Борьба за права человека была не напрасной
презентация к уроку по классному руководству (5 класс) на тему

Веретенникова Ирина Анатольевна

Классный час для учащихся 5 класса. Посвящена 90-летию со дня рождения академика Сахарова А. Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_Saharove_A._D.rar2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Веретенникова Ирина Анатольевна, учитель математики,

ГОУ СОШ №386, Санкт-Петербург

 Конкурс работ преподавателей, студентов и школьников, посвященный  90-летию А.Д.Сахарова
«Уроки Сахарова. «Мир. Прогресс. Права человека»

Классный час

«Борьба за права человека была не напрасна».

(Памяти А. Д. Сахарова).

Цель: Воспитание патриотического отношения школьников к историческому наследию России.

Задачи: 1) познакомить учащихся с краткой биографией Сахарова А. Д.

2) познакомить учащихся с некоторыми правами человека, используя материалы Конвенции о правах ребенка.

3) повышать интерес школьников к историческим личностям современности.

Оборудование: проектор, компьютер, экран.

Ход классного часа:

Учитель: Сегодня наш классный час посвящен борцу за права человека Сахарову Андрею Дмитриевичу. Ребята, кто слышал об этом человеке и может сказать несколько слов о нем?

Подробнее вы будете говорить об Андрее Дмитриевиче на уроках истории в старшей школе. Сейчас мы с вами познакомимся с биографией академика, а затем поговорим о ваших правах и выясним, всегда ли дети обладали ими?

Слайд 2:(учитель знакомит с биографией А. Д. Сахарова под музыку Градского А.)

[1] Андрей Дмитриевич Сахаров родился в Москве 21 мая 1921 г. 

Детство и ранняя юность Андрея Дмитриевича прошли в Москве. Начальное образование: получил дома, физикой и математикой с ним занимался отец. В школе он учился с седьмого класса; окончив её в 1938 г., поступил на физический факультет Московского университета. Окончив университет с отличием в 1942 г. в Ашхабаде в эвакуации, он был направлен в распоряжение Наркомата вооружения. С 1942 г. работал на патронном заводе в Ульяновске в должности инженера-изобретателя. В 1943 г. Андрей Сахаров женился на Клавдии Алексеевне Вихиревой (1919-1969), в 1972 г. он женился на Елене Георгиевне Боннэр (род. 1923 г.).

В конце 1944 г. Андрей Дмитриевич поступил в заочную аспирантуру ФИАНа (Физического института АН СССР имени П.Н. Лебедева), в начале 1945 г. был переведен в очную аспирантуру. Вскоре после защиты кандидатской диссертации в 1948 г. был зачислен в исследовательскую группу, занимающуюся проблемой термоядерного оружия. Сахарова часто называют "отцом водородной бомбы". В 1953 г. был избран действительным членом АН СССР.

Началом своей общественной деятельности Сахаров считал выступления в 1956-1962 гг. против ядерных испытаний в атмосфере. В 1966 г. принял участие в коллективном письме против возрождения культа Сталина. В 1968 г. написал большую статью "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе". После ее опубликования Сахаров был отстранен от секретных работ в закрытом городе Арзамасе-16, где провел 18 лет. В 1969 г. он вернулся к научной работе в ФИАНе. В это же время Сахаров передал свои сбережения - 139 тыс. руб. - Красному Кресту и на строительство онкологического центра в Москве.

В ноябре 1970 г. Сахаров стал одним из основателей Комитета прав человека. В последующие годы он выступал в защиту узников совести и основных прав человека - права получать и распространять информацию, права на свободу совести, права покидать свою страну и возвращаться в нее и права выбора местожительства внутри страны. В октябре 1975 г. А.Д. Сахарову была присуждена Нобелевская премия Мира.

22 января 1980 г. Сахаров без суда был сослан в Горький. Ссылка Сахарова была связана с его резкими выступлениями против вторжения в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан.

В Горьком, несмотря на жесточайшую изоляцию, он продолжал общественные выступления. Большой резонанс на Западе имели статья "Опасность термоядерной войны".

В феврале 1987 г. Сахаров на международном форуме "За безъядерный мир, за выживание человечества" выступил по проблеме разоружения. На этом форуме выступил также за сокращение армии СССР и по проблемам безопасности ядерной энергетики.

В 1988 г. А.Д. Сахаров был избран почетным председателем общества "Мемориал" и приложил много сил для его признания властями. В марте 1989 г. он был избран народным депутатом СССР. Как член Конституционной комиссии Сахаров подготовил и 27 ноября 1989 г. представил проект новой Конституции; в основе ее концепции лежит защита прав личности и права всех народов на равную с другими государственность.

