Разработка открытого урока по химии "Металлы"
учебно-методический материал по химии
Тема открытого урока "Металлы - их строение и физические свойства"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 96.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия | СК - УПД-РУ-2.5.-23 | ||
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» | лист | листов всего | |
Разработка открытого урока | |||
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
УД ХИМИЯ
Тема: Металлы
преподаватель высшей категории
Симонова Маргарита Анатольевна
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА
Дисциплина: Химия | Группа | Дата |
Тема урока: Металлы – их строение и свойства | МД23 | 23.01.2024 |
Вид урока: Урок обобщения и систематизации знаний | ||
Тип урока: Деловая игра |
Цель урока | Образовательная: Обобщить и расширить знания обучающихся о металлах |
Воспитательная: Способствовать развитию коммуникативных навыков и установлению связей теоретического материала с жизнью. | |
Развивающая: Способствовать формированию ОК1 – ОК7 | |
Межпредметные связи: химия. история, литература | |
Обеспечение занятия | |
Наглядные пособия: Презентация, образцы металлов, магниты | |
Раздаточный материал: инструкционные карты по исследованию металлов, Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, карточки - рефлексия | |
Технические средства обучения: компьютер с мультимедийным проектором | |
Литература основная: О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова Химия Дрофа Москва 2017 | |
Тема урока: Металлы – их строение и физические свойства
Цель урока:
Образовательная: обобщить и расширить знания обучающихся о металлах
Воспитательная: способствовать развитию коммуникативных навыков и установлению связей теоретического материала с жизнью
Развивающая: способствовать формированию ОК1 – ОК7:
- ОК-1 понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
-ОК-2 уметь организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
-ОК-3 принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
-ОК-4 осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-ОК-5 использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- ОК-6 работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
-ОК-7 брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) и добиваться результата выполнения заданий.
Задачи:
- повторить, систематизировать знания обучающихся о
строении, физических и общих свойствах металлов, исходя из положения их в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
-расширить и углубить знания о роли металлов в организме человека, показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности человека.
- способствовать активизации мыслительной и познавательной
деятельности обучающихся;
- развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;
- развивать представления о причинно – следственных связях явлений, познаваемости мира
Тип урока: Деловая игра
Формы проведения урока: индивидуальная, групповая
Оборудование: Компьютер с мультимедийным проектором, коллекция образцов металлов – железная стружка, алюминиевые пластинки, цинковые пластинки, медная проволока, йод кристаллический технический, магниты, презентация
План урока:
1. Организационный момент (3 мин)
2. Историческая справка, загадки (10 мин)
3. Повторение темы «Металлы», работа в группах, проведение исследования образцов металлов (30 мин)
4. Физкультминутка: психологическая страничка (8 мин)
5. Викторина (12 мин)
6.Рефлексия (8 мин)
7. Подведение итогов, выставление оценок (7 мин)
Ход урока:
1.Организационный момент (3 мин) Приветствие. Проверка посещаемости
Педагог: Добрый день, уважаемые коллеги! Не удивляйтесь, потому что сегодня мы с вами действительно коллеги, работающие в научно-исследовательской лаборатории. И я как заведующая данной лабораторией хочу представить вас друг другу. На нашем заседании присутствуют четыре исследовательские группы, руководителями которых являются: 1-я группа Сусойкин Андрей, 2-я – Дарич Николай, 3-я – Нищеденко Алексей, 4-я – Степанов Сергей.
2.Историческая справка, загадки (5 мин)
Педагог: Интересно, что в древности люди делили историю тоже на отдельные периоды.
Каменный век — древнейший и самый длительный период в истории человечества, характеризующийся использованием камня как основного твердого материала для изготовления орудий труда, предназначенных для решения задач жизнеобеспечения человека. Для изготовления разнообразных орудий и других необходимых изделий человек использовал и другие твердые материалы: вулканическое стекло, кость, дерево, а также пластичные материалы животного и растительного происхождения (шкуры животных, растительные волокна, позже — ткани). В завершающий период каменного века, в неолите, широко распространился первый искусственный материал, созданный человеком, — керамика. Исключительная прочность камня позволяет изделиям из него сохраняться на протяжении сотен тысячелетий. Кость, дерево, органические материалы, как правило, не сохраняются так долго.
Около начала 4 тысячелетия до н.э. люди научились обрабатывать медь, обнаружив, что ее, в отличие от других твердых природных материалов, не надо долго и нудно оббивать, точить, шлифовать, чтобы придать изделиям нужную форму.
