Дополнительная общеобразовательная программа
рабочая программа по химии (10 класс)

 

Программа направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья детей, формированию у них позитивного и ответственного отношения к применению лекарственных средств, использованию рецептов народной медицины.

Программа способствует интеллектуальному развитию подростков, формирует систему знаний и умений о способах сохранения и улучшения здоровья. Мероприятия, предлагаемые в программе, направлены на формирование и развитие творческих способностей детей и подростков, повышения интереса учащихся к своему организму.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_obraz_yunye_farmakologi_02.05.22_4.docx420.55 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: https://lh6.googleusercontent.com/qSo4PMvvcf8NYuM6euPlXBO_Dq5RS1TrR7RnXcybqt3UbRYAROt27CQvmKO-g6T1O2xR7jPAYrsnoZR2og_U7yMFDfsZ8_BhE51_VkfEWUuNVKybgkJNjHOFelAl6BPYe7Oo8Nk

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

Наименование образовательной организации МБОУ СШ №9

Название программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

естественнонаучной  направленности

Юные фармакологи

Направленность программы

естественнонаучная

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную

общеобразовательную программу

Ендовицкая Юлия Константиновна

Год разработки

2021

Где, когда и кем утверждена дополнительная

общеобразовательная программа

Педагогическим советом от 12.04.2021

Уровень программы

стартовый

Информация о наличии рецензии

нет

Цель

Создание условий для интеллектуального и

творческого развития детей и подростков в области фармакологии, формирование культуры здорового и

безопасного образа жизни, укрепления здоровья детей.

Задачи

  1. Формирование и развитие экологического

мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и

профессиональной ориентации.

  1. Развитие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое их применение.

Ожидаемые результаты освоения программы

Учебно-познавательные:

умение ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

организовывать планирование, анализ,

рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к

изучаемой проблеме;

           ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками,

            работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; способность объединять в одно целое и умение применять отдельные части знаний;

          решать учебные и самообразовательные задачи; получать пользу из обучающей деятельности;

         Исследовательские:

получение и переработка поступающей информации;

обращение к различным источникам данных и их использование; обучающиеся принимают участие в

конференциях, конкурсах и форумах с проектами и исследовательскими работами;

         Социально-личностные:

оценивать подходы, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой. Анализ информации, полученной из различных предметных областей; моделирование ситуации;

составление алгоритмов деятельности по разрешению ситуации;

         Коммуникативные:

выслушивать и принимать во внимание

убеждения и мнения по той или иной проблеме других людей; выступать на публике - владение способами презентации себя и своей деятельности.

         Информационные:

способствование формированию информативной компетентности учащихся посредством освоения

системой знаний в области современных ИКТ; формирование у учащихся логического(алгоритмического) способа мышления; развитие познавательной деятельности, что будет способствовать подготовке учащихся к жизни в

информационном обществе.

Срок реализации программы

2021-2022

Количество часов в неделю/год

Объем программы – 76 часов, 2 часа в неделю.

Возраст обучающихся

Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав группы – 15 человек. Всего 2

группы.

Формы занятий

Групповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов; индивидуально-групповые на практических занятиях. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход

к каждому обучающемуся.

Методическое обеспечение

Приложение 1,2,3

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

В лаборатории имеется специальное оборудование, позволяющее проводить исследования и практические работы согласно разделу «Содержание программы»:

1. Цифровая лаборатория со встроенными датчиками.

2. Лабораторная посуда и реактивы.

3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Аннотация к программе

Программа направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья детей, формированию у них позитивного и ответственного отношения к применению лекарственных средств, использованию рецептов народной медицины.

Программа способствует интеллектуальному развитию подростков, формирует систему знаний и умений о способах сохранения и улучшения здоровья. Мероприятия, предлагаемые в программе, направлены на формирование и развитие творческих способностей детей и подростков, повышения интереса учащихся к своему организму.

Программа разработана в соответствие с нормативно – правовыми актами федерального и регионального уровней

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
  2. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Национальная стратегия» действий в интересах детей на 2012-2017 годы;
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726

«Концепция развития дополнительного образования детей;

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017

г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196

«Об утверждении Порядка организации и осуществления в образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467

«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114

«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».

  1. Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 № 68 «Об образовании В Ханты – Мансийском автономном округе – Югре» (ред. от 24.09.2020);

    Реализация образовательной программы осуществляется за пределами ФГОС и федеральных, государственных требований, и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.

Реализация образовательной программы осуществляется за пределами ФГОС и федеральных государственных требований, и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.

                                   2. Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана на 2021/2022учебный год

Настоящая программа «Юный фармаколог» составлена на основе программы

Н.П. Абаскаловой Н. П. “Здоровью надо учить”, и Колесова Д.В. «Гигиена и здоровье школьника», которые были проработаны в соответствии с тематикой, целями и задачами программы «Юные фармакологи».

