Создание Атласа индивидуальной работы с одаренными учащимися
статья по химии

Шакирова Наталия Леонидовна

Представлен опыт создания и реализации Атласа индивидуальной работы с одаренными учащимися.. Целью работы является поддержка способных детей, создание оптимальных условий для их развития. «Дорожная карта» с указанием конкретных сроков и этапов внеурочной деятельности помогает учащимся самостоятельно организовать свои занятия и успешно участвовать в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, готовиться к итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shakirova.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Создание Атласа индивидуальной работы с одаренными учащимися

Шакирова Наталия Леонидовна

учитель химии Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Заинская средняя общеобразовательная школа № 6» Заинского муниципального района Республики Татарстан

Урок — это форма организации обучения группы учащихся с единой для всех программой обучения. Но нет одинаковых детей, у каждого – своя скорость включения в урок, восприятия материала, свои способности, свой характер. Как учителю успеть за 45 минут научить каждого, предложить задания разного уровня, опросить и оценить ответы? В своей деятельности учитель дифференцирует материал для одаренных, средних и слабоуспевающих учащихся. Огромный вклад в развитие ребёнка вносит и внеурочная деятельность.

Для движения вперед ученику необходимо видеть так называемую дорожную карту. В ходе педагогической деятельности мною совместно с учеником в начале каждого учебного года составляется Атлас индивидуальной работы.

Целью работы является поддержка способных детей, создание оптимальных условий для их развития.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. содействовать участию детей в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах,
  2. организовать внеурочные занятия по подготовке учащихся к ЕГЭ, ОГЭ,
  3. воспитывать самостоятельность, познавательную активность учащихся.

Для решения поставленных задач мною используются технологии проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, личностно-ориентированное обучение. 

        В Атласе обучающийся видит перед собой график выполнения работы с указанием контрольных сроков. Применение инновационных коммуникационных технологий позволяет решить задачу управления образовательным процессом индивидуального обучения. Инновационно-коммуникационные технологии помогают автоматизировать учебно-методическую деятельность преподавателя, создать базу дидактического материала, содержащую персональные и коллективные задания.

Идея разработки индивидуальных образовательных траекторий родилась на основе анализа деятельности обучающихся с разной мотивацией на обучение в школе, реализующей в той или иной степени принципы свободного воспитания и обучения. Атлас позволяет решить проблемы педагогического обеспечения индивидуальных образовательных запросов учащихся, личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.

Планирование работы – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании, основа для достижения целей и решения задач. Перед началом учебного года на заседании Школьного методического объединения учителей естественных дисциплин утверждается план работы с одаренными детьми (Таблица 1). Основными направлениями являются организация спецкурсов по подготовке детей к олимпиадам и сдаче экзамена в форме ОГЭ, ЕГЭ, проектная и исследовательская деятельность.

Таблица 1. План работы с одаренными учащимися на 20__/20__ учебный год учителя химии Шакировой Н. Л.

Месяц

Наименование мероприятия

сентябрь

Вовлечение учащихся в Малую академию наук школьников по направлению «химия»

сентябрь

Подключение детей к интернет-платформам Учи.ру, ЯКласс.

сентябрь - декабрь

Внеурочные занятия с одаренными учащимися по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах

ноябрь

Участие в осенней сессии всероссийской олимпиады «Олимпус»

ноябрь

Участие в школьном туре Всероссийских предметных олимпиад

декабрь

Участие в муниципальном туре Всероссийских предметных олимпиад

январь

Участие в зимней сессии всероссийской олимпиады «Олимпус»

март

Участие в весенней сессии всероссийской олимпиады «Олимпус»

март

Подготовка и участие в муниципальном химическом турнире

апрель

Участие в школьной Неделе естественных наук

В течение года

Индивидуальные консультации во внеурочное время

В течение года

Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу (выбор проектов, тем, работа над ними, участие в НПК различного уровня)

В течение года

Внеурочные занятия с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ОГЭ и ЕГЭ

        Для самоконтроля за выполнением плана разработана ежемесячная форма плана (Таблица 2).

