Технологическая карта урока "Аминокислоты"-10 класс
план-конспект урока по химии (10 класс)

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода и технологии проблемно-диалогического обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности обучающегося по определению, поиску и нахождению нового знания. Урок построен на создании проблемной ситуации: сделать вывод o природе неизвестного вещества на основе проведенного эксперимента. Этот ключевой вопрос урока решается путем решения ряда задач: повторения материала, изученного ранее, развитие умения сравнивать свойства разных классов по составу и строению и прогнозировать свойства. Поставленная в начале урока проблема способствует формированию ключевых компетенций, т. к. знания обучающимся не даются в готовом виде, а они их получают путём рассуждения, поиска истины. Отрывки из литературных произведений  обеспечивают формирование естественнонаучной грамотности обучающихся, позволяют развивать познавательный интерес. Задания, выполняемые в течение всего урока, способствуют формированию функциональной грамотности школьников. Инструментами развития функциональной грамотности школьников, а также проверкиеё  сформированности на данном уроке являются задания творческого характера и интегративные задания. Особенность интегративных заданий на данном уроке, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся, заключается в объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, одной проблемы -  применение и свойства аминокислот.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ПО ТЕМЕ: «Аминокислоты — бинарные соединения».

Глебова Ирина Герасимовнавна

учитель химии ,

МБОУ СОШ № 7

Киржачского района

 Владимирской области

Пояснительная записка: Преподавание химии в 10 классе осуществляется по УМК Н.Е. Кузнецовой (базовый уровень). Изучается урок в разделе «Азотсодержащие органические соединения». Представленный урок химии— урок открытия нового знания. Урок построен на основе системно-деятельностного подхода и технологии проблемно-диалогического обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности обучающегося по определению, поиску и нахождению нового знания. Урок построен на создании  проблемной ситуации: сделать вывод o природе неизвестного вещества на основе проведенного эксперимента. Этот ключевой вопрос урока решается путем решения ряда задач: повторения материала, изученного ранее, развитие умения сравнивать свойства разных классов по составу и строению и прогнозировать свойства. Поставленная в начале урока проблема способствует формированию ключевых компетенций, т. к. знания обучающимся не даются в готовом виде, а они их получают путём рассуждения, поиска истины. Отрывки  из литературных произведений  обеспечивают формирование естественнонаучной грамотности обучающихся, позволяют развивать познавательный интерес. Задания, выполняемые в течение всего урока, способствуют формированию функциональной грамотности школьников. Инструментами развития функциональной грамотности школьников, а также проверки её  сформированности на данном уроке являются задания творческого характера и интегративные задания. Особенность интегративных заданий на данном уроке, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся, заключается в объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, одной проблемы -  применение и свойства глюкозы.

Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся с составом, строением, свойствами глицина, формирования представлений о группе органических веществ, обладающих двойственными функциями.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: Умение составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определённому классу соединений;

Умение различать особенности строения глицина, определять опытным путём физические и химические свойства вещества, изучать специфические свойства глицина, обладать химической грамотой

Метапредметные: Умение работать с источниками химической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Умение устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний

Личностные: Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Владение правилами и приёмами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

Использованные образовательные ресурсы:

http://www.humuk.ru

http://www.chemistry.ssu.samara.ru

http://www.informika.ru/text/database/chemy

http://ru.wikipedia.org

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки- приложения; на столах обучающихся: спиртовка, пробирки, держатель для пробирок, растворы глицина , сульфата меди, гидроксида натрия, растворы уксусной кислоты, пропиламина, гидрокарбоната натрия, нитрита натрия, индикаторы.

Форма работы обучающихся:  индивидуальная, парная, фронтальная

Дидактический материал: карточки- приложения 1-4.

Конспект урока

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Мотивационно-целевой этап

Создаёт специальные условия для возникновения  внутренней потребности включения в деятельность.

Приветствует  обучающихся, проверяет готовность к уроку, создаёт условия для благоприятного психологического настроя на работу.

