Водород. Кислоты. Соли
план-конспект урока по химии (8 класс)

Широбокова Ольга Сергеевна

обобщение темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_himii_v_8_kl.docx36.1 КБ

Предварительный просмотр:

Воронежская область

Верхнемамонский район

МОУ «Ольховатская СОШ»

Тема: "Водород. Кислоты. Соли".

(обобщение)

8 класс

Широбокова Ольга Сергеевна

2009г.

           Учебные программы, включенные в сборник «Программы для образовательных учреждений. Химия» (издательство «Дрофа», 2001г.)

Программа курса химии для 8-11классов образовательных учреждений. (О.С.Габриелян). Соответствует Стандарту образования Р.Ф.

Цели урока:

Обучающие: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме: «Водород. Кислоты. Соли», продолжить  формировать умение классифицировать неорганические вещества; закрепить основные понятия «оксиды», «кислоты», «соли», «индикатор»; уметь выделять главное.

Развивающие: содействовать развитию познавательной и творческой активности учащихся через постановку проблемных вопросов, при подготовке творческих домашних заданий, а также умению сравнивать, анализировать, находить решение заданий в нестандартных ситуациях.

Воспитательные: учить детей самоанализу своей деятельности на уроке при презентации знаний о кислотах и солях в выполнении разноуровневых заданий, на этапе рефлексии и т. п., формировать интерес к предмету через мультимедийные возможности компьютера; способствовать отработке навыков самовыражения у учащихся на основе выполнения разнообразных тематических заданий.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала с применением ИКТ.

Место проведения: кабинет химии.

Эпиграф урока:

«Для тех, кто мало знает и этого много,

а для тех, кто хочет знать много и этого мало».

(Л. Зорина)

Средства обучения: Раздаточный материал из серии разноуровневых заданий по индивидуальной карточке.

Проверочные тесты.

Компьютер для презентации знаний о кислотах и солях, применение водорода.

Оборудование: штатив с пробирками,  индикаторная бумага: метилоранж, фенолфталеин, лакмус.

Реактивы: магний (стружка),  цинк, соляная кислота, серная кислота, вода.

Структура урока

1)Организационный момент. Приветствие учащихся.

2)Тестирование учащихся.

3)Презентация о применении водорода (выступление учащегося)

4)Самостоятельная работа «Решение задачи на определение массовой доли элемента».

5)Практическая часть «Получение водорода» в лаборатории.

6)Презентация сведений о кислотах, солях и индикаторах.

7)Презентация сведений о химических свойствах кислот.

8)Презентация сведений об основных группах неорганических соединений.

9)Разноуровневая проверочная работа.

10)Подведение итога урока. Выставление оценок, их аргументация.

11)Дифференцированное домашнее задание.

Рефлексия.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент «Настроимся на урок»

Сообщение темы, постановка цели урока, обращаю внимание на эпиграф (слайд №1)

II. Тестирование ( 4 ученика)

  1. 1.Оксидом  является

1)FeSO4       2)Fe(OH)2       3)SO3          4)FeS

2.Гидрид калия – это

1)Ca(OH)2    2)KH     3)CaH2       4)KOH

3.Вещество Ва(ОН)2 – называется

1) оксид бария          2) гидрид бария

3) гидроксид бария 4) едкое кали

4.Нитрат алюминия – это

1)AlCl3   2)Al(NO3)3   3)AgNO3    4)AgNO2

5.Относительная молекулярная масса соляной кислоты Мr(HCl)равна

1)35,5   2)40   3)36,5   4)34,5

2)1.Гидроксид  - это

 1)FeSO4       2)Al(OH)3    3)SO3       4)FeS

     2.Азотистая кислота – это

 1)HNO2    2)HNO3    3)NH3      4)KNO2

     3.Вещество    FeSO4   называется

       1) сульфит железа        2) сульфид железа

       3) сульфат железа (I I)  4)сульфат железа (I I I )

    4.Оксид бария – это

       1)BaO   2)BeO    3)SiO2      4)BaCl2

    5.Молярная масса хлорида натрия М(NaCl ) равна

       1)36,5 г/моль         2)58,5 г/моль

       3)142 г/моль           4) 58,5

3).1.Кислотой является

    1)NH3    2)Fe(OH)3       3)SO3      4)HNO2

     2.Карбонат натрия – это

    1)Na2CO3       2)K2CO3      3)NaOH      4)NaH

     3.Вещество    CuCl2   называется

    1) хлорид меди (I )   2)медный хлор

    3) хлорид меди (I I)  4)купрат хлора

     4.Фосфат калия – это

    1)K3PO4      2)Ca(PO4)2        3)P2O5       4)H3PO4

     5.Относительная молекулярная масса азотной  кислоты Мr (HNO3) равна

     1)63 г/моль   2) 63         3)64            4)50

4)1.Гидридом является

    1)CaH2           2)Ca(OH)2       3)CaO       4)CaS

    2.Сульфид железа (I I)  