Таблица 2. План работы с одаренными учащимися на октябрь учителя химии Шакировой Н. Л.

Вторник.

1.10

занятие с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ОГЭ

Среда

2.10

занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (8-9 кл.)

Четверг

3.10

занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (10-11кл.)

Пятница

4.10

занятие с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ЕГЭ

Суббота

5.10

Примечание

Понедельник

7.10

Индивидуальные консультации для участников НПК

Вторник

8.10

занятие с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ОГЭ  

Среда

9.10

занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (8-9 кл.)

Четверг

10.10

занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (10-11кл.)

Пятница

11.10

занятие с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ЕГЭ

Суббота

12.10

Примечание.

Подготовка списка желающих принять участие в осенней сессии всероссийской олимпиады «Олимпус»

Понедельник

14.10

Индивидуальные консультации для участников НПК

Вторник

15.10

занятие с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ОГЭ  

Среда

16.10

занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (8-9 кл.)

Четверг

17.10

занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (10-11кл.)

Пятница

18.10

занятие с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ЕГЭ

Суббота

19.10

Примечание.

В течение недели: контроль посещения учащимися занятий по химии в Малой академии наук школьников

Понедельник

21.10

Индивидуальные консультации для участников НПК

Вторник

22.10

занятие с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ОГЭ  

Среда

23.10

занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (8-9 кл.)

Четверг

24.10

занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (10-11кл.)

Пятница

25.10

занятие с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ЕГЭ

Суббота

26.10

Примечание

В течение недели: помощь учащимся 9 класса в выборе темы проектов для итоговой аттестации

Понедельник

28.10

Индивидуальные консультации для участников НПК

Вторник

29.10

занятие с учащимися, выбравшими экзамен по химии в форме ОГЭ

Среда

30.10

занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (8-9 кл.)

Четверг

31.10

занятие по подготовке к участию во Всероссийских предметных олимпиадах (10-11кл.)

Примечание

В течение недели: контроль выполнения заданий на платформах Учи.ру, Якласс.

        Любой ребенок – индивидуальность. Поэтому для каждого одаренного ученика ежемесячно составляется и контролируется Личный атлас химика (Таблица 3).

Таблица 3. Личный атлас химика Натальи С., ученицы 9 класса, на октябрь.

Вторник.

1.10

занятие по подготовке к экзамену по химии в форме ОГЭ  

Среда

2.10

занятие по подготовке к участию в школьном туре Всероссийской предметной олимпиады

Четверг

3.10

 

Пятница

4.10

посещение занятия по химии в Малой академии наук школьников

Суббота

5.10

выполнение заданий на платформе Учи.ру

Примечание

Понедельник

7.10

 

Вторник

8.10

занятие по подготовке к экзамену по химии в форме ОГЭ

Среда

9.10

занятие по подготовке к участию в школьном туре Всероссийской предметной олимпиады

Четверг

10.10

 

Пятница

11.10

посещение занятия по химии в Малой академии наук школьников

Суббота

12.10

Примечание.

 

Понедельник

14.10

Индивидуальная консультация по подготовке работы для участия в НПК, организованной

ООО «Образовательный центр ИНИЦИАТИВА»

Вторник

15.10

занятие по подготовке к экзамену по химии в форме ОГЭ

Среда

16.10

занятие по подготовке к участию в школьном туре Всероссийской предметной олимпиады

Четверг

17.10

 

Пятница

18.10

посещение занятия по химии в Малой академии наук школьников

Суббота

19.10

выполнение заданий на платформе Учи.ру

Примечание.