Андрей Дмитриевич был иностранным членом Академий наук США, Франции, Италии, Нидерландов, Норвегии и почетным доктором многих университетов Европы, Америки и Азии.

Андрей Дмитриевич скончался 14 декабря 1989 г. и похоронен на Востряковском кладбище в Москве.

Учитель: Мы с вами кратко познакомились с биографией Андрея Дмитриевича. Какие основные этапы его жизни вы запомнили?

Андрей Дмитриевич был защитником прав человека с 1970 г. Давайте посмотрим, что же изменилось с того времени. Ваши родители, бабушки, дедушки некоторое время назад могли свободно выехать за границу? Могли они слушать зарубежную музыку? Могли они говорить, то, что думают и не боятся высказывать свои убеждения? (Ребята высказывают свои мысли по поводу прав, которые имели их близкие, приводят примеры из жизни). Нет.

На Нобелевской лекции [5] «Мир. Прогресс. Права человека» в 1975 г. А. Д. Сахаров говорил о детях следующее: «Вы все знаете лучше, чем я, что дети, скажем, из Дании могут сесть на велосипеды и весело доехать до Адриатики. Никто не увидит в них "малолетних шпионов". Но советские дети этого не могут! Вы сами можете мысленно развить этот пример (и все нижеследующие) на множество аналогичных ситуаций». У детей тогда было мало прав.

 Изменения в области обеспечения прав человека появились в тексте новой Конституции России, принятой 12 декабря 1993 года. Сегодня у вас есть права, которых раньше не было. В 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка. Какие свои права вы знаете? (Ребята перечисляют известные им права).

Поговорим о  некоторых из них:

Слайд 3: [2] Права имеет любой ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии и т. д. Государство обязано защищать детей от любой формы дискриминации и принимать позитивные меры для поощрения их прав.

Государство обеспечивает ребенку необходимую заботу, когда этого не делают родители или другие лица, на которых возложена такая обязанность.

Слайд 4: Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обязано обеспечить выживание и здоровое развитие ребенка

С момента рождения ребенок имеет право на имя. Ребенок также имеет право на приобретение гражданства и, насколько это, возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Слайд 5: Ребенок имеет право жить со своими родителями, если не будет установлено, что это не отвечает наилучшим интересам ребенка. Ребенок имеет также право поддерживать контакты с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими родителями.

Дети и их родители имеют право покидать любую страну и возвращаться в свою страну для целей воссоединения или поддержания отношений между ребенком и родителями.

Государство обязано предотвращать похищение или удержание детей за границей родителем или третьей стороной и ликвидировать связанные с этим последствия.

Слайд 6: Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды и право на то, чтобы эти взгляды учитывались в ходе любого дела или разбирательства, затрагивающего ребенка.

Ребенок имеет право выражать свое мнение, получать информацию, передавать идеи или информацию независимо от границ.

Дети имеют право на защиту от вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, а также на защиту от клеветы или наговора.

Слайд 7: Родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка, и государство оказывает им поддержку в этом. Государство оказывает родителям необходимую помощь в воспитании ребенка.

Государство защищает ребенка от всех форм жестокого обращения со стороны родителей и других лиц, заботящихся о ребенке, и разрабатывает необходимые социальные программы для предупреждения злоупотреблений и лечения пострадавших.

Слайд 8: Ребенок имеет право на пользование самыми совершенными услугами системы здравоохранения и медицинской помощи.

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Родители несут основную ответственность за обеспечение ребенку необходимого уровня жизни. Государство должно обеспечить, чтобы эта ответственность могла осуществляться и фактически осуществлялась. В обязанность государства может входить оказание материальной помощи родителям и их детям.

Слайд 9: Ребенок имеет право на образование, и государство обязано обеспечивать бесплатное и обязательное начальное образование, поощрять различные формы среднего образования, доступные для каждого ребенка, и обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого. Поддержание школьной дисциплины не должно ущемлять прав и достоинства ребенка. Для осуществления этого права государство развивает международное сотрудничество.

Образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. Образование подготавливает ребенка к активной взрослой жизни в свободном обществе и воспитывает уважение к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, а также к культурному происхождению и ценностям других.

Слайд 10: Ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни и деятельности, связанной с искусством.

Ребенок имеет право на защиту от работы, которая угрожает его здоровью, образованию или развитию. Государство устанавливает минимальный возраст для приема на работу и регулирует условия работы.

Слайд 11: Государство обязано прилагать всяческие усилия для предотвращения торговли, контрабанды и похищения детей.

Ни один ребенок не должен подвергаться пыткам, жестокому обращению или наказанию, незаконному аресту или лишению свободы. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможность освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет. Любой лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует. Содержащийся под стражей ребенок должен иметь право на правовую и другую помощь, а также на поддержание связей со своей семьей.

