воспитательная работа
классный час (11 класс) по теме

классный час 

Тема: « Стресс. Релаксация. Концентрация».

Цель: Способствовать развитию у учащихся уверенности в себе, в свои силы, умения противостоять стрессам.

Задачи:

o       Обеспечение учащихся теоретической  психологической информацией;

o       Развитие навыков саморегуляции;

o       Овладение техниками и приемами психорегуляции.

Для учащихся выпускных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc106.5 КБ
Office presentation icon narkotiki.ppt73.5 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc66 КБ
Office presentation icon obshchie_metody_resheniya_uravneniy.ppt169.5 КБ
Microsoft Office document icon proekt_ege.doc23 КБ
Microsoft Office document icon rod.sobr_.problemy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: « Стресс. Релаксация. Концентрация».

Цель: Способствовать развитию у учащихся уверенности в себе, в свои силы, умения противостоять стрессам.

Задачи:

  1. Обеспечение учащихся теоретической  психологической информацией;
  2. Развитие навыков саморегуляции;
  3. Овладение техниками и приемами психорегуляции.

Ход классного часа:

  1. Организационный момент.
  2. Теоретическая информация.

Стресс ( в переводе с англ.яз)- нажим, давление, напряжение.

Из энциклопедического словаря: толкование стресса

«Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов( стрессов)».

Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. В одном из своих выступлений в Праге Селье говорил: « Стресс – это все, что ведет к быстрому старению или вызывает болезни».

В настоящее время наблюдается низкая сопротивляемость стрессам у учащихся старших классов. Стрессовая ситуация связана со сдачей ЕГЭ. Для успешной сдачи необходима психологическая подготовка старшеклассников.

В экстремальной ситуации человек испытывает стресс. Стресс- это напряженное состояние организма человека, как физическое , так и психическое.

На физиологическом уровне это проявляется в усилении работы сердца, легких, гормональной системы, повышении мышечного тонуса.

На психологическом уровне – в повышении эмоционального возбуждения и активизации мыслительной деятельности.

Для того, чтобы  не подвергать свой организм сильным напряжениям, с одной стороны, надо стараться избегать стрессовых ситуаций, а с другой – учиться противостоять стрессам, с третьей- максимально смягчить его действие.

Как человеческий организм реагирует на стресс?

  1. Стрессоры вызывают реакцию тревоги и страха. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться. Человек либо адаптируется, обретая равновесие, либо не адаптируется. Иными словами стресс либо достаточно долго продолжается (ожидание экзаменов), либо возникает непосредственно перед экзаменом или на самом экзамене.
  2. Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен эффективно противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.
  3. Активная защита. Человек меняет сферу деятельности ( спорт, хобби, музыка).
  4. Активная релаксация, которая повышает как психологическую, так и физическую природную адаптацию.

Борьба или бегство?

Что же происходит с человеком при стрессе? Каков механизм реакции тревоги? В 1935 году американский физиолог Уолкер Кеннон впервые определил ее как реакцию борьбы или бегства. Или выражаясь материалистическим языком, реакция А или В.

Информация о реакции тревоги через органы чувств поступает в мозг, где имеется важная ретрансляционная станция – гипоталамус. В течение долей секунды через нервные окончания симпатической нервной системы передается в надпочечники. Получив сигнал SOS , они выбрасывают в кровь адреналин и ноадреналин ( боевые гормоны). Это приводит к напряжению мышечной мускулатуры, появляется тревога, страх, ярость( в зависимости от ситуации), учащается пульс и дыхание, повышается кровяное давление. Согласитесь в таком состоянии, сложно принимать обдуманные решения.

Методы релаксации.

Существует несколько методов релаксации:

  1. Произвольное самовнушение по Эмили Куэ. Француз Эмиль Куэ родился в 1857 году в городе Труайе. Работая аптекарем, он обратил внимание на следующий факт. Если человек искренно верил в то, что выздоровеет, приняв лекарство, то положительный результат ( выздоровление) наблюдался чаще. Пациенты , не верившие в лекарство, как правило, не выздоравливали.

Эта техника словесных формул. Например: « Я могу… Я сумею…

  1. Аутотренинг по Иоганну Генриху Шульцу. Аутогенная тренировка позволяет постепенно овладеть определенными упражнениями с целью научиться управлять работой внутренних органов и добиться психического и физического расслабления.