В течение недели выбрать тему проекта для итоговой аттестации

Понедельник

21.10

 

Вторник

22.10

занятие по подготовке к экзамену по химии в форме ОГЭ

Среда

23.10

занятие по подготовке к участию в школьном туре Всероссийской предметной олимпиады

Четверг

24.10

 

Пятница

25.10

посещение занятия по химии в Малой академии наук школьников

Суббота

26.10

Примечание

Понедельник

28.10

Индивидуальная консультация по подготовке работы для участия в НПК, организованной

ООО «Образовательный центр ИНИЦИАТИВА»

Вторник

29.10

занятие по подготовке к экзамену по химии в форме ОГЭ

Среда

30.10

занятие по подготовке к участию в школьном туре Всероссийской предметной олимпиады

Четверг

31.10

 

Примечание

В течение недели подготовить план проектной работы для итоговой аттестации

        В столбце «Примечание» по итогам месяца вносится запись об исполнении. Это способствует воспитанию самодисциплины как учителя, так и ученика.

        Кроме внеурочной деятельности, осуществляется дифференцированный подход во время урока. Способным и заинтересованным учащимся предлагаются индивидуальные задания повышенного уровня сложности, создаются проблемные ситуации.

Для реализации представленного проекта требуются условия, уже созданные в любой образовательной организации.

В МБОУ «Заинская СОШ № 6» разработаны и приняты локальные акты, обеспечивающие реализацию образовательной деятельности в учреждении с одаренными учащимися:

  • Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся МБОУ "ЗСОШ № 6",
  • Положение о школьной олимпиаде МБОУ "ЗСОШ № 6",
  • Положение о школьном научном обществе учащихся "СПЕКТР",
  • Положение о Портфолио обучающихся МБОУ "ЗСОШ № 6".

Результаты организации работы по созданию Атласов индивидуальной работы ежегодно радуют меня, как педагога.

В 20__/20__ учебном году 23 учащихся приняли участие в сессиях всероссийских олимпиад «Олимпус» (получены 4 диплома лауреата по химии). Учащаяся 9 класса Цыс Вероника приняла участие в региональной научно-практической конференции «Горизонты поиска и достижений» с работой «Укрощение огня». Учащиеся 7 класса Колесова Анастасия и Валиева Сабина представили работу «Химические пейзажи» на XI Республиканском конкурсе исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке». Ученица 8 класса Животикова Виктория получила 2 место на VI Всероссийской научно-практической конференции исследовательских работ «Прояви инициативу!». Призерами Всероссийской олимпиады школьников, организованной образовательным центром «Сириус» (г.Сочи), стали обучающиеся 8 класса Шахмаева Валерия (химия), Тахаутдинова Резеда (химия) и обучающиеся 9 класса Замарацких Илья (химия и биология), Сапрыкина Наталья (биология).

Существует возможность использования представленного материала в работе других образовательных организаций и педагогических работников, так как для реализации проекта не требуется финансово затратных ресурсов, необходимы только ответственность, целеполагание и желание достигать поставленных целей. Результатом планомерной работы являются повышение уровня развития логического мышления учащихся, самостоятельность, гибкость ума, способность находить неожиданные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа с одаренными учащимися

Учет индивидуальных особенностей учащегося в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга....

«Продуктивная самостоятельная учебная деятельность как способ проектирования индивидуальной траектории развития одаренных учащихся»

Особую актуальность и ценность приобретает развитие у обучающихся в процессе обучения в школе умений самостоятельной учебной деятельности и способности выстраивать индивидуальные образовательные траек...

Индивидуальный маршрут для одаренных учащихся 10Б класса школы №8 г. Когалыма

Индивидуальный маршрут для одаренных учащихся 10Б класса школы №8 г. Когалыма...

Использование конструкторской среды «1С: Биологический конструктор 3.0» при построении индивидуальных образовательных траекторий одаренных учащихся

В статье раскрывается роль использования конструкторской среды «1С: Биологический конструктор» при построении индивидуальных образовательных траекторий одаренных учащихся....

Индивидуальный маршрут для одаренных учащихся 9М класса школы №8 г. Когалыма

Индивидуальный маршрут для одаренных учащихся 9М класса школы №8 г. Когалыма...