Кейс " Еда, вода и экология"
учебно-методический материал по химии (8 класс)

 Замчалкина Ольга Александровна

Кейс по развитию читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Будет интересен учащимся 8-9 классовпо химии при изучении свойств воды, по экологии и географии, а также по математике и  химии при решении расчетных задач на смеси

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys.docx83.67 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Московской области

«Академия социального управления»

Кафедра общеобразовательных дисциплин

Дополнительная профессиональная программа «Международные исследования качества образования (PISA) как фактор развития компетенций педагога»

Практико-значимая работа

Разработка кейса

Вода, еда и экология.

Выполнили:

1. Тетерятникова Наталья Анатольевна МАОУ «Щёлковская гимназия № 6», учитель географии

2.Замчалкина Ольга Александровна МАОУ «Щёлковская гимназия № 6», учитель биологии и химии

3.Дрень Любовь Валерьевна МАОУ «Щёлковская гимназия № 6»,  учитель математики

4. Попадюк Ирина Олеговна МАОУ «Щёлковская гимназия № 6», учитель математики.

Проверил: Хиленко Татьяна Петровна,

ст. преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин АСОУ

Москва

                                                               Тетерятникова Наталья Анатольевна МАОУ «Щёлковская гимназия № 6», учитель географии

Читательская грамотность

Ситуация «Международная экологическая конференция».

Дмитрий член Корпоративного клуба WWF опоздал на конференцию и теперь ему самому необходимо в своем отчете для клуба написать верные утверждения из предоставленных тезисов.

«…Анализирую средние показатели температуры на планете , нельзя утверждать, что началось глобальное потепление. Средняя температура на планете в наши дни уже не 13,7 градусов, как в середине 19 века, а 14,5 градусов. При этом почти весь этот рост приходится на последние 30-40 лет.

Стоит глобальной температуре подняться всего на пару градусов, как страны Средиземноморья начнут  испытывать сильные засухи. В США значительно возрастет ущерб от тропических ураганов и штормов, в Арктике сильно уменьшится количество льдов, от чего пострадают белые медведи и моржи, на Аляске вода в реках станет слишком тёплой для форели и лосося, а в Антарктиде будут образовываться гигантские айсберги.

Естественные факторы изменения климата: смещение орбиты и угла наклона Земли относительно положения её оси, изменение солнечной активности, вулканические извержения. Они определяли изменения климата в прошлые столетия. Основная причина изменения климата в последние 20-30 лет – повышение концентрации в атмосфере парниковых газов.

Ещё в конце 19 века шведский учёный Аррениус пришёл к выводу, что из-за сжигания угля изменится концентрация углекислого газа в атмосфере, и это должно привести к потеплению климата.

 В прошлом более теплый климат приводил к более активному росту растительности  и большому поступлению углекислого газа в атмосферу. Теперь последовательность действующих факторов иная: сначала меняется концентрация углекислого газа, а за ней следует повышение температуры.

 Углекислый газ хорошо перемешивается в атмосфере и рост концентрации практически одинаков по всему миру. Глобальный рост концентрации углекислого газа зависит не от выбросов в отдельной стране, а от выбросов во всем мире. Основным вредом и основной угрозой для природы и человечества стало не потепление, а изменение, точнее разбалансировка, климата. Число опасных гидрологических явлений в России за последние 15 лет уже выросло в 2 раза.

 Московская жара августа 2010 г. была вызвана аномальным блокированием атмосферной циркуляции. Есть мнения, что в данном случае сложнее найти связь с антропогенным усилением парникового эффекта, чем в большинстве  других случаев аномальной жары.  Тем не менее по последним оценкам учёных, вклад человека в эту жару – 20%.

Мы должны быть очень осторожными с существующим тепловым балансом и современными условиями существования на планете, поскольку не все факты и закономерности, формирующие глобальный климат, известны науке».

Характеристика задания:

Задание 1. Пользуясь информацией, представленной в тексте, определите верно или неверно каждое утверждение. В каждой строке данной ниже таблицы обведите ответ «Верно» или «Неверно».

Утверждения

«Верно» или «Неверно»

1. В настоящее время наблюдается глобальное потепление.

