ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СОЛЕЙ
план-конспект урока по химии (8 класс)

Цель урока: формирование у учащихся знаний о химических свойствах солей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himicheskie_svoystva_soley.docx43.4 КБ

Предварительный просмотр:

 «ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СОЛЕЙ»

РАЗРАБОТКА УРОКА В 8 КЛАССЕ  

Цель урока:

формирование у учащихся знаний о химических свойствах солей.

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с химическими свойствами солей, научить составлять уравнения химических реакций, подтверждающих химические свойства солей, закрепить умение решать задачи по химическим уравнениям;

развивающие: развивать  умения  учащихся  наблюдать, сравнивать,  анализировать, обобщать,  логически  рассуждать,  делать выводы, развивать навыки самостоятельного подхода к решению поставленной задачи, развивать умение работать в группе;

воспитательные: продолжить  формирование  естественнонаучной  картины  мира, продолжить   формирование   мотивации   учебной деятельности.

Ученики класса объединяются в 4 группы, равные по уровню подготовки (то есть, в каждой группе есть как ученики с высоким уровнем подготовки, так и «слабые» ученики). Каждой группе даётся задание экспериментально-вычислительного характера в форме карточки задания (или кейса), в которой прописано само задание и все этапы его выполнения. Выполнение задания каждой группой рассчитано на 15–16 минут, а затем, по группам, производится защита своих работ. Результат защиты анализируется учителем с привлечение учащихся других групп, объявляется результат, выставляются оценки.

В процессе выполнения заданий учитель участия не принимает, а лишь наблюдает за ходом выполнения работы. Ученики, в соответствии с заданием, должны самостоятельно и грамотно провести эксперимент, произвести вычисления, сделать заключение по своей работе.

Ход урока:

I. Вызов (3-4 мин.)

1) Учитель: «Перед вами на столах реактивы и приборы. Посмотрите и скажите, к каким классам соединений относятся вещества, которые вы видите. Вещества какого класса соединений есть на столах у каждой группы? Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?»

Ученики отвечают на вопросы, и приходят к выводу, что темой урока являются химические свойства солей.

2) Учитель: «А что мы знаем о солях? Как вы думаете, с какими веществами могут взаимодействовать соли?»

Ученики отвечают на вопросы и выдвигают гипотезу, что соли могут взаимодействовать с кислотами и со щелочами (эти знания были получены учениками на предыдущих уроках).

Учитель: «А будет ли происходить реакция между поваренной солью и содой? А что будет, если гвозди оставить в растворе какой-либо соли? Я уверена, что в конце урока вы будете знать ответ на данные вопросы»

II. Осмысление (30 мин.):

1) Учитель: «Ваша задача: провести эксперимент в соответствии с заданием, на его основании сделать вывод о результате, провести вычисления. Используя ваши знания в химии, составьте химические формулы предложенных веществ, уравнения проведённых химических реакций. Основываясь на уравнениях, подробно запишите ход вычислений. Оформите и обоснуйте результаты эксперимента».

Ученики получают карточки с заданием (см. Приложение 2) и  обдумывают свои последующие действия. Происходит обмен мнениями.

2) Ученики проводят эксперимент и обсуждают результаты.

Учитель наблюдает за ходом эксперимента.

3) Ученики отвечают на вопросы к проведенному эксперименту, заполняют бланк ответов (см. Приложение 3). Учитель наблюдает.

4) Ученики решают задачу. Учитель наблюдает за ходом решения.

5) Ученики готовятся к отчёту о проделанной работе.

6) Ученики предоставляют отчёт о результатах работы и обсуждают полученные результаты. Учитель в этом случае выполняет функцию направляющего звена, вовлекающего в обсуждение темы всех учеников каждой из групп.

III. Рефлексия (7-10 мин)

1) Самоконтроль и взаимоконтроль  при  помощи тестовых заданий (см. Приложение 4)

2) Рефлексия «Светофор»

3) Домашнее задание: составить схему «Химические свойства солей», составить и решить задачу по одному из уравнений, характеризующих химические свойства солей.

Приложение 2

Карточка № 1(первая группа)

1. Экспериментальная часть

В бутылке  с  крышкой-пипеткой находится соляная кислота, а в пробирках –карбонат кальция (1), раствор карбоната натрия (2), раствор силиката натрия (3), раствор сульфата меди(II) (4).

Во все четыре  пробирки прилейте соляную кислоту. Пронаблюдайте за результатом

эксперимента, сделайте вывод, назвав признаки химических реакций.

