Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Профессии глазами химика"
рабочая программа по химии (9 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Профессии глазами химика» раскрывает содержание курса внеурочной деятельности по химии для учащихся 9 классов общеобразовательных организаций. На изучение курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professii_glazami_himika.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ПРОФЕССИИ ГЛАЗАМИ ХИМИКА»

9 класс

Суслонова Мария Николаевна, 

учитель химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 имени С. Преминина»


Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Профессии глазами химика» раскрывает содержание курса внеурочной деятельности по химии для учащихся 9 классов общеобразовательных организаций. На изучение курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Актуальность программы: модернизация системы основного общего образования предполагает такое построение учебного процесса и внеклассной работы, при котором обучающиеся 9-х классов определяют профиль своего будущего 10-го класса, что ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершить ответственный выбор – самоопределение в собственной деятельности. В связи с этим важна предпрофильная подготовка обучающихся 9-х классов, главной целью которой является не научить, а заинтересовать и разъяснить.

Цель: создание условий для формирования мотивационной и ориентационной основы осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.

Задачи:  

- познакомить обучающихся с практической значимостью химических знаний и умений, показать их применимость в профессиональной деятельности человека;

- выявить интересы и способности обучающихся в части самоопределения и выбора профиля обучения в старшей школе, дальнейшем пути образования и получения профессии, определить готовность осваивать предмет на углубленном уровне;

- создать условия для развития познавательных и профессиональных интересов обучающихся;

- развивать умения работы с различными источниками информации, анализировать проблемную ситуацию и искать пути ее решения;

- осуществлять комплексный подход к рассмотрению вопросов практической значимости химических знаний и умений, профориентации, бережного отношения к окружающей среде и человеку;

- интегрировать межпредметные знания и умения, полученные при изучении школьных предметов и основ специальных знаний;

- помочь учащимся реализовать интерес к предмету через систему практических и проектных работ;

- организовать исследовательскую деятельность учащихся через систему практических работ, приучить пользоваться химическим экспериментом как одним из основных методов познания химии.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

                Тематика курса внеурочной деятельности расширяет представление обучающихся о химических профессиях, отражает роль химии как интегрирующей науки естественнонаучного цикла, имеющей огромное прикладное значение для развития и совершенствования множества профессий, востребованных в современном обществе.

                Виды деятельности: познавательная, творческая, научно-исследовательская, игровая, проблемно-ценностное общение, социальное взаимодействие.

                Формы организации деятельности: лекции; подготовка сообщений и рефератов с их последующим обсуждением; создание и показ презентаций; разработка и защита творческих проектов; практические и лабораторные работы; деловые игры; выставки; конференции; экскурсии; демонстрации.

                Форма оценки результатов освоения курса: защита творческого проекта.

                Планируемые результаты освоения курса:  

                1. Личностные результаты:

                1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

        2) сформированность уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде; целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное многообразие современного мира;

        3) сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни, основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

        2. Метапредметные результаты:

        Регулятивные УУД:

        1) самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения, определять цель учебной деятельности, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, выбирать тему проекта;

2) составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта), сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки самостоятельно;

3) в диалоге учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-группа совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

        4) осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из той или иной ситуации.

        Познавательные УУД:

        1) уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность, проявлять самостоятельность и творчество при подготовке сообщений и докладов; уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;

2) применять полученные знания на практике, осуществлять химический эксперимент с использованием методов качественного и количественного анализа;

3) понимать практическую значимость химических знаний и умений в различных областях, зависимость здоровья человека от образа жизни, пищи, окружающей среды.

        Коммуникативные УУД:

        1) самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и приходить к общему решению в совместной деятельности);

2) уметь формулировать собственную позицию, учитывая позиции собеседников.

Содержание курса внеурочной деятельности

9 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

Тема 1. Введение в тему курса (1 час)

Предмет, цели и задачи курса внеурочной деятельности «Профессии глазами химика». Формы проведения занятий и оценки результатов, виды практических работ. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. История возникновения профессий, связанных с химией.

