Мир вокруг нас
рабочая программа по химии (9, 10 класс)

Васильева Ольга Николаевна

Программа внеурочной деятельности для 9-10 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur._deyat._mir_vokrug_nas-himiya-9-10_klass_shorunzha.docx58.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Шоруньжинская средняя общеобразовательная школа»

Внеурочная деятельность

естественнонаучной направленности

«Мир вокруг нас»

 

 

                 Класс:   9-10

                                      Срок реализации: 1 год     

                            Составитель:

_Васильева О.Н.____________________

    педагог дополнительного образования,

первая квалификационная категория.

 

 

 

 

 

 

 

    Шоруньжа-2022

1. Пояснительная записка

Направленность  программы

Предлагаемая программа имеет естественнонаучную  направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний”.

Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.

Актуальность программы

Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.

В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.

Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточной прикладной направленностью базового курса химии 8 класса и повышенным количеством болеющих детей. Отличительной чертой программы является то, что в изучении данного курса использованы понятия, с которыми учащиеся знакомы, они встречаются с ними ежедневно. Это такие понятия, как пища и её состав, а также вредная и полезная пища. Часто люди не задумываются над тем, что они едят, насколько питательны продукты.

Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний.

Отличительные особенности программы, новизна

Отличительной особенностью данной образовательной программы является направленность  на формирование учебно-исследовательских навыков, различных способов деятельности  учащихся для участия в интерактивных играх. 

Адресат программы

     Программа адресована для учащихся 15-16 лет. В этом возрасте им нравится быть вместе и участвовать в  групповой деятельности. Авторитет взрослого еще очень велик.  Программа будет интересна и мальчикам и девочкам. Предполагается активное вовлечение  в работу родителей. Для обучения принимаются  все желающие.

Объем и срок освоения программы

 Программа данного кружка рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Годовой курс программы рассчитан на 30 часов  (1 занятие по 1 ч. в неделю).

Форма обучения

 Программа  реализуется в очной форме.

 Уровень программы: базовый.

Особенности организации образовательного процесса

    Программа реализуется через традиционную модель, представляет собой линейную последовательность освоения материала, от простого к сложному, в течение одного учебного года. (формы реализации) Занятия проводятся  всем составом  группы, при проведении практических занятий привлекаются родители.(организационные формы)

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.

Задачи программы:

Обучающие:

формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;                 

 формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с   веществами;                

формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;                                

продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности,   настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;         

продолжить формирование коммуникативных умений;                 

формирование презентационных умений и навыков;                         

на примере химического материала начать развитие  учебной мотивации  школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;                

дать возможность учащимся проверить свои способности в    естественнообразовательной области.

Формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных задач по химии

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать конструктивное мышление и сообразительность;

Воспитательные:  

Вызвать  интерес к  изучаемому предмету

Занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.

Воспитывать  нравственнее и духовное здоровье

 

        Программа кружка «Мир вокруг нас» предусматривает целенаправленное углубление основных химических понятий, полученных детьми на уроках химии, биологии, географии, информатики.        

 Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у учащихся формируются познавательные интересы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету кружка учебная программа предусматривает чередование теоретических и практических видов деятельности. Для вводных занятий кружка характерно сочетание элементов занимательности и научности. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.

Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Основные формы занятий кружка «Мир вокруг нас» - лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем,  практические работы, просмотр видеофильмов, решение задач с нестандартным содержанием. Члены кружка готовят рефераты и доклады, сообщения. 

        Для активизации познавательного интереса учащихся  применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (показ готовых компьютерных презентаций в PowerPoint, составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет),   устные сообщения учащихся, написание рефератов, выполнение практических работ с элементами исследования,  и социологический опрос населения.

Важная роль отводится духовно - нравственному воспитанию учащихся и профориентационному самоопределению учащихся.

                               2. Содержание разделов обучения

Раздел 1: «Химическая лаборатория»

1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.

2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.  Игра по технике безопасности.  

3. Знакомство с лабораторным оборудованиемОзнакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).

Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.

4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории.

Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание.

Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.

6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей 

Практическая работа.

Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.

Перегонка воды.

7. Выпаривание и кристаллизация 

Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли .

8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ. 

Демонстрация фильма.

Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.

Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.

9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни. 

Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.

10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов. 

Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).

Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.

11. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов.