    1)FeSO3      2)Fe2(SO4)3       3)FeS     4)FeO

     3.Вещество   Na2SiO3  называется

     1) оксид кремния                2) силикат натрия

     3)сульфит натрия               4) сульфат натрия

     4.Нитрат серебра – это

      1)AlCl3    2)Al(NO3)3    3)AgNO3      4)AgNO2

    5. Относительная молекулярная масса Мr (HNO2)  равна

       1)63    2)47     3)36,5       4)34,5

Ответы:

Вариант/задание

1

2

3

4

5

1

3

2

3

2

3

2

2

1

3

1

2

3

4

1

3

1

2

4

1

3

2

3

2

Работа с оставшейся частью класса: Ребята, посмотрите на слайд (слайд №2) и отметьте верное высказывание.

  •  Отметьте верное высказывание:
  • 1) оксиды – это не бинарные соединения;
  • 2) в щелочной среде лакмус имеет  красную окраску;
  • 3)хлороводородная кислота является бескислородной;
  • 4) карбонаты – соли серной кислоты.

Дать определение оксидам? Это бинарные соединения, одним из которых является кислород в степени окисления -2.

Что такое лакмус? Это индикатор, с помощью которого можно определит среду раствора.

Как называются соли серной кислоты – Сульфаты.

III. Выступление учащегося с применением презентации «Водород» (слайды № 3 – 9)

« ВОДОРОД»

Физические свойства водорода

При нормальных условиях водород - бесцветный газ, не имеющий запаха. (слайд №3) В воде растворим очень мало, в 100 объемах воды может раствориться 2 объема водорода. При температуре (- 2530С) сжижается. Водород самый легкий газ. Обладает высокой теплопроводностью. В работе по прогнозированию погоды используются зондовые шары, наполненные водородом.

Распространение водорода в природе

    В земной коре массовая доля водорода составляет 1%. (слайд №4) Несмотря на кажущееся незначительное количество, в земной коре на каждые 100 атомов других элементов приходится 10 атомов водорода. Водород выделяется при вулканических извержениях, при добывании нефти из буровых скважин. В земной коре он входит в состав природного газа - метана, каменного угля и жидкой нефти. (слайд №5)

 В составе атмосферного воздуха присутствие водорода менее 0,0001%

    Водород широко распространен в космосе. (слайд №6) В солнечной системе, доля атомов водорода составляет 92%. Водород является главной составной частью Солнца и других звезд.

   В свободном состоянии водород почти не встречается на Земле. (слайд №7)  Широко распространенное соединение водорода - вода. Массовая доля водорода в воде составляет 11%. В состав растительных и животных организмов, наряду с кислородом, входит и водород.

Применение водорода

  (слайд №8)   Применение водорода основано на его способности гореть, с выделением большого количества тепла. Особенно важно то, что при его сгорании образуется вода, которая не загрязняет атмосферу. В настоящее время источником энергии, являются природный газ, нефть, каменный уголь. В земной коре их запасы ограничены. Более того, использование этих источников, приводят к загрязнению окружающей среды. А запасы водорода неограниченны. Ученые предполагают, что при разработке простых и дешевых методов получения водорода, он станет основным видом топлива. Поэтому водород называют экологически чистым топливом будущего.

   Водород применяют для сварки и резки металлов, для получения тугоплавких металлов, для синтеза соляной кислоты и аммиака. Он используется для превращения жидких масел в твердые жиры. Водород можно использовать для получения металлов восстановлением оксидов металлов.

 Основным потребителем водорода является область переработки нефти и нефтехимическая промышленность.

   Но не всегда такой безобидный элемент может работать на  благо людям. (слайд №9) Это доказал русский учёный Андрей Дмитриевич Сахаров, который является одним из изобретателей водородной бомбы.

А мы, как поколение будущего, будем бороться только  за экологически чистое использование водорода!

 

IV. Актуализация знаний

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях «Решение задачи на определение массовой доли элемента» ( слайд № 10)

Какое соединение богаче водородом вода или метан?

Mr(H2O)=18     Mr(CH4)=16

W1(H)=2/18=1/9=0,111 (11,1%)

W2(H)=4/16=1/4=0,25 (25%)

Ответ: CH4>H2O

Учитель: Как в лаборатории получают водород?

Действием кислоты на активные металлы.

После ответов учащихся демонстрация опыта (слайд 11)

Учитель: Что такое кислоты? (слайд №12). Назвать кислоты, кислотные остатки, их валентность.

Ответы учащихся ( слайд № 13)

Учитель: Как распознать кислоту?

Ответы учащихся (с помощью индикаторов), демонстрация опыта. В 3 пробирках налита кислота, добавить индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метилоранж. Пронаблюдать изменение цвета раствора кислоты.  ( слайд № 14)

Учитель: Кислоты вступают в химическую реакцию с металлами и их оксидами. Какое вещество образовалось в результате взаимодействия металла с кислотой?  Демонстрация опыта:

Mg +H2SO4= H2+MgSO4

  выделился водород и образовалась соль. ( слайд № 15)

Учитель: С какой солью вы встречаетесь каждый день? Послушайте загадку:

    Я, конечно, очень нужен

Без меня не сваришь ужин,

Не засолишь огурца,

Не заправишь холодца.