Тема 2. Профессия лаборанта химического анализа (5 часов)

        Аналитическая химия – наука о методах исследования состава вещества. Значение химического анализа для развития современной промышленности. Методы химического анализа.  Качественный и количественный химический анализ.  Лабораторное оборудование, реактивы, техника проведения. Классификация катионов и анионов по аналитическим группам. Методы титрования. Приготовление рабочих растворов кислотно-основного метода.

        Экскурсия в лабораторию химического анализа филиала ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» г. Красавино.

        Практическая работа «Определение катионов с помощью качественных реакций»

        Практическая работа «Приготовление рабочих растворов соляной кислоты и гидроксида натрия. Определение точной концентрации раствора щелочи методом титрования»

        Практическая работа «Анализ водопроводной воды»

Тема 3.  Химия в сельском хозяйстве. «Зеленая» химия (5 часа)

        Химик-технолог сельского хозяйства. Химизация сельского хозяйства.  Способы улучшения качества сельскохозяйственной продукции с помощью удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и кормовых добавок. Органические и минеральные удобрения.  Пестициды. Экологические проблемы и охрана окружающей среды. Вещества, загрязняющие атмосферу, водоемы, почву и их источники. Что такое «зеленая» химия?   Принципы «зеленой» химии. Пути снижения экологической опасности. Экология Вологодской области. Проект «Зеленый регион 35».

        Практическая работа «Исследование влияния удобрений на качество картофеля. Определение нитратов в плодах и овощах»

        Практическая работа «Определение кислотности почвы и атмосферных осадков»

        Практическая работа «Изучение показателей качества воды из нижнего пруда г. Красавино»

Тема 4. Химия в строительстве и быту (4 часа)

        Виды строительных материалов (известь, красный глиняный кирпич, силикатный кирпич, цемент, строительные растворы, асбест, цемент, гипс, древесина).  Строительные специальности.  Стекло в нашей жизни. Производство стекла. Виды стекол (оконное, фотохимическое, витражное, хрустальное, кварцевое, пеностекло, стекловата и др.) Рабочие профессии стекольного производства. Сырье для производства керамических изделий. Разновидности керамических материалов и их применение. Возникновение и производство зеркал. Бытовая химия. Виды и состав средств. Клеи. Лаки. СМС. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии в повседневной жизни.

        Практическая работа «Мыло своими руками»

        Практическая работа «Удаление пятен различного происхождения»

Тема 5. Химия в машиностроении (1 час)

        Автомобильная промышленность России. Автомобиль – сложное химическое «производство».  Химическая и электрохимическая коррозия металлов, защита от нее. Аккумулятор – химический источник электрического тока.  Понятие о ВМС. Использование пластмасс в автотранспортных средствах.  Нефть – как источник горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей. Состав нефти и продукты ее переработки.  

Тема 6.  Химия в криминалистике (2 часа)

        Основы и история криминалистики. Эксперт-криминалист. «Немые» свидетели дают «показания». Химические методы, используемые в расследовании преступлений. Дактилоскопия. Хроматография.

        Практическая работа «Идентификация отпечатков пальцев с помощью оксида меди (II) и паров йода»

Тема 7. Химия в пищевой промышленности (3 часа)

        Основные компоненты пищи. Качество продуктов питания. Канцерогены, их классификация и содержание в пище. Химическое воздействие никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека. Фальсификаты.

        Практическая работа «Изучение состава чипсов и влияния компонентов на организм человека»

        Практическая работа «Изучение свойств белков»

Тема 8. Химия в медицине и фармакологии (5 часа)

        Что такое фармакология? Химия лекарств. Основное и побочное действие лекарств. Формы лекарственных препаратов. Фитотерапия. Знакомство с оборудованием и работой лаборатории больницы. Растворы в медицине. Виды растворов. Растворители. Приготовление растворов. Использование полимеров в медицине. Искусственные органы, протезы. Трансплантация и выращивание органов.

