Создание Атласа индивидуальной работы с одаренными учащимися
статья по химии
Представлен опыт создания и реализации Атласа индивидуальной работы с одаренными учащимися.. Целью работы является поддержка способных детей, создание оптимальных условий для их развития. «Дорожная карта» с указанием конкретных сроков и этапов внеурочной деятельности помогает учащимся самостоятельно организовать свои занятия и успешно участвовать в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, готовиться к итоговой аттестации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание Атласа индивидуальной работы с одаренными учащимися
Шакирова Наталия Леонидовна
учитель химии Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Заинская средняя общеобразовательная школа № 6» Заинского муниципального района Республики Татарстан
Урок — это форма организации обучения группы учащихся с единой для всех программой обучения. Но нет одинаковых детей, у каждого – своя скорость включения в урок, восприятия материала, свои способности, свой характер. Как учителю успеть за 45 минут научить каждого, предложить задания разного уровня, опросить и оценить ответы? В своей деятельности учитель дифференцирует материал для одаренных, средних и слабоуспевающих учащихся. Огромный вклад в развитие ребёнка вносит и внеурочная деятельность.
Для движения вперед ученику необходимо видеть так называемую дорожную карту. В ходе педагогической деятельности мною совместно с учеником в начале каждого учебного года составляется Атлас индивидуальной работы.
Целью работы является поддержка способных детей, создание оптимальных условий для их развития.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- содействовать участию детей в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах,
- организовать внеурочные занятия по подготовке учащихся к ЕГЭ, ОГЭ,
- воспитывать самостоятельность, познавательную активность учащихся.
Для решения поставленных задач мною используются технологии проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, личностно-ориентированное обучение.
В Атласе обучающийся видит перед собой график выполнения работы с указанием контрольных сроков. Применение инновационных коммуникационных технологий позволяет решить задачу управления образовательным процессом индивидуального обучения. Инновационно-коммуникационные технологии помогают автоматизировать учебно-методическую деятельность преподавателя, создать базу дидактического материала, содержащую персональные и коллективные задания.
Идея разработки индивидуальных образовательных траекторий родилась на основе анализа деятельности обучающихся с разной мотивацией на обучение в школе, реализующей в той или иной степени принципы свободного воспитания и обучения. Атлас позволяет решить проблемы педагогического обеспечения индивидуальных образовательных запросов учащихся, личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.
Планирование работы – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании, основа для достижения целей и решения задач. Перед началом учебного года на заседании Школьного методического объединения учителей естественных дисциплин утверждается план работы с одаренными детьми (Таблица 1). Основными направлениями являются организация спецкурсов по подготовке детей к олимпиадам и сдаче экзамена в форме ОГЭ, ЕГЭ, проектная и исследовательская деятельность.
Таблица 1. План работы с одаренными учащимися на 20__/20__ учебный год учителя химии Шакировой Н. Л.
Месяц | Наименование мероприятия |
сентябрь | Вовлечение учащихся в Малую академию наук школьников по направлению «химия» |
сентябрь | Подключение детей к интернет-платформам Учи.ру, ЯКласс. |
сентябрь - декабрь | Внеурочные занятия с одаренными учащимися по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах |
ноябрь | Участие в осенней сессии всероссийской олимпиады «Олимпус» |
ноябрь | Участие в школьном туре Всероссийских предметных олимпиад |
декабрь | Участие в муниципальном туре Всероссийских предметных олимпиад |
январь | Участие в зимней сессии всероссийской олимпиады «Олимпус» |
март | Участие в весенней сессии всероссийской олимпиады «Олимпус» |
март | Подготовка и участие в муниципальном химическом турнире |
апрель | Участие в школьной Неделе естественных наук |
В течение года | Индивидуальные консультации во внеурочное время |
В течение года | Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу (выбор проектов, тем, работа над ними, участие в НПК различного уровня) |
В течение года | Внеурочные занятия с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ОГЭ и ЕГЭ |
Для самоконтроля за выполнением плана разработана ежемесячная форма плана (Таблица 2).
Таблица 2. План работы с одаренными учащимися на октябрь учителя химии Шакировой Н. Л.
Вторник. 1.10 занятие с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ОГЭ | Среда 2.10 занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (8-9 кл.) | Четверг 3.10 занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (10-11кл.) | Пятница 4.10 занятие с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ЕГЭ | Суббота 5.10 | Примечание | |
Понедельник 7.10 Индивидуальные консультации для участников НПК | Вторник 8.10 занятие с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ОГЭ | Среда 9.10 занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (8-9 кл.) | Четверг 10.10 занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (10-11кл.) | Пятница 11.10 занятие с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ЕГЭ | Суббота 12.10 | Примечание. Подготовка списка желающих принять участие в осенней сессии всероссийской олимпиады «Олимпус» |
Понедельник 14.10 Индивидуальные консультации для участников НПК | Вторник 15.10 занятие с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ОГЭ | Среда 16.10 занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (8-9 кл.) | Четверг 17.10 занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (10-11кл.) | Пятница 18.10 занятие с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ЕГЭ | Суббота 19.10 | Примечание. В течение недели: контроль посещения учащимися занятий по химии в Малой академии наук школьников |
Понедельник 21.10 Индивидуальные консультации для участников НПК | Вторник 22.10 занятие с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ОГЭ | Среда 23.10 занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (8-9 кл.) | Четверг 24.10 занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (10-11кл.) | Пятница 25.10 занятие с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ЕГЭ | Суббота 26.10 | Примечание В течение недели: помощь учащимся 9 класса в выборе темы проектов для итоговой аттестации |
Понедельник 28.10 Индивидуальные консультации для участников НПК | Вторник 29.10 занятие с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ОГЭ | Среда 30.10 занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (8-9 кл.) | Четверг 31.10 занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (10-11кл.) | Примечание В течение недели: контроль выполнения заданий на платформах Учи.ру, Якласс. |
Любой ребенок – индивидуальность. Поэтому для каждого одаренного ученика ежемесячно составляется и контролируется Личный атлас химика (Таблица 3).
Таблица 3. Личный атлас химика Натальи С., ученицы 9 класса, на октябрь.
Вторник. 1.10 занятие по подготовке к экзамену по химии в форме ОГЭ | Среда 2.10 занятие по подготовке к участию в школьном туре Всероссийской предметной олимпиады | Четверг 3.10
| Пятница 4.10 посещение занятия по химии в Малой академии наук школьников | Суббота 5.10 выполнение заданий на платформе Учи.ру | Примечание | |
Понедельник 7.10
| Вторник 8.10 занятие по подготовке к экзамену по химии в форме ОГЭ | Среда 9.10 занятие по подготовке к участию в школьном туре Всероссийской предметной олимпиады | Четверг 10.10
| Пятница 11.10 посещение занятия по химии в Малой академии наук школьников | Суббота 12.10 | Примечание.
|
Понедельник 14.10 Индивидуальная консультация по подготовке работы для участия в НПК, организованной ООО «Образовательный центр ИНИЦИАТИВА» | Вторник 15.10 занятие по подготовке к экзамену по химии в форме ОГЭ | Среда 16.10 занятие по подготовке к участию в школьном туре Всероссийской предметной олимпиады | Четверг 17.10
| Пятница 18.10 посещение занятия по химии в Малой академии наук школьников | Суббота 19.10 выполнение заданий на платформе Учи.ру | Примечание. В течение недели выбрать тему проекта для итоговой аттестации |
Понедельник 21.10
| Вторник 22.10 занятие по подготовке к экзамену по химии в форме ОГЭ | Среда 23.10 занятие по подготовке к участию в школьном туре Всероссийской предметной олимпиады | Четверг 24.10
| Пятница 25.10 посещение занятия по химии в Малой академии наук школьников | Суббота 26.10 | Примечание |
Понедельник 28.10 Индивидуальная консультация по подготовке работы для участия в НПК, организованной ООО «Образовательный центр ИНИЦИАТИВА» | Вторник 29.10 занятие по подготовке к экзамену по химии в форме ОГЭ | Среда 30.10 занятие по подготовке к участию в школьном туре Всероссийской предметной олимпиады | Четверг 31.10
| Примечание В течение недели подготовить план проектной работы для итоговой аттестации |
В столбце «Примечание» по итогам месяца вносится запись об исполнении. Это способствует воспитанию самодисциплины как учителя, так и ученика.
Кроме внеурочной деятельности, осуществляется дифференцированный подход во время урока. Способным и заинтересованным учащимся предлагаются индивидуальные задания повышенного уровня сложности, создаются проблемные ситуации.
Для реализации представленного проекта требуются условия, уже созданные в любой образовательной организации.
В МБОУ «Заинская СОШ № 6» разработаны и приняты локальные акты, обеспечивающие реализацию образовательной деятельности в учреждении с одаренными учащимися:
- Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся МБОУ "ЗСОШ № 6",
- Положение о школьной олимпиаде МБОУ "ЗСОШ № 6",
- Положение о школьном научном обществе учащихся "СПЕКТР",
- Положение о Портфолио обучающихся МБОУ "ЗСОШ № 6".
Результаты организации работы по созданию Атласов индивидуальной работы ежегодно радуют меня, как педагога.
В 20__/20__ учебном году 23 учащихся приняли участие в сессиях всероссийских олимпиад «Олимпус» (получены 4 диплома лауреата по химии). Учащаяся 9 класса Цыс Вероника приняла участие в региональной научно-практической конференции «Горизонты поиска и достижений» с работой «Укрощение огня». Учащиеся 7 класса Колесова Анастасия и Валиева Сабина представили работу «Химические пейзажи» на XI Республиканском конкурсе исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке». Ученица 8 класса Животикова Виктория получила 2 место на VI Всероссийской научно-практической конференции исследовательских работ «Прояви инициативу!». Призерами Всероссийской олимпиады школьников, организованной образовательным центром «Сириус» (г.Сочи), стали обучающиеся 8 класса Шахмаева Валерия (химия), Тахаутдинова Резеда (химия) и обучающиеся 9 класса Замарацких Илья (химия и биология), Сапрыкина Наталья (биология).
Существует возможность использования представленного материала в работе других образовательных организаций и педагогических работников, так как для реализации проекта не требуется финансово затратных ресурсов, необходимы только ответственность, целеполагание и желание достигать поставленных целей. Результатом планомерной работы являются повышение уровня развития логического мышления учащихся, самостоятельность, гибкость ума, способность находить неожиданные решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа для работы с одаренными учащимися 9-11 класса.
основы исследовательской деятельности...

Индивидуальная работа с одаренными учащимися
Учет индивидуальных особенностей учащегося в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга....

«Продуктивная самостоятельная учебная деятельность как способ проектирования индивидуальной траектории развития одаренных учащихся»
Особую актуальность и ценность приобретает развитие у обучающихся в процессе обучения в школе умений самостоятельной учебной деятельности и способности выстраивать индивидуальные образовательные траек...

Индивидуальный маршрут для одаренных учащихся 10Б класса школы №8 г. Когалыма
Индивидуальный маршрут для одаренных учащихся 10Б класса школы №8 г. Когалыма...

Использование конструкторской среды «1С: Биологический конструктор 3.0» при построении индивидуальных образовательных траекторий одаренных учащихся
В статье раскрывается роль использования конструкторской среды «1С: Биологический конструктор» при построении индивидуальных образовательных траекторий одаренных учащихся....

Индивидуальный маршрут для одаренных учащихся 9М класса школы №8 г. Когалыма
Индивидуальный маршрут для одаренных учащихся 9М класса школы №8 г. Когалыма...