Составьте формулы исходных веществ, и, на их основании, запишите уравнения химических реакций (используйте, при необходимости, таблицу растворимости в учебнике), определите типы реакций.

2. Вычислительная часть.

Задача: определите массу нерастворимого вещества, образовавшегося при взаимодействии соляной кислоты с раствором силиката натрия, содержащим 2 г вещества.

 Прочитайте условие задачи, выполните вычисления, используя составленное вами уравнение. Все данные внесите в бланк ответов

Карточка № 2(вторая группа)

1. Экспериментальная часть

В бутылке  с  крышкой-пипеткой находится раствор гидроксида натрия, а в пробирках – раствор сульфата меди(II) (1), сульфат бария (2), раствор хлорида железа(III) (3), раствор хлорида цинка (4).

Во все четыре  пробирки прилейте раствор гидроксида натрия. Пронаблюдайте за результатом эксперимента, сделайте вывод, назвав признаки химических реакций.

Составьте формулы исходных веществ, и, на их основании, запишите уравнения химических реакций (используйте, при необходимости, таблицу растворимости в учебнике), определите типы реакций.

2. Вычислительная часть.

Задача: определите массу нерастворимого вещества, образовавшегося при взаимодействии раствора гидроксида натрия с раствором сульфата меди(II), содержащим 3 г вещества.

 Прочитайте условие задачи, выполните вычисления, используя составленное вами уравнение. Все данные внесите в бланк ответов.

Карточка № 3 (третья группа)

1. Экспериментальная часть

В бутылках  с  крышкой-пипеткой находятся растворы сульфата меди(II) (1)  и  сульфата железа(II) (2).   Налейте в пробирки 1 и 2  раствор сульфата меди(II),   а в пробирки 3 и 4 – раствор сульфата железа(II). В первую пробирку поместите железную скрепку, во вторую – кусочек цинка, в третью – кусочек медной проволоки, в четвёртую – кусочек магния.

Пронаблюдайте за результатом эксперимента, сделайте вывод, назвав признаки химических реакций.

Составьте формулы исходных веществ, и, на их основании, запишите уравнения химических реакций (используйте, при необходимости, таблицу растворимости в учебнике), определите типы реакций.

2. Вычислительная часть.

Задача: определите массу металла, образовавшегося при взаимодействии раствора сульфата меди(II), содержащим 1 г вещества,  с  железом.

 Прочитайте условие задачи, выполните вычисления, используя составленное вами уравнение. Все данные внесите в бланк ответов.

Карточка № 4 (четвёртая группа)

1. Экспериментальная часть

В бутылках  с  крышкой-пипеткой находятся растворы сульфата меди(II) (1) и нитрата серебра (2).   В пробирках  1 и 2  находится раствор хлорида натрия,  в пробирке  3 – раствор хлорида бария, в пробирке  4 – раствор ортофосфата натрия. Прилейте к содержимому пробирок 1 и 3 раствор сульфата меди(II), а 2 и 4 – раствор нитрата серебра. Пронаблюдайте за результатом эксперимента, сделайте вывод, назвав признаки химических реакций.

Составьте формулы исходных веществ, и, на их основании, запишите уравнения химических реакций (используйте, при необходимости, таблицу растворимости в учебнике), определите типы реакций.

2. Вычислительная часть.

Задача: определите массу нерастворимого вещества, образовавшегося при взаимодействии раствора сульфата меди(II) с  раствором хлорида бария, содержащего 4 г вещества.

 Прочитайте условие задачи, выполните вычисления, используя составленное вами уравнение. Все данные внесите в бланк ответов.

Приложение 3

Бланк ответов-1

1) Результат опыта —… (в первой и второй пробирке выделялся газ, в третьей пробирке выпал осадок, в четвёртой пробирке признаков химической реакции не наблюдалось);

2) Признаки реакций —… (выделение газа, выпадение осадка);

3) Формула соляной кислоты —… (НCl)

4) Формула карбоната кальция —… (СаСO3)

5) Формула карбоната натрия —… (Nа2СO3)

6) Формула силиката натрия —… (Nа2SiO3)

7) Уравнения химических реакций:

    а) СаСO3  + 2 НCl = СаCl2  + Н2О  +  СО2

    б) Nа2СO3  + 2 НCl = 2NаCl + Н2О  +  СО2

    в) Nа2SiO3  + 2 НCl = 2NаCl + Н2SiO3

8) Формула и название газообразного продукта реакции —… (СО2, углекислый газ)