верно

неверно

2. Средняя температура на планете за последние 40 лет выросла всего на 0,8 градусов.

верно

неверно

3. Стоит глобальной температуре подняться всего на пару градусов, как на страны Средиземноморья нападут полчища насекомых, вода в реках США станет слишком тёплой для форели и лосося, а в Арктике и Антарктиде начнут таять льды и гибнуть белые медведи и тюлени.

верно

неверно

4. Главной угрозой для природы и человека является не потепление, а разбалансировка климата.

верно

неверно

5. До настоящего времени сохранилась тенденция увеличения температуры, вызывающая увеличение концентрации углекислого газа на планете.

верно

неверно

6. На изменение климата влияют как естественные факторы: изменение солнечной активности, смещение орбиты Земли, вулканические извержения, так и антропогенные.

верно

неверно

7. Уже в 19 веке была установлена зависимость между углекислым газом и глобальным потеплением.

верно

неверно

8. Глобальный рост концентрации углекислого газа зависит от выбросов отдельных стран.  

верно

неверно

9. Московская жара 2010 года частично связана с деятельностью человека.

верно

неверно

10. В настоящее время науке известны все факторы и законы, формирующие глобальный климат.

верно

неверно

 

Критерий  оценки задания № 1: Задание выполнено правильно - 3 балла

В выполнении задания допущена одна ошибка - 2 балла

В выполнении задания допущено две ошибки – 1 балл

В выполнении задания допущено три или более ошибки или ответ неправильный -0 б.

максимальный балл – 3 балла

Задание 2. Выбрать из текста или придумать к тексту заголовок. («Климат вчера, сегодня, завтра»)

Ответ:_____________________________________________________________________

Критерий  оценки задания № 2

- Оригинальность -1 балл

- Соответствие тексту – 1 балл

максимальный балл – 2 балла

Задание 3. Определите значение выражения «антропогенное воздействие» на климат.

Ответ:_____________________________________________________________________

Критерий  оценки задания № 3

- Дан ответ «Воздействие на климат в результате хозяйственной деятельности человека»  -1 балл

- Дан другой ответ  – 0 баллов

Задание 4. С какой целью проводятся международные конференции по проблемам глобального изменения климата. Выбери один ответ и объясни свой выбор:

1. Чтобы лучше узнать нашу планету.

2. Чтобы найти пути решения проблемы глобального потепления.

3. Чтобы поделиться информацией об изменении климата с учеными разных специальностей.

Ответ:_____________________________________________________________________

Критерий  оценки задания № 4

- Дан ответ «Чтобы поделиться информацией об изменении климата с учеными разных специальностей, так как решить проблему глобального потепления нельзя, а предупредить человечество о неверных путях хозяйственной деятельности – можно. Этим занимаются ученые разных специальностей» -1 балл

- Дан другой ответ или ответ отсутствует  – 0 балл

Задание 5. В чем представления ученых 19 века о климате оказались верны?

Ответ:_____________________________________________________________________

Критерий  оценки задания № 5

- Дан ответ «Ещё в конце 19 века шведский учёный Аррениус пришёл к выводу, что из-за сжигания угля изменится концентрация углекислого газа в атмосфере, и это должно привести к потеплению климата» -1 балл

- Дан другой ответ или ответ отсутствует  – 0 балл

Методический  комментарий: в данном задании учащимся следует внимательно проанализировать экологическую информацию. Задание предполагает, что учащиеся умеют оценить экологические проблемы.

Характеристика текста.

Особенности текста

Показатели

1

Ситуация функционирования текста

Образовательная

2

Формат

Сплошной текст

3

Тип

Научное обоснование

4

Проверяемые читальские умения

1.поиск и извлечение информации из фрагмента текста;

2.выявление буквального смысла;

3.размышление над содержанием;

4.выявление и анализ противоречий.

5

Форма вопроса

открытый

6

Трудность

Низкий, средний уровень.


