Урок химии в 8 классе на тему: "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Боярченкова Ольга Павловна

Изучаемая тема  «Соединения химических элементов»

1.Степень окисления

2.Бинарные соединения.Составление формул. Оксиды.

3.Основания, их состави названия

4.Кислоты

5.Соли как производные кислот и оснований

6.Аморфные и кристаллические вещества

    7.Чистые вещества и смеси

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uchebnogo_zanyatiya_po_predmetu_8_kl.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Боярченкова Ольга Павловна

Район

Сеченовский

Место работы

МБОУ Верхне-Талызинская СШ

Должность

Учитель химии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

 Естествознание /Химия

Класс

8 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

О.С. Габриелян «Химия»8класс,О.С.Габриелян, С.А.Сладков»Химия» рабочая тетрадь ,                      Н.П. Троекубова «Поурочные разработки по химии», КИМ «Химия» к учебнику О.С. Габриеляна

Тема учебного занятия

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Кислоты

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Изучаемая тема  «Соединения химических элементов»

1.Степень окисления

2.Бинарные соединения.Составление формул. Оксиды.

3.Основания, их состави названия

4.Кислоты

5.Соли как производные кислот и оснований

6.Аморфные и кристаллические вещества

7.Чистые вещества и смеси

Учебная задача

  • Открыть способ …
  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение, химические свойства

  • Обучающиеся научатся:отличать понятие е «кислота»отпонятие других классов неорганических соединений,  писать формулы кислот,.классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности

Обучающиеся овладеют умениями: работать с текстовой информацией при обращении к учебнику  и рабочей тетради; готовить презентации и сообщения; осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении ситуационных задач и выполнении заданий тестового характера; организовывать собственную познавательную деятельность; концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения  в процессе эвристической беседы; осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результатысвоих действий.

формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества., навыков безопасного здоровьесберегающего поведения в окружающей среде.

Обучающиеся изучают данный предмет первый год.

  • имеют опыт работы с различными источниками информации,
  • знают формы существования химического элемента, строение периодической системы химических элементов, строение атома, имеют представление о классах  неорганических  соединений «Оксиды» и « Основания»,

-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением

  • владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация);

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся …

Обучающиеся получат возможность ….

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся откроют (овладеют, получат и т.п.) способ …

Обучающиеся получат возможность ….

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в том, что (осознают ценность …, сформируют представление о значимости … и т.п.)

Обучающиеся получат возможность для формирования (позиции, понимания, убеждения, установки, оценки и т.п.)

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Обучающиеся изучают данный предмет первый год.

  • имеют опыт работы с различными источниками информации,
  • знают формы существования химического элемента, строение периодической системы химических элементов, строение атома, имеют представление о классах  неорганических  соединений «Оксиды» и « Основания»,

-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением

владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация);

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

заполнение таблицы в рабочей тетради

фронтальная работа в эвристической беседе

выполнение ситуационной задачи

выполнение лабораторного опыта

участие в разрешении проблемной ситуации

выполнение ситуационной задачи

  • участие в разрешении проблемной ситуации
  • выполнение    ситуационной задачи

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

О.С.Габриелян «Химия»8класс,О.С.Габриелян, С.А.Сладков»Химия» рабочая тетрадь ,                      Н.П. Троекубова «Поурочные разработки по химии», КИМ «Химия» к учебнику О.С. Габриеляна

Е.Н. Бойко, Т.В. Сажнева.  «Применение технологии обучения в сотрудничестве на уроках химии». Методическое пособие. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского ИК и ПРО. 2008гГабриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В.  Настольная книга  учителя. Химия. 8 класс - М,: Дрофа, 2002.

Федеральный центр      инфор-мационно-образователь-ных      ресурсов г!г.г.р://гсюг.ео'и.

Единая коллекция образовательных ресурсов

пНр://5споо1-соНесЕюп.ео'и.ги

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5af-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_10.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ae-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_09.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5b0-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_11.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_05.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ab-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_06.swf

Техническое обеспечение

  1.  Ноутбук «samsung»        2. Проектор «acer»

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)

Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности
  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

•        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

•   Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях
  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие, выявление отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий.

Демонстрируют готовность к работе на уроке.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

1.Индивидуальный опрос: Выполнение заданий по карточкам. (5 мин.)