  1. Актуальность программы.

Программа        охватывает        химико-медико-биологическую        область, поэтому

обучающиеся могут пополнить знания по биологии, химии и экологии, которые имеют значение для сохранения физического и психического здоровья. В рамках

реализации Программы происходит формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, даются рекомендации по организации питания, проводятся беседы по профилактике вредных привычек, демонстрируются фильмы о вреде табака, алкоголя и наркотиков.

  1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучная.

Программа ориентирована на развитие интеллектуально-творческих

способностей обучающихся, приобретение знаний и умений в области фармакологии, служит профориентационным средством и средством формирования навыков

исследовательской деятельности, что особенно важным является в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Концепции        развития        дополнительного        образования,        утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014

№ 1726-р, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Приказа Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 06.03.2014  № 229 «Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года».
  • Постановления Администрации города от 13.12.2013 № 8993.

«Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на 2014-2020 годы» (с изменениями).

  • Постановления Администрации города от 11.02.2016 №925 «Об утверждении стандарта качества муниципальных услуг (работ) в сфере образования, оказываемых        (выполняемых) муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города.
  1. Уровень освоения программы: стартовый.

  2. Отличительные особенности программы.

В Программе прослеживается профессионально-ориентированный характер и предназначена она для расширения кругозора обучающихся через знакомство с основами фармакологии. Предмет фармакологии – лекарства, интересны всем и

каждому, поскольку приходится повсеместно сталкиваться с ними в реальной жизни. Далеко не каждого интересует причина заболевания, однако всех волнует вопрос о том, как и чем необходимо лечиться. Данный вид деятельности по касательной

рассматривается на уроках биологии, химии и элективных курсах по экологии. Но более подробного изучения данной тематики не происходит, особенно нет возможности в рамках школы выделить часы на проведение практических, лабораторных занятий и реализацию исследовательской деятельности по фармакологии.

  1. Уровень освоения программы: стартовый.

  2. Отличительные особенности программы.

В Программе прослеживается профессионально-ориентированный характер и предназначена она для расширения кругозора обучающихся через знакомство с основами фармакологии. Предмет фармакологии – лекарства, интересны всем и

каждому, поскольку приходится повсеместно сталкиваться с ними в реальной жизни. Далеко не каждого интересует причина заболевания, однако всех волнует вопрос о том, как и чем необходимо лечиться. Данный вид деятельности по касательной

рассматривается на уроках биологии, химии и элективных курсах по экологии. Но более подробного изучения данной тематики не происходит, особенно нет возможности в рамках школы выделить часы на проведение практических, лабораторных занятий и реализацию исследовательской деятельности по фармакологии.

  1. Адресат программы:

Учащиеся МБОУ СШ № 9. Обучающиеся по Программе – это школьники, имеющие желание в скором будущем связать свою жизнь с биологией, медициной или

фармацевтикой. В процессе реализации Программы создаются условия для

самостоятельной деятельности, что содействует развитию умений работать с большими объёмами информации, выявлять проблемные вопросы, пытаться найти ответы.

Возраст обучающихся: 13-15 лет. Условия формирования групп: допускаются

разновозрастные группы в пределах одного уровня образования общеобразовательной школы (средние и старшие классы). Наполняемость учебной группы –15 человек.

  1. Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год
  2. Объем программы:

Количество занятий в неделю – 2 часа Количество занятий в год – 76 часов

  1. Режим занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 40 минут
  2. Формы обучения и виды занятий:

Основной формой организации работы в рамках программы «Юные фармакологи» на занятиях является исследовательская деятельность - один из методов проблемного обучения. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному

эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологических проблем родного края. Исследовательская деятельность в рамках программы «Юные фармакологи»

способствует формированию у обучающихся эколого-биологических и медико-

фармакологических знаний; углубляет и закрепляет знания по общетеоретическим гуманитарным и естественнонаучным предметам.

В учебно-тематическом плане предусмотрено проведение экскурсий в медицинские учреждения, сеть аптек, санитарно-эпидемиологическую службу г. Сургута.

3. Цели и задачи программы

Цель программы – создание условий для интеллектуального и творческого развития детей и подростков в области фармакологии, формирование культуры здорового и

безопасного образа жизни, укрепления здоровья детей.

Задачи программы:

Образовательные:

приобретение теоретических знаний в области биологии, химии, экологии человека, охраны здоровья и фармакологии;

освоение и совершенствование методов оценки качества среды обитания, анализа продуктов питания.

Развивающие:

развитие коммуникативных способностей;

развитие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое их применение;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Воспитательные:

воспитание личностных качеств: аккуратности, трудолюбия, ответственности к себе и своему здоровью;

стимулирование потребности в труде, приобщение к коллективной деятельности;

воспитание осторожности в обращении с лекарствами, соблюдение правила их хранения;

воспитание активной жизненной позиции.

