Технологическая карта к уроку "Кислоты",8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)

Левицкая Лариса Викторовна

ФИО автора (ов): Левицкая Л.В.

Населённый пункт: г.Красноярск. Образовательная организация: МАОУ СШ№24

Предмет: химия

Класс: 8                                                                        

Раздел курса: Основные классы неорганических соединений

Тема урока: Кислоты, классификация, состав

Цель: создание условий для формирования понятия о кислотах, их составе и классификации

Учебник:Химия 8 класс,О.С.Габриелян, И.С Остроумова ,М:Просвещение,  2021,176 с, С 145

 

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(УУД)

Владеют  терминологией, умеют распознавать кислоты, составляют формулы,

 Называют, классифицируют кислоты.  Работают с источником информации

( развитие читательской грамотности).

 

Умеют применять знания, полученные по другим предметам,  выстраивать и обосновывать свой ответ при решении проблемного вопроса.

Формируют интерес к предмету через различные виды работы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока.26.76 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО автора (ов): Левицкая Л.В.

Населённый пункт: г.Красноярск. Образовательная организация: МАОУ СШ№24

Предмет: химия

Класс: 8        

Раздел курса: Основные классы неорганических соединений

Тема урока: Кислоты, классификация, состав

Цель: создание условий для формирования понятия о кислотах, их составе и классификации

Учебник:Химия 8 класс,О.С.Габриелян, И.С Остроумова ,М:Просвещение,  2021,176 с, С 145

Виды деятельности

Планируемые результаты

ЦОР

Воспитательный потенциал

Предметные

Метапредметные

(УУД)

Раскрывать смысл основных химических понятий,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;

определять  принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам; планировать и проводить химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов.

Владеют  терминологией, умеют распознавать кислоты, составляют формулы,

 Называют, классифицируют кислоты.  Работают с источником информации

( развитие читательской грамотности).

Умеют применять знания, полученные по другим предметам,  выстраивать и обосновывать свой ответ при решении проблемного вопроса.

Формируют интерес к предмету через различные виды работы.

Мир химии:

http://ww.chem.km.ru

Химия для всех:

http://www.inform/km.ru

Выстраивать развёрнутые письменнные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, воспитывать толерантность

(уважительного отношения друг к другу,выслушивать ответы товарищей,умение работать в парах

Использовать приёмы логического мышления при освоении знаний, устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии); делать выводы и заключения

Самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность.

Деятельность учителя (ясная, точная формулировка задания, вопросы и т.д.)

Деятельность обучающихся (полные ответы в форме суждений, все выдвигаемые версии, гипотезы, проблемы и т.п.)

Форма работы (индивидуальная, работа в группах, парах)

1 балл

Актуализация знаний.

2 балла

Организация проблемной ситуации.

1 балл

взаимопроверка

2 балл

2 балла

3 балла

1.Организационный момент

Здравствуйте! Я рада вас всех видеть, думаю, вы настроены на познание нового.

Девиз урока «Всё познаётся в сравнении» Значит, познавать новый материал мы будем в сравнении с имеющимися уже знаниями. У вас на парте лежит оценочный лист, на который вы будете выставлять полученные  за ответы баллы.

Задание №1.

Организация проблемной ситуации.

По цвету лакмуса определить вещество

У каждого на парте 3 стаканчика с растворами веществ: вода, щёлочь, кислота .С помощью лакмусовой полоски определите вещество в каждом стаканчике.

Кто считает, что он сделал правильно, оцените себя в 1 балл

В каком стакане лакмус не поменял окраску.Что это за вещество?

Какое вещество было в стакане №2?

В какой цвет окрасился лакмус в 3 стакане? Вам известно это вещество?

Задание 2.

Чтобы определить неизвестное вещество: из предложенного перечня выпишите отдельно оксиды, основания, дайте им названия.

Слайд.NaOH, CaO, Cu(OH)2 ,HCL, MgO, H2SO4,SO2,Al(OH)3

1 вариант- оксиды,2 вариант- основания

Что такое оксиды?

Какие вещества относятся к основаниям?

С какой проблемой вы столкнулись?

Эти вещества называются  «Кислоты»

Что вы знаете о кислотах? Какие кислоты встречаются в быту?Опишите физические свойства этих кислот.