В процессе аутотренинга происходит смена состояний в строго определенной последовательности, а именно:

- принимается нужная поза ( правильная);

- закрываются глаза;

- достигается чувство успокоения;

- вырабатывается ощущение тяжести;

- возникает приятное ощущение тепла;

- выход из состояния дремоты.

Для достижения эффекта необходима серьезная работа. Если вы заинтересовались аутотренингом, то я могу порекомендовать в качестве учебного пособия брошюру «Аутогенная тренировка» ( автор- Ш.С.Ташаев, Санкт-Петербург,1992).

  1. Йога. Значение слова йога соответствует его санскритскому корню « йодж» -запрягать в упряжку, надевать сбрую, дисциплинировать. В более широком смысле- это умение сосредоточиться и мобилизоваться. Как и аутогенная тренировка, йога делится на ступени, которые расположены в строго определенном порядке и дополняют друг друга.

1 ступень включает 5 внешних заповедей: не убивать ( есть только растительную пищу), не лгать, не смущаться, блюсти целомудренность, не жалеть богатства.

2 ступень содержит 5 внутренних заповедей: очищение, скромность, умеренность, декламацию, смирение.

3 ступень – знакомство с позами ( «Лотос» и др.).

4ступень – упражнения на постановку дыхания.

  1. Способы снятия стрессового состояния.

Я ознакомлю вас с некоторыми техниками релаксации и концетрации.

Упражнение « Поза кучера».

Попробуйте принять следующую позу.

Центр тяжести приходится на таз или седалищную кость. Поясница при этом выпрямлена , а верхняя часть туловища слегка согнута или напоминает согнутую спину кошки. Голова расслаблена и опущена перпендикулярно тазу, а не бедренной кости. В противном случае будет сильно сдавлен живот. Ноги расставлены на уровне плеч, руки без упора лежат на коленях, причем кисти свободно свисают между бедрами: подобно кучеру, который расслабился, расслабил поводья , и его лошади бредут сами собой. Если запястья расслаблены, то это верный признак того, что положение тела выбрано правильно.

Участники принимают « позу кучера». Ведущий должен проконтролировать правильность выполнения этого упражнения.

 Упражнение « Полное дыхание».

Дышите через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку ( если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполнится только верхняя часть легких). Губы приоткрыты.

Затем заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть области ребер и грудную клетку.

Затем заполните воздухом верхнюю часть легких , слегка приподнимая плечи и втягивая живот. Выдох через рот.

Это прекрасное упражнение , которое можно выполнить в те моменты, когда вы чувствуете тревогу, волнение или вам просто не по себе.

Давайте проверим, как оно работает.

Но для начала вопрос: « Что происходит с пульсом и сердцебиением при стрессе?». ( учащиеся отвечают)

Пульс учащается, а сердцебиение увеличивается. Смоделируем ситуацию, а для этого я предлагаю выполнить упражнение « Паровозик».

Упражнение « Паровозик».

Участники выстраиваются друг за другом, руки на плечах стоящего впереди. Впередистоящий выполняет роль машиниста локомотива. Он с открытыми глазами, а остальные с закрытыми глазами. Машинист ведет состав.

 По команде ведущего начинается движение, в начале медленно, а потом по моему хлопку в ладоши темп убыстряется. Выполняющий роль машиниста должен провести состав так, чтобы вагончики, остальные участники, не разомкнули сцепку.

А теперь проверяем пульс! Хорошо. Выполним упражнение « Полное дыхание». Пульс стал меньше ( ниже)!

Это упражнение ценно тем, что , во-первых, позволяет снять мышечные зажимы; во-вторых, настраивает на групповую работу в унисон; в- третьих, повышает степень доверия участников по отношению друг к другу; в-четвертых, способствует поддержанию положительного эмоционального фона; в-пятых, мгновенный результат формирует установку на эффективность.

Упражнение на релаксацию.

Займите удобное положение, выпрямите спину.

Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем вашу грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох, затем несколько легких спокойных выдохов.

Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох.

Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются со стулом. Полом, кроватью или землей. В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул ( пол, кровать, земля) приподнимаются, чтобы поддержать вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых поддерживаете вы сами поддерживаете себя.

Упражнение « Передача энергии».

Это упражнение можно использовать , когда вы ощутите упадок энергии.

Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, дает вам энергию. Постарайтесь ощутить , как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.

Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.

Поместите источник энергии справа. Ощутите воздействие энергии на правую половину тела.

Поместите источник энергии слева. Ощутите воздействие энергии на левую половину тела.

Вообразите источник энергии над собой. Ощутите , как энергия воздействует на голову.