Вопрос: Почему древние люди первоначальное внимание обратили именно на медь? Как вы думаете в чем причина?
Правильно, потому что медь имеет внешне достаточно привлекательна. Она имеет блеск, красивый цвет, также процесс обработки меди и изготовления из нее необходимых орудий не такой трудоёмкий как из железа. Достаточно было хорошо нагреть ее, чтобы размягчить, а затем, нанося удары просто выбить нужное орудие: топор, нож, наконечник копья. Причем, при простоте обработки форма медных изделий становилась еще более точная, чем форма каменных. При остывании изделие приобретало нужную твердость. Так начинался медный век.
Затем наступает бронзовый век, который длился примерно с 4 тысячелетия по 1200 г. до н.э.
Вопрос: что такое бронза?
В 1-й половине 4 тысячелетия до н.э. люди научились сплавлять медь с другим металлом – оловом. Так была изобретена бронза – сплав ковких и легкоплавких металлов: меди и олова. Этот сплав давал достаточно прочный материал, орудия из которого не изнашивались длительное время.
Некоторые народы сделали удивительное открытие: оказалось, что из гораздо более распространенной в природе железной руды с помощью кузнечного меха можно выплавлять железо - более тугоплавкое и прочное, чем медь и бронза.
Тяжелые железные мечи легко рассекали бронзовые доспехи. Благодаря использованию железа культурно-технический прогресс пошел более высокими темпами и наступила эпоха, известная как железный век.
В мифах упоминается и о золотом веке, серебряном, а современный нам период все-таки называют железным. То есть и научное и мифологическое наименование современности совпадают.
Древним людям было известно 7 металлов и они дали им названия по 7 известным планетам:
Вопрос: Как вы думаете, уважаемые коллеги, какие именно металлы были известны людям с древних времен?
Золото - Солнце, воскресенье
Серебро - Луна, понедельник
Железо - Марс, вторник
Ртуть - Меркурий, среда
Олово - Юпитер, четверг
Медь - Венера, пятница
Свинец - Сатурн, суббота
Металлы и в частности железо составляют фундамент нашего общества.
Без металлов не было бы автомобилей, самолётов, невозможно строительство и в быту мы постоянно пользуемся изделиями из металлов. Это ложки, вилки, ножи, кастрюли, сковородки и т.д.
Педагог: Я знаю, уважаемые коллеги, что вы подготовили небольшие сообщения по применению некоторых металлов. Пожалуйста, руководители групп представьте своих выступающих по-очереди.
Савельев Влад: Электрическая лампочка. В ней светится раскаленная нить – проволочка из вольфрама, ток к которой подводят провода из чистой меди. Патрон лампочки сделан из цинка, а ее цоколь закреплен припоем – сплавом олова со свинцом и сурьмой.
Акатов Костя: В домашней аптечке хранится термометр, капилляр которого заполнен ртутью – единственный металл, который при обычных условиях находится в жидком состоянии.
Раднажапов Бимба: Металлы также являются и ценным стратегическим материалом: серебро - в сплавах с индием используется для изготовления зеркал прожекторов, автомобильных фар.
Сусойкин Андрей: магний - изготовление осветительных сигнальных ракет, так как он горит белым ослепительным пламенем.
Кривогорницын Саша: вольфрам - танковая броня, важные детали самолетов и двигателей.
Саубанов Владимир: тантал - для радарных установок, радиостанций.
Максимов Иван: стронций - металл фейерверков, потех и салютов, соединения стронция используются в пиротехнике для получения красных огней.
Часоводцев Андрей: олово - металл «консервной банки» … и т.д. Можно очень долго перечислять достоинства разных металлов, каждый из них выполняет определенную функцию и используется человеком но назначению.
Педагог: А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, которые помогут вам снять напряжение и более эффективно провести дальнейшую работу:
Загадки:
- Я - металл серебристый и легкий,
И зовусь « самолетный металл»,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий)
- Сначала моют меня в речке,
Потом сплавляют меня в печке.
И очень часто охраняют,
И по ночам меня считают.
Я шеи многих обрамляю,
В людских улыбках я сияю. (Золото)
- Винты вертолетов, рули поворота,
Много деталей сверхзвуковых самолетов
Изготовляют из меня,
Для этого и нужен я!
