные: умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений, создавать обобщения, делать выводы.

Регулятивные: осуществление само- и взаимоконтроля процесса выполнения задания.

Коммуникативные: умение работать в группе, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью

Личностные:  развивать любознательность и интерес к предмету

Выражать свои мысли в соответствии с задачей.

Уметь обрабатывать информацию.

Уметь проводить исследования.

Уметь осуществлять поисковую деятельность.

Уметь делать выводы после проведённого исследования.

Уметь формулировать результаты исследования.

Обсуждают   результаты своей работы и оценивают свою работу.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует обсуждение проблемы.

Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала.

3блок « Что в имени твоём…?»

Определяют план действий, называют вещества.

Объясняют представителям других групп,  как они давали название своей кислоте и оценивают работу другой группы.

Познавательные: строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи,  осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные: строить понятные для собеседника речевые  высказывания, уметь слушать собеседника.

Личностные: воспитывать целеустремленность, трудолюбие.

Проверка по образцу.

Мотивирует к проведению исследования.

Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала.

4блок « Существует только один заменитель воображения - опыт»

Выполняют лабораторный опыт по инструкции.

Делают вывод по результатам исследования физических свойст кислот.

Познавательные: приводить правила техники безопасности  при работе с кислотами, устанавливать причинно-следственные связи.  

Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.                                         Коммуникативные: умение выражать свои мысли, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.                                                                 Личностные:  осознавать необходимость грамотного  обращения с веществами в повседневной  жизни.

VII.Закрепление изученного материала

Применение знаний и способов действий

Словесные

Беседа

Организует контроль знаний обучающихся (тестовые задания высвечиваются на слайде)

Обсуждаем проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

1.Ацетилен получают из метана и карбида кальция.

2.Ацетилен используется для газовой резки и сварки металлов.

3.Ацетилен – первый член гомологического ряда алкинов, углеводородов с тройной связью С≡С.

4.Для алкинов характерна изомерия углеродного скелета, изомерия положения тройной связи, межклассовая изомерия.

5.Качественные реакции на непредельные соединения – обесцвечивание подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды.

Выполняют  тест  

Оценивают тест по пятибалльной системе.

Суммируют свои баллы за урок (за групповую работу и тест).

Познавательные: строить  логические рассуждения; сопоставлять результаты.           Регулятивные: контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения. Коммуникативные: адекватно использовать письменную речь.                                          Личностные:   воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний и умений.

Осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений. Уметь выделять главное в информации

VIII.Решение заданий

 

Самостоятельная работа учащихся в группах

Развивать умение самостоятельно принимать решение

IX.Подведение итогов урока. Рефлексия

 

Самостоятельная работа учащихся в группах

Акцентирует внимание на достижении цели урока.

Предлагает ученикам закончить  предложения:

Сегодня на уроке …

Я узнал…..  Я научился….  Мне было легко….  Мне было сложно…

Побуждает к анализу индивидуальных достижений.

1.Пригодится ли вам информация, полученная на уроке в практической жизни?

2.Что нового вы узнали?

3.Понравилась ли вам форма проведения урока?

4.Хотели ли бы именно так проводить уроки?

Дописывают и проговаривают получившиеся предложения.

Анализ достижения цели урока.

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Регулятивные: оценка, саморегуляция.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание,  слушать собеседника.

Личностные: формировать умение способности к саморазвитию.

Отслеживать цель учебной деятельности

Оценивают свою работу на уроке:

- материал усвоен                                                                    (на всех этапах урока “4”, “5”) голосуют красным жетоном
- материал усвоен недостаточно                  (оценки “3”, “4”) голосуют желтым жетоном
- материал не усвоен (оценки “2”, “3”) голосуют синим жетоном

X.Домашнее задание

 

Словесные

Слово учителя

Комментирует домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание:

  • § 20 с. 180 – 183.  Составить изомеры состава С5Н10О2.
  • Изомеры М= 132 г/моль

Сделать слайдовую презентацию «Чудесный мир карбоновых кислот»

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Личностные:   понимать значимость химических знаний в практической жизни.

Формировать навыки самоорганизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.

Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Оксиды. Номенклатура. Классификация"

Технологическая карта урока химии в 8 классеТема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация.Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний....

Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии

Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии составлены согласно требованиям ФГОС. Технологические карты уроков составлены по теме "Углеводороды"....

технологическая карта урока химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. Тема урока "Решение задач"

Технологическая карта урока хими в 9 классе " соответствует программе Габриеляна О.С.. Урок  решения задач по теме "Вычисление массы или объема продукта реакции, если одно из исходных в...

Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

Работа проводится в 9 классах по  УМК. Химия Учебник 9 класса  под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...

Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».

Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...