Педагогическая обоснованность методов обучения

Происходящие изменения в общественной жизни и науке требуют использования в образовательных учреждениях новых способов обучения и воспитания,

соответствующих современному уровню развития науки. Это будет способствовать более эффективному обучению и формированию у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

В процессе создания данной программы использованы методы обучения по Бабанскому:

  • методы стимулирования и мотивации учения;
  • методы организации и осуществления учебных действий и операций. Методы воспитания:
  1. Методы формирования сознания личности:
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
  3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности:
  4. Методы контроля, самоконтроля, самооценки воспитания.

4. Содержание учебного плана

      1. Введение (10 ч.) Фармакология и фармацевтика. Их место и роль в жизни человека. Функции фармакологии и фармацевтики. Проблемы функционирования данных отраслей нашей жизни. Здоровый образ жизни, важность и необходимость. Аптеки и аптечные пункты. Экскурсия в аптеку.

    2. раздел. Человек, его здоровье. (36 ч.) Химические элементы в организме человека. Бережное отношение к своему здоровью. Виды лекарств. Аптечка автомобилиста. Аптечка туриста и отдыхающего. Использование лекарственных средств в семьях (анкетирование, беседы в ОУ).

Практическая работа: проанализировать домашнюю аптечку совместно с родителями, проверить срок годности и выполнение правил хранения лекарств. Лекарственные

растения. Их польза или вред.

Практическая работа. Изучение влияния лекарственных трав и лекарств химической природы на прорастание пшеницы и ржи. Правила сбора лекарственных растений.

Области произрастания лекарственных растений. Лекарства на даче. Аптека на окне. Практическая работа. Приготовление ферментированного сырья цветков липы, мяты перечной, сравнение с высушенными аналогами. Способы приготовления экстрактов и настоек лекарственных растений. Подбор концентрации экстрагента.

Практическая работа. Приготовление спиртовых и водных экстрактов лекарственных растений. Взаимодействие лекарств с организмом: действие лекарств на организм

человека с учетом пола, возраста, массы и других особенностей организма Аптека, созданная природой.

Практическая работа. Сравнение химических свойств экстракта липы и

ацетилсалициловой кислоты. ПАВ: психоактивные вещества – это тоже аптека?

Гомеопатические препараты. Лечение грибами: фунготерапия. Антибиотики, их аналоги в природе. Приготовление природных антибиотиков.

Практическая работа. Сравнение химического и природного антибиотиков.

       3. раздел. Человек, его здоровье и фармакология, (30 ч.) Значение здоровья для активной  жизни человека. Бережное отношение к своему здоровью. Просмотр фильма. За дымовой завесой – обсуждение вреда курения. Наркотики - свобода или зависимость (обсуждение вреда употребления наркотиков), подготовка стенгазет и презентаций, и выступление

перед классом. Практическая работа. За дымовой завесой (“Исследование состава табака на наличие ионов тяжелых металлов”). Витамины и их значение: классификация витаминов,

показания к применению, проведение опытов с витаминами. Моющие средства – все ли безвредны для кожи и дыхания человека.

Практическая работа. Исследование влияния сухих моющих средств на выживаемость дафний. Гигиена человека, гигиенические и косметические средства по уходу за кожей. Практическая работа. Исследование влияния косметических средств на тканях фиалки узамбарской.

Гигиеническое состояние домашних и школьных помещений, влияние на здоровье человека.

Практическая работа. Проведение замеров показателей гигиенического состояния домашних и школьных помещений с использованием цифровой лаборатории

«Эйнштейн». Правильное питание. Проведение анкетирования по оценке питания детей и взрослых. Здоровье человека через безопасные продукты питания. Практическая работа. Исследование продуктов питания на содержание нитрат-ионов в арбузе с  использованием цифровой лаборатории «Архимед». Практическая работа. Анализ качества молочных продуктов. Вода, напитки и их  физико- химические свойства.

Практическая работа. Анализ качества минеральных вод, купленных в аптеке. Планирование экологического исследования. Работа с научной литературой.

Планирование исследований (выбор темы, объекта исследований). Работа с научной литературой о методах исследования гигиенического состояния помещений, о методах исследования влияния лекарств на живые объекты. Изучение данных. Правила работы с библиотечными фондами, каталогами, научными статьями, периодическими изданиями, монографиями. Работа в библиотеках, сети Интернет. Размещение ссылок в тексте на

авторов. Составление списка использованной литературы.

