Методическая разработка бинарного урока
методическая разработка по химии

Филатова Ирина Семёновна

Данное занятие для специальности «Технология производства и   переработки сельскохозяйственной продукции», проводится для расширения кругозора обучающихся, повышения мотивации к изучению предметов, развитию аналитических способностей.  Данное занятие проводится для получения знаний по дисциплинам, применение полученных знаний на практике, а также закрепить полученные знания и умения. Также занятие ориентировано на получение обучающимися новых знаний, элементом этого служит и самостоятельная работа при подготовке к занятию.

        Целью занятия служит формирование у обучающихся устойчивого, осознанного представления о условиях и сроках хранения молока, методами оценки качества молока в домашних условиях.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №2»

Методическая разработка к открытому уроку по дисциплинам

МДК 03.01 Технология хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции.

ОП.07.  Основные понятия аналитической химии.

Тема: «Условия и сроки хранения молока. Проверка качества молока в домашних условиях».

         

Преподаватели:  

Бибко Инесса Юрьевна

Филатова Ирина Семёновна

Тымовское

2021

Введение.

       Данное занятие для специальности «Технология производства и   переработки сельскохозяйственной продукции», проводится для расширения кругозора обучающихся, повышения мотивации к изучению предметов, развитию аналитических способностей.  Данное занятие проводится для получения знаний по дисциплинам, применение полученных знаний на практике, а также закрепить полученные знания и умения. Также занятие ориентировано на получение обучающимися новых знаний, элементом этого служит и самостоятельная работа при подготовке к занятию.

        Целью занятия служит формирование у обучающихся устойчивого, осознанного представления о условиях и сроках хранения молока, методами оценки качества молока в домашних условиях.  

 Тема: «Условия и сроки хранения молока. Проверка качества молока в домашних условиях».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный, с использованием мультимедийных технологий.

Продолжительность: 45 минут.

 

Цель: создание условий для создания условий для осознанного вхождения обучающихся в учебный процесс, мотивирование к учебной деятельности.

1. Образовательная

  • Ознакомить с условиями и сроками хранения молока.  
  • Ознакомить с методами оценки качества молока в домашних условиях.  

2. Воспитательная

  • Способствовать воспитанию дисциплинированности, ответственности, любви к профессии, взаимопомощи, умению работать в коллективе, выражать и отстаивать свою точку зрения.
  • Воспитывать аккуратность, экономичность, ответственность.

3. Развивающая

  • способствовать развитию мыслительной деятельности студентов, коммуникативной деятельности, коллективному поиску. 

Методы и методические приемы: рассказ, объяснение, фронтальная беседа, практическая работа, самостоятельная работа, решение проблемных ситуаций.  

Форма деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах

 

Материально-техническое оснащение занятия:

Средство обучения: опорный конспект к занятию, мультимедийная презентация, методические указания по выполнению самостоятельной работы по теме.

Материальное оснащение:

  • ПК, проектор
  • Стулья столы
  • Образцы молока  

 

План урока.

I. Организационный момент. Мотивация – 3 мин.

II. Актуализация опорных знаний – 7 мин. 

III.  Целеполагание – 1 мин.

IV. «Открытие нового знания» теоретическая часть 12 мин.

4.1.  Теоретический материал  

4.2   Создание проблемной ситуации

V. Этап «Открытие нового знания» практическая часть 12 мин.

5.1. Проверка правил техники безопасности

5.2. Эксперимент.

VI.   Первичная проверка усвоения нового материала – 5 мин.

              VII.  Подведение итогов. Домашнее задание. – 2 мин.

              VIII. Рефлексия 3 мин. 

Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация.

Здравствуйте, обучающиеся, гости! Сегодня у нас открытое занятие по междисциплинарному курсу «Технология хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции» и по дисциплине «Основы аналитической химии», проведем мы его в форме  бинарного урока
Эпиграф нашего урока:

Если отец болезни не всегда известен, то всегда мать её – пища»
                                                                                                     Гиппократ.                      

Основные проблемы, с которыми сталкивается современный человек: качество продуктов питания и их безопасность.  

     Отгадайте загадку.

