Технологическая карта урока " Алканы"
план-конспект урока по химии (10 класс)
В материале дан план, цели, задачи урока, понятия, межпредметные связи по теме "Алканы"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Тюрина Зинаида Ивановна
Предмет: Химия
Класс: 10 «а»
Тип урока: Комбинированный
20.09.2025 г.
Тема | «Понятие о предельных углеводородах. Алканы» | |||||
Цель | Изучить гомологический ряд алканов, пространственное строение молекулы метана. Научиться составлять названия предельных углеводородов. | |||||
Задачи | Образовательные:сформировать у обучающихся: представления о предельных углеводородах. Развивающие: развить навыки составления названий предельных углеводородов, изомеров; развить умение анализировать, делать выводы, развить внимание. Воспитательные: развитие мотивации к предмету; формирование научного мировоззрения. | |||||
Универсальные учебные действия (ууд) | Личностные: 1.Умение управлять своей познавательной деятельностью. 2. Самоконтроль и самооценка Регулятивные: 1. Прогнозирование результата и оценивание уровня 2. Достижение результата. Познавательная: 1. Уметь анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя. 2. Определение понятий. 3. Умение выделять существенные характеристики объектов 4. Умение анализировать. 5. Умение структурировать знания. Коммуникативные: 1. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме 2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. 4. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами. Планируемые результаты: Предметные: Знать что такое предельные углеводороды, гомологи, изомеры.. Уметь составлять названия предельных углеводородов. Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения. Метапредметные: Умение планировать и регулировать свою деятельность, определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы. | |||||
Основные понятия | Гомологи; гомологическая разность; гомологический ряд; изомеры; структурные формул; углеводороды; предельные углеводороды; радикалы. | |||||
Межпредметные связи | Физика | |||||
Ресурсы: | Основные: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник | |||||
Форма урока | фронтальная | |||||
Технология | Технология обучения в сотрудничестве. | |||||
Дидактическая структура урока | Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
Организационный момент Время: 3 минуты | Приветствуют учителя. Занимают свои места за партами. Записывают тему урока. | Приветствует учащихся. Проговаривает вслух тему урока: «Понятие о предельных углеводородах. Алканы.» (тема заранее записана на доске) |
|
| ||
Актуализация знаний Время: 10 минут. | Вспоминают определения: органическая химия; органические вещества; основные положения теории химического строения. Устно отвечают на вопросы. | Фронтальная беседа по теме : «Общие сведения об органических соединениях». | Вопросы фронтальной беседы: 1. Какова валентность атома углерода в органических соединениях? (валентность атома углерода в органических соединениях равна четырем). 2. Какие вещества называются органическими? (это вещества, содержащие углерод). 3. От чего зависят свойства органических веществ? (свойства органических веществ зависят от порядка соединения атомов в молекуле, т.е. от химического строения). |
| Коммуникативные: Умение формировать и излагать свои мысли в устной форме. Познавательные: Умение анализировать и ориентироваться в своей системе знаний. | |
Первичное усвоение новых знаний Время:15 минут. | Работают с учебником (Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М., 2013 г. ). Стр. 151-156 Записывают в тетрадь определения: «Углеводороды»; «Предельные углеводороды»; «Алканы»; «Гомологи»; «Изомеры»; «Радикал». Рассматривают пример записи изомеров на доске. Рассматривают строение молекулы метана. Записывают алгоритм составления названий предельных углеводородов. | Организует работу учащихся. Проговаривает определения углеводородов, предельных углеводородов, алканов, гомологов, изомеров, радикала. Делает записи на доске: Общая формула алканов: СnH2n+2 Пространственное строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов: СН4 (метан), С2Н6 (этан), С3Н8 (пропан), С4Н10 (бутан), С5Н12 (пентан), С6Н14 (гексан), С7Н16 (гептан), С8Н18 (октан), С9Н20 (нонан), С10Н22 (декан) и радикалы, соответствующие данным углеводородам. Приводит примеры молекулярной и структурной (полной и сокращенной) формул. Предлагает записать алгоритм составления названий предельных углеводородов. | Записать определения: Углеводороды – это вещества, которые состоят только из атомов углерода и водорода. Предельные углеводороды – это соединения, которые содержат максимально возможное при данном углеродном скелете число атомов водорода, т.