Читательская грамотность

Название задания

Номер вопроса

Контекст

Формат текста

Тип текста

Проверяемые умения

Форма вопроса

Трудность

Личный

Общественный

Рабочий

Образовательный

Сплошной

Несплошной

Смешанный

Составной

Описание

Повествование

Объяснение

Аргументация

Инструкция

Поиск и извлечение информации

Интерпретация и интеграция информации

Осмысление и оценка информации

Закрытый

Открытый

Ниже 1 уровня (1б)

1 уровень (1а)

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

6 уровень


.Дрень Любовь Валерьевна МАОУ «Щёлковская гимназия № 6»,  учитель математики

 Попадюк Ирина Олеговна МАОУ «Щёлковская гимназия № 6», учитель математики.

Математическая грамотность.

Домашний кондитер.

Домашняя еда- это наслаждение, особенно  сладкая выпечка ! Как приятно в кругу семьи выпить чашку чая с домашним бисквитом. Но приготовить это чудо и удивить родных требует не только мастерства автора, но и качественные продукты и наличие хорошего и разнообразного  инвентаря.

Все больше становится выбор форм и инвентаря для кондитеров и всех, кто любит печь. И все чаще перед нами встает вопрос: А КАК ЖЕ ПЕРЕСЧИТАТЬ КОЛИЧЕСТВО ПРОДУКТОВ по рецепту для разных форм?

Ведь обычно, во всех рецептах  количество продуктов указывается в расчете на определенный размер и диаметр формы для выпечки.

И как правило, автор рецепта обязательно указывает размер формы.

Представим себе такую ситуацию. Хозяйка рецепта печет бисквит в круглой форме диаметром 20 см., а у Вас  форма диаметром 18 см.

Как быть? Если Вы возьмете то количество ингредиентов, которое указано в рецепте, то Ваш бисквит будет гораздо выше (в лучшем случае), а то и вовсе не поместится в форму.

Что же делать?

Все очень просто! Нужно пересчитать количество ингредиентов. Давайте рассмотрим наиболее популярные формы и пересчет из одной в другую.

Итак, какие могут быть ситуации:

  1. Пересчет из круглой формы определенного диаметра в круглую форму другого диаметра.
  2. Пересчет из круглой формы в квадратную или наоборот.
  3. Пересчет из формы сложной конфигурации (сердце, многоугольник, звезда и т.д.) в любую другую форму.

Ситуация 1. Начнем с самого простого варианта.  Вам нужно пересчитать количество из одной круглой формы в круглую форму, но другого диаметра.

Для этого воспользуйтесь коэффициентом пересчета:

К = d12 / d22

Где

d1 – диаметр Вашей формы;

d2 – диаметр формы из рецепта.

И полученный коэффициент умножьте на количество продуктов из рецепта.

Вопрос 1. Для выпечки бисквита на торт  диаметром 16 см необходимо 64 г апельсинового сока. Сколько граммов этого сока нужно взять Вам для формы 20 см?

Оценка ответа на 1 вопрос:

Код 1 -ответ принимается полностью

Код 0 – другой ответ

Код 9- ответ отсутствует

Содержательная область: количество

Познавательная деятельность: применять

Контекст: личная жизнь

Ситуация 2. Вам нужно пересчитать из круглой формы в квадратную или наоборот.

Коэффициент, когда нужно пересчитать из круга в квадрат будет равен:

К = A2 / 3.14 * R2

A – сторона квадратной формы;

R – радиус круглой формы, он равен половине от диаметра.

Вопрос 2.

Вам нужно сделать пересчет из круглой формы диаметром 18 см в квадратную форму со стороной 20 см. Сколько грамм белков потребуется для Вашей квадратной формы, если для круглой надо 90 грамм. Ответ округлите до целых.

Ситуация 3. Вам нужно пересчитать из круглой формы в  круглую форму с отверстием определенного диаметра.

Вопрос 3. Для выпечки бисквита диаметром 16 см необходимо 400 г муки. Сколько надо муки для выпечки бисквитного кольца с внутренним отверстием диаметром 6 см? 