Дифференцированный подход с целью формирования у учащихся умений интегрировать свои знания.( Приложение 1.)                                             

 Выполняют задания по карточкам

1.3. Создание проблемной ситуации

.Раздает учащимся по таблетке или драже аскорбиновой кислоты и просит попробовать на вкус.

- узнали ли вы, выданное вам вещество?

Сейчас я предлагаю вам вспомнить, всё, что вы знаете о кислотах.

Пробуют на вкус драже аскорбиновой кислоты.

Узнают вкус кислоты.

Высказывают свои знания о кислотах.

Например: они кислые, содержатся в фруктах и ягодах. Дома на кухне есть уксусная кислота, лимонная. Аскорбиновая кислота - витамин С. Нахождение кислот в природе.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

-        можно ли распознавать вещества так, как это вы проделали с «аскорбинкой»?

-        почему?

-        как же можно изучить кислоты без риска для жизни и здоровья?

Для изучения темы мы разделимся на группы методом жребия (или др. способом) по 4-5 человек.

-        нет.

-        это опасно.

-        с помощью других веществ и реакций.

Учащиеся распределяются по группам, занимают места за рабочими столами.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Перед вами две пробирки с неопознанными растворами веществ. В одной из них кислота. Составьте план определения кислоты

.В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ

Формулируют задачи:

1.определить состав,

2.узнать, какие бывают кислоты,

3.как отличить кислоту от других
веществ

 Называют правилаработы с щелочами,кислотами

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

-        Предлагаю решить сначала экспериментальную задачу по определению кислоты.

-        Чем нужно воспользоваться?

-        Выберите нужный индикатор .                                         

Учитель просит обратить внимание на список кислот и их названия.

-        найдите в записях формул кислот особый признак.

-        как называется остальная часть молекулы?

-        сформулируйте определение кислот

-        рассмотрим, какие бывают кислотные остатки, распределите их на группы

-        классифицируйте формулы по количеству атомов водорода.

Учащиеся уже знакомы с индикаторами                  – индикатором, пользуясь таблицей индикаторов №4 в учебнике, учащиеся определяют, в какой из пробирок находится кислота.

Делают вывод.

Изучают текст учебника и записывают в тетрадь. Работают с набором карточек «Формулы кислот»

Классифицируют кислоты по признакам.

-        водород

-        кислотный остаток

Дают свои определения кислотам

-        есть кислотные остатки с кислородом, а есть - без кислорода, поэтому кислоты могут быть кислородсодержащими и бескислородными.

-        раскладывают карточки с формулами кислот по количеству атомов водорода

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Демонстрирует образцы кислот, правило

разбавления серной кислоты.

Действие конц. серной кислоты на бумагу ,

древесину.

«Кислоты, которые не существуют». (угольная, сернистая)

Какую кислоту нельзя распознать при помощи индикатора?(Нерастворимая кислота -кремниевая).

Наблюдают, делают выводы о правилах безопасности при работе с кислотами .

Делают записи в тетради.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По аналогии с основаниями предположите, какой кислоте соответствует каждый оксид? (Список оксидов и кислот в неопределенном порядке на доске или слайде)

Составьте алгоритм решения задачи: Определите количество вещества азотной кислоты для 189 мг ее. Сколько ионов каждого вида будет содержать это количество?

- Предлагаю поиграть в «эстафету». Вывешивает на задней стене кабинета или в коридоре на внешней стороне дверей список формул кислот на листе формата А4 (приложение № 2). Та команда, которая быстрее всех сможет правильно переписать формулы и дать им названия, выигрывает .

Высказывают предположения. Выясняют правила соответствия при помощи учебника. Записывают определения в тетрадь

 

Составляют алгоритм, решают задачу.

Каждая команда распределяет обязанности:

«курьер» - тот, который должен добежать до списка и найти нужную формулу и запомнить ее;

«секретарь» - записывает формулу, которую запомнил «курьер» на бумагу;

«определитель» (их может быть 2-3, в зависимости от количества человек в команде)- определяет название кислоты при помощи учебника.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Что нового вы узнали сегодня о кислотах?                            Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты? Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности. Я понял, что ... Я научился ... Мне необходимо ... - Ребята, назовите по учебнику параграф, таблицы и упражнения, которые вы выполните дома самостоятельно.

Оценивают свою работу на уроке. 