    Жидко, а не вода, бело, а не снег? (Молоко).      

Что такое молоко?  (ответ обучающихся)

 

 Итак, тема нашего урока? «Условия и сроки хранения молока.  Проверка качества молока в домашних условиях».

II. Актуализация опорных знаний.  
Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним:

  1. Какие витамины и микроэлементы (минералы) содержатся в молоке? Витамины в молоке – это группы А, D, К и Е. Минералы: Йод, Калий, Кальций, Магний, Марганец, Медь, Фосфор, Фтор.
  2. Какую пользу для человеческого организма приносит молоко?

укрепляет костную и мышечную ткань;

улучшает работу сердца;

предупреждает возникновение инсультов и инфарктов;

успокаивает нервную систему;

восстанавливает сон;

положительно влияет на мышление и концентрацию внимания;

понижает кислотность желудочного сока;

предотвращает развитие язвенной болезни и гастрита;

снимает изжогу;

благотворно воздействует на слизистые покровы пищеварительного тракта.

3.В каких случаях нельзя пить молоко? Молоко нельзя пить при аллергических реакциях, при индивидуальной непереносимости, также молоко повышенной жирности при заболеваниях ЖКТ - гастрит, язва. С осторожностью необходимо употреблять лицам старше 60-ти лет, так как содержащийся в коровьем молоке компонент - лактоза очень сложно усваивается организмом.

4.Как делится молоко по содержанию жира?

1,5%, 2,5%, 3.2%, 4%

5.Чем отличается пастеризованное от стерилизованного молока?

Пастеризация проводится при температуре ниже1000С, стерилизация – при температуре 105-1500С

Какое молоко пастеризованное или стерилизованное хранится дольше?

Стерилизованное

III.  Целеполагание. Продуктов питания огромное количество. Молоко и молочные продукты являются важными и нужными в питании. Мы сегодня на уроке познакомимся с условиями и сроками хранения молока, узнаем, как определять    качества молока в домашних условиях.

 IV. «Открытие нового знания»

4.1 Впервые человек начал употреблять молоко в пищу за несколько тысячелетий до нашей эры. И по сей день, молочные продукты не теряют своей популярности.

Они давно признаны наиболее полезным продуктом питания, содержащим в своем составе все питательные вещества, необходимые человеку.

Молоко относится к группе скоропортящихся. Поэтому необходимо соблюдать некоторые условия ее хранения.

Условия хранения

Молочные продукты подвержены воздействию различных бактерий. В связи с этим многие из них имеют небольшой срок хранения. Качество продукции напрямую зависит от тщательного соблюдения условий хранения. 

Хранение производится в специальной холодильной технике. Холодильная камера для молочной продукции должна строго поддерживать температурный режим, а также влажность и уровень освещения.

Температура

Температурный режим считается основным условием, которое обеспечивает качество и сохранность молочной продукции.

Влажность

Холодильная камера для молочной продукции должна постоянно поддерживать довольно высокий уровень влажности воздуха. Это еще один немаловажный фактор, обеспечивающий сохранность продукции. Оптимальная влажность воздуха, которая должна быть в холодильной камере – 85-90%.

Освещение 

И последнее условие правильного сохранения молочной продукции – правильный световой режим. Все молочные продукты обязательно должны храниться в темном месте, чтобы избежать потери своих полезных свойств. Под действием биологически активного солнечного спектра в первую очередь окисляется молочный жир, это способствуют появлению привкуса окисления. Под действием света разрушаются многие витамины поэтому, холодильная камера для молока и других продуктов должна быть оснащена кнопкой выключения освещения.

Оборудование для хранения

Для хранения молочной продукции рекомендуется использовать среднетемпературную холодильную камеру. Можно выбрать обычный вместительный холодильник, оснащенный закрытой дверцей. Или подобрать модель, дополненную стеклянными стенами или смотровыми окнами, которые позволяют наблюдать за содержимым камеры снаружи.

Холодильная камера для молока поддерживает оптимальный для продукта температурный режим, обеспечивая наилучшие условия хранения. Идеальным вариантом станет холодильник с принудительной вентиляцией, гарантирующей быстрое и равномерное охлаждение.