Теперь источник энергии находится у вас под ногами. Почувствуйте, как наполняются энергией ступни ваших ног, а потом энергия поднимается выше и распространяется по всему вашему телу.

Представьте, что вы посылаете энергию какому-то человеку, а теперь другому. Отметьте для себя, каких именно людей вы выбрали. Теперь пошлите энергию своей семье, своим друзьям и знакомым.

Искусство самонаблюдения- основной метод, с помощью которого можно овладеть своими мыслями, чувствами, эмоциями.

Упражнение « Формулы».

Внушение, самовнушение играют огромную роль в нашей жизни и в конкретных жизненных ситуациях . Вот любопытный пример из истории. Приглашенные когда-то Иваном Грозным колдуны Предсказали точную дату его гибели. В назначенный день царь с утра передал все царские дела своему приемнику, а вечером без видимых причин умер.  Бытует мнение историков, что его отравили недруги, но Иван Грозный Будучи мнительным, вероятнее всего внушил себе, что его час пробил.

Если проецировать на сдачу экзаменов – «  У меня не получится», « Я не успею сделать задания «С» и т.д. Это примеры негативных установок , которыми мы ежедневно « бросаемся», не думая о последствиях, и которые накрепко оседают в нашем подсознании. И начинают там свою «черную работу».

Но к счастью, наше воображение в нашей власти. Как же при помощи положительного самовнушения добиться результатов? Необходимо составить словесные формулы, соблюдая при этом ряд правил:

  1. Формулы должны быть утвердительными, то есть не должны содержать отрицания «не». ( «Я уверен в своих возможностях», а не « Я не боюсь, что мне хватит времени».)
  2. Если слишком жесткое категоричное звучание формулы вызывает у вас внутренний протест, сделайте ее более мягкой.
  3. Формулы должны быть краткими, лаконичными.

Попробуйте составляют формулы, которые вам помогут в достижении успеха при сдаче экзаменов.

Учащиеся составляют формулы индивидуально. Затем зачитывают.

Способы снятия нервно-психического напряжения:

  1. Релаксация.
  2. Спортивные занятия.
  3. Контрастный душ.
  4. Стирка белья.
  5. Мытье посуды.
  6. Скомкать газету и выбросить ее.
  7. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.
  8. Громко спеть любимую песню.
  9. Громко покричать.
  10. Потанцевать под музыку, причем как под спокойную, так и под «буйную».
  11. Смотреть на горящую свечу.
  12. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
  13. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

4. Подведение итогов.

- Что вам дало сегодняшнее занятие?

- Что нового вы узнали?

- Какие способы снятия состояния стресса и нервно-психического напряжения для вас наиболее приемлемы?

Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом.- М.: Универс, 1993.

Приложение 1.

Тест « САН» ( самочувствие, активность, настроение).

Опишите свое состояние в настоящий момент с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить ту цифру, которая соответствует степени ( силе) выраженности данной характеристики.

Участникам раздаются бланки, которые они заполняют.