Вулкан” на столе

“Зелёный огонь”

“Вода-катализатор”

«Звездный дождь»

Разноцветное пламя

Вода зажигает бумагу

Раздел 2. «Логика»

12. Решение олимпиад школьного, муниципального тура Всероссийской олимпиады по химии.

13. Проведение дидактических игр 

Проведение конкурсов и дидактических игр:

кто внимательнее

кто быстрее и лучше

узнай вещество

узнай явление

Раздел 3. «Прикладная химия»

14. Химия в бытуОзнакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир. 

Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.

15.Практикум исследование «Моющие средства для посуды».

Работа с этикеткой.

Опыт 1.  Определение кислотности.

Опыт 2. Определение мылкости.

Опыт 3. Смываемость  со стакана.

Анкетирование. Социологический опрос.

16. Занятие - игра «Мыльные пузыри»

Конкурсы:

Кто надует самый большой пузырь,

кто надует много маленьких пузырей

Чей пузырь долго не лопнет

Построение фигуры из пузырей

Надувание пузыря в пузыре.

17. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

Демонстрация опытов:

Химические водоросли

Тёмно-серая змея.

Оригинальное яйцо

Минеральный «хамелеон»

18. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

-Ваше питание и здоровье

-Химические реакции внутри нас

19. Занятие по профориентации.

Экскурсия в НХТИ (филиал) КНИТУ г. Нижнекамск

20. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов. 

Устный журнал на тему химия и медицина.

21. Белки, жиры,  углеводы в питании человека.

Важнейшие компоненты пищи. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ в питании. Таблица расхода энергии при различных видах деятельности человека.

22. Витамины.

Витамины, их классификация и значение для организма человека. Источники поступления витаминов в человеческий организм. Содержание витаминов в пищевых продуктах.  Антивитамины. Авитаминоз. Исследование: витамины в меню школьной столовой.

23. Пищевые добавки.

Биологические пищевые добавки и их влияние на здоровье.  Данное приложение используется во время всех практикумах  при работе с этикетками.

24. Практикум - исследование «Чипсы».

Выступление ученика с докладом «Пагубное влияние чипсов на человека».

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных упаковок чипсов (лучше, если дети принесут их сами). Все результаты заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.

Опыт 1. Работа с этикетками.

Опыт 2. Изучение физических свойств чипсов:

ломкость,

растворение в воде,

надавливание бумажной салфеткой для определения количества жира

вкусовые качества.

Опыт 3. Горение чипсов.

Опыт 4. Проверка на наличие крахмала. Опыт проводится с помощью спиртового раствора йода. Ученики сравнивают интенсивность окрашивания.  

Опыт 5. Растворение чипсов в кислоте и щелочи.

Далее группы готовят 5 вопросов для социологического опроса учеников школы.

25. Практикум - исследование «Мороженое»

Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде мороженого».

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.

Опыт 1. Работа с этикетками.

Опыт 2. Изучение физических свойств мороженого.

Учащиеся могут сами предложить эксперимент.

Опыт 3. Ксантопротеиновая реакция.

В пробирку помещают мороженое, добавляют азотную кислоту и нагревают. Появление желтого окрашивания показывает наличие белка (наличие ароматических аминокислот).

Опыт 4. Обнаружение углеводов.

В пробирку помещают мороженое, добавляют 1мл. гидроксида натрия и несколько капель сульфата меди (II), перемешивают. Появление ярко-синего окрашивания свидетельствует о наличии многоатомных спиртов. Полученный раствор нагревают на спиртовке. Гидроксид меди (ΙΙ)  при этом восстанавливается до оранжевого  CuOH, который затем разлагается до Cu2O красного цвета. В ходе реакции может образоваться и медь («медное зеркало»).

26. Практикум - исследование «Шоколад»

Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде шоколада».

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов шоколада. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.

Опыт 1. Работа с этикетками по.

Опыт 2. Изучение физических свойств шоколада.

Цвет, запах, вкус, ломкость, растворимость в воде.

Обнаружение жиров – разминаем шоколад на бумажной салфетке, наличие жирного пятна указывает на наличие непредельных жиров.

Опыт 3. Обнаружение в шоколаде углеводов.

Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1 мл едкого натра NaOH и 2-3 капли раствора сульфата меди(II) CuSO4. Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт.

Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция.

Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем 2-3 мл воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Приливаем к фильтрату, соблюдая осторожность, концентрированную азотную кислоту HNO3. Нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево-жёлтое при добавлении 25%-ного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.