Но не только лишь в еде –

Я живу в морской воде.

Если льёт слеза из глаза,

Вкус припомнишь ты мой сразу.

Кто догадлив говорит:

Это …. (натрия хлорид).

Ответы учащихся. ( слайд № 16)

 ( слайд № 17). Работа на доске,  приглашаются 2 ученика.

Даны вещества:CaO, Ca(NO3)2, Ca(OH)2, FeCl2, HCl,H2O,ZnS, H2SO4,CuSO4, Mg3(PO4)2, HgCl2, K2CO3.

Выбрать формулы солей ( 1 – ученик), кислот и оксидов (2 ученик). Дать им названия.

1)Ca(NO3)2- нитрат кальция, FeCl2- хлорид железа(I I ),ZnS –сульфид цинка, CuSO4- сульфат меди , Mg3(PO4)2- фосфат магния, HgCl2- хлорид ртути, K2CO3- карбонат калия.

2) HCl – соляная кислота,  H2SO4- серная кислота, CaO  - оксид кальция, H2O- оксид водорода (вода).

Учитель: Как дают названия солям?

1.Вначале записывают заряд ионов, из которых состоит соединение. Заряд иона металла можно найти в таблице растворимости.

2.Найти наименьшее общее кратное двух чисел.

3.Делим н.о.к. на заряды соответствующих ионов. Получаем индексы.

4.Составляем химическую формулу, выписывая индексы возле знаков химических элементов.

 Составить формулы 5 любых солей, из предложенных на слайде и дать им названия. ( слайд № 18)

  • Ca, K, Li,  Ba, Zn, Mg, Fe, Cu, Pb, Hg.

             II   II    II      I       III      II       I

  • SO4, S, SO3,NO3,PO4,CO3, СI

П! CaCl2- хлорид кальция,Li2SO4 – сульфат лития, Mg3(PO4)2- фосфат магния , Fe2(SO4)3 - сульфат железа(I I I), ZnS- сульфид цинка и т.д.

Ответы учащихся.

Скоростная дорожка  «Дать названия солям» (работа выполняется на время)

Разноуровневая самостоятельная работа. Учащиеся имеют право выбора задания.

Разноуровневая индивидуальная карточка

I-й Вариант

II-й Вариант

Задание №1. Уровень первый (3 балла)

Составьте формулы следующих солей:

 сульфат магния

 фосфат лития

 нитрат железа (III)

 карбонат кальция

 Составьте формулы следующих солей:

 силикат натрия

 сульфид калия

 карбонат магния

 фосфат бария

Задание №2. Уровень второй (4 балла)

Вычеркните из списка лишнее. Ответ обоснуйте

  1. HClO4, H2SO4, HNO3, HBr, H2SO4
  2. H2S, HJ, HF, HCl
  3. H2SO3, H2SiO3, H2CO3, H2SO4, Н3РО4

Назовите их.

Ответы: задание №1

1в.MgSO4, Li3PO4, Fe(NO3)3, CaCO3

2в.  Na2SiO3, K2S, MgCO3, BaSO4

задание №2

1В.

HBr –бескислородная кислота

H2S – степень окисления S2-

H2SiO3 –нерастворимая кислота

2В.

  1. CuOН – гидроксид, остальные оксиды
  2. Fe2O3 – степень окисления Fe3+
  3. SO3 – кислотный оксид

 Определите лишнее. Ответ обоснуйте.

  1. ВаО , Na2O, CuOН, СО2 ,АI2O3
  2. СаО, ZnO, Fe2O3, MgO
  3. K2O, Na2O, Fe2O3, SO3, MgO

Назовите их.

V. Домашнее задание:                              

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

– Я довольна вашей работой, но моей оценки недостаточно, ответьте пожалуйста, на следующие вопросы: ( слайд № 19)

– Спасибо за внимание. ( слайд № 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение и обобщение пройденного материала по теме "Кислоты. Соли"

Урок проводится с использованием личностно-ориентированных и игровых технологий....

Кислород.Водород.Кислоты.Соли.

Дидактическая игра рассчитана для учащихся 8 класса, как обобщающий урок....

Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"

Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...

Водород. Кислоты. Соли

Обобщающий урок – КВН по теме: «Водород. Кислоты. Соли» 8 класс...

Химический лабиринт " Водород. Кислоты.Соли"

Данный материал позволит в нетрадиционной форме проверить знания учащихся по теме "Водород" в 9 классе и по темам "Кислоты", "Соли" в 8 классе....

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....

Химический диктант "ВОДОРОД. КИСЛОТЫ. СОЛИ"

Химический диктант "ВОДОРОД. КИСЛОТЫ. СОЛИ"...