Я – гигант, зовусь… ( титан)
- Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают : имя мое - …( Медь)
- Бежит по воде – растворяется,
А остановится – взрывается. ( Натрий)
Педагог: Итак, теперь вы поняли, что тема нашего сегодняшнего заседания …. Металлы.
Вопрос: Что называется металлом? (демонстрация коллекции металлов)
( Металлы - простые вещества, обладающие сходными физическими свойствами:
металлическим блеском ,высокой тепло- и электропроводимостью, ковкостью , пластичностью, твердость, магнитные свойства)
Работа по группам
Педагог: А сейчас мы с вами продолжим наше заседание и я как заведующий лабораторией ставлю задачу:
Перед вами находятся образцы, обнаруженные археологами на месте падения крупного метеорита, ну допустим где-то недалеко от нашей местности. Руководители групп – выберите по одному образцу металла, для проведения исследования по предложенному плану. Но среди предложенных образцов (железо, медь, алюминий) имеется один (йод кристаллический технический), который не имеет отношения к металлам..
Для выполнения данного задания – исследования руководители групп получите инструкционные карты. Время на исследование – 10 минут, и на отчет по выполненной работе по 5 минут на каждую группу.
№ исследовательской группы _________
Инструкционная карта по проведению исследовательской работы
"Физические свойства металлов"
Цель: закрепить знания о строении металлов, согласно их положения в Периодической системе Менделеева; физических свойствах металлов.
Оборудование: набор образцов металлов: алюминиевые пластинки, медная проволока, железная стружка; йод кристаллический технический, магниты
Выполнение работы:
1.Рассмотрите образцы металлов, дайте название вашего металла, определите к какому типу металлов относится ваш образец: черные, цветные, драгоценные.
2.Дайте характеристику металла по положению его в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева:
- № периода
- № группы
- порядковый номер металла
- относительная молекулярная масса
- высший оксид, формула
- составьте электронную формулу данного химического элемента
3.Рассмотрите образцы металлов и определите есть ли у них блеск. Зафиксируйте результат.
4.Определите являются ли образцы металлов прозрачными. Результат занесите в таблицу.
5.Внимательно рассмотрите все образцы и установите: твердыми или жидкими являются металлы. Зафиксируйте результат.
6.Рассмотрите образцы металлов и определите цвет каждого из них. Зафиксируйте результат.
7.Несколько раз перегните образцы и установите, пластичны ли они? Зафиксируйте результат.
8.Определите из жизненного опыта тепло- и электропроводность. Результат занесите в таблицу.
9.Используя магнит, определите к какому типу металлов относится ваш образец по магнитным свойствам: ферромагнетики, парамагнетики, диамагнетики
Металл | Блеск | Прозрачность | Цвет | Твёрдость | Пластичность | Магнитные свойства | ||
ферромагнетик | парамагнетик | диамагнетик | ||||||
Алюминий | ||||||||
Медь | ||||||||
Железо | ||||||||
Цинк | ||||||||
Педагог: Итак, наше исследование закончено. Прошу руководителей групп отчитаться о полученных результатах. Первая группа представьте ваш отчет.
1 группа отчитывается, затем вторая, третья и четвертая.
Педагог: вы хорошо, продуктивно поработали и теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и послушать выступления наших сотрудников. Итак мы открываем психологическую страничку.
Психологическая страничка
Выступления обучающихся.
Суслов Сергей: Железо
Избыток железа превращает человека в агрессивное существо с жестоким, эгоистичным характером. Такие люди очень активны, постоянно чем-то заняты. Любят командовать, поэтому чаще всего становятся военными, спортивными инструкторами или бизнесменами.
Но таких «железных дровосеков» можно смягчить, если давать им меньше мяса.
Гармажапов Виктор: Ртуть
Болтливые люди, оказывается, любят поговорить от... обилия в организме ртути. Еще такие люди хитры, беспринципны и легко предают. Им явно необходимо разбавить этот жидкий металл железом.
Степанов Сергей: Медь
Люди, в организме которых больше всего меди, мягки и покладисты. Они любят красивую жизнь и вкусную еду, предпочтение отдают сладостям. Они всегда готовы прийти на помощь, у них дружные семьи и много друзей. Чаще всего они становятся писателями, музыкантами или художниками.
Однако их часто обманывают и предают, пользуясь их слабостями. Поэтому, если в этом описании вы узнали себя, постарайтесь потреблять больше продуктов, содержащих железо, – так вы компенсируете мягкость меди.