9) Формула и название вещества, выпавшего в осадок —… 2SiO3, кремниевая кислота)

10) Типы химических реакций —… (реакции обмена)

Вывод:  соли вступают в реакцию с кислотами  при условии, что … (в результате реакции выделяется газ или выпадает осадок)

Решение задачи

Дано:                                  Решение:

m(Nа2SiO3)= 2г                     2г                                                      хг

m(Н2SiO3) - ?                     2SiO3  + 2 НCl = 2NаCl + Н2SiO3

                                                         122г                                                78г

                                           М(Nа2SiO3) = 23•2 + 28 + 16•3 = 122 г/моль

                                          m(Nа2SiO3) = 122 г/моль• 1 моль = 122г

                                          М(Н2SiO3) = 1•2 + 28 + 16•3 = 78 г/моль

                                          m(Н2SiO3) = 78 г/моль• 1 моль = 78г

                                          2/122 = х/78

                                          х = 2• 78 : 122 = 1,28г

                                                                                    Ответ: 1,28г

Бланк ответов-2

1) Результат опыта —… (в первой пробирке выпал осадок голубого цвета, в третьей пробирке выпал осадок бурого цвета, в четвёртой пробирке выпал осадок белого цвета, в пробирке № 2 признаков химической реакции не наблюдалось);

2) Признаки реакций —… (выпадение осадка);

3) Формула  гидроксида натрия —… (NaOH)

4) Формула сульфата меди(II) —… (СuSO4)

5) Формула хлорида железа(III) —… (FeСl3)

6) Формула хлорида цинка —… (ZnСl2)

7) Уравнения химических реакций:

    а) СuSO4 + 2 NaOH = Сu(OH)2↓  + Na2SO4

    б) FeСl3 + 3NaOH = Fe(OH)3↓  + 3NaCl

    в) ZnСl2  + 2NaOH = Zn(OH)2↓  + 2NaCl

8) Формула и название  продукта реакции голубого цвета —… (Сu(OH)2 , гидроксид меди(II))

9) Формула и название  продукта реакции белого цвета —… (Zn(OH)2, гидроксид цинка)

10) Типы химических реакций —… (реакции обмена)

Вывод:  соли вступают в реакцию со щелочами  при условии, что … (соли являются растворимыми веществами, а в результате реакции выпадает осадок)

Решение задачи

Дано:                                  Решение:

m(СuSO4)= 3г                          3г                                     хг

m(Сu(OH)2) - ?                     СuSO4 + 2 NaOH = Сu(OH)2↓  + Na2SO4

                                                           160г                                  98г

                                           М(СuSO4) = 64  + 32 + 16•4 = 160 г/моль

                                          m(СuSO4) = 160 г/моль• 1 моль = 160г

                                          М(Сu(OH)2) = 64 + 16•2 + 1•2 = 98 г/моль

                                          m(Сu(OH)2) = 98 г/моль• 1 моль = 98г

                                          3/160 = х/98

                                          х = 3• 98 : 160 = 1,84г

                                                                                    Ответ: 1,84г

Бланк ответов-3

1) Результат опыта —… (в первой, второй и четвёртой пробирке растворы изменили свой цвет, на поверхности металлов образовался налёт, в пробирке № 2 признаков химической реакции не наблюдалось);

2) Признаки реакций —… (изменение цвета растворов, выпадение осадка);

3) Формула  сульфата магния —… (МgSO4)

4) Формула сульфата меди(II) —… (СuSO4)

5) Формула сульфата железа(II) —… (FeSO4)

6) Формула сульфата цинка —… (ZnSO4)

7) Уравнения химических реакций:

    а) СuSO4 + Fe = FeSO4  + Cu

    б) СuSO4 + Zn = ZnSO4  + Cu

    в) FeSO4 + Mg = MgSO4  + Fe

8) Какой металл образовался в первых двух пробирках? —… (медь)

9) Какой металл образовался в четвёртой пробирке? —… (железо)

10) Типы химических реакций —… (реакции замещения)

Вывод:  соли вступают в реакцию с металлами  при условии, что … (эти металлы стоят в вытеснительном ряду левее того металла, который входит в состав соли)