Составление и оформление разделов исследовательской работы: введение, обзор литературы, характеристика объекта исследований, методика исследований. Проведение исследований. Освоение методик исследования влияния лекарственных трав и других лекарств на живые

организмы: дафнии, семена ржи (их прорастание и рост). Описание выбранных объектов исследования (травы: шалфей, алоэ). Анализ полученных данных. Составление и

оформление главы исследовательской работы: результаты исследований. Постановка эксперимента по исследованию влияния лекарственной травы шалфея и спрея антиангин на жизнестойкость листьев герани, фиалки, смеси алоэ с медом и лекарства омнитуса на прорастание семян ржи, лекарства бромгексина на выживаемость дафний. Наблюдение за опытом. Оценка результатов опыта: определение всхожести семян, выживаемости

дафний, внешнее состояние тканей комнатных растений в ходе влияния лекарственных средств химического и природного происхождения. Анализ полученных данных. Графическое оформление результатов.        Составление и оформление главы исследовательской работы: результаты исследований. Гигиеническое исследование состояния школьных и иных помещений: влажность, температура, шум, концентрация кислорода. - Оформление и защита исследовательской работы. Основные требования к докладу. Составление доклада, тезисов по работе. Оформление наглядного материала для защиты исследовательской работы: плакаты, электронные презентации. Защита работы на олимпиаде, конференции, конкурсе. Физиологическая роль витаминов. Классификация витаминов по физико-химическим свойствам. Причины возникновения недостаточности и перенасыщения. Симптомы гиповитаминозов. Препараты жирорастворимых витаминов. Витамин Д –эргокальциферол.

Препараты витамина К –викасол. Препараты витамина Е –токоферола ацетат.

Комбинированные препараты витаминов без минеральных добавок (гексавит, декамевит, макровит и др.). Комбинированные препараты витаминов с минеральными и другими добавками (юникап, комплевит, центрум и др.). Лекарство – вещество, применяемое с целью лечения какого-либо заболевания. Лекарственное вещество – вещество или смесь веществ природного или синтетического происхождения. Лекарственный препарат –

лекарственное средство в готовом для применения виде. Лекарственная форма – лекарственное вещество в наиболее удобной для приема больным форме.

Раздел 4 . Лекарства. (25 часов).Твердые лекарственные формы. Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций. Мягкие лекарственные формы.

5. Планируемы результаты.

Предметные результаты освоения программы:

  • освоить понятия и термины по биологии, химии и экологии человека сверх базового уровня;
  • освоить методы постановки опыта с использованием различных тест-объектов, правила сбора лекарственных растений, приготовления сырья лекарственного растения, проведения анализа качества продуктов питания и другие;
  • уметь работать с цифровыми лабораториями;
  • уметь оценивать результаты опыта;
  • уметь создавать электронные презентации в формате Microsoft PowerPoint;
  • уметь выполнить и защитить исследовательскую работу по влиянию различных лекарственных средств на развитие живых организмов;
  • определиться        в        выборе        будущего        профиля        обучения        в        школе        и, возможно, профессии;
  • уметь грамотно и осторожно обращаться с лекарствами и соблюдать правила их хранения.

Личностные результаты освоения программы. Обучающиеся будут:

  • оценивать подходы, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
  • анализировать информацию, полученную из различных предметных областей;
  • моделировать ситуацию;
  • составлять алгоритм деятельности по разрешении ситуации

Учебно-познавательные результаты:

  • умение ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
  •         организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно- познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания;
  • способность объединять в одно целое и умение применять отдельные части знаний; решать учебные и самообразовательные задачи; получать пользу из обучающей деятельности;

Исследовательские результаты освоения программы:

  • получение и переработка поступающей информации;
  • обращение к различным источникам данных и их использование.

Коммуникативные результаты освоения программы:

  •         выслушивать и принимать во внимание убеждения и мнения по той или иной проблеме других людей;
  • выступать на публике - владение способами презентации себя и своей деятельности.

Информационные результаты освоения программы:

  • способствование        формированию        информативной        компетентности учащихся посредством освоения системой знаний в области современных ИКТ;
  • формирование у учащихся логического (алгоритмического) способа мышления;
  • развитие познавательной деятельности, что будет способствовать подготовке учащихся к жизни в информационном обществе;
  • определиться в выборе будущего профиля обучения в школе и, возможно, профессии;
  •         уметь грамотно и осторожно обращаться с лекарствами и соблюдать правила их хранения.

            Оценка индивидуального прогресса обучающихся проводится с целью определенных коррекционных педагогических действий.

Индивидуальный прогресс обучающихся будет представлен в виде формирования пакета документов, свидетельствующих о результативном участии в мероприятиях различного уровня (грамоты, благодарности и т.д.)

Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются: входной контроль проводится с целью определения уровня развития обучающихся; текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала; промежуточный контроль проводится с целью определения результатов обучения; итоговый контроль проводится с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей.

  1. Комплекс организационно – педагогических условий:

                              Календарный учебный график

Объединение

I

полугодие

Зимние каникулы

II

полугодие

Учебные недели

Сроки

Сроки

Количество

дней

Сроки

Юные

38 учебных

фармакологи

недель (228

учебных

дней)

  •  это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).

