Система классных часов 9-11 класса
методическая разработка по теме

Оксана Юрьевна Кузина

 

Разработка классных часов   «СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ - ЗАКОН ЖИЗНИ» Приложение к воспитательной системе класса "Содружество Счастливых Сердец"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_klassnomu_chasu.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     Приложение №

Конспекты классных часов

«СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ - ЗАКОН ЖИЗНИ»

1. Мы рождаемся и живем со множеством влечений и потребностей

 (В. Соловьев).

— Сегодняшнее занятие мы начнем с разговора с собой. Погово рите с собой о том, что вы любите и что вы не любите. Вычлените наиболее существенное и запишите в обе колонки:

люблю        не люблю

На что в основном направлены ваши ответы:

  1. на действия (разговаривать, общаться, гулять, танцевать),
  2. состояния (мечтать,думать),
  3. отношения (дружить),
  4. материальные блага (наряды, ук рашения, деньги),
  5. деятельность (строгать, вышивать),
  6.  результат самовыражения (успех, достижение),
  7. привычки (порядок, акку ратность),
  8. чувство(радоваться, любить),
  9. качества (справедли вость, честность)?
  10. От чего зависит эта направленность?
  11. Какую роль здесь играет образ жизни человека?

Попробуем, как говорил Т. Манн, «честно вжиться в людской обиход». Подумайте над таким простеньким примером:

Старого английского моряка спросили, что он купит, если у него будет очень много денег. Он ответил: «Ром и табак».

- А еще? —

Ром и табак.

— А еще?

 — Ром и табак.

 Ну, а если он весь ром и табак на всем земном шаре купит, и ещё деньги останутся?

Он долго думал, а потом сказал: «Еще рому и табаку»

  1. Что вы можете сказать о потребностях этого моряка?
  2. Как отличить, примитивные или не примитивные потребности у человека?
  1. Какое отношение к ним имеет образ его жизни?
  2. А образ жизни зависит от чего?
  3. Да, от того, что ты впитал в себя с молоком матери, от основ семейного быта, социальной сферы и духовного окружения. Это формирует образ мышления и отношений человека к окружающей жизни. В этом «люблю» и «не люблю» так или иначе выразился ваш образ мысли и жизненные стремления.

Охарактеризуйте их с этических позиций.

—        Известный русский философ В. Соловьев считал, что мы ро димся и живем со множеством влечений и потребностей.

В этом множестве мы сначала попытались выделить сугубо личностное. А теперь постараемся выявить общее, присущее всем. Какие потребности мы обозначим? Выделим главное:

- потребность в другом человеке, общении, понимании, Родине, семье, близком друге;

- материальном и физи ческом благополучии;

- любви, счастье.

  1. Что считаете необходимым добавить?
  2. Как разобраться в этом множестве?
  1. Как вы думаете,  должны ли потребности соизмеряться
    с нравственными основами жизни человеческой?
  2. Каково это соизмерение? Как бы вы определили его для себя?
  3. Если суммировать сказанное, то основой соизмерения может послужить принцип: не навреди другому, так?
  4. Войдем в жизненные ситуации и подумаем, как можно опе реться на данный принцип?

Ситуация

Юноша любит девушку. Его естественная потребность постоян но видеть ее, оказывать ей внимание, проявлять заботу, радоваться отклику ее души. Эту же девушку любит его друг.

Предложите варианты развития ситуации и поведения юноши, девушки, друга.

Класс делится на три группы, рассматривая развитие ситуации с позиции юноши, девушки и друга. Диалог ведется между группами. Другие ситуации могут быть предложены учащимися.

  1. Видите, как непросто решать жизненные ситуации, касаю щиеся тех или иных потребностей человека. Особенно, если они затрагивают самую глубинную потребность человека — стремле ние к счастью.
  1. Каковы же критерии направленности потребностей?

—. Значит, мы исходим из того, что потребности у человека всег да были, есть и будут. Но чрезвычайно важно, каков их характер, на какие ценности они сориентированы.

Вот видите, мы вышли с вами к проблеме ценностей, логике их взаимосвязи с потребностями, т. е. мы обратились к внутреннему миру человека.

Какие ценности востребованы вашим внутренним миром?

—Какое место занимают в нем духовные ценности и соответст вующие им потребности?

  1. Может человек утвердиться как личность, реализуя себя в духовных потребностях?
  2. Замечательный философ XVI в. М.Монтень признается:

«Мое истинное призвание — общаться с людьми и созидать. Весь я обращен к внешнему миру, весь на виду и рожден для общества и для дружбы...»

Какие потребности реализует он, осуществляя желаемое?

—        А вот еще одно его признание: «Мы обладаем душой, способ ной общаться с собой; она в состоянии составить себе компанию; у нее есть, на что нападать и от чего защищаться, что получать и чем дарить. Нам нечего опасаться, что в этом уединении мы будем кос неть в томительной праздности».

Какую истину мы черпаем здесь?

—        Мир потребностей — плод и средство проявления нашей души. В богатстве ее мира — способность находить пути рождения и удовлетворения своих потребностей. И выбор здесь делает душа.

Так обратимся к своей душе — на какие потребности она наце ливает вас? Какие ценности ей свойственны?

—        Здесь