Урок по химии на тему "Строение атома"
методическая разработка по химии (8 класс)

Костина Наталья Васильевна

Целью урока является знакомство учащихся с первоначальными сведениями о строении вещества, с моделью атома Резерфорда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 класс

"Строение атома".

Цель урока: познакомить учащихся с первоначальными сведениями о строении вещества.

- Образовательные задачи:

- Познакомить учащихся с моделью атома Резерфорда;

- Дать схему расположения электронов в атоме;

- Познакомить учащихся со строением ядра атома;

- Ввести понятие иона.

Оборудование:

Палочки из эбонита, органического стекла, сургуча, обычного стекла, металла, мех, резина, бумага, шелк, плакат модели атома Резерфорда.

ХОД УРОКА

1. Экспериментальное подтверждение знаков заряда различных веществ, электризуемых о различные тела.

– Сегодня на уроке мы узнаем, почему одни тела заряжаются положительно, а другие отрицательно. Давайте немного вспомним .

Учащимся предлагаются вопросы:

- Скажите, какой заряд образуется на эбонитовой палочке, наэлектризованной о мех? (Ответ: На эбонитовой палочке, наэлектризованной о мех, образуется отрицательный заряд);

- Какой заряд образуется на стеклянной палочке, наэлектризованной о шелк? (Ответ: На стеклянной палочке, наэлектризованной о шелк, образуется положительный заряд).

– Итак, мы уже знаем, что эбонит, наэлектризованный о мех, имеет отрицательный, а органическое стекло, наэлектризованное о шелк, имеет положительный заряд.

Все вещества электризуются по-разному.

2. Модель атома Резерфорда:

– На прошлом уроке мы познакомились с опытом А.Ф.Иоффе и Милликена , из которых они выяснили, что существует самый малый электрический заряд – электрон. Электроны существуют во всех телах.

Вопрос: Где же нам следует их искать?

Учитель: Напоминаю вам , что все вещества состоят из молекул, а молекулы из атомов. Может электроны находятся в атомах? Поэтому необходимо изучить, из чего же состоят атомы.

Тема нашего урока : “Строение атома”

2.1. Немного о самом Резерфорде

– В начале нашего столетия опыты по исследованию состава и строения атома были поставлены английским физиком Эрнестом Резерфордом.

Э.Резерфорд родился 30 августа 1871 года в семье новозеландского фермера. Окончил школу в Хавелоке, где в это время жила семья, он получил стипендию для продолжения образования в колледже в провинции Нельсон , куда поступил 1887 году. Через два года он сдал экзамен в Кентерберийский колледж – филиал новозеландского университета в Крайчестере. Резерфорд окончил колледж, в 1893 году с отличием и получил степень магистра по физике и математике. В это время Резерфорд занялся изучением магнитного действия электромагнитных волн.1894 году в “Известиях философского институту новой Зеландии” появилась его первая печатная работа “Намагничесвание железа высокочастотными зарядами”. В 1895 году оказалась вакантной стипендия для получения научного образования , первый кандидат на эту стипендию отказался по семейным обстоятельствам, вторым кандидатом был Резерфорд. Приехав Англию, Резерфорд получил приглашение Д.Д.Томсона работать в Кембридже в лаборатории Кавендиша. Та начался научный путь Резерфорда.

2.2. Представление атома Резерфордом.

– Начертим, как представлял атом Резерфорд.

В центре атома находится положительно заряженная частица – ядро. А на большом расстоянии, соизмеримым с размером ядра находятся электроны.

Вопрос: Как вы считаете, почему электроны не падают на ядро? Ведь электроны заряжены отрицательно, а ядро положительно. Мы знаем, что разноименные заряды притягиваются.

Учитель: Электроны притягиваются ядром, но не приближаются к нему вплотную, так как быстро движутся вокруг ядра. Расстояние между ядром и электронами очень велики. Чтобы вам лучше это представить, пусть четыре воздушных шара будут ядром, тога электроны у этого “атома” , если мы находимся в г. Красноярске будут находиться в районе Новосибирска и представлять собой крупинку.

В целом атом является нейтральным, поэтому заряд ядра равен общему заряду электронов. Такое представление об атоме, Резерфорд назвал ядерной моделью атома.

3. Строение атома:

– Атомы различных элементов в обычном состоянии отличаются друг от друга.

3.1. Ядро и орбиты электронов

– Посмотрите, перед вами строение различных атомов. Водород, гелий, литий.

На первой орбите может находиться не боле 2 электронов.

На второй орбите не более 8 электронов.

На третьей орбите не более 18 электронов.

На четвертой орбите не более 32 электронов.

И так далее. Проглядывается закономерность. Если n – номер орбиты, то число электронов на орбите будет равен 2n2.

Заряд ядра является главной характеристикой химического элемента.

3.2. Ядерная модель атома

– Вы, наверное, заметили, что ядро атома тоже имеет сложное строение. В состав ядра входят положительно заряженные частицы – это протоны. Заряд протона равен по модулю заряду электрона. В состав ядра также входят и нейтрально заряженные частицы (заряда они не имеют) – это нейтроны. Теперь мы знаем , из чего состоит атом:

В центре атома находятся положительно заряженное ядро, которое состоит из протонов и нейтронов, а вокруг ядра движутся отрицательно заряженные электроны.

3.3. Объяснение явления электризации. Ионы

– Электроны могут иногда отрываться от атома, а иногда присоединяться к атому, и тогда общий заряд электронов изменится.

Атом, потерявший один или более электронов, называют положительным ионом.

Атом, получивший один или более электронов, называют отрицательным ионом.

– Сейчас мы можем уже можем объяснить, почему одни тела заряжены положительно, а другие отрицательно. Например: Эбонитовая палочка, наэлектризованная о мех, электризуется отрицательно, так как эбонит получает электроны, а мех их теряет.

Посмотрим на заполненную таблицу.

Вопрос: Почему металлы всегда заряжаются положительным зарядом?

Ответ дает ученик: Например, железо. У него 26 электронов и 26 протонов.

На первой орбите находится 2 электрона.

На второй – 8 электронов.

На третьей – 16 электронов.

Электроны на третьей орбите находятся далеко от ядра, и электрическое поле уже слабее действует на электроны. Значит, эти электроны можно легко оторвать, и металл становится положительно заряженным ионом.

4. Домашнее задание

– Прочитать §30, решить упр.11. самостоятельно прочитать §31 и к каждому абзацу этого параграфа составить вопросы – суждения:

Чем объяснить, что..?

Как доказать, что…?

В каком случае…?

Когда..?

Каким образом…?

Вследствие чего…?

Почему…?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по химии в 8 классе "Молекулы и атомы. Относительная атомная масса"

Урок по химии в 8 классе "Молекулы и атомы. Относительная атомная масса" предназначен для изучения курса химии по учебнику и программе Новошинского....

урок по химии "Строение атома".

урок по химии "Строение атома"....

Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"

Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора". Подробная разработка урока с презентацией....

Обобщающий урок химии по теме: "Атомы химических элементов". 8 класс

Обобщающий урок химии по теме: "Атомы химических элементов". 8 класс...

конспект урока по химии 8 класс Основные сведения о строение атома

Конспект содержит полный пошаговый план изучения темы...

Интегрированный урок по химии "Строение атома"

Урок "Строение атома" - интегрированный урок по химии, физике для учащихся как 8, так и 11 классов. Урок разработан с учетом требований ФГОС ООО....

Урок по химии в 8 классе. Общественный смотр знаний по теме "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов"

Цель урока: провести в занимательной форме общественный смотр знаний учащихся; обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме. Задачи: • Образовательные: закрепить знан...