Учебно-тематический план1 на 2021/2022 учебный год

Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

Формы контроля

Раздел 1. Введение. (10часов)

9

1

10

1

Фармакология и фармацевтика. Их место и роль в жизни человека.

1

1

 Тест

2

Место и роль фармакологии в жизни человека.

1

1

Опрос

3

Функции фармакологии.

1

1

Опрос

4

Значение фармакологии.

1

Опрос

5

Функции фармацевтики.

1

1

Опрос

6

Значение фармацевтики.

1

Опрос

7

Фармакология и фармацевтика – сходства.

1

1

Опрос

8

Фармакология и фармацевтика – различия.

1

1

Опрос

9

Фармакология и аптека.

1

1

 Тест

10

Экскурсия в аптеку.

1

1

Отчёт

Раздел 2 . Человек, его здоровье. (36 часов)

29

7

36

11

Химические элементы в организме человека.

1

1

Тест

12

Химические элементы в организме животных.

1

1

Тест

13

Химические элементы в растениях.

1

1

Тест

14

Бережное отношение к своему здоровью.

1

1

Анкетирование

15

Аптека, созданная природой.

1

1

Опрос

16

Анализ содержимого домашней аптечки.

1

1

Практикум

17

Аптечка автомобилиста.

1

1

Практикум

1 УТП для данного года обучения.

18

Аптечка туриста.

1

1

Опрос

19

Аптечка отдыхающего.

1

1

Опрос

20

Правила сбора лекарственных растений.

1

1

Опрос

21

Время сбора лекарственных растений.

1

1

Анкетирование

22

Особенности ухода за лекарственными растениями.

1

1

Опрос

23

Области обитания и произрастания лекарственных растений.

1

1

Практикум

24

Области обитания и произрастания лекарственных растений России.

1

1

Практикум

25

Области обитания и произрастания лекарственных растений в ХМАО.

1

1

Практикум

26

Практическая работа №1.

Приготовление

ферментированного сырья цветков липы.

1

1

Практикум

27

Хранение ферментативных растворов.

1

1

Практикум

28

Практическая работа №2.

Приготовление

ферментированного сырья цветков мяты перечной.

1

1

Практикум

29

Практическая работа №3. Сравнение с высушенными аналогами ферментативного сырья.

1

1

Практикум

30

Практическая работа №4. Приготовление спиртовых экстрактов лекарственных растений.

1

1

Практикум

31

Практическая работа №5. Приготовление водных экстрактов лекарственных растений.

1

1

Практикум

32

Гомеопатические препараты.

1

1

Практикум

33

Взаимодействие лекарств с организмом.

1

1

Опрос

34

Антибиотики, их аналоги в природе.

1

1

Опрос

35

Практическая работа №6. Приготовление природных антибиотиков.

1

1

Практикум

36

Практическая работа№7. Сравнение химического и природного антибиотиков.

1

1

Практикум

Раздел3. Человек, его здоровье и фармакология(30 часов)

30

15

15

37

Здоровье.

1

1

Опрос

38

Значение здоровья для активной жизни человека.

1

1

Опрос

39

Питательные вещества.

Опрос

40

Правильное питание.

1

1

41

Здоровье человека через

безопасные продукты питания.

1

1

42

Практическая работа №8. Исследование продуктов питания на содержание нитрат- ионов.

1

1

Практикум

43

Практическая работа №9. Анализ качества молочных продуктов.

1

1

Практикум

44

Практическая работа №10. Анализ качества минеральной воды из аптеки.

1

1

Практикум

45

ПАВ.

1

1

46

Практическая работа №11. Анализ воды школьного водопровода.

1

1

Практикум

47

Наркотические средства.

1

1

Анкетирование

48

Современные лекарственные средства.

1

1

49

Гомеопатические препараты.

1

1

Опрос

50

Фунготерапия.

1

1

Опрос

51

Антибиотики, их аналоги в природе.

1

1

Опрос

52

Изучение лекарственных трав – природных антибиотиков.

1

1

Практикум

53

Практическая работа №12. Приготовление природных антибиотиков.

1

1

Практикум

54

Изучение аптечных форм антибиотиков.

1

1

55

Практическая работа №13. Сравнение химического и природного антибиотиков.

1

1

Практикум

56

Гигиена человека.

1

1

Акетирование

57

Практическая работа №14. Гигиеническое состояние школьных помещений.

1

1

Практикум

58

Моющие средства.

1

1

Акетирование

59

Планирование экологического исследования.

1

1

Практикум

60

Работа с научной литературой о методах исследования.

1

1

Практикум

61

Составление и оформление разделов исследовательской работы.

1

1

Практикум

62

Освоение методик исследования влияния лекарственных трав.

1

1

Практикум

63

Освоение методик исследования влияния лекарств на живые организмы.