Приглашает  в лабораторию органической химии для проведения урока, тема которого неизвестна.

Зачитывает слова китайских философов-Эпиграф к уроку

Поисковая беседа:  «Почему?  Каким образом эпиграф может быть связан с нашим уроком?»

Попробуйте  сформулировать цель урока исходя из этого»

Обобщает цели, определённые детьми. Предлагает учебную и доминирующую цель урока. Перед детьми  ставиться задача в течение урока установить химический состав неизвестного  вещества, опытным путём определить его функциональные группы, предсказать химические свойства.

Включаются в работу. Отвечают на вопросы.  Формулируют и предлагают цели урока.

Познавательные УУД (развитие мыслительных операций, умение формулировать ответы на вопросы, целеполагание.

Личностные УУД: осознание необходимости получения новых  знаний

2

Актуализация опорных знаний

Направляет работу обучающихся на то, чтобы они вспомнили необходимые для освоения  нового материала знания, умения и навыки.

Задаёт вопросы, задания    обучающимся:

-Какова последовательность изучения природы химического вещества?

-Вспомните классы органических соединений, которые содержат кислород, азот.

- Составьте схему на соответствие между классами органических веществ и функциональными группами.

- С помощью каких качественных реакций можно распознать амин и карбоновую кислоту?

Отвечают на вопросы:

-«Состав---Строение---Свойства». (слайд 5)

-Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры

- Составляют схему на соответствие между классами органических веществ и функциональными группами.

-Качественный реактив на аминогруппу - взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди (II). Признак реакции- изменение цвета осадка с голубого на фиолетовый, у карбоновых кислот растворение голубого осадка, образование раствора. Качественный реактив на карбоксильную группу реакция с гидрокарбрнатами, аминов с нитритами. Признак реакций — выделение газа.

Личностные УУД: осознание необходимости получения новых  знаний. Умение проявлять интерес к информации.

Коммуникативные УУД:  умение высказывать собственные мысли, умение слушать и воспринимать другого, понимать собеседника.

Познавательные УУД: умение перерабатывать информацию.

3

Основной этап. Этап «открытия» нового

Организует самостоятельную работу обучающихся по открытию нового знания.

Ребята, перед вами 3 пробирки с веществами. В пробирках 1 и 2 известные вещества, а в пробирке 3 то самое неизвестное вещество. Известно, что вещество в пробирке имеет следующий качественный состав: w(С) =32%; w(N)=18,67%;   w(H)=6,67%;  w(О)=42,67%.

 m (молекулы) =12,46*10-23г

1)Путём решения расчетной задачи, определите формулу неизвестного вещества.

2)Ответьте на вопрос: какой вывод о неизвестном веществе можно сделать, зная его молекулярную формулу?

3) Неизвестное вещество может содержать различные функциональные группы. Определите их на практике, в ходе выполнения эксперимента. Эксперимент выполняется в парах.

-Проведение инструктажа по ТБ о правилах работы со спиртовкой и щелочами.

Итак, перед вами 3 пробирки с растворами веществ, все они кислородсодержащие. С двумя из них вы уже встречались. Это амин и карбоновая кислота, а третье- неизвестное вещество. Ваша задача - обнаружить, в какой  пробирке находится неизвестное вещество, зная качественные реакции на амины и карбоновые кислоты. Результаты наблюдений занесите в таблицу, которая находится у вас на столе. (Приложение 2)

-Сделайте вывод о неизвестном веществе..

- Предлагает попробовать обучающимся составить структурную  формулу  вещества, имея подсказки: 1) атом углерода 4-х валентен,

2)Вещество содержит одну карбоксильную группу, 3) в веществе одна аминогруппа.

-Решают расчётную задачу на вывод формулы неизвестного вещества. (Приложение 1)

-Решив задачу, устанавливают химический (качественный и количественный) состав неизвестного вещества: С2Н52.

-Зная молекулярную формулу неизвестного вещества, делают вывод:

1)неизвестное вещество является кислородсодержащим и азотосодержащим.

-Повторяют инструкции по ТБ  о правилах работы со спиртовкой и щелочами.

-Проговаривают алгоритм действий при проведении эксперимента.

-Проводят эксперимент в парах.

-Оформляют результаты эксперимента, заполняя таблицу.

-Делают выводы:

Неизвестное вещество образует  голубой  раствор с гидроксидом меди (II) (как карбоновые кислоты), при добавление гидрокарбоната выделяется газ как у карбоновых кислот, при добавлении нитрита также выделяется газ, как у аминов.

Просмотр видеоопыта. Делают вывод, совместно с учителем, что неизвестное вещество относится к классу аминокислоты

Личностные УУД: формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов. Уметь понимать личную ответственность за результат.

Регулятивные УУД: организация своей учебной деятельности. Умение соотносить известные и неизвестные факты, анализировать, делать выводы. Умение проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:  построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД: участвовать  в коллективном обсуждении,  вести диалог

4

Контроль, оценка

Контролирует и корректирует деятельность обучающихся.

-Предлагает выполнить самостоятельную работу: заполнить блок-схему по выявлению взаимосвязи между глицином, как простейшей аминокислотой, аминами и карбоновыми кислотами.

-Предлагает выполнить самопроверку результатов.

-Предлагает сформулировать тему урока и записать её вместо вопросительного знака.

-Выполняют самостоятельную работу. (Приложение 3)

-Выполняют самопроверку.

-Формулируют тему урока и записывают её. ?---------- «Аминокислоты- бифункциональные соединения».

Регулятивные УУД: умение переводить известную текстовую информацию в символы, в схемы.

5

Домашнее задание

Помогает выбрать тот формат задания, который обучающиеся смогут выполнить самостоятельно.

-Обязательные задания: Учебник (п.21), Составьте уравнения химических

реакций, проведённых на уроке. Выполните индивидуальные  творческие задания. (Приложение 4).

Дополнительное задание: Проведите самостоятельный поиск химической информации с использованием аминокислот.

Записывают домашнее задание

Познавательные УУД: Умение переносить предметные знания на другие сферы деятельности человека.(При выполнении д.з.). Умение перерабатывать информацию.

6

Рефлексия

Подводит обучающихся к необходимости оценить свою работу на уроке,  сопоставить намеченные цели и задачи с реальными результатами. Предлагает закончить предложения: 1) Это интересно, потому что….

2) До урока я думал(а), что….

3) Теперь я думаю, что…

-Подводит итог урока.

-Благодарит обучающихся за работу на уроке.

Соотносят цели, которые они ставили на уроке и результат своей деятельности.

Анализируют свою деятельность.

Познавательные УУД:  умение  сопоставлять цель и результат.

Регулятивные УУД:  оценивание собственной деятельности на уроке.

Литература:

  1. Химия 10 класс. Базовый уровень: учебник / Н. Е. Кузнецова- 5-е  изд., -М.: Вентана-Граф,  2018.
  2.  Химия в школе: научно-методический журнал. – М.; Российская академия наук; изд-во «Центрхимпресс». – 2012-2013.

 Приложение 1.

Решите задачу: Вещество в пробирке №… имеет следующий качественный состав: w(С) =32%; w(N)=18,67%;   w(H)=6,67%;  w(О)=42,67%. Масса молекулы неизвестного вещества равна12,46*10-23г. Найти формулу неизвестного вещества.

Приложение 2.

Результаты эксперимента запишите в таблицу, сделайте вывод.

Пробирка №1

Пробирка №2

Пробирка №3

Проба/вещество +Сu(ОН)2 (свежеприготовленный)

+ NaNO2

+ NaHCO3

Выводы о принадлежности вещества к определённому классу

Общий вывод:__________________________________________________________

________________________________________________________________

Приложение 3.

Заполните блок-схему:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Проектирование технологической карты уроках начальных классах.

Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....