Сроки хранения

Срок годности (годности) хранения- это ограниченный период времени, в течение которого пищевая продукция должна полностью соответствовать обычно предъявляемым к ней требованиям по органолептическим, физико-химическим показателям, в том числе по пищевой ценности.

Срок хранения молока зависит от сорта исходного сырья, условий розлива на молочном заводе и упаковки. Коротко остановимся на каждом факторе.

У молока, как и у муки, есть свои сорта. Каждый любитель выпечки знает, что хорошее тесто получается из муки высшего сорта. С молоком такой же принцип, самый качественный - высший сорт. Еще есть первый и второй. Остальное - несортовое молоко, которое не соответствует требованиям ГОСТ. Чем выше сорт молока, тем дольше оно хранится.

Условия розлива и гигиенический класс оборудования - это про чистоту на производстве. Чем там чище, тем сохраннее продукция. Когда в продукт попадает микрофлора цеха, он портится быстрее. При закрытых способах розлива исключается контакт молока с руками человека. Все процедуры производится в стерильных или близких к ним условиях, и продукт хранится лучше.

Упаковка нужна, чтобы защищать продукт от внешней среды. Мягкие пакеты часто протекают. Прозрачные бутылки пропускают свет, и полезные соединения разрушаются. Молоко хранится дольше в многослойной герметичной упаковке, которая не пропускает свет.

Проследим, как все эти факторы отражаются на конкретных сроках годности молока.

0-5 дней

До сих пор некоторые покупатели выбирают продукцию с очень коротким сроком годности. Считается, что это показатель натуральности. На самом деле короткий срок годности может быть признаком небезопасного продукта. Сырое молоко, убранное в холодильник, хранится несколько суток. Но в магазине продают не сырое молоко, оно прошло температурную обработку - как минимум пастеризацию - а значит должно храниться дольше сырого молока. Почему же оно скисает раньше? Причин может быть несколько:

  • Низкий сорт самого молока. В нем много ненужной микрофлоры, которая портит молоко быстрее.
  • Плохие санитарные условия на производстве. Например, при открытом, самом негигиеничном способе розлива, весь воздух цеха попадает в продукт.
  • Упаковка не обрабатывается или она негерметична.

Если молоко невысокого сорта, а производство не защищено от факторов внешней среды, срок годности продукта будет очень коротким.

Иногда короткий срок годности - признак небезопасного продукта.  

5-15 дней

Это часто встречающийся срок годности пастеризованного молока. Он говорит о том, что на производстве стараются поддерживать чистый розлив. Отделяют зону дозирования экраном, используют поддув стерильного воздуха.

Пастеризация - это традиционная технология обработки молока при температуре около 90 ºС с выдержкой 1-5 минут. При пастеризации бактерии обезвреживаются, но часть из них не погибает. Такое молоко хранится в холодильнике, а потом может скиснуть. Это говорит о том, что в молоке сохранились молочнокислые бактерии, приводящие к сквашиванию.

15-30 дней

Когда пастеризованное молоко может храниться более двух недель, это признак высоких санитарных стандартов производства. Чем чище в цехе, тем сохраннее продукция.

пастеризованное молоко выпускается со сроком годности 20 дней. Здесь внедрен закрытый способ производства и стоит оборудование, которое обеспечивает высокий уровень гигиены. Зона дозирования огорожена, воздух обрабатывается бактерицидными лампами, упаковка обеззараживается воздушно-перекисной смесью. Полностью исключается контакт молока с руками человека. По европейским стандартам такой вид розлива относят к одному из самых высоких гигиенических уровней.

6 месяцев

Самый современный и бережный способ сделать молоко длительного хранения - ультрапастеризация. Особенность этого метода в том, что все происходит в асептической камере. Там стерильный воздух, и молоко разливается в стерильную упаковку. Нет никаких шансов, что туда попадут какие-то бактерии. Результат - молоко хранится полгода без холодильника.

Ультрапастеризацию признали самым важным достижением пищевой промышленности ХХ века, она перевернула представления людей о безопасности и сохранности молочных продуктов, как когда-то в ХIХ веке пастеризация.