1

1

Практикум

64

Освоение методик исследования влияния лекарств на семена ржи (их прорастание и рост).

1

1

Практикум

65

Анализ полученных данных. Составление и оформление главы исследовательской работы.

1

1

Практикум

66

Практическая работа №15. Исследование влияния лекарственной травы шалфея и спрея антиангин на

жизнестойкость листьев герани.

1

1

Практикум

67

Практическая работа №16. Исследование влияния лекарственной травы шалфея и спрея антиангин на

жизнестойкость листьев фиалки.

1

1

Практикум

68

Практическая работа №17. Исследование влияния смеси алоэ с медом на прорастание семян ржи.

1

1

Практикум

69

Практическая работа №18. Исследование влияния лекарства бромгексина на выживаемость

дафний.

1

1

Практикум

70

Наблюдение за опытом. Оценка результатов опыта.

1

1

Практикум

71

Практическая работа №19. Определение внешнего состояния тканей комнатных растений в ходе влияния лекарственных средств химического происхождения.

1

1

Практикум

72

Практическая работа №20. Гигиеническое исследование состояния школьных помещений: влажность.

1

1

Практикум

73

Практическая работа №21. Гигиеническое исследование состояния школьных и иных помещений: температура.

1

1

Практикум

74

Практическая работа №22. Гигиеническое исследование состояния школьных и иных помещений: шум.

1

1

Практикум

75

Витамины. Физиологическая роль витаминов.

1

1

Практикум

Защита проекта

76

Итоговое занятие

1

1

Практикум

Защита проекта

Всего часов

54

22

76

Календарно-тематическое планирование для группы (1 г.о.)

№ п/ п

Наименование

раздела программы

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

занятий (план)

Дата проведения

занятий (факт)

1

Раздел 1. Введение.

Фармакология и фармацевтика. Их место и роль в жизни человека.

1

06.09.22

2

Место и роль фармакологии в жизни человека.

1

07.09.22

3

Функции фармакологии.

1

13.09.22

4

Значение фармакологии.

1

14.09.22

5

Функции фармацевтики.

1

20.09.22

6

Значение фармацевтики.

1

21.09.22

7

Фармакология и фармацевтика – сходства.

1

27.09.22

8

Фармакология и фармацевтика – различия.

1

28.09.22

9

Фармакология и аптека.

1

04.10.22

10

Экскурсия в аптеку.

1

05.10.22

11

Раздел 2. Человек, его здоровье.

Химические элементы в организме человека.

1

11.10.22

12

Химические элементы в организме животных.

1

12.10.22

13

Химические элементы в растениях.

1

18.10.22

14

Бережное отношение к своему здоровью.

1

19.10.22

15

Аптека, созданная природой.

1

25.10.22

16

Анализ содержимого домашней аптечки.

1

26.10.22

17

Аптечка автомобилиста.

1

01.11.22

18

Аптечка туриста.

1

02.11.22

19

Аптечка отдыхающего.

1

08.11.22

20

Правила сбора лекарственных растений.

1

09.11.22

21

Время сбора лекарственных растений.

1

15.11.22

22

Особенности ухода за лекарственными растениями.

1

16.11.22

23

Области обитания и произрастания лекарственных растений.

1

22.11.22

24

Области обитания и произрастания лекарственных растений России.

1

23.11.22

25

Раздел 2. Человек, его здоровье

Области обитания и произрастания лекарственных растений в ХМАО.

1

29.11.22

26

Практическая работа №1. Приготовление ферментированного сырья цветков липы.

1

30.11.22

27

Хранение ферментативных растворов.

1

06.12.22

28

Практическая работа №2. Приготовление ферментированного сырья цветков мяты перечной.

1

 07.12.22

29

Практическая работа №3. Сравнение с высушенными аналогами ферментативного сырья.

1

13.12.22

30

Практическая работа №4. Приготовление спиртовых экстрактов лекарственных растений.

1

14.12.22

31

Практическая работа №5. Приготовление водных экстрактов лекарственных растений.

1

20.12.22

32

Гомеопатические препараты.

1

21.12.22

33

Взаимодействие лекарств с организмом.

1

27.12.22

34

Антибиотики, их аналоги в природе.

1

28.12.22

35

Практическая работа №6.Приготовление природных антибиотиков.

1

10.01.23

36

Практическая работа№7. Сравнение химического и природного антибиотиков.

1

11.01.23

37

Раздел3. Человек, его здоровье и

фармакология

Здоровье.

1

17.01.23

38

Значение здоровья для активной жизни человека.

1

18.01.23

39

Питательные вещества.

1

24.01.23

40

Правильное питание.

1

25.01.23

41

Здоровье человека через безопасные продукты питания.

1

31.01.23

42

Практическая работа №8. Исследование продуктов питания на содержание нитрат-ионов.

1

01.02.23

43

Практическая работа №9. Анализ качества молочных продуктов.