27. Практикум - исследование «Жевательная резинка»

Выступление учеников с докладами: «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?».

Работа в группах.

Опыт 1. Работа с этикетками.

Опыт 2. Изучение физических свойств:

Проверка на растяжимость. Жевательную резинку необходимо хорошо разжевать, затем максимально растянуть и измерить линейкой.

Проверка на долговременность вкуса. В группе ученики одновременно начинают жевать разные жевательные резинки, и засекают время пока вкус не пройдет.

Опыт 3. Наличие красителей.

Жевательную резинку нарезают кусочками и опускают в воду. Перемешивают. При наличии красителей, вода окрашивается.

Опыт 4. Определение кислотности.

В пробирки из опыта 3 помещают универсальную индикаторную бумажку. По результатам окрашивания определяют среду.

Опыт 5. Обнаружение подсластителей.

В пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96 % этилового спирта. Пробирку закрывают пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1 мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате определяют присутствие подсластителей (сахарозы, сорбита, ксилита, маннита), являющихся многоатомными спиртами. Для этого к раствору приливают 1 мл раствора NaOH и 1–2 капли раствора CuSO4. Смесь взбалтывают. Появляется характерное ярко-синее окрашивание (качественная реакция на многоатомные спирты).

28. Тайны  воды.

Самое необыкновенное вещество – вода. Вода – основа жизни. Аномалии и тайны воды. Изучение воды японским ученым Масару Эмото: умение воды слушать музыку, добрые слова и молитвы, умение отрицательно реагировать на загрязнения, сквернословия, компьютеры и мобильные телефоны. Живая и мертвая вода. Лечимся водой.   Презентация «Вода»

29. Практикум исследование «Газированные напитки»

Выступление ученика с докладом «Влияние газированных напитков на здоровье человека».

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу.

Опыт 1. Работа с этикетками.

Опыт 2. Обнаружение сахара выпариванием.

Опыт 3. Определение кислотности.

Определяем с помощью универсальной индикаторной бумажки.

Опыт 4. Опыт с куриным мясом.

30. Пивной алкоголизм.

Лекция с показом Презентации «Пивной алкоголизм». Лабораторная работа: влияние спиртов на белки.

31. Практикум исследование «Чай»

Выступление учащихся с докладом «Полезные свойства чая»:

Опыт 1. Рассматривание чаинок.

Опыт 2. Влияние кислоты и щелочи на заваренный чай.

32. Практикум исследование «Молоко»

Опыт 1. Работа в группе с этикетками:

Работа с этикетками

МОЛОКО

ККАЛ

ЖИРНОСТЬ

                            СОСТАВ

УГЛЕВОДЫ

ЖИРЫ

БЕЛКИ

1. Молоко «Простаквашино»

58 ккал

3,2  %

4,7 г.

3,2 г.

2,6 г.

2. Молоко «Вамин»

53 ккал

2,5 %

4,7 г.

2,5 г.

2,8 г.

3. Молоко «Домик в деревне»

53 ккал

2,5 %

4,7 г.

2,5 г.

2,8 г.

4. Молоко «Вкуснеево»

53 ккал

2,5 %

4,7 г.

2,5 г.

2,8 г.

Опыт 2. Определение вкуса молока.

Опыт 3. Определение цвета молока.

Опыт 4. Определение консистенции молока.

Опыт 5. Определение кислотности молока. Универсальным индикатором.

Опыт 6. Определение белка в молоке. Ксантопротеиновая реакция.

Опыт 7. Определение белка в молоке. Биуретовая реакция.

Опыт 8. Определение соды в молоке. Добавляем соляную кислоту.

Опыт 9. Определение крахмала в молоке. С помощью спиртового раствора йода.

Раздел 4: «Неделя химии»

33. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай». 

Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.[1] ,[6]

Игра. «Счастливый случай»

34. Проведение игр и конкурсов среди учащихся 9-10 классов членами кружка. Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:

“Химическая эстафета”

“Третий лишний”.

            Игра “Что? Где? Когда?” 

Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д.

Раздел 2. Комплекс  организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

Начало учебного года – начало занятий кружка с 15 сентября.

Окончание учебного года – последнее занятие кружка до 15 мая.

Учебный год -  30 недель;

 

2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для  реализации программы «Занимательная химия»  имеется учебный кабинет  соответствующий  санитарным нормам и правилам, установленных СанПиН.