Кстати, для ультрапастеризации подходит только молоко высшего сорта. При ультрапастеризации молоко на пару секунд нагревают, а затем резко охлаждают. Время и температура точно рассчитаны на то, что вредные бактерии погибнут, а полезные соединения останутся - не успеют разрушиться.

Итак, пастеризованное коровье молоко должны храниться при температуре от 0 до 8°С не более 36 ч с момента окончания технологического процесса. Стерилизованное молоко при температуре от 1 до 10°С может храниться до 6 мес.; при температуре от 0 до 20оС - не более 4 мес.

После вскрытия упаковки максимальный срок хранения пастеризованного молока — 48 часов, стерилизованного — 96 часов. Ультрапастеризованное хранится столько, сколько написано на упаковке.

Итак, выбирая молоко:

  • избегайте слишком коротких сроков годности,
  • ищите герметичную и защищенную от света упаковку,
  • доверяйте безопасным технологиям, а не ветхим мифам.

Будьте подкованы и здоровы!

4.2.   Создание проблемной ситуации

 Постановка проблемы:

Молоко с уверенностью можно отнести к тем продуктам, которые жизненно необходимые нашему организму. Это первоисточник нашего питания. Этот продукт очень богат разнообразием полезных веществ. Регулярное его употребление — залог богатырского здоровья. Очень будет хорошо, если молоко на наш стол попадет прямо от Буренки. Сегодня существует множество посредников, которые занимаются переработкой молока, пастеризуют, стерилизуют, а также добавляют в него разные добавки. Не всегда это есть очень хорошо. Добавляют крахмал, соду, мел, ацетилсалициловую кислоту, различные концентраты или вообще занимаются приготовлением цельного продукта из сухого. В результате мы употребляем не полезный продукт, а вредный. Поэтому очень важно знать, как определить качество молока дома.

В специальных лабораториях можно проверить его качество или любого молочного продукта. В лаборатории молоко исследуют по органолептическим показателям — это цвет, вкус, консистенция, запах и физико-химические качества. К последним относится массовая доля жира, плотность, кислотность, уровень чистоты и температура. Теоретически это легко, но в жизни не побежишь в лабораторию с пакетом молока или сметаны. На помощь здесь придут народные способы проверки. В условиях кухни, без особых усилий и знаний можно проверить натуральное оно или нет. 

II. Экспериментальная часть урока

V. Этап «Открытие нового знания»

Молоко, один из важнейших продуктов, которые употребляет человек.

Проблема в том, всегда ли мы употребляем качественный продукт? Сейчас мы попробуем ответить на этот вопрос, выполнив практическую работу.  

1.Чтобы проверить качество молока в домашних условиях можно использовать то, что имеется под рукой. Первый опыт, самый простой, «Грязный стакан» (показ учителем)

«Грязный стакан» При данной проверке мы проверяем густоту молока (жирность), поэтому, размешав молоко в стакане, внимательно посмотрите на его стенки, чем «грязнее» окажется ваш стакан, тем лучше качество молока. Следует отметить, что слой молока на стенках должен быть однородным

Сегодня мы проверяем такие качества молока как степень разбавления молока водой и   содержание примесей в составе молока.

Такими методами: 1. Проверка йодом 2. Проверяем при помощи спирта. 3.  Проверяем при помощи уксусной кислоты и теплой воды.

 5.1. Проверка правил техники безопасности

(Обучающиеся называют правила работы с   кислотами, стеклянной посудой).

5.2. Практическая работа: «Определение качества молока в домашних условиях».

Цель: Приобретение умения определять качество молока.

Задача: Научиться отличать качественный продукт от некачественного.

Объекты исследования: Молоко разных производителей

Предмет исследования: анализ качества молока.

Инструкции по экспериментам

Работа №1     Изучение степени разбавления молока водой

Оборудование и реактивы: стакан, зубочистки, блюдце или чашка Петри, спирт, секундомер

Ход работы.