1

07.02.23

44

Практическая работа №10. Анализ качества минеральной воды из аптеки.

1

08.02.23

45

ПАВ.

1

14.02.23

46

Практическая работа №11. Анализ воды школьного водопровода.

1

15.02.23

47

Наркотические средства.

1

21.02.23

48

Современные лекарственные средства.

1

22.02.23

49

Гомеопатические препараты.

1

28.02.23

50

Фунготерапия.

1

01.03.23

51

Антибиотики, их аналоги в природе.

1

07.03.23

52

Изучение лекарственных трав –природных антибиотиков.

1

14.03.23

53

Практическая работа №12. Приготовление природных антибиотиков.

1

15.03.23

54

Изучение аптечных форм антибиотиков.

1

21.03.23

55

Практическая работа №13. Сравнение химического и природного антибиотиков.

1

22.03.23

56

Гигиена человека.

1

28.03.23

57

Практическая работа №14.

Гигиеническое состояние школьных помещений.

1

29.03.23

58

Моющие средства.

1

04.04.23

59

Планирование экологического исследования.

1

05.04.23

60

Работа с научной литературой о методах исследования.

1

11.04.23

61

Составление и оформление разделов исследовательской работы.

1

12.04.23

62

Освоение методик исследования влияния лекарственных трав.

1

18.04.23

63

Освоение методик исследования влияния лекарств на живые организмы.

1

19.04.23

64

Освоение методик исследования влияния лекарств на семена ржи (их прорастание и рост).

1

25.04.23

65

Анализ полученных данных. Составление и оформление главы исследовательской работы.

1

26.04.23

66

Практическая работа №15. Исследование влияния лекарственной травы шалфея и спрея антиангин на жизнестойкость листьев герани.

1

02.05.23

67

Практическая работа №16. Исследование влияния лекарственной травы шалфея и спрея антиангин на жизнестойкость листьев фиалки.

1

03.05.23

68

Практическая работа №17. Исследование влияния смеси алоэ с медом на прорастание семян ржи.

1

10.05.23

69

Практическая работа №18. Исследование влияния лекарства бромгексина на выживаемость дафний.

1

16.05.23

70

Наблюдение за опытом. Оценка результатов опыта.

1

17.05.23

71

Практическая работа №19. Определение внешнего состояния тканей комнатных растений в ходе влияния лекарственных средств химического и природного происхождения.

1

23.05.23

72

Практическая работа №20. Гигиеническое исследование состояния школьных помещений: влажность.

1

23.05.23

73

Практическая работа №21. Гигиеническое исследование состояния школьных и иных помещений: температура.

1

23.05.23

74

Практическая работа №22. Гигиеническое исследование состояния школьных и иных помещений: шум.

1

24.05.23

75

Витамины. Физиологическая роль витаминов.

1

24.05.23

76

Итоговое занятие.

1

24.05.23

Список литературы для педагогов

  1. Аксёнова Э.Н., Андрианова О.П. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 384 с.
  2. Анисимова Г.А. Библиотека сетевых образовательных ресурсов для современного учителя химии //Современные информационные технологии в обучении химии: Материалы III областной научно- практической конференции учителей химии и преподавателей вузов (Пенза, ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2006). – Пенза: ПГПУ, 2006. – С. 20 –21 2. Архимед 2004.
  3. Арестов И.Г., Толкач И.Г., Голубицкая А.В., Сосновская Т.А – Фармакология.- М:Медицина, 2002. -215 с. 4. А.Г. Озеров. Исследовательская деятельность учащихся в природе. 2005 г.
  4. В.П. Махлаюк. Лекарственные растения в народной медицине - Саратов, 1967

5.   И.А Шилов. Экология: Учебник для биол. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 2000. 6. И.С. Сергеев, В.И. Блинов Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности.- “Аркти”, Москва, 2007

Литература для обучающихся

1. Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995 г.

Приложение 1.

Методика ферментирования лекарственного растения

  1. Собрать выбранное Вами лекарственное растение.
  2. Собранные растения немного провялить (до 6 часов).
  3. Сырье прокрутить через мясорубку и уложить полученную массу в эмалированную миску, накрыв крышкой для настаивания в теплом месте (25-30 °С) в течение суток.
  4. В это время происходит ускоренный процесс ферментации, так же как при квашении. 5. Если масса потемнела и приобрела приятный аромат, значит необходимо перейти к высушиванию сырья. Это можно сделать в приоткрытой духовке при 60-90 градусов, периодически перемешивая, до полного высыхания. Или же на открытом воздухе при высокой температуре воздуха.

6. В результате должна получиться гранулированная сухая смесь коричневого цвета.

Приложение 2.

Методика приготовления водных и спиртовых экстрактов. Приготовление настоек.