Фамилия, имя                                       Возраст

Дата                                                       Время

1. Самочувствие хорошее

  3     2     1     0     1     2     3

1. Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным

  3     2     1     0     1     2     3

2. Чувствую себя слабым

3. Пассивный

  3     2     1     0     1     2     3

3. Активный

4. Малоподвижный

  3     2     1     0     1     2     3

4. Подвижный

5. Веселый

  3     2     1     0     1     2     3

5. Грустный

6. Хорошее настроение

  3     2     1     0     1     2     3

6. Плохое  настроение

7. Работоспособный

  3     2     1     0     1     2     3

7. Разбитый

8. Полный сил

  3     2     1     0     1     2     3

8. Обессиленный

9. Медлительный

  3     2     1     0     1     2     3

9. Быстрый

10. Бездеятельный

  3     2     1     0     1     2     3

10. Деятельный

11. Счастливый

  3     2     1     0     1     2     3

11. Несчастный

12. Жизнерадостный

  3     2     1     0     1     2     3

12.Мрачный

13. Напряженный

  3     2     1     0     1     2     3

13. Расслабленный

14. Здоровый

  3     2     1     0     1     2     3

14. Больной

15. Безучастный

  3     2     1     0     1     2     3

15. Увлеченный

16. Равнодушный

  3     2     1     0     1     2     3

16. Взволнованный

17. Восторженный

  3     2     1     0     1     2     3

17. Унылый

18. Радостный

  3     2     1     0     1     2     3

18. Печальный

19. Отдохнувший

  3     2     1     0     1     2     3

19. Усталый

20. Свежий

  3     2     1     0     1     2     3

20. Изнуренный

21. Сонливый

  3     2     1     0     1     2     3

21. Возбужденный

22. Желание отдохнуть

  3     2     1     0     1     2     3

22. Желание работать

23. Спокойный

  3     2     1     0     1     2     3

23. Озабоченный

24. Оптимистичный

  3     2     1     0     1     2     3

24. Пессимистичный

25. Выносливый

  3     2     1     0     1     2     3

25. Утомляемый

26. Бодрый

  3     2     1     0     1     2     3

26. Вялый

27.Соображать трудно

  3     2     1     0     1     2     3

27.Соображать легко

28. Рассеянный

  3     2     1     0     1     2     3

28. Внимательный

29. Полный надежд

  3     2     1     0     1     2     3

29. Разочарованный

30. Довольный

  3     2     1     0     1     2     3

30. Недовольный

Обработка данных.

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные- низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории , и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие ( Сумма баллов по шкалам): 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26.

Активность : 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28

Настроение: 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 баллов свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 балла. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.

Приложение 2.

Как легче пережить стресс и быстрее достичь психического равновесия?

Для этого достаточно выбрать один или несколько из представленных ниже способов и руководствоваться ими.

  1. Завести « дурацкий альбом». Записывать в него юмористические истории, веселые анекдоты, смешные высказывания и читать его, и смеяться, когда плохо на душе;
  2. Прочитать очень громко несколько раз вслух какое-нибудь стихотворение или отрывок из него;
  3. Спеть какую-нибудь мелодичную песню ( даже если не умеешь играть);
  4. Посмотреть какой-нибудь комедийный видеофильм;
  5. Попросить кого-нибудь из родственников, чтобы они сделали массаж ( поглаживание и разминание).

Каждый человек может научиться выходить из стрессового состояния самостоятельно. Но чтобы это происходило с наименьшими потерями здоровья, важно изучать себя и вырабатывать свой индивидуальный способ психической саморегуляции.

Приложение 3.

Личностная подготовка состоит в саморегуляции эмоционального состояния.

Рекомендации « Как  преодолеть волнение перед экзаменом».

  1. Готовьтесь! Тщательно изучайте материал;
  2. Не бойтесь приближения экзамена: рассматривайте экзамен как возможность показать обширность своих знаний и получить вознаграждение за проделанную вами работу;
  3. Хорошо выспитесь в ночь перед экзаменом;
  4. Отведите время с запасом , особенно для дел, которые надо выполнить перед экзаменом, и приходите на экзамен незадолго до начала;
  5. Расслабьтесь перед экзаменом;
  6. Не ходите на экзамен с пустым желудком;
  7. Возьмите конфету или что-нибудь другое, чтобы отвлечься от волнения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возможные предпосылки и мотивы потребления наркотиков и токсикантов.

Слайд 2

1. Социальные Неблагополучная семья ( алкоголизм или наркомания родителей, низкий материальный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья); Неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних; Активная пропаганда в СМИ и др.

Слайд 3

2. Конституционально-биологические: Наследственная отягощенность психическими и ( или) наркологическими заболеваниями;

Слайд 4

3. Традиционные: Потребление психоактивных веществ в данной местности как элемент культуры;

Слайд 5

Индивидуально-психологические: Подражание более старшим или авторитетным сверстникам; Попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания; Стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников; Аномальные черты личности ( авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, неустойчивость характера); Реакции протеста, направленные против старших ( родителей, педагогов) Любопытство; Подчинение давлению и угрозам.

Слайд 6

Родители! Это вы обязаны знать!

Слайд 7

Признаки , по которым следует заподозрить потребление вашим ребенком наркотиков:

Слайд 8

1. Основные признаки: Следы от уколов и порезов ( особенно на руках); Наличие у ребенка ложек и узких полых трубочек, шприцев и игл от них; Наличие капсул, таблеток, порошков, пузырьков из-под лекарственных или химических препаратов, Папиросы ( особенно «Беломор» ) Расширенные или суженные зрачки. Нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя.