Дарич Николай: Олово
Олово – это тот металл, который в избытке содержится в организме мыслителей, философов и путешественников. У них – отменное чувство юмора, а их энтузиазм часто переходит в одержимость. Свинец сделает их более серьезными, а железо – крепкими.
Фомин Даниил: Золото
Драгоценные металлы и в организме - драгоценность. Серебро, например, - металл чувствительных, эмоциональных людей, обладающих огромной интуицией, или ясновидящих. Золото преобладает в организме тщеславных, заносчивых людей. Но это лишь видимость: внутри они добры и щедры, просто к ним нужно отыскать подход. Они - верные друзья, готовые в любую минуту прийти на помощь. Им необходимо пополнять свой организм и другими металлами - на характере это, возможно, не отразится, а здоровье укрепит.
Иванов Бато-Цырен: Свинец Чрезмерное содержание в организме свинца делает человека вялым и апатичным. Он всегда не в настроении, вечно находит повод для недовольства. Чаще всего такие люди оказываются в положении жертвы. Из них получаются отменные подчиненные, ведь они не инициаторы, а предпочитают, скорее, подчиняться распоряжениям. Таким людям просто необходимо разбавлять свой свинец золотом, медью, оловом и серебром.
Педагог: ну и последний этап нашего заседания - викторина.
Викторина
1)Какой вид связи характерен для металлов? (связь металлическая)
2)Сколько электронов в основном находится на внешнем электронном слое? (от1 до3, исключение составляют лишь шесть металлов: атомы германия, олова, свинца – 4 электрона, атомы сурьмы, висмута – 5, атомы полония – 6)
3)Как изменяется в периоде электроотрицательность у металлов? (в периоде она увеличивается)
4)Как называется однородная система состоящая из нескольких металлов? (сплав)
5) Какой металл самый твердый? (хром)
6)Почему свежий надрез яблока становится бурым? (происходит окисление железа)
7) Какой самый тугоплавкий металл? (вольфрам)
8) Что общего между мелом, скелетом человека и гипсом? (в их состав входит элемент кальций в виде солей)
9) Какой металл можно резать ножом? (натрий)
10) Ионы какого металла обладают бактерицидными свойствами? (Серебро)
11) Какой металл защищает от рентгеновского излучения? (свинец)
12) Какие металлы, кроме железа, обладают магнитными свойствами? (кобальт, никель)
13) В какой водке растворяются благородные металлы? (в «царской»)
14) Какой металл и почему называют « металлом хирургов»? ( тантал - у него высокая биологическая совместимость с живыми тканями)
15)Какой металл называют металлом консервной банки? (олово)
16) Какое химическое вещество, используемое в быту, опасно проливать на золотые украшения? (Капли йодной настойки, попадая на золотые украшения, оставляют темные пятна)
17) Некоторый металл на морозе «заболевает»: его серебристо – белые слитки сначала становятся тускло – серыми, а затем рассыпаются в серый порошок. Назовите металл. Как называется это явление? (Олово, оловянная чума)
18)Какие металлы относятся к ферромагнетикам? (ферромагнетики – это металлы, которые сильно намагничиваются и долго сохраняют эту способность; железо, кобальт, никель)
19)Какие металлы равнодушны к магниту? (медь, серебро, золото, висмут – они называются диамагнетики)
20)Какие металлы наиболее хрупкие? (висмут, марганец –не обладают пластичностью
Педагог: Наше заседание подходит к концу.
На заключительном этапе предлагаю дать оценку уроку.
Рефлексия: Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который подходит именно вам, а
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок показался мне 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока для меня был | Активно, пассивно Доволен, недоволен Коротким, длинным Не устал, устал Улучшилось, ухудшилось Понятен, непонятен Интересен, скучен Полезен, бесполезен |
…
Педагог: Дорогие коллеги, спасибо вам за плодотворную работу. Исходя из ваших ответов видно, что наше заседание вы оценили высоко, у вас поднялось настроение, все вы были очень активны и никто не остался в стороне. Теперь пришло время мне, как заведующей лабораторией оценить ваш каждый индивидуальный вклад в работе исследовательской лаборатории.
Педагог выставляет оценки обучающимся, озвучивает их.
Домашнее задание.
Педагог: Всего хорошего, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"
Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.
1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами." 2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...

Методическая разработка "Открытый урок: вулканы" (городской), "Открытый урок: Пещеры в поисках сокровищ" (муниципальный), "Движение земной коры: вулканы" (Межрегион)
Методические разработки (разного уровня). Участие в педагогических конкурсах разработок....