Решение задачи

Дано:                                  Решение:

m(СuSO4)= 1г                          1г                                           хг

m(Cu) - ?                                СuSO4 + Fe = FeSO4  + Cu

                                                           160г                                         64г

                                           М(СuSO4) = 64  + 32 + 16•4 = 160 г/моль

                                          m(СuSO4) = 160 г/моль• 1 моль = 160г

                                          М(Сu) = 64 г/моль

                                          m(Сu) = 64 г/моль• 1 моль = 64г

                                          1/160 = х/64

                                          х = 1• 64 : 160 = 0,4г

                                                                                    Ответ: 0,4г

Бланк ответов-4

1) Результат опыта —… (во второй и третьей пробирке выпали белые осадки, в четвёртой пробирке выпал осадок жёлтого цвета, в пробирке № 1 признаков химической реакции не наблюдалось);

2) Признаки реакций —… (выпадение осадка);

3) Формула  хлорида натрия —… (NaCl)

4) Формула сульфата меди(II) —… (СuSO4)

5) Формула ортофосфата натрия —… (Na3PO4)

6) Формула  нитрата серебра —… (AgNO3)

7) Уравнения химических реакций:

    а) NaCl  + AgNO3 = NaNO3  + AgCl↓

    б) BaCl2 + СuSO4 = CuCl2  + BaSO4

    в) Na3PO4 + 3AgNO3 = 3NaNO3  + Ag3PO4

8) Формула и название  вещества, выпавшего в осадок в третьей пробирке —… (BaSO4 , сульфат бария)

9) Формула и название  продукта реакции жёлтого цвета —… (Ag3PO4, ортофосфат  серебра)

10) Типы химических реакций —… (реакции обмена)

Вывод:  соли вступают в реакцию с другими солями при условии, что … (все соли-реагенты – растворимые вещества, а в результате реакции образуется осадок)

Решение задачи

Дано:                                  Решение:

m(BaCl2)= 1г                          4г                                                    хг

m(BaSO4) - ?                         BaCl2 + СuSO4 = CuCl2  + BaSO4

                                                           208г                                                233г

                                           М(BaCl2) = 137  + 35,5•2 = 208 г/моль

                                          m(BaCl2) = 208 г/моль• 1 моль = 208г

                                          М(BaSO4) = 137 + 32 + 16•4 =233 г/моль

                                          m(BaSO4) = 233 г/моль• 1 моль = 233г

                                          4/208 = х/233

                                          х = 4• 233 : 208 = 4,48г

                                                                                    Ответ: 4,48г

 

Приложение 4

Вопросы для самопроверки и взаимопроверки

1. Признак прохождения реакции между двумя солями:

а) выделение газа,                б) выделение большого количества тепла,  

в)  выпадение осадка,           г) изменение запаха

2. С какими веществами не взаимодействуют соли?

а) с кислотами,                      б) со щелочами,  

в)  с другими солями,           г) с оксидами

3) Реакции взаимодействия соли с металлами  относятся к реакциям…

а) соединения,                      б) разложения,  

в)  обмена,                            г) замещения

4) Признаком взаимодействия соли с кислотой может быть…

а) выделение газа,                   б) выделение тепла,  

в)  выпадение осадка,              г) изменение запаха

5) Выберите группу веществ, которые могут взаимодействовать с сульфатом меди(II)

а) KOH, HCl, Fe                      б) NaOH, BaCl2, Fe  

в)  H3PO4, Ag, Ba(OH)2            г) Al,  HNO3,  Fe(OH)3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. Соли.

Ресурс предназначен для учителей химии, работающих по программе И.И.Новошинского, по которой важнейшие классы изучаются в 2 этапа. Если Вы работаете по другой программе можно объеденить 2 презентации ...

Химические свойства солей

Разработка урока химии 8 класс, по методическому компелкту Габриеляна О.С. Данный урок рассматривается в рамках темы №6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Этот урок яв...

Химические свойства солей

Презентация предназначена для изучения свойств солей в 8 классе, можно использовать при повторении в 11 классе. Презентация содержит тесты и развивающий материал о солях в организме человека....

Конспект урока "Химические свойства солей"

Конспект урока к презентации "Химические свойства солей" для 8-го класса (11 класса при повторении свойств веществ), содержит тесты и интересный материал о роли солей в нашем организме....

Химические свойства солей - конспект + презентация

УРОК ПО ХИМИИТема: Химические свойства солей и их применение Цель урока: Обобщение и развитие знаний обучающихся о солях при знакомстве с химическими свойствами этих соединений.Задачи урока...

Урок "Химические свойства солей с точки зрения электролитической диссоциации"

урок с использование ФЦОРконспект и технологическая карта учащегося...

Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей"

Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей" составлены из множества сборников и соответствуют программе Республики Беларусь (Беларусь)....