Слайд 9

2. Дополнительные признаки : Лживость, изворотливость. Проведение времени в компаниях асоциального типа. Вымогательство и кража денег у окружающих Нарушение сна Телефонные разговоры ( особенно «зашифрованные») Частые беспричинные смены настроения. Внешняя неопрятность Снижение успеваемости в школе Пропажа из дома ценных вещей Сужение круга интересов Частый беспричинный кашель

Слайд 10

СПИД – реальность или миф? Сексуальные отношения: 5%-12лет; 9,5%-13 лет; 19%-14 лет; 27% -15 лет. Сексуальные знания получают: из фильмов – 72%; на улице в компаниях –47%; от друзей и подруг- 44%; от родителей –12%; от педагогов- 1%.

Слайд 11

Стадии ВИЧ- инфекции Проникновение вируса в организм. 2. Ночная потливость, опухание желез. 3. Поражение имунной системы. 4. Повреждение имунной системы и ослабление сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям.

Слайд 12

5.У больного наблюдаются следующие симптомы: - хроническая усталость; - жар, озноб, обильная ночная потливость; - потеря веса - опухание желез - неисчезающие белые пятна в ротовой полости; - хронический понос; - хронический сухой кашель с одышкой. 6. Последняя стадия инфекции ВИЧ. Больной имеет шанс прожить лишь 18 месяцев.

Слайд 13

Пути распространения СПИДа. Интимная половая близость; Внутривенное введение лекарственных препаратов или наркотиков; Переливание крови. Нанесение татуировок или проведение ритуалов, связанных с использованием человеческой крови. Трансплантация органов.

Слайд 14

Памятка для родителей. Вы обязаны знать: с кем дружит ваш ребенок, в каких компаниях бывает; кто его лучший друг или подруга; Где проводит свободное время; Чем увлекается и какие у него увлечения и интересы.

Слайд 15

Вы должны тревожиться, если ваш ребенок: Вам грубит, дерзит, уходит из дома, не ставя вас об этом в известность; Вам лжет; Требует у вас деньги; Становится зависимым от алкоголя; Перестает с вами общаться и не реагирует на ваши требования.



Предварительный просмотр:

Урок в 11 классе

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Тема урока: Общие методы решения уравнений

Цель урока: формировать способность к обобщению знаний учащихся о методах решения уравнений; способствовать дальнейшей отработке знаний и умений применять общие методы при решении уравнений

Задачи: Образовательные- содействовать дальнейшей отработке умения решать уравнения различной сложности, используя тот или иной общий метод решения уравнений;

- дальнейшее формирование умения обобщать и делать выводы;

Развивающие- развитие логического мышления, умения анализировать учебный материал; умение работать в группе и индивидуально, развитие умения преодолевать трудности при решении математических задач;

Воспитывающие - выработка привычки к постоянной занятости, воспитание отзывчивости, взаимопомощи, трудолюбия, аккуратности, силы воли.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Какие виды уравнений мы изучили в школьном курсе математики?

Слайд №1.  ( см. приложение 1  к уроку )

Какими способами (методами) решаем уравнения:

- целые уравнения:

Уравнение

Метод (способ)

1) х8-17х4+16=0

Введение новой переменной

2) (х2+5х)2-2(х2+5х)-24=0

Введение новой переменной

3) 2х8-9х7+20х6-33х5+45х4-66х3+80х2-72х+32=0

Теория многочленов

4) х3-4х2-х+4=0

Разложение на множители

5) х43-12х2=0

Разложение на множители

6) х2-8х+15=0

Решение с  помощью формул

7) 2х+(2х+3)=4х-1+2х-3+(7-2х)

Решение линейного уравнения

Иррациональные уравнения

Уравнение

Метод (способ)

1)

Возведение в квадрат

2)

 Замена переменной

Показательные уравнения

Уравнение

Метод (способ)

1) 32-х=

Уравнивание показателей

2) 72х+1-507х=-7

Введение новой переменной

3) 2хх-4х-42х=0

Разложение на множители

4) 2х=6-х

Функционально-графический

5) 32+6х-23=0

Приведение к квадратному

Логарифмические уравнения

Уравнение

Метод (способ)

1) log0,2(2sin[-1)=log0,2(3-sin2x)

Потенцирование

2) log2(x2-12x+36)=0

Определение логарифма

3) log22-4log2x+3=0

Сведение к квадратному

4) log3x-x2log3x=0

Разложение на множители

5) logx=4x-4

Функционально-графический

Все задания на карточке, в группе обсуждают ответ на вопрос: Каким методом решается то или иное уравнение и вывод заносится во вторую колонку таблицы.

Сделайте вывод.