Оценка ответа на вопрос

Код 1 -ответ принимается полностью

Код 0 – другой ответ

Код 9- ответ отсутствует

Содержательная область: количество

Познавательная деятельность: оценивать и интерпретировать

Контекст: личная жизнь

Математическая грамотность

Название задания

Номер вопроса

Контекст

Формат текста

Области математического содержания

Проверяемые умения

Форма вопроса

Трудность

Домашний кондитер

Личный

Общественный

Профессиональный

Научный

Сплошной

Несплошной

Смешанный

Составной

Описание

Количество

Неопределенность и данные

Изменение и зависимости

Пространство и форма

Формулировать ситуации математически

Применять математику

Интерпретировать математику

Закрытый

Открытый

Ниже 1 уровня (1б)

1 уровень (1а)

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

6 уровень

1.

+

+

+

+

+

+

+

2.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Замчалкина Ольга Александровна.   МАОУ Щелковская  гимназия №6  ГОЩ.  Кейс по естественно научной грамотности  для учащихся 5- 7 класса.     При составлении кейса  использованы материалы заданий  2015г.

Природная вода.

Посмотрите рисунок и прочитайте текст.

https://pandia.ru/text/80/268/images/image107_3.jpg

На рисунке, приведенном выше, показано, как вода, которая подается в городские дома, становится пригодной для питья.

Вопрос 1: ПИТЬЕВАЯ ВОДА

Важно иметь источник хорошей питьевой воды. Воды, которые находятся под землей, называются грунтовыми водами.

Назовите одну причину, почему в грунтовой воде меньше бактерий и загрязняющих частиц, чем в воде, взятой из поверхностных источников, таких как озера и реки.

........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Ответ: Ответы, в которых учащиеся ссылаются на фильтрацию грунтовых вод вовремя просачивания через земные пласты.

Во время прохождения воды через песок и почву вода очищается.

Происходит естественная фильтрация.

-Потому что когда вода проходит через землю, происходит ее фильтрация с помощью камней и песка.

-Грунтовые воды находятся в замкнутом пространстве.

Вопрос 2: ПИТЬЕВАЯ ВОДА

Очистка воды часто осуществляется в несколько этапов, включающих в себя различные способы. Процесс очистки, показанный на рисунке, включает в себя четыре этапа (пронумерованные 1-4). На втором этапе вода собирается в отстойнике.

Каким образом происходит очистка воды на этом этапе?

A  Бактерии, находящиеся в воде, погибают.

 B.   В воду добавляют кислород.

C  Гравий и песок оседают на дно.

D  Токсичные вещества растворяются.

Вопрос 3: ПИТЬЕВАЯ ВОДА

На четвертом этапе процесса очистки вода хлорируется.

Зачем в воду добавляют хлор? .......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

.Ответ: Ответы со ссылками на удаление, уничтожение или разрушение бактерий (или микробов, или вирусов).

Очистить ее от бактерий.

-Хлор убивает бактерии.

Вопрос 4: ПИТЬЕВАЯ ВОДА

Предположим, что сотрудники водоочистительных сооружений, ответственные за контроль качества воды, при сборе очередной пробы обнаружили в воде какие-то опасные бактерии после того, как очистительный процесс уже был завершен.

Что должны сделать в этом случае люди у себя дома перед тем, как пить эту воду?

......................................................................................................................

......................................................................................................................

......................................................................................................................

Ответ: Ответы со ссылками на кипячение воды, или на другие способы очистки, которые  возможны без риска в домашних условиях.

 Например таблетки,  травы.

Вопрос 5: ПИТЬЕВАЯ ВОДА

Может ли употребление загрязненной воды вызвать следующие заболевания?

Обведите «Да» или «Нет» для каждого случая.

Может ли употребление загрязненной воды вызвать следующие заболевания?

Да или Нет?

Диабет

Да / Нет

Диарея

Да / Нет

ВИЧ-инфекция или СПИД

Да / Нет

Ответ: Три верных ответа: Нет, Да, Нет, в указанном порядке.

Вопрос 6: ПИТЬЕВАЯ ВОДА

Сколько этапов включает в себя процесс очистки воды, показанный на  рисунке.

 

Ответ   А) 2

             B) 3

             C) 4

              D)5

 

Правильный ответ -4.        