Опыт 1. С помощью зубочистки нанесите капельку молока на ноготь и наблюдайте. Если молоко разбавлено, то на ногте не образуется выпуклая капля, она расплывается и если в нем есть еще и твердые примеси, такие как мука, мел, поташ и другие, то на ногте остается осадок.

Опыт 2. Смешайте молоко и спирт в соотношении 1:2. Смесь взбалтывайте в течении 2 минут и быстро вылейте в блюдце. Если молоко не разбавлено, то не позже, чем через 5-7 секунд в жидкости появятся хлопья. Если же хлопья появятся через больший промежуток времени, то молоко разбавлено водой. И чем больше в молоке воды, тем больше времени потребуется для появления хлопьев.

Опыт 3. Капните молоко в стакан воды. Если капля растеклась по поверхности воды, то молоко разбавленное. Капля цельного молока опустится на дно стакана и уже там растворится.

Наименование показателя

Исследуемые образцы

 №1

 №2

 №3

 №4

Капля на ногте

 

 

 

 

Взаимодействие со спиртом

 

 

 

 

В теплой воде

 

 

 

 

Вывод:  

Работа № 2 Определение примесей в составе молока

Опыт 1. Определение наличия крахмала в молоке

Материалы и оборудование: пробирка, спиртовка, держатель пробирки.

Ход работы:

1. В пробирку налейте 5-10 мл молока и доводите до кипения.

2. Охладите молоко и налейте 3-5 капель йода. Появление синей окраски указывает на наличие крахмала. Молоко следует проверять сразу после вскрытия упаковки.

Наименование показателя

Исследуемые образцы

 №1

 №2

 №3

 №4

Наличие крахмала

 

 

 

 

        Опыт 2. Определение других примесей в составе молока

Оборудование и реактивы: фильтр, уксусная кислота

Чтобы выявить присутствие этих примесей в молоке, к 2,5 мл образца добавляем 2-3 капли уксусной кислоты.  Поддельное молоко, в отличие от неподдельного, начнет пузыриться от выделения углекислоты. Все это делается для фальсификации молока или для предохранения его от быстрого скисания. В действительности применение этих добавок не предохраняет молоко от скисания. И, что самое главное, часто приводит к пищевым отравлениям.    Вывод:  

 VI.   Первичная проверка усвоения нового материала.

1. Восстановите текст. 

1. Если хлопья появятся через больший промежуток времени, то молоко   _____________.

2. Появление синей окраски указывает на наличие _____________ в молоке.

3. Крахмал добавляют в молоко для придания ему ________________.  

4.  ________________ молоко, в отличие от __________________, начнет пузыриться от выделения углекислоты

2.  Ответить «да», «нет».

1. Ежедневно каждый человек должен употреблять 500 гр. молока.

2. Молочный жир в молоке находится в виде жировых шариков, покрытых оболочкой.

3. Молочный сахар иначе называется мальтозой.

4. Молоко содержит витамин К.

5. Появление пены на поверхности молока обусловлено наличием в нём минеральных веществ.

6. Молоко должно быть в виде однородной жидкости без осадка.

7. Стерилизованное молоко хранится дольше.

VII.   Подведение итогов.  Домашнее задание.

Сегодня мы с вами изучили тему: «Условия и сроки хранения молока. Проверка качество молока в домашних условиях»,

  ознакомились с условиями и сроками хранения молока, способами   определения качество молока в домашних условиях, дали оценку качества образцам известных сахалинских производителей молока.

Оценки будут выставлены на следующем уроке, после того как вы сдадите свой тетради с результатами работы, по оценке качества молока.

        – Что нового вы узнали сегодня о свойствах молока, условиях хранения молока?

        – Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?

(Учащиеся отвечают на вопросы. Анализируют свою деятельность как индивидуальную, так и командную.)

Домашнее задание: Составить кроссворд на тему: «Показатели качества молока» - не менее 18 вопросов.

VIII. Рефлексия.    Заполнить анкету.

Пусть молоко и молочные продукты купленное вами, всегда будет качественным, цельным и натуральным! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА

Содержание Содержание составных частей методической разработки3Требования к изложению и оформлению методических разработок6Требования к содержанию основной части6Требования к языку и стилю изложе...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...