10 г измельченного до определенных размеров частиц растительного сырья, помещают в коническую колбу со шлифом, объемом 250 мл и заливают 5-ти кратным или 10-ти кратным объемом экстрагента. В качестве экстрагента используют этиловый спирт с концентрацией от 40% до 70%. Количество и концентрация извлекателя для каждого препарата устанавливаются согласно показателям для настоек, внесенных в Государственный реестр. Затем колба плотно закрывается, и сырье оставляют настаиваться при периодическом встряхивании (по возможности) при комнатной температуре в течение нескольких суток.

После настаивания вытяжка сливается, а остаток (шрот) тщательно отжимается в вакууме водоструйного насоса на воронке Бюхнера.

Промывается недостающим объемом чистого экстрагента и вновь отжимается.

Все вытяжки объединяются и отстаиваются от взвешенных частиц в прохладном месте в течение 4-8 суток. В некоторых случаях для ускорения осаждения можно добавить 1-2% чистого талька или другого адсорбента.

Отстоявшаяся настойка сливается с осадка и фильтруется, при этом необходимо принять все меры предосторожности, чтобы уменьшить испарение спирта.

Приготовление экстрактов. Метод А. Взвешивают хорошо измельченное, сухое растительное сырье в количестве (10-15 г). Навеску экстрагируемого вещества загружают в патрон из фильтровальной бумаги и помещают в насадку Сокслета. Затем в насадку наливают растворитель до тех пор, пока он не начнет стекать по сифонной трубке в колбу.

В качестве растворителя используют этиловый спирт с концентрацией 70%. Когда растворитель стечет полностью, его добавляют еще раз, затем присоединяют обратный холодильник, охлаждаемый водой, колбу начинают нагревать.

Продолжительность нагревания устанавливается опытным путем. Если экстрагируемое вещество окрашено, то окончание экстрагирования определяется моментом, когда жидкость в насадке станет бесцветной.

После проведения экстракции установку охлаждают, патрон из фильтровальной бумаги тщательно отжимают, вытяжки объединяют. Полученный раствор помещают в коническую колбу со шлифом, плотно закрывают и оставляют в прохладном месте на несколько дней для отстаивания от взвешенных частиц. При необходимости добавляют небольшое количество талька или другого адсорбента. Затем отфильтровывают и упаривают на роторном испарителе до необходимого объема, после чего определяют содержание этилового спирта.

В случае приготовления густого экстракта, растворитель упаривают до получения густой массы.

Для определения массы сухого остатка либо приготовления сухого экстракта определенное количество густого остатка помещают во 30 взвешенную фарфоровую чашку и помещают в сушильный шкаф на 2-3 ч при температуре не более 100- 105оС. Метод Б. Навеску 2 г измельченного и высушенного сырья помещают в круглодонную колбу со шлифом вместимостью 100 мл, прибавляют 60 мл 70% спирта. Колбу соединяют с обратным холодильником и нагревают на кипящей

водяной бане в течение 30 мин. Затем колбу охлаждают до комнатной температуры и фильтруют содержимое через бумажный фильтр в колбу.

Для полного извлечения биологически активных веществ из сырья экстракцию повторяют еще 2 раза указанным выше способом. Полученные вытяжки объединяют. Фильтр промывают 70% спиртом и добавляют к вытяжкам. Далее с полученным экстрактом студент работает согласно индивидуальному заданию.

Приложение 3.

КРИТЕРИИ оценки исследовательских работ.

Критерии оценки содержания исследовательской работы

  1. Соответствие формальным требованиям к оформлению работы. Структурная целостность работы.
  2. Правильная формулировка темы.
  3. Вводная часть – обоснование проблемы, формулировка проблемы, цель и задачи работы, объект исследования, источники, краткое описание методов решения проблемы. 4. Основная часть – показан ход решения проблемы; применение методов исследования; уровень самостоятельности; логичность изложения; теоретический уровень работы. Наличие исследовательского компонента. Собственный поисково- исследовательский опыт автора Наличие ссылок на использованные источники. Корректное раскрытие темы в соответствии с поставленными целями и задачами.
  1. Заключение – соответствие выводов заявленным целям, перечисление результатов работы, их новизна, выводы, степень решения поставленной проблемы, практические предложения. Наличие самостоятельных размышлений, выводов, обобщений.
  2. Правильное употребление понятий, терминов.
  3. Длительность проведенных исследований.

Критерии оценки выступления обучающихся с докладом

  1. Логичность структуры выступления.
  2. Уровень освоения содержания, эрудиция, корректность.
  3. Наглядность, ее использование.
  4. Умение отвечать на вопросы, вести дискуссию.
  5. Культура речи.
  6. Соответствие лимиту времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование»

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование» за 2017-2018 учебный год в соответствии с приказом № 24(а) по МБУ ДО ДДТ о...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА «БАСКЕТБОЛ: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА»

Баскетбол  - спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с се...