Урок в 8 классе по теме "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Конспект урока химии " Кислоты" с применением различных пед.технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-обобщение | 49.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» по ФГОС.
Разработка учителя химии МБОУ «ЦО №23» г. Тулы Соколова В.В.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение, химические свойства
Задачи:
∙ Предметные : усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
∙ Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения; ∙ Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Планируемые результаты (учащиеся должны):
- уметь определять принадлежность веществ к классу кислот;
- уметь называть кислоты по их формулам;
- уметь характеризовать физические свойства кислот;
- уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;
- уметь выбирать формулы кислот из перечня веществ;
- уметь классифицировать кислоты;
- уметь применять знания по технике безопасности при работе с кислотами.
Методы и методические приёмы: проведение в виде изучения нового материала с опорой на уже известные факты из бытовой жизни, в сопровождении с лабораторными опытами. Метод проблемного изложения материала, частично-поисковый, исследовательский, метод акцентирования внимания, анализа, метод познавательной деятельности.
Ключевые компетенции:
Информационно-познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы.
Коммуникативная: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения.
Предметные:
∙ исследование строения и свойств кислот; изучение классификации, строения, свойств и применения кислот.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация по теме урока,
учебники, корзина с фруктами(лимон,яблоко)и кефиром, аскорбиновая кислота в таблетках; растворы соляной, и серной кислоты; индикаторы; пробирки с растворами кислот и воды по количеству команд, стаканчик, наборы карточек с формулами кислот по числу команд
Технологическая карта урока.
№ п\п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время |
1. | Мотивация к деятельности. Организационный момент Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Приветствие. Вступительное слово учителя. На доске записан девиз: «Единственный путь, ведущий к знанию, -это деятельность» (Б. Шоу) Слайд2 Как вы понимаете это высказывание? Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. | Готовятся к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества | 1 мин. |
2. | Актуализация знаний и проверка домашнего задания Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Какие классы неорганических соединений мы уже с вами знаем? Создаю проблемную ситуацию путем предложенного задания: 1 задание: Найди оксиды из перечня формул Слайд 3 2 задание: Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов. H2SO4, ВаO, КOH, N2O5, Fe(OH)2, Li2O, HCl, CO2, Сa(OH)2, H3PO4 На какие виды делятся оксиды? Вещества третьей группы неизвестны. Что это за вещества? Нам нужно узнать это сегодня на уроке!
| Отвечают на вопрос : важнейшие классы соединений – оксиды, основания. Выбирают оксиды . Разделяют на классы вещества. Двое обучающихся загадывают загадки классу, все думают и отвечают. 1.Если в паре элементов 2.Если в формуле заметишь – Выполняют задание: выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды и основания; вещества третьей группы неизвестны. Дают определения оксидов и оснований: Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород . Основания - это сложные вещества, состоящие из атомов металла и связанных с ними гидроксид-ионов. Оксиды делят на: кислотные, основные , амфотерные, несолеобразующие | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания | 3 мин. |
3 | Изучение нового материала Цели и план изучения нового материала: 1.Состав и классификация кислот 2.Физические свойства кислот 3.Применение серной и соляной кислот | Прозвенел уже звонок, Начался у нас урок! Опять стоит проблема, какая ж у нас тема? Чтобы тему нам узнать загадку нужно разгадать! Мы первым слогом подзовём кота! Вторым измерим с судна толщу вод, союз на окончание пойдёт! И целым станет слово ………(КИС-ЛОТ-А) Тему и цели урока сформулировали и пишем в тетрадь На столе стоит «корзина знаний» с аскорбиновой кислотой, лимонами, кефиром, яблоками .