Мы видим, что есть общие методы решения уравнений для всех перечисленных уравнений

Запишем тему урока: " Общие методы решения уравнений "

Слайд № 2 Классификация уравнений по методу решения уравнений ( см.приложение 2)

Установите соответствие между данными уравнениями и методами решения уравнений.

Слайд содержит ответ со ссылкой на слайды, где показано решение данного уравнения

При необходимости можно просмотреть в чем суть этих методов решения уравнения по учебнику " Алгебра и начала анализа - 10-11" А.Г.Мордковича.

Дается инструкция  по дальнейшей работе на уроке и контролю.

Вывод: из 10 данных уравнений - 8 решается общими методами.

Пожалуйста, решите любые 2-3 уравнения.

Время 7 мин.

Решения в приложении

 После работы проверить правильность решения, используя слайд.

Какое уравнение никто из групп не выбрал, выясняем причину, и возможно решаем совместно у доски.

На практике не всегда бывает дано уравнение, чтобы можно было сразу применить общий метод решения уравнения. Необходимо сделать какой-то прием и т.п.

Сейчас мы рассмотрим уравнения, предлагаемые на ЕГЭ по математике, уровня В.

Карточка с  уравнениями части В

Часть В.

  1. Найдите положительный корень ( или сумму корней, если их несколько) уравнения

( tg

  1. Найдите корень ( или сумму корней, если их несколько) уравнения

  1. Найдите сумму всех значений переменных, являющихся решением

( или решениями, если их несколько) системы

  1. Найдите положительный корень ( или сумму таких корней, если их несколько) уравнения 63cos-1
  2. Найдите корень ( или сумму корней, если их несколько) уравнения

3х-27=

  1. Найдите корень ( или сумму действительных, различных корней, если их несколько) уравнения ( 5х2-7х+3)(5х2+х+3)=20х2
  2. Найдите сумму всех значений переменных, являющихся решением ( или решениями, если их несколько) системы

4х-2у=2х+у

Решаем данные уравнения, сверяем решения в парах.

Сегодня мы рассмотрели различные уравнения и какой вывод можем сделать относительно того, какие шаги необходимы при решении уравнений:

1 вывод:

  1. анализ уравнения: вид уравнения, метода решения .
  2. приступить к решению, используя найденный "увиденный" метод
  3. ответ соотнести с заданием.

2 вывод: для всех типов уравнений существуют общие методы решения уравнений.

Домашнее задание: найти уравнения в решении которых присутствуют несколько приемов решения уравнения;

Решить те уравнения, которые не успели сделать на уроке.

Самооценка учащихся по работе на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общие методы решения уравнений

Слайд 2

Классификация уравнений по виду Уравнения алгебраические трансцендентные целые дробные иррациональные Показательные Логарифмические Тригонометрические Смешанные

Слайд 3

Классификация уравнений по методу решения Замена уравнения h(f(x))=h(g(x)) уравнением f(x)=g(x) Метод разложения на множители Метод введения новой переменной Функционально-графический метод

Слайд 4

Уравнения Методы Замена уравнения h(f(x))=h(g(x)) уравнением f(x)=g(x) Разложени e на множители Введение новой переменной Функционально-графический метод Ответы

Слайд 5

Решение уравнений ; При х = 1 1 – 6 + 11 – 6 = 0, значит Ответ : 1; 2; 3

Слайд 6

Абсциссы точек пересечения и равны: х 1 =1; х 2 =2 Ответ : 1; 2

Слайд 7

Одна точка пересечения, значит уравнение имеет единственный корень Ответ: 1 корень

Слайд 8

Ответ: -2; -1; 3; 4

Слайд 9

Нет решений Ответ:

Слайд 10

не удовлетворяет ОДЗ Ответ:

Слайд 11

не удовлетворяет ОДЗ Ответ: ОДЗ:

Слайд 12

Ответ:

Слайд 13

Ответы: 1) 1; 2; 3 3) 1; 2 4) Один корень 5) -2; -1; 3; 4 6) 7) 8) 10)



Предварительный просмотр:

Создание сборников для подготовки к единому государственному экзамену

 по математике

Тип проекта – творческий, практико-ориентированный.

Этапы работы над проектом:

1 этап -  установочный.

Учебная цель – стимулировать интерес учащихся к данной проблеме через проектную деятельность, систематизация и обобщение знаний по теме.

Задачи - содействовать самостоятельной деятельности учащихся по работе над проектом.

Основной замысел- создание тематических сборников заданий к единому государственному экзамену.