Вы все ели яблоки. Как вы думаете, какая кислота в яблоках?

Предложите свою версию, как можно назвать эти вещества

 Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Сформулируйте определение «Кислоты», используя понятие «кислотный остаток»

Что такое кислотный остаток?

Учащиеся подписывают оценочный лист

Исследовательская работа.

Определяют вещества в стаканчиках.

В одном из стаканчиков появилось неизвестное вещество, которое  окрашивает полоску в красный цвет

Следовательно: есть вещества, которые окрашивают лакмус в красный цвет.

Это вода. Она была в стакане №1

Основание,т.к. лакмус окрасился в синий

В красный. Вещество неизвестное, значит это новый класс веществ

NaOH, CaO, Cu(OH)2 ,HCL, MgO, H2SO4,SO2,Al(OH)3

1 вариант- оксиды,

2 вариант- основания

Сложные вещества,состоящие из двух элементов,один из которых кислород в степени окисления -2

Сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильных групп

Оксиды

Это вода. Она была в стакане №1

Основание.

1 вариант: CaO,MgO,SO2

2 вариант: NaOH,  Cu(OH)2 ,Al(OH)3

Взаимопроверка.

- Ответ: Появились новые веществаH2SO4,HCl, не относятся к ранее изученным.

- На кухне можно встретить уксусную, лимонную кислоту.

Эти вещества кислые на вкус.

В яблоках яблочная кислота

Эти вещества называются кислоты

Изучить новый класс веществ «Кислоты»

- Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка, называются кислотами

Кислотным остатком называют часть  молекулы кислоты, соединённую с атомом водорода

Фронтальная

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Работа в группах

Индивидуальная работа

1 балл

1 балл

1 балл

Задание 3.Классификация кислот

Сравните формулы имеющихся кислот: серной и соляной

Найдите в этих формулах сходство и различие

Разделите эти кислоты на группы, применяя термин « основность»

1 вариант

Составить таблицу1

одноосновные

двухосновные

трёхосновные

На какие группы можно разделить кислоты по наличию кислорода

2 вариант

Составить таблицу 2

бескислородные

кислородсодержащие

Задание 4. Работа с таблицей растворимости

Используя таблицу растворимости, самостоятельно составьте формулы кислот и распределите их по группам. Таблица 1,2

Сравните свою работу с работой соседа.

Взаимопроверка

-Посмотрите у соседа формулы кислот.Сравните.

Найдите в учебнике формулы этих кислот, подпишите название

Техника безопасности

На уроках мы часто будем работать с кислотами. Это очень опасные вещества. При этом нужно соблюдать технику безопасности. Разбавлять серную кислоту водой, нужно очень осторожно

Демонстрация:

1.Приготовление раствора серной кислоты

2.Обугливание серной кислотой лучины

Какой можно сделать вывод?

Интересные факты: серная кислота поглощает влагу.В старину,чтобы стёкла не замерзали, серную кислоту ставили между рамами. Из неё готовят электролит в аккумуляторы.

Соляная кислота входит в состав желудочного сока человека, помогает перерабатывать пищуЛишь только мы начнём жевать,выделяется желудочный сок.

- Почему вредно жевать жевательную резинку?

Подведение итогов:

С каким классом веществ сегодня познакомились?

Что интересного узнали?

- В состав обеих формул входит водород.

- В соляной кислоте один водород, в серной два.

- Кислоты бывают одноосновные, двухосновные

Распределяют по группам

одноосновные

двухосновные

трёхосновные

- В одной формуле есть кислород, в другой нет.

- На кислородсодержащие и бескислородные

Заполняют таблицу 2

бескислородные

кислородсодержащие

Работа с таблицей растворимости

Составляют формулы кислот, распределите по группам в таблицу 1и таблицу 2

Выписывают  из учебника название кислот

- С кислотой нужно работать осторожно, т.к. она разъедает органические вещества

Пустой желудок начнёт съедать себя.

- на уроке мы познакомились с новым классом веществ «Кислоты»

- Узнали о вреде жевательной резинки

Фронтальная работа

Групповая работа

Работа в парах

Самостоятельная работа

Фронтальная работа

Самооценка по баллам

9-14 баллов  - оценка 5

5-8 баллов - оценка 4

Менее 5 баллов - оценка 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенно...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.

Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...