Оборудование кабинета

Рабочие столы, стулья;

Шкафы для хранения  оборудования;

Санитарно-гигиенические средства.

Лабораторное оборудование

 

Технические средства обучения

 Компьютер

Проектор

 

 Информационное обеспечение

 Электронные ресурсы сайта 

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования, высшее педагогическое образование,  первая квалификационная категория, курсы повышения квалификации 2021г.

2.3 Формы аттестации

Для осуществления индивидуального учета результатов освоения обучающимися  программы используются:

вводный контроль - проводится  с целью определения стартового уровня развития ребенка. На основании результатов вводного тестирования, при необходимости, проводится корректировка содержания материала программы, разрабатываются индивидуальные учебные планы;

текущий контроль - проводится в течение всего учебного периода, с целью проверки уровня усвоения обучающимися тем занятий, разделов образовательных программ, прочности формируемых знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций, установление фактического уровня теоретических и практических знаний, умений, навыков по каждому предмету учебного плана; 

промежуточная аттестация - проводится с целью определения качества освоения обучающимися образовательной программы  по окончании курса обучения. Аттестация предусматривает анализ полноты, прочности, осознанности, системности освоения содержания образовательных программ, соотнесение этого уровня подготовки обучающихся с требованиями образовательных программ, а также выполняет функцию контроля реализации образовательных программ.

 

Аттестацией обучающихся, проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией: защита творческих работ и проектов,  конкурсы,  беседы, решение задач, выполнение лабораторных работ

2.4. Оценочные материалы

Первоначальная диагностика по программе проводится на основании анкеты для учащихся. На основании анализа анкетных данных педагог вносит соответствующие корректировки в методику работы и содержание программы, определяет индивидуальные виды деятельности для учащихся.

 

Предметные результаты курса педагог оценивает на основании вопросов по теоретическим и практическим разделам программы.

  

2.5.  Методические материалы

Методы обучения

 Активные (учитель- ученик) и Интерактивные ( учитель- ученик- ученик).

Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный,  проектный, игровой.

Педагогические  технологии

Групповое обучение, проблемное обучение, разноуровневое  обучение, здоровьесберегающие  технологии,  информационные технологии.

Формы организации учебного занятия

Вводное занятие, систематизация и обобщение знаний, комбинированные формы, контроль знаний.

Собеседование, наблюдение, творческие работы, интерактивные игры и конкурсы, практическая работа, тестирование, создание презентации, проектные работы

Дидактические материалы

1. Таблицы;

2.Комплекты  тестов и заданий;

3.Информационные материалы для родителей (буклеты);

4.Комплект плакатов.

2.6.  Рабочая программа воспитания

Цель - воспитание научно-исследовательского интереса детей и формирование у обучающихся потребности в интеллектуально-личностном, творческом развитии.

Задачи:

1.     Воспитать качества инициативности, целеустремленности, ответственности по отношению к своему и чужому труду.

2.     Помочь в формировании  навыков адекватного поведения в окружающей среде.

3.     Воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.

4.     Обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению уважительных отношений между обучающимися.

5.     Способствовать формированию творческой личности.

Направления воспитания, виды, формы и содержание деятельности

Направления воспитания

        Гражданское воспитание

        Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

        Духовное  и нравственное  воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

        Приобщение детей к культурному наследию

        Экологическое воспитание

 

Виды, формы, и содержание  деятельности

Формы работы

На школьном уровне:

          общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (выставки приборов, плакатов и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогов знаменательными датами.

На индивидуальном уровне:

     вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: экспериментаторов, ответственных за спецэффекты.;

     при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

 

Реализация  воспитательного потенциала занятия предполагает следующее:

          установление доверительных отношений между педагогом и его воспитанниками, способствующих позитивному восприятию требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;

          привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

          применение на занятиях интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими детьми; 

          включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;  

Учебно-тематический план

№ разде

лов

Название тем

Форма занятий

Кол-во часов

Всего

Теория

Прак

тика

1.

Введение

Ознакомление с кабинетом химии

и изучение правил техники

 безопасности

Лекция

Игра по технике безопасности

1

1

2

Знакомство с лабораторным

оборудованием

Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.

Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования

Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

1

1

3

Нагревательные приборы и пользование ими.

Взвешивание, фильтрование и перегонка

Выпаривание и кристаллизация

Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.

Практическая работа.

Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей

Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли

2

1

1

4

Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ

Лекция.

Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории. Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.

1

1

5

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.

Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества.

1

1

6

Кристаллогидраты. Выращивание сада из кристаллов.

Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов

2

1

1

7

Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».

Показ демонстрационных опытов

1

1

7

Вперед к покорению вершин олимпиад

Решение олимпиадных задач различного уровня

1

1

8

Проведение дидактических игр:

кто внимательнее

кто быстрее и лучше

узнай вещество

узнай явление 

Игры с учащимися кружка

1

1

8

Химия в быту.

 Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир. 

Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира

1

1

1

9

Практикум исследование «Моющие средства для посуды».

Занятие - игра «Мыльные пузыри»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

1

1

10

Химия в природе.

Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

1

1

11

Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

Профориентационная лекция.

Химия и медицина.

Круглый стол, сообщения учащихся

Экскурсия в фельдшерско-акушерский пункт

Лекция, сообщения учащихся Тест «Будьте здоровы»

2

1

1

12

Белки, жиры,  углеводы в питании человека.

Витамины

Пищевые добавки

1

1

13

Практикум исследование «Чипсы».

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

1

1

14

Практикум исследование «Мороженое»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

1

1

15

Практикум исследование «Шоколад»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

1

1

16

Практикум исследование «Жевательная резинка»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

1

1

17

Тайны  воды.

Практикум исследование «Газированные напитки»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

2

1

1

18

Пивной алкоголизм

Лекция, презентация

1

1

19

Практикум исследование «Чай»

Практикум исследование «Молоко»

Оформленная ПР или устное сообщение, презентация

1

1

20

Подготовка к декаде естественных наук. Игра «Счастливый случай».

Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами

Игра. «Счастливый случай»

1

1

21

Проведение игр и конкурсов среди учащихся 9-10 классов членами кружка.

Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:

“Химическая эстафета”

“Третий лишний”.

Игра “Что? Где? Когда?”

3

3

22

Общий смотр знаний.

Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов

1

1

Итого

30

8

22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. – М.: Сов.Россия, 1989.

Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах и повседневной жизни. Сборник заданий для

старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.:АРКТИ, 1999.

Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ «МиМ

Экспресс», 1995.

Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа, 2004.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.-сост. Савина Л.А. – М.: АСТ, 1995.

Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А. Карцова Органическая химия 10 класс / М., Дрофа, 2005.

Не кури. Народ Ру напоминает: курение вредит Вашему здоровью. http://nekuri2.narod.ru/

Дом Солнца. Публицистика. Тайны воды. http://www.sunhome.ru/ journal/14191

Великая тайна воды.  http://slavyanskaya-kultura.nnm.ru/velikaya_ tajna_vody_1

Комсомольская правда. Тайны воды. http://www.kp.ru/daily/23844. 3/62515/

http://www.aquadisk.ru/articles/157/158/interestingly.html

Яковишин Л.А. Химические опыты с жевательной резинкой // Химия в шк. – 2006. – № 10. – С. 62–65.

Яковишин Л.А. Химические опыты с шоколадом // Химия в шк. – 2006. – № 8. – С. 73–75.

   Шульженко Н.В. Элективный курс «Химия и здоровье» для

   9классов.http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310677

Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.

Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.

Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.

Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г.

Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.

В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.:

Просвещение 1995.

Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.

А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение

1978.

И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.

Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение,

1972.

Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.:

Просвещение 1976.

Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.

Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.

Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Немецкий вокруг нас"

С помощью игры "Немецкий вокруг нас" дети откроют неизвестное в известном!...

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии "Мир вокруг нас"

Данная игра разработана как внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов в рамках недели естественных наук. Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?" ...

ХИМИЯ ВОКРУГ НАС

Презентация  Зачем нужна химия...

Чудеса вокруг нас

Это творческая работа, выполненная учащимися. Ребята посчитали, что не только Всемирно известные чудеса должны быть, но и на нашей территории тоже можно найти объекты, достойные знания "Чудеса". Дав о...

ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.

Урок усвоения нового материала по теме: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА. Данную тему урока вместе с презентацией можно использовать при подготовке к ЕГЭ"...

Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».

представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...

"Математика вокруг нас" Презентация "Треугольники вокруг нас"

Данная презентация может быть использована на кружке по математике для 5и 6 классов.Содержание презентации поможет получить представление об использовании треугольников в быту, технике, строительстве....