Вопрос 7: ПИТЬЕВАЯ ВОДА

Стоит упомянуть такой способ обеззараживания и очистки воды, как фильтрование. Но в данном случае полная очистка будет возможна лишь тогда, когда у фильтрующих элементов ячейки по размерам будут меньше, чем фильтруемые микроорганизмы, а это приблизительно 1 микрон. Но даже в этом случае из воды таким образом можно удалить лишь бактерии. Вирусы, как известно, обладают гораздо меньшими габаритами. Для таких случаев применяют фильтры с порами размером:

А)2микрона

B)1 микрон  

C)0,1мкм

Правильный ответ: В.

Вопрос 8: ПИТЬЕВАЯ ВОДА

  Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000л воды. За сколько дней очистится 144000л воды?

А)4 дня

B)48 дней

С)96 дней.

Решение. 144000:3000=48дней

Ответ: 48дней

Естественнонаучная грамотность

Название задания

Номер вопроса

Контекст

Тип текста

Содержательная область

Типы научного знания

Проверяемые умения

Форма вопроса

Трудность

Здоровье

Природные ресурсы

Окружающая среда

Опасности и риски

Связь науки и технологий

Сплошной

Несплошной

Смешанный

Составной

Физические системы

Живые системы

Науки и Земле и Вселенной

Содержательное знание

Процедурное знание

Научное объяснение явления

Понимание особенностей естественнонаучного исследования

Интерпретация данных и использование научных доказательств

Закрытый

Открытый

Ниже 1 уровня (1б)

1 уровень (1а)

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

6 уровень

Питьевая вода

1

+

+

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

+

+

+

+

6

+

+

+

+

+

+

+

7

+

+

+

+

+

+

+

8

+

+

+

+

+

+

+

Три основные компетенции, характеризующие

естественнонаучную грамотность

  1. Объяснение или описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений.
  2. Понимание особенностей естественнонаучного исследования.
  3. Интерпретация данных и использование научных доказательств, для получения выводов.

Содержательные области и типы научного знания

Содержательное знание, знание научного содержания, относящегося к, живым системам (биология).

Процедурное знание, знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также стандартных исследовательских процедур.

Основные компетенции, характеризующие естественнонаучную грамотность

  1. Объяснение или описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений.
  2. Понимание особенностей естественнонаучного исследования.
  3. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Контекст – тематическая область, к которой относится описанная в вопросе (задании) проблемная ситуация. Контексты в PISA:

  • здоровье
  • природные ресурсы

При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трёх уровней:

  • личностном, связанном с самим учащимся, его семьёй, друзьями)

Познавательные уровни

  • Средний – использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии и Экологии «Защитим нашу землю и воду»

Урок пресс-конференция: «Защитим нашуЗемлю», Цель: 1 .Углубление экологических знаний учащихся2.Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природеОборудование: Видеофильм «Экология -...

Тематическое тестирование по экологии в 6 классе по теме "Вода и воздух в жизни растений"

Данное тестирование провожу после  прохождения тем: " Вода в жизни растений" и "Воздух в жизни растений".Выявляю уровень знаний учащихся по темам.Пример тестов:...

Открытый урок по экологии растений Тема: «Вода в жизни растений».

Урок – обобщение.Цели урока:повторить и систематизировать знания учащихся о значении воды в жизни растений, о приспособленности к жизни в водной среде;продолжить формирование умения по распознаванию э...

Интегрированное мероприятие в 9-11 классах по биологии, экологии, география, химии, физике: «Урок чистой воды. Жемчужина Байкал».

Внеклассное  мероприятие   по биологии, экологии, география, химии, физике раскрывает тему экологических проблем водных ресурсов на примере озера Байкал. Здесь рассматриваются вопросы р...

Урок экологии 7 класс. "Условия обитания животных в воде. Приспособления животных к жизни в воде".

Урок экологии 7 класс. "Условия обитания животных в воде. Приспособления животных к жизни в воде"....

«Аналитический кейс по экологии Ульяновской области: «Цемзвод. За и против?»

Проект внеклассного мероприятия, (внеурочного занятия), урока экологии  для учащихся 9-11 класса с использованием кейс-технологииАналитический кейс: «Цемзвод. За и против?»Цель: созда...