Что общего у них? Раздает учащимся по таблетке или драже аскорбиновой кислоты и просит попробовать на вкус. - узнали ли вы, выданное вам вещество? Сейчас я предлагаю вам вспомнить, всё, что вы знаете о кислотах. Название веществ, которые мы будем изучать, связано со вкусом этих веществ. В основном кислоты кислые на вкус, но салициловая - сладкая, никотиновая – горькая, о никотине узнаем больше на биологии. молочной (содержится в простокваше), лимонной, яблочной, щавелевой, уксусной и др. Кто из вас испытал на себе действие муравьиной кислоты при укусах муравьев или крапивы? Формулы этих кислот нужно выучить к следующему уроку они приведены на стр.102учебника. Работа со слайдом 4 презентации. Кислоты вещества простые или сложные?Что в их составе общего? Всю остальную часть формулы, без водорода, называют кислотным остатком. Определение кислот. Кислоты- сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. Слайд5 | Разгадывают загадку. Кота зовём -КИС! По географии изучали -ЛОТ В русском языке есть союз А Получилось слово кислота! Записывают в тетрадь число и тему урока. Вместе с учителем формулируют цели и задачи. Рассматривают содержимое (фрукты ) и делают вывод . Пробуют на вкус драже аскорбиновой кислоты. Узнают вкус кислоты. Отвечают :они кислые на вкус. Высказывают свои знания о кислотах. Например: они кислые, содержатся в фруктах и ягодах. Дома на кухне есть уксусная кислота, лимонная. Аскорбиновая кислота – витамин С. Нахождение кислот в природе Называют кислоты, которые применят в быту: уксусная для засолки огурцов и томатов, яблочная в зелёных яблоках, лимонная в лимонах. В простокваше есть молочная кислота. Испытывали, появлялись волдыри от крапивы, она сильно обжигает кожу и муравьи тоже кусали. Смотрят стр. 102 в учебнике с формулами кислот. Работают со слайдом 4 презентации. Отвечают что кислоты по составу сложные вещества и что у всех кислот есть в составе молекул атомы водорода. Работают со слайдом 5презентации | Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем. | 17мин теория, эксперимент 10 мин) |
Работа с учебником по изучению нового материала Цель: выяснить где применяются и какими свойствами обладают серная и соляная кислоты. | Откройте стр.105 в учебнике Прочитать абзац о применении и физических свойствах серной кислоты Слайд 6 , 7,8,9 Просматреть слайд о применении и физических свойствах соляной кислоты. Составить схему применения кислот и сделать вывод. Слайд 10 | Просматривают абзацы первый и второй о применении и физических свойствах серной и соляной кислот Составляют схему применения кислот и делают вывод ,обращая особое внимание на опасные свойства серной кислоты . Смотрят слайды о пользе и вреде этих кислот.Слайд 6- 10 | Познавательные: обработка и использование информации, извлечение нужной информации, выполняют учебно-познавательные действия. | ||
Классификация кислот | Учитель просит обратить внимание на список кислот и их названия. - найдите в записях формул кислот особый признак. - как называется остальная часть молекулы? - сформулируйте определение кислот - рассмотрим, какие бывают кислотные остатки, распределите их на группы - классифицируйте формулы по количеству атомов водорода. | Изучают текст учебника и записывают в тетрадь. Работают с набором карточек «Формулы кислот» Классифицируют кислоты по признакам. - водород - кислотный остаток Дают свои определения кислотам - есть кислотные остатки с кислородом, а есть – без кислорода, поэтому кислоты могут быть кислородсодержащими и бескислородными. - раскладывают карточки с формулами кислот по количеству атомов водорода Записывают классификацию кислот в тетрадь. | |||
4. | Эксперимент Цель: формировать практические навыки в работе с реактивами, соблюдая технику безопасности, учить сравнивать и делать выводы . 4.1.Создание проблемной ситуации Цель: формирование системноинформационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели 4.2. Проверка правил техники безопасности (формирование умений безопасного обращения с веществами) | - можно ли распознавать вещества так, как это вы проделали с «аскорбинкой»? - почему? - как же можно изучить кислоты без риска для жизни и здоровья? Слайд 11 Для изучения темы мы разделимся на группы ЗАДАНИЕ 1: Перед вами три пробирки с неопознанными растворами веществ. В одной из них кислота. Составьте план определения кислоты. -как отличить кислоту от других веществ? Слайд12 -Какие индикаторы вы знаете? -Как меняется цвет индикатора в щелочной среде? Слайд13 В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ Вот послушайте, друзья! Что на химии нельзя. Есть и пить, мечтать, играть, Реактивы разливать. Всё