        Экскурсия в лабораторию Красавинской районной больницы № 1.

        Практическая работа «Определение содержания витамина С в апельсиновом соке»

        Практическая работа «Приготовление физиологического раствора (0,9% NaCl)»

Тема 9. Химия в косметологии (2 часа)

        Профессия – косметолог. Косметические средства: вред и польза. История создания. Виды косметики: гигиеническая, лечебная, декоративная. Химический состав препаратов и мифы, связанные с ним. Сроки хранения. Заболевания, вызванные косметическими средствами.

        Практическая работа «Изучение состава косметических средств, определение рН»

Тема 10. Химия в искусстве и реставрации (3 часа)

        Химия на службе искусства. Минеральные и синтетические красители. Акварельные краски. Реставратор. Процесс реставрации. Позолота. История возникновения и развития фотографии. Дагеротипия. Калотипия.

        Экскурсия на выставку работ гуашью и акварелью в Детскую школу искусств г. Красавино.

        Практическая работа «Создание акварельных красок»

Тема 11. Химия в образовании (3 часа)

        Учитель химии и лаборант химической лаборатории в общеобразовательной школе. Соблюдение правил техники безопасности при работе в кабинете химии. Профессиональные качества, навыки, ответственность. Повышение квалификации и самообразование. Защита творческих проектов.

        Экскурсия в школьную химическую лабораторию.

        Практическая работа «Занимательные опыты для младших школьников»

 Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем курса

Количество часов

Все-го

В том числе

Практи-ческие занятия

Экскур-сии

Теорети-ческие занятия

Другие формы

1.

Введение

1

0,5

0,5 (тестирование)

2.

Профессия лаборанта химического анализа

5

3

1

1

3.

Химия в сельском хозяйстве. «Зеленая» химия

5

3

1

1

(семи-нар)

4.

Химия в строительстве и быту

4

2

1

1

(деловая игра)

5.

Химия в машиностроении

1 (семи-нар, выс-тавка)

6.

Химия в криминалистике

2

1

1 (роле-вая игра)

7.

Химия в пищевой промышленности

3

2

1

8.

Химия в медицине и фармакологии

5

2

1

1

1

(конфе-ренция)

9.

Химия в косметологии

2

1

1

(викто-рина)

10.

Химия в искусстве и реставрации

3

1

1

1

11.

Химия в образовании

3

1

0,5

0,5

1 (защита проек-тов)

Список литературы

        1. Авторская программа Р.Г. Ивановой, М.В. Зуевой, В.Н. Лавровой, Е.П. Рощина «Химия для любознательных». Программы элективных курсов. Химия. 8-9 классы. Предпрофильное обучение/ авт.-сост. Г.А. Шипарева . – М.: Дрофа, 2016 г.

        2. В.В. Девяткин, Ю.М. Ляхова. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия холдинг, 2000.

        3. Википедия https://ru.wikipedia.org/

        4. Е. А. Лазарева Элективный курс «Химия в повседневной жизни человека». – М.: Глобус, 2007, серия «Профильная школа».

        5. Занимательные опыты по химии: Пособие для учителей / В. Н. Алексинский. – М.: Просвещение, 1980.

        6. Никитин М.К., Мельникова Е.П. Химия в реставрации. – Л.: Химия, 1990.

        7. Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. – Вып. 6: Химия / Научн. Редактор О.И. Ширикова. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006.

        8. Статья «Химия и криминалистика». Журнал «Химия». – Изд. дом «Первое сентября», № 21, 2000.

        9. Т. А. Белова. Элективный курс «Химия красоты и здоровья». – М.: Глобус, 2007, серия «Профильная школа».

        10. Химические основы экологии: учебное пособие / В.Ю. Орлов. – М.: Лаборатория знаний, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика" 8 класс (ФГОС)

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них умения поставить цель и организов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика"

Программа предназначена для учащихся 8 класса. Рассчитана на 1ч/нед....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный химик"

Данная программа внеурочной деятельности расчитана на обучающихся 8 класса....