Тематика:

  1. Логарифм
  2. Тригонометрия
  3. Уравнения и неравенства с модулем
  4. Тригонометрические уравнения
  5. Иррациональные уравнения
  6. Показательные уравнения
  7. Логарифмические уравнения
  8. Системы уравнений с двумя переменными
  9. Неравенства с одной переменной
  10. Функции
  11. Производная

2 этап- организация и осуществление проектной деятельности

Организационная форма – работа в группах

Сбор и систематизация материала по данной теме

Консультация и помощь учителя при отборе материала

3 этап - обобщающий – презентация проекта

Оформление результатов проектной деятельности (презентация сборников)

Доработка сборников с учетом замечаний и предложений

Формирование групп внешних экспертов: учителя-предметники.

Полученные сборники рекомендованы для использования учащимися других 11-х классов с целью более эффективного использования при подготовке к единому государственному экзамену.

PS: Ежегодно сборники дополняются и при возможности переиздаются  в школьной типографии.

Пример сборника: прилагается.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема : Проблемы современного подростка.

Цель:  сформировать представление  родителей об особенностях развития ребенка подросткового возраста и проанализировать проблемы подросткового возраста.

Оборудование: таблицы, карточки с ситуациями, анкеты.

Практические задания для родителей.

1) Педагог формирует 2-3 группы из числа родителей и предлагает в течение 20 минут заполнить таблицу:

Проблемы современного подростка.

Проблема подросткового возраста

Причины

Последствия

1

Каждая группа озвучивает свою точку зрения, и идет обсуждение. В обсуждении участвует психолог

  1. Обсуждение ситуации: в парах

Ситуации

Чаще всего в моей семье бывает так

Так было бы лучше

1

У подростка 14-15 лет должны быть карманные деньги. Какова сумма? Должен ли подросток отчитываться перед родителями , на что он их тратит? Если должен, то каким образом?

2

У каждого ребенка должны быть свои обязанности, в соответствии с его возрастом. Что именно должен делать подросток? Какова мотивация этой помощи родителям – « заработать поощрение» , « из стремления делать добро», « из чувства справедливости», др .

3

Вам стало известно о том, что подросток солгал Вам по поводу своей успеваемости. В конце четверти выяснилось, что четверок ( троек) гораздо больше, чем ожидалось. Что Вы предпримете?

  1. Анкета для родителей.
  1. Как вы считаете, нужно ли организовывать встречи – тематические родительские собрания?_______________________________________________________________
  2. Какие проблемы, наиболее актуальные для вас и ваших детей в настоящее время, вы хотели бы обсудить? ( укажите 2-3)

  1. Какие формы работы в ходе этих встреч вы считаете предпочтительным ( отметьте знаком +):
  1. Лекция.
  2. Беседа.
  3. Диалог.
  4. Ролевая игра.
  5. Дискуссия.
  6. Другие формы ( напишите какие)

Лекционная часть.

Наше собрание посвящено проблемам подросткового возраста – того, в котором находятся ваши дети. Наверное, вы замечали, что почти все, даже очень хорошие, подростки время от времени возмущаются по поводу требований и ограничений со стороны родителей, причем понимая их справедливость и разумность. Давайте попробуем объяснить, почему некоторые дети вдруг неожиданно начинают « дичать». На это есть две причины – зависимость подростка от родителей и его уверенность в том, что он в силах справиться с ролью взрослого человека.

Из всех периодов развития человека, пожалуй, самым проблемным, трудным и наиболее опасным является подростковый  возраст. Этот период приносит самую большую « головную боль»  родителям, педагогам и правоохранительным органам. Но вместе с тем это период, когда закладываются фундаментальные основы личностного и профессионального самоопределения.

Сам по себе подростковый возраст неоднороден по своему психологическому содержанию и значению для подростка и взрослых. Внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый ( 10-13 лет) и старший подростковый возраст 9 13-16 лет).

Подростковый возраст неоднороден по своему психологическому содержанию переходным и критическим, откладывает отпечаток на всю последующую жизнь, т.к. это, прежде всего, переход к взрослой жизни.

Сегодня мы с вами попытаемся рассмотреть основные проблемы подросткового возраста и причины, их обуславливающие.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА,

Первой такой проблемой является необходимость отделиться от родителей в самостоятельную психологическую, а следовательно, социальную и человеческую единицу. При успешном прохождении данного препятствия в итоге между родителями и ребенком устанавливаются отношения « взрослого» типа, основанные на взаимной заботе и ответственности за собственные решения. Вроде бы это очевидно, но жизнь показывает, что жить рядом и не мешать друг другу в семьях. 2 переживающих подростковый период», редко кому удается. Оптимальной позицией родителя здесь является терпение и невидимый контроль за опасным процессом и , кроме того, главный катализатор хорошего воспитания – уважение.

