ПСХЭ в свете теории строения атом
презентация к уроку по химии

Шурыгина Галина Александровна

ПСХЭ в свете теории строения атом

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pshe_v_svete_teorii_stroeniya_atom.ppt709 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Периодический Закон и периодическая система в свете учения о строении атомов. Автор: Симонов Виталий уч-ся 9 класса МАОУ СОШ №4 п. Новоорск. Руководитель: Шурыгина Галина Александровна учитель химии – биологии.

Слайд 2

Цели: Проследить общие закономерности структуры периодической системы химических элементов в свете учения о строения атома.

Слайд 3

Заряд ядра – главная характеристика химических элементов. Учение о строении атомов вскрыло глубокий физический смысл периодического закона. Главной характеристикой атома является положительный заряд ядра, определяющий число электронов в электронной оболочке атома, её строение, а тем самым все свойства элемента и его положение в периодической системе.

Слайд 4

Электроны не падают на положительно заряженное ядро, т.к. вращаются с очень большой скоростью вокруг ядра. Так, а атоме водорода электрон за одну секунду делает 7 триллионов оборотов. Число протонов в ядре атома равно числу электронов, вращающихся вокруг ядра, поэтому суммарный положительный заряд атома равен суммарному отрицательному: атом в целом электрически нейтрален

Слайд 5

В связи с этим претерпела изменение и формулировка закона: Свойства химических элементов, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов. Такая формулировка нисколько не противоречит формулировке, данной Менделеевым, а только базируется на новых данных, которые придают закону и системе научную обоснованность и подтверждают их правильность. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева отражает периодический закон, а вместе с тем и строение атомов элементов.

Слайд 6

Физический смысл периодического закона: Теория строения атомов объясняет периодическое изменение свойств элементов. Возрастание положительных зарядов атомных ядер от 1 до 109 обусловливает периодическое повторение строения внешнего энергетического уровня. А поскольку свойства элементов в основном зависят от числа электронов на внешнем уровне, то и они периодически повторяются.

Слайд 7

С ростом положительного заряда ядер атомов возрастает число электронов на внешнем уровне (от 1 до 2 – в I периоде, и от 1 до 8 – во II и III периодах), что объясняет изменение свойств элементов: в начале периода (кроме I ) находятся щелочной металл, затем металлические свойства постепенно ослабевают и усиливаются неметаллические свойства. В малых периодах:

Слайд 8

С ростом заряда ядер заполнение уровней электронами происходит сложнее т. к. изменение свойств элементов по сравнению с элементами малых периодов тоже сложное. Так, в чётных рядах больших периодов с ростом заряда число электронов на внешнем уровне остаётся постоянным и равно – 2 или 1. Поэтому, пока идёт заполнение электронами предвнешнего уровня, свойства элементов в этих рядах изменяются крайне медленно. В больших периодах:

Слайд 9

В свете учения о строении атомов становится обоснованным разделение Д.И. Менделеевым всех элементов на семь периодов. Номер периода соответствует числу энергетических уровней атомов, заполняемых электронами. Поэтому S – элементы имеются во всех периодах, P – элементы – во II и последующих, d - элементы – в IV и последующих И f - элементы – в VI и VII периодах.

Слайд 10

Легко объяснимо деление групп на подгруппы: Основано оно на различии в заполнении электронами энергетических уровней. У элементов главных подгрупп заполняется или s – подуровни или p – подуровни внешних уровней. У элементов побочных подгрупп заполняется d – подуровень предвнешнего уровня. У лантаноидов и актиноидов заполняется соответственно 4 f - и 5 f – подуровни. Таким образом, в каждой подгруппе объединены элементы, атомы которых имеют сходное строение внешнего электронного уровня.

Слайд 11

Различия в строении обусловливает и различия в свойствах элементов разных подгрупп одной группы. Так, на внешнем уровне атомов элементов подгруппы галогенов имеется по семь электронов, а подгруппы марганца – по два электрона. Первые – типичные неметаллы, а вторые – металлы. Почему есть металлы и неметаллы?

Слайд 12

Таким образом, у элементов побочных подгрупп валентными являются электроны не только внешних, но и предвнешних уровней – в чём и состоит основное различие в свойствах элементов главных и побочных подгрупп. Отсюда следует, что номер группы, как правило, указывает число электронов, которые могут участвовать в образовании химической связи. Физический смысл номера группы:

Слайд 13

Итак, строение атома обусловливает две закономерности: Изменение свойств по горизонтали – в периоде слева направо ослабляет металлические и усиливает неметаллические свойства; Изменение свойств по вертикали – в подгруппе с ростом порядкового номера усиливаются металлические свойства и ослабевают неметаллические. Вывод:

Слайд 14

Ресурсы: Балезин С.А., Бесков С.Д . Выдающиеся русские ученые-химики. М.: Просвещение, 1972, 222 с.; Габриелян О.С . Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2000; Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П . Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2000; Химия в школе, 1993, № 2, с. 74–75; № 3, с. 24–28; № 5, с. 33; Ватаману И . Приключения Атомика. Повесть. Кишинев: Литература артистикэ, 1989; Куликова Е.Л . Вечера занимательной химии. Минск: Народная асвета, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соли в свете теории электролитической диссоциации

Цель урока: систематизировать знания учащихся по классу солей. Получить представление о химических свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации;продолжить формирование навык...

Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"

В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....

Разработка урока по теме "Основные классы неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации"

Данный архив содержит разработку урока, презентацию. Можно использовать при повторении тем "Основные классы неорганических соединений", "Электролиты и неэлектролиты"...

Разработка урока, презентация по теме: "Соли в свете теории электролитической диссоциации"

Тема: Соли в свете теории электролитической диссоциации. Цели: Дать понятие о солях, как классе электролитов, рассмотреть их классификацию по составу, охарактеризовать общие свойства солей в свет...

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома.

На данном уроке рассматривается Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Объясняются следующие понятия: современная формулировка...