Слайд 12: Ни один ребенок моложе 15 лет не должен вербоваться в вооруженные силы. Государства обеспечивают также защиту затрагиваемых вооруженным конфликтом детей и уход за ними согласно соответствующим нормам международного права.

Ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости. По возможности следует избегать судебного разбирательства и помещения в исправительное учреждение.

Учитель: У вас появилось много прав и свобод. Напрасны ли были труды А. Д. Сахарова в борьбе за права человека? Нет, не напрасны. Память о нем жива.

Слайды 13: Андрею Дмитриевичу Сахарову поставлен памятник в нашем городе на площади Сахарова. [4] Площадь названа так в 1996 году, в честь 75-й годовщины со дня рождения А. Д. Сахарова. Возле площади располагается Здание двенадцати коллегий (ныне — СПбГУ),

Слайд 14: Парк Академика Сахарова — парк в Калининском районе Санкт-Петербурга. Первоначально — южная часть Пионерского парка. Назван в 1996 году в честь Андрея Дмитриевича Сахарова (к 75-летию со дня рождения академика). В 1988 году в парке был установлен «Колокол мира» в память жертв атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.

8 августа 2003 года в юго-восточной части парка открыт памятник жертвам радиационных аварий и катастроф (скульптор И. Б. Корнеев, архитектор В. Б. Бухаев, инженер И. Букато).

Слайд 15: В августе 1984 года в Нью-Йорке перекресток 67-й улицы и 3-й авеню получает название «Угол Сахарова-Боннэр», а в Вашингтоне — площадь, где расположено советское посольство, переименовывается в «Площадь Сахарова»

Слайд 16: В Москве есть проспект Академика Сахарова, а также работает музей и общественный центр его имени.

Слайд 17: В Нижнем Новгороде существует музей Сахарова — квартира на первом этаже 12-этажного дома (микрорайон Щербинки), в которой Сахаров жил в течение семи лет ссылки. С 1992 года в городе проводится Международный фестиваль искусств имени Сахарова.

Слайд 18: В Риге, Дубне, Челябинске, Казани, Львове, Хайфе, Одессе, Сухуме, Тернополе, Ивано-Франковске, Коломые есть улица имени Сахарова. В Сарове, Казани есть улица Академика Сахарова.
В Шверине (Германия) есть улица Андрея Сахарова

Слайд 19: В Нюрнберге (Германия) есть площадь имени Андрея Сахарова. В центре Барнаула есть площадь Сахарова, где проводятся ежегодный День города и другие городские массовые мероприятия.

Слайд 20: В Ереване именем А. Д. Сахарова названа площадь, на которой ему установлен памятник. Именем А. Д. Сахарова названа также средняя школа № 69.

В Вильнюсе (Литва) есть площадь имени Андрея Сахарова.

Слайд 21: Востряковское кладбище в Москве, где был похоронен А. Д. Сахаров 14 декабря 1989 года.

Учитель: Памяти А. Д. Сахарова Булат Окуджава посвятил стихи [3]:


Когда начинается речь, что пропала духовность,

Что людям отныне дорога сквозь темень лежит,

В глазах удивленных и в душах святая готовность

Пойти и погибнуть, как новое пламя, дрожит.

И это не есть обольщение или ошибка,

А это, действительно гордое, пламя костра,

И в пламени праведном этом надежды улыбка

На бледных губах проступает, и совесть остра.

Полночные их силуэты пугают загадкой.

С фортуны не спросишь - она свои тайны хранит.

И рано еще упиваться победою сладкой,

Еще до рассвета далече...И сердце щемит.

Учитель: На этом наш классный час окончен, спасибо за внимание.


Ссылки на интернет-ресурсы:

  1. http://www.sakharov-center.ru/sakharov/
  2. http://www.un.org/russian/hr/abc/a2.html
  3. http://www.bards.ru/archives/part.php?id=10416
  4. http://ru.wikipedia.org
  5. http://www.yabloko.ru/Themes/History/sakharov_nobel_lec.html

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права человека. Права ребенка

Права человека. Права ребенка...

"Ты и твои права." - разработка урока по правам человека в 5-6 классах.

Урок по правам человека для учеников 5-6 классов в доступной для этого возраста подаче материала....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)

Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...

Интегрированный урок: "Права человека. Международные правовые акты о правах человека"

"Права человека. Международные правовые акты о правах человека" Интегрированный урок в 9 классе. Урок английского языка и права...

Права человека. Международная защита прав человека.

Презентация по курсу "Право" 10 класс. Разработана к уроку "Международная защита прав человека" раздел "Право и личность" (учебник "Право" 10 класс углубленный ...