Учащиеся называют: параграф 20, список формул и названия кислот, упр. 1-5

Приложение 1

Вариант 1. Выбери свой уровень нагрузки:

  1. Если вы претендуете на оценку «три», то выполни это задание:

Пользуясь нижеприведенной таблицей, распределите по классам следующие соединения:

NO2, Ba(OH)2, SO2, Mn(OH)2, HNO3, MgO, Fe2O3, CuO, H2CO3, KOH, H2SO4, Fe(OH)3

Оксиды

Основания

  1. Если вы претендуете на оценку «четыре», то выполни это задание:

Запишите уравнения реакций получения оксида калия, гидроксида магния.

  1. Если вы претендуете на оценку «пять», то выполни это задание:

Напишите уравнения реакций: Li→ Li2O→LiOH.

Вариант 2. Выбери свой уровень нагрузки:

  1. Если вы претендуете на оценку «три», то выполни это задание:

Пользуясь нижеприведенной таблицей, распределите по классам следующие соединения:

H2SO3, CO2, Cr(OH)3, Ca(OH)2, SO3, HCl, H3PO4, NaOH, K2O, Fe(OH)2, N2O5, HI.

Оксиды

Основания

     

2. Если вы претендуете на оценку «четыре», то выполни это задание:

Запишите уравнения реакций получения оксида натрия, гидроксида железа (II) .

3. Если вы претендуете на оценку «пять», то выполни это задание:

Напишите уравнения реакций: Ca→ CaO→Ca(OH)2.

Вариант 3.  Выбери свой уровень нагрузки:

  1. Если вы претендуете на оценку «три», то выполни это задание:

Пользуясь нижеприведенной таблицей, распределите по классам следующие соединения:

H2SO4, CuO, SO2, P2O3, H3PO4, Zn(OH)2, KOH, Cu(OH)2, BaO, HBr, NaOH, HCl.

Оксиды

Основания

  1. Если вы претендуете на оценку «четыре», то выполни это задание:

Запишите уравнения реакций получения, гидроксида цинка, оксида бария.

  1. Если вы претендуете на оценку «пять», то выполни это задание:

Напишите уравнения реакций: Na→ Na2O→NaOH

Вариант 4.Выбери свой уровень нагрузки:

  1. Если вы претендуете на оценку «три», то выполни это задание:

Пользуясь нижеприведенной таблицей, распределите по классам следующие соединения:

NaOH, SO3, ZnO, Ca(OH)2, HNO3, H3PO4, H2SO4, LiOH, H2CO3, Al(OH)3, HgO, H2O,

Оксиды

Основания

  1. Если вы претендуете на оценку «четыре», то выполни это задание:

Запишите уравнения реакций получения гидроксида натрия, оксида магния.

  1. Если вы претендуете на оценку «пять», то выполни это задание:

Напишите уравнения реакций: К→ К2O→КOH.

Вариант 5. Выбери свой уровень нагрузки:

  1. Если вы претендуете на оценку «три», то выполни это задание:

Пользуясь нижеприведенной таблицей, распределите по классам следующие соединения:

НNO2, Ba(OH)2,  SO2,  Mn(OH)2, HNO3, CaO, MgO, Fe2O3, H2CO3, KOH, H2SO4, Fe(OH)3

Оксиды

Основания

  1. Если вы претендуете на оценку «четыре», то выполни это задание:

Запишите уравнения реакций получения оксида цинка, гидроксида железа (II) .

  1. Если вы претендуете на оценку «пять», то выполни это задание:

Напишите уравнения реакций: Ba → BaO→Ba(OH)2

Приложение №2

Список формул для «Эстафеты»

HNO3, H3PO4, H2SO4НС1 H2SO3 , HBr


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 8 кл. по теме кислоты

Урок химии 8 кл. по теме кислоты...

Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"

Тип урока: урок «открытия»  новых знанийФорма организации - урок-расследованиеФорма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах...

Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"

Тип урока: урок «открытия»  новых знанийФорма организации - урок-расследованиеФорма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах...

План урока химия 8 класс по теме: "Кислоты"

В данном материане предствлена технологическая карта урока по химии 8 класса по теме: "Кислоты". Я пользовалась программной О. С. Габриеляна ФГОС. На данном уроке происходит знакомство обуча...

Урок в 8 классе по теме "Кислоты"

Конспект урока химии " Кислоты" с применением различных пед.технологий...