Вторая проблема « трудного возраста» огромная внутренняя тревога, связанная с изменением всего телесного и психологического уклада, которую испытывает подросток. Именно от нее он спасается громкой ритмичной музыкой. В этот период возникает реальный страх – употребление наркотиков и психотропных веществ, которые уводят за пределы этой новой реальности.

Следующая проблема -  агрессия, с которой подросток не справляется, этот  излишек новой и еще неосвоенной энергии сексуальности. Здесь родительская, а иногда  и собственно  подростковая мудрость состоит в усиленных занятиях спортом, которые на время отводят опасную энергию в приемлемое русло.

Основная черта подросткового возраста – желание, потребность чувствовать себя взрослым.

В воспитании подростков важно исходить из следующих положений.

Ребенок, подросток – это не маленький взрослый, готовящийся к жизни, а абсолютно полноценный человек со своим жизненным опытом, своими планами, мыслями т чувствами. Разумеется, человеком нужно руководить, но не превращать в ведомого.

Очень трудно, но жизненно необходимо научить подростка быть самостоятельным и ответственным за себя и близких человеком, важно иметь возможность учиться, в том числе и на своих ошибках.

Проблемы современного подростка.

Проблема подросткового возраста

Причины

Последствия

1

  1. Обсуждение ситуации: в парах

Ситуации

Чаще всего в моей семье бывает так

Так было бы лучше

1

У подростка 14-15 лет должны быть карманные деньги. Какова сумма? Должен ли подросток отчитываться перед родителями , на что он их тратит? Если должен, то каким образом?

2

У каждого ребенка должны быть свои обязанности, в соответствии с его возрастом. Что именно должен делать подросток? Какова мотивация этой помощи родителям – « заработать поощрение» , « из стремления делать добро», « из чувства справедливости», др .

3

Вам стало известно о том, что подросток солгал Вам по поводу своей успеваемости. В конце четверти выяснилось, что четверок ( троек) гораздо больше, чем ожидалось. Что Вы предпримете?

Анкета для родителей.

  1. Как вы считаете, нужно ли организовывать встречи – тематические родительские собрания?_______________________________________________________________
  2. Какие проблемы, наиболее актуальные для вас и ваших детей в настоящее время, вы хотели бы обсудить? ( укажите 2-3)

  1. Какие формы работы в ходе этих встреч вы считаете предпочтительным ( отметьте знаком +):
  1. Лекция.
  2. Беседа.
  3. Диалог.
  4. Ролевая игра.
  5. Дискуссия.
  6. Другие формы ( напишите какие)

Анкета для родителей.

  1. Как вы считаете, нужно ли организовывать встречи – тематические родительские собрания?_______________________________________________________________
  2. Какие проблемы, наиболее актуальные для вас и ваших детей в настоящее время, вы хотели бы обсудить? ( укажите 2-3)

  1. Какие формы работы в ходе этих встреч вы считаете предпочтительным ( отметьте знаком +):
  1. Лекция.
  2. Беседа.
  3. Диалог.
  4. Ролевая игра.
  5. Дискуссия.
  6. Другие формы ( напишите какие)

Анкета для родителей.

  1. Как вы считаете, нужно ли организовывать встречи – тематические родительские собрания?_______________________________________________________________
  2. Какие проблемы, наиболее актуальные для вас и ваших детей в настоящее время, вы хотели бы обсудить? ( укажите 2-3)

  1. Какие формы работы в ходе этих встреч вы считаете предпочтительным ( отметьте знаком +):
  1. Лекция.
  2. Беседа.
  3. Диалог.
  4. Ролевая игра.
  5. Дискуссия.
  6. Другие формы ( напишите какие)

Памятка для родителей.

  1.  Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.
  2. Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.
  3. Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и воспоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.
  4. Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от собственных взрослых детей.
  5. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

Памятка для родителей.

  1.  Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.
  2. Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.
  3. Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и воспоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.
  4. Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от собственных взрослых детей.
  5. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...

доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"

Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....

Анализ воспитательной работы в 9 классе (1 четверть). План воспитательной работы на 2 четверть.

План воспиттаельной работы соответсвует новой программе воспитанияю....