мешать в одной пробирке, Прожигать на парте дырки! Руки ловкие имейте, Воду в кислоту не лейте, Ведь такой эксперимент Покалечит вас в момент. В общем, будь ты осторожен. Опыт может быть не сложен, Но небрежностью своей, Не пугай своих друзей. Слайд 14,15,16 ЗАДАНИЕ 2: У вас на столе стоит оборудование для проведения эксперимента. В 3 пробирки аккуратно прилейте раствор уксусной кислоты, в три другие – соляной. Последовательно добавьте индикаторы, результат занесите в таблицу. Слайд 17 | -нет. - это опасно. - с помощью других веществ и реакций. Учащиеся распределяются по группам, занимают места за рабочими столами. -с помощью индикаторов Слайд12 Сообщение учащегося: «Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот» Знакомятся с техникой безопасности. Учащиеся называют правила работы с щелочами, кислотами, стеклянной посудой Под наблюдением учителя выполняют опыты. Вносят результаты в таблицу. (Приложение 1) Проверка заполнения таблицы-Слайд 17 Делают вывод об изменении окраски индикаторов. Сравнивают свои выводы и подводят итог. Учащиеся делают вывод:Всем нам известно, что кислоты все кислые на вкус. Независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными физическими свойствами. | Регулятивные: познавательная инициатива, анализ, сравнение, обобщение, контроль, коррекция. | 10 мин. ( время вошло в тему урока) |
6. | Закрепление Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи | Выполните задание и дайте проверить соседу по парте. 1.Задания 1-4 Слайд18 Выберите группу веществ, в состав которой входят только кислоты Слайд 19 Выберите группу веществ, в состав которой входят только двухосновные кислоты Слайд 20 Выберите группу веществ, в состав которой входят только кислородсодержащие кислоты )HNO3, H2S, HCl, H2CO3 2)HCl, H2SO4, H2SiO3, H2SO3 3)H2S, HNO3, H2SO3, H3PO4 4)HNO3, H2SO4, H3PO4, HNO2 Слайд 21 В кислой среде синий лакмус становится: 1)фиолетовым а) эта кислота очень важна для химической промышленности, её называют « хлебом» хим.промышленности, она очень опасна: обугливает древесину, органические вещества. (H2SO4) б) эта кислота находится в желудке и выполняет 2 функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает в переваривании пищи. (HCl) 3. Слайд23 Вспомните правило разбавления кислот | Выполняют интерактивные задания. Работают в парах Слайд18 .Выполняют игровые задания и дают проверить соседу по парте, который выставляет оценку. Лист сдают учителю.
Слайд 20 Слайд 21 Выполняют игровые задания и дают проверить соседу по парте, который выставляет оценку. Лист сдают учителю. Проверяют ответы-Слайд 22 Отгадывают и отвечают. Зная физические свойства кислот отгадывают серную кислоту. Зная физические свойства кислот (на уроках биологии говорили, что в желудке есть соляная кислота Отгадывают соляную кислоту. | Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия. | 6мин. |
7. | Рефлексия Установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами. Организовать самооценку обучающимися собственной учебной деятельности | Учитель совместно с учащимися оценивает урок и применяет их предложения и пожелания. Вопросы: 1. Какую задачу ставили? 2. Удалось решить поставленную задачу? 3. Какие получили результаты? 4. Где можно применить новые знания? Слайд 24 Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал… Мне было непонятно… Очень трудно в работе… Очень интересно в работе… Задания мне были по силам… В процессе работы я научился… | Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Устно отвечают на предложения. Учащиеся формулируют выводы. Что знали до этого урока, что ещё нового узнали на данном уроке и что ещё хотелось узнать в дальнейшем. | Личностные: внутренняя позиция ученика. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня освоения). | 6мин |
8. | Информация о домашнем задании. | Выучить формулы кислот, прочитать п.20. Написать эссе (по желанию) «Мир кислот» | Записывают домашнее задание. Оценки выставляют в дневники. Рабочие места приводят в порядок. | 2мин |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опыт. Химические свойства кислот.
Налейте в 3 пробирки 1-2мл соляной кислоты HCl и добавьте в пробирки №1 - №3
несколько капель индикаторов лакмус, метилоранж и фенолфталеин, а в пробирку №4-6 с водой те же индикаторы.
Запишите свои наблюдения в таблицу
| Нейтральная | Кислая | ||
Лакмус | ||||
Метиловый оранжевый | ||||
Фенолфталеин | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...