е. как бы насыщены водородом. Алканы – это углеводороды, атомы углерода в которых соединены простыми связями. Радикал – это частица, которая образуется при удалении одного атома водорода от молекулы предельного углеводорода. Гомологи – это вещества, сходные по строению и химическим свойствам, но отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп атомов СН2. Изомеры – это вещества, имеющие один и тот же качественный и количественный состав, но отличающиеся по строению и свойствам. | 1. Знать, что такое углеводороды, алканы, гомологи, изомеры, радикал. 2. Уметь составлять названия предельных углеводородов. 3. Уметь составлять изомеры. | Познавательные: 1. Умение добывать новые знания. 2. Умение работать с текстом. Коммуникативные: 1. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | |
Вспоминают: определение «Углеводороды», «Алканы», «Гомологи», «Изомеры». В тетрадях совместно с учителем, который дублирует запись выполнения задания на доске, выполняют задания на составление структурных формул (полных и сокращенных), анализируют полученные результаты, осуществляют взаимопроверку | Фронтальная беседа по теме «Понятие о предельных углеводородах. Алканы». Дает задание: составьте структурные формулы (полные и сокращенные) следующих веществ: С4Н10; С6Н14. | Составьте структурные формулы (полные и сокращенные) следующих веществ: а)С4Н10; б)С6Н14. а) Сокращенная структурная формула: СН3 – СН2 – СН2 – СН3; Полная структурная формула: б) Сокращенная структурная формула: СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3; Полная структурная формула: | 1. Знать, что такое алканы, молекулярные и структурные формулы. 2. Уметь составлять полные и сокращенные структурные формулы предельных углеводородов. | Коммуникативные: 1. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме 2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Познавательная: 1. Уметь анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя. 2. Определение понятий. 3. Умение выделять существенные характеристики объектов. Личностные: Самоконтроль и самооценка | ||
Закрепление нового материала Время: 10 минут | Выполняют задание письменно в тетради. | Записывает задание на доске. | Задание на закрепление. Определите, сколько пар изомеров среди веществ, формулы которых приведены ниже: а) СН3 – СН2 – СН2 – СООН; б) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – ОН; в) СН3 – СН2 – СН2СI; г) СН3 – СН2 – О – СН2 – СН3; д) СIСН2 – СН2 – СН3; е) СН3 – СН2 – С(О) – О – СН3; ж) СН2 = СН – СН2 – СН3; з) СН3 – СН2 – СН3; и) СН3 – СН(СН3) – СН3; к) СН2 = СН – СН2 – СН3. (Изомерами являются пары веществ: а; е и б;г). | 1. Знать, что такое гомологи и изомеры. 2. Уметь составлять изомеры предельных углеводородов. | Познавательная: Умение анализировать. Коммуникативные: 1. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 2. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью. Регулятивные: 1. Прогнозирование результата и оценивание уровня 2. Достижение результата. | |
Информация о домашнем задании Время:2-3 минуты | Открывают дневники, записывают домашнее задание. | Поясняет выполнение задания. | § 9.1, , упр. 1,2 с.157. (Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.) |
|
| |
Рефлексия Время: 5 минут | Отвечают устно на вопросы. Подводят итоги урока. | Задает вопросы. Подводит итоги. | Вопрос: 1. Какие частицы называются радикалами? (это частицы, которые образуются при удалении одного атома водорода от молекулы предельного углеводорода). 2. Какие связи содержат предельные углеводороды? (одинарные ковалентные связи). 3. Какими формулами чаще пользуются при записи уравнений химических реакций? (сокращенными структурными формулами). | Закрепление пройденного | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...

