Технологическая карта к уроку "Основания", 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)

Кононова Елена

Технологическая карта к уроку "Основания", 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovaniya_tehnol._karta.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД (разработана учителем химии МБОУ «Хомутовская СОШ» Кононовой Е.В.)

Предмет, класс    ____Химия, 8 класс________________________________________________
Автор УМК    _____О.С.Габриелян__________________________________________________

Тема урока  __Основания____________________________________________________

                                                      Тип урока  _-__освоение новых знаний_______________________________________________________

Ресурсы: О.С. Габриелян Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций –М.: Просвещение, 2021; растворы HCl, H2SO4, CuSO4, КOH, , р-р фенолфталеина, держатели для пробирок, спиртовки. компьютер, проектор, ПСХЭ, таблица растворимости.

Основные понятия: основания,  реакция нейтрализации.

Планируемые результаты 

Предметные

Метапредметные

Личностные

научатся:

1.Определению понятий «основания», «реакция нейтрализации».

  2.Образовывать названий оснований.

 3.Классифицировать основания по двум признакам;

 4. Определять химические свойства щелочей и нерастворимых оснований.

  5. Планировать и проводить химический эксперимент.

получат возможность научиться:

1.Давать определения «основания», «реакция нейтрализации»;

 2.Отвечать  на вопрос: «По каким признакам основания отличаются от других классов химических соединений?»;

 3.Среди многообразия веществ смогут  определять основания.

4. Сравнивать свойства щелочей и нерастворимых оснований.

5.Получать основания в лабораторных условиях.

 

1.Умение логически мыслить,

сравнивать, использовать знаково-символические и образные средства для описания химических реакций;

2.Умение выделять проблему, делать выводы, обобщать, определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

3.Умение выполнять самооценку, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль по результату;

4. Участвовать в продуктивном учебном диалоге;

5. Умение работать в паре;

6. Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

1.Развитие умения «учиться»;

2.Умение соблюдать правила ОТ при работе с химическими реактивами;

3. Развитие целеустремленности, быть активной личностью, проявляющей инициативу;

4.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Организационная структура урока

(урок открытия нового знания)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 Организационный этап

Мотивирует эмоциональный настрой на изучение темы.

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на необычном уроке. Сегодня вы побываете в роли исследователей и самостоятельно постараетесь различными методами получить очередную порцию знаний. Сегодня мы с вами будем работать в рамках химической лаборатории, где нам предстоит провести  исследования. Поэтому эпиграфом нашего урока станут слова :

"Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции" (М.В. Ломоносов) (Слайд №1 ). А результаты своих исследований вы будете записывать в рабочих листах.

Приветствуют  учителя , настраиваются на работу на уроке, знакомятся с содержанием рабочих листов.

Коммуникативные УУД:

Планирование: определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстником

Регулятивные УУД:

самостоятельно организовывать свое рабочее место; настраивать себя на продуктивную работу

 Мотивация (создание проблемной ситуации)

И прежде чем приступить к практической части нашего урока нам необходимо теоретически подковаться. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение основных классов неорганических соединений и остановимся на одном из них. Давайте посмотрим на доску. Сейчас я предлагаю вам немного поиграть в "Найди лишнее вещество".На слайде и в ваших рабочих листах имеются 2 ряда неорганических веществ одного класса, но в каждом из которых одна вещество является «лишним», т.е. еще не до конца изученном нами. Вам необходимо найти лишние вещества.

(Слайд №2 )

1.MgO ,Na2O, CaO, Ba(OH)2, Fe2O3.

2.NO2 , H2O,  Al(OH)3, SiO2, P2O5. 

Ответы обучающихся на задание "Найди лишнее вещество" и запись их в рабочие листы предполагаемых ответов:

1. Ba(OH)2

2. Al(OH)3

Личностные УУД: Самоопределение: мотивация учения;

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков;

Актуализация

Подводит обучающихся к формулировке новой темы, организуя фронтальную беседу по вопросам:

Какие вещества оказались лишними? Как вы думаете, эти вещества можно отнести к отдельному классу соединений? Это вещества простые или сложные? Есть ли сходства в элементном составе молекул? Предложите название группы ОН. С чем связаны одна или несколько гидроксогрупп в составе молекулы? Мы изучали их ранее? Действительно, эти вещества относятся к отдельному классу – «Основания». Давайте попытаемся сформулировать тему нашего урока. В рабочих листах запишите тему урока – «Основания». Предложите общую формулу оснований. Как составляются названия оснований (работа с алгоритмом по учебнику на стр.106) (Слайд 3)

Пользуясь таблицей растворимости, вспомните , на какие группы делятся основания по отношению к воде? Приведите примеры щелочей и нерастворимых оснований.

Количество  гидроксогрупп в составе основания также является признаком их классификации (работа с таблицей: «Классификация оснований» по  кислотности).

Отвечают на вопросы , поставленные учителем. Вспоминают определение оснований. Записывают тему урока в рабочих листах. Предлагают общую формулу оснований. Рассматривают алгоритм составления названия оснований в учебнике на стр.106 и примеры формул  оснований с названиями.

Вспоминают классификацию оснований по признаку растворимости в воде. Приводят примеры оснований. Ранжирование приведенных примеров по признаку кислотности.

ЛичностныеУУД: Смыслообразование:

уметь находить ответ на вопрос.

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Целеполагание

Подготовка к экспериментальной части

Учитель: Пришло время приступить к практической части нашего урока. Основополагающий вопрос урока: Какими химическими свойствами обладают щелочи и нерастворимые основания?

Вопрос непростой, а исследователи, которые ищут на него ответ – это вы, ребята. (Класс разбивается на 2 творческие мастерские.) Каждая мастерская выявит определенные свойства оснований. А объединив усилия всех групп, мы и получим ответ на основополагающий вопрос урока.

В ваших учебниках и рабочих листах  для  каждой группы есть описание опыта, следуя которому, вы и будете проводить исследование. Работать вам предстоит в парах. После проведения опыта каждая творческая мастерская должна дать отчет о своей работе в форме таблицы. Эта таблица есть у вас в рабочем листе. (Слайд №4)

1 горизонтальную строку мы с вами заполним совместно, 2 строку таблицы заполняет 1 группа, 3строку -2 группа. Но перед тем, как вы начнете работу, необходимо повторить правила техники безопасности в химической лаборатории

На экране высвечивается стихотворение (слайд №5)

           Не спеши хватать пробирку,

           А инструкцию читай.

Убедись, что ты все понял,

Вот тогда и начинай.

Это, друг, химкабинет,

Для еды условий нет.

Всякое в опыте может случиться,

Внимательным будь и не оплошай.

Тебе всегда поможет учитель,

Паники только не допускай!

Организуется беседа по правилам безопасности при выполнении лабораторных опытов :

1.Какие правила безопасности отражены в этом стихотворении ?

2. А какие правила не учтены в стихотворении, но они необходимы нам при выполнении работы?

Учитель: помните- пробирки и склянки держим на уровне глаз, работаем аккуратно и с малым количеством реактивов. 
(Слайд №6)

Обучающиеся знакомятся с отчетной формой экспериментальной части.

Читают стихотворение по правилам безопасности в кабинете химии. Отвечают на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы:

1. Выполнять опыты строго по инструкции, нельзя пробовать вещества на вкус, работать спокойно, не мешая соседям.

2. Пробирки должны быть чистыми и без трещин, очень осторожное обращение при работе с растворами кислот и щелочей.

Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Познавательные УУД: структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Коммуникативные УУД:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя,оформлять свои мысли в устной форме;

 высказывать свое предположение.

Освоение новых знаний

Выполнение демонстрационного эксперимента

А теперь давайте возьмем чистую  пробирку нальем раствор щелочи и добавим несколько капель фенолфталеина.

Что мы наблюдаем? (Содержимое пробирки окрасилось в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится, что является признаком химической реакции.)

Беседа с классом:

Учитель: Обратите внимание, взаимодействуют два сложных вещества: щелочь  и кислота . В итоге образуются два новых сложных вещества: соль и вода.

Запись уравнения реакции: КOH + HCl =

                                              КCl + Н2О

В каждом из  двух взаимодействующих растворов была своя среда.

Вопрос классу:
1)Какая среда в  растворе гидроксида калия? (Ответ: щелочная).
2)Какая среда в растворе кислоты? (Ответ: кислотная).
3)Какая среда в воде? (Ответ: нейтральная).

 (Слайд №7)

Учитель: Ребята, а какое еще можно дать определение реакции обмена, если реакция протекает между растворами кислоты и щелочи?  
Вывод: Вид реакции -реакция нейтрализации.

Организация выполнения опытов по группам на выявление признаков протекания реакций обмена до конца.

Лабораторный опыт  для группы № 1: выполнить лабораторный опыт 20 из учебника на стр.106

Лабораторный опыт  для группы № 2 : выполнить лабораторный опыт 21 из учебника на стр.107

Формулировка химических свойств оснований и лабораторного способа получения нерастворимых оснований.

Учитель: на основе проделанных опытов сформулируем вывод. Отразите в рабочих листах.  (Основания взаимодействуют с кислотами с образование соли и воды;  с растворимыми солями, при этом образуется нерастворимое основание и новая соль. )

(Слайд №8)

Выполнение демонстрационного эксперимента

В раствор щелочи добавляют фенолфталеин, наблюдают изменение окраски полученного раствора в малиновый цвет. Определяют среду раствора (щелочная). Добавляют раствор кислоты, наблюдают обесцвечивание раствора, что является признаком химической реакции.

В ходе беседы с учителем записывают в таблицу уравнение реакции:

КOH + HCl = КCl + HOH (Н2О)

Отвечают на вопросы учителя:

1. Щелочная среда.

2. Кислотная среда.

3.Нейтральная среда.

Разбирают схему реакции нейтрализации и определяют данный тип реакции.

Заполняют первую горизонтальную строку таблицы.

Выполняют самостоятельно экспериментальную часть по группам. Заполняют соответствующую  горизонтальную строку.

Отчет о проделанной работе каждой группы (представитель каждой группы записывает уравнение реакции  на доске, все остальные заполняют информацию в таблицу)

Предполагаемые результаты:

№ группы

Реагенты

Продукты реакции

Признак протекания

химической реакции

1, 2

КOH + HCl

КCl + Н2О  (Н2О)
реакция нейтрализации.

образование воды

1,2

СuSO4 + КOH →

Сu(OH)2 +К2 SO4

выпадение осадка

1

Сu(OH)2+  H2 SO4 

СuSO4+2 Н2О

выделение газа

2

Сu(OH)2

СuO+ Н2О

Нет изменений  (реакция не идет)

Заполняют таблицу. Фиксируют вывод в своих тетрадях.

Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

составление плана и последовательности действий

Включение в систему знаний и повторение

Учитель: Любое исследование  должно найти свое применение. А сейчас мы узнаем , как вы усвоили результаты проделанной работы (на 9 слайде представлен мини-тест по изученной теме)

1.Формулы только оснований записаны в ряду:

А) К2О, КОН, Fe(OH)2

Б) Li2O, Na2O, Cu(OH)2

В) NaOH, KOH, Al2O3

Г) Fe(OH)2, Mg(OH)2, Zn(OH)2

2.Соединение состава Сu(OH)2 называется:

А) гидроксид меди (I)

Б) гидрид меди (II)

В) гидроксид меди (II)

Г) медный купорос

3.Какое уравнение соответствует реакции нейтрализации?

А) НСl + Zn = ZnCl2 + H2

Б) H2 + S = H2S

В) НСl + LiOH =LiCl + H2O

Г) НСl + AgNO3 = AgCl + HNO3

 4.При нагревании разлагается:

А) гидроксид натрия

Б) гидроксид железа (II)

В) гидроксид аммония

Г) гидроксид лития

5.Верны ли следующие суждения об основаниях:

1. Основания взаимодействуют с основными и кислотными оксидами

2. Реакции щелочей с основаниями называется реакций нейтрализации

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения не верны

Обучающиеся в рабочих листах   выполняют задания мини-теста с выбором одного правильного ответа

Регулятивные УУД: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД: Логические универсальные действия: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений классификации объектов;

Рефлексия и оценивание (самоконтроль)

Проведите самопроверку (на слайде 10  высвечиваются  правильные ответы и критерии оценивания).  Правильные ответы: 1-Г; 2 –В; 3 –В; 4 –Б; 5 –Г. Если вы ни разу не ошиблись -поставьте себе "5", если ошиблись 1 раз - оценку "4", если 2раза и более  - оценку "3". Это ваша оценка за урок. Внесите ее в рабочий лист.

В качестве рефлексии учитель применяет "Метод пяти пальцев":

На  обратной странице рабочего листа обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Ответы должны быть краткими (одно слово или словосочетание)

(Слайд 13)

Метод пяти пальцев

М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил, что изучил

Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг

С (средний) - состояние духа: каким было у меня сегодня настроение

У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим

Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие.

Учитель благодарит за урок. Собирает рабочие листы для оценивания работы обучающихся.

Самостоятельно выставляют себе оценку согласно предложенным критериям

На листе бумаги обводят левую руку, вписывают своё мнение по каждой позиции. Отдают рабочие листы учителю для проверки.

Регулятивные УУД :Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Домашнее

задание

Домашнее задание: п.24,  упр.4,5 (в тетради); 7 (для учеников с высоким уровнем учебной мотивации)

Обучающиеся фиксируют домашнее задание к следующему уроку.

Основные методы и формы оценивания

Этапы урока

Методы работы

Формы оценивания

 Организационный этап

Традиционный (словесный)

 Мотивация (создание проблемной ситуации)

Проблемное обучение, игровой метод

Формирующее оценивание

Актуализация

Фронтальная беседа

Формирующее оценивание (постановка вопросов)

Целеполагание

Традиционный (словесный)

Формирующее оценивание (постановка вопросов)

Освоение новых знаний

Практичекий метод (парная работа)

Исследовательская работа в малых группах

Включение в систему знаний и повторение

Выполнение тренировочных заданий (тестирование)

Формирующее оценивание (постановка вопросов)

Рефлексия и оценивание (самоконтроль)

Интерактивный метод( «метод пяти пальцев»), Самоконтроль

Критериальное оценивание

Домашнее

задание

Традиционный (словесный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Проектирование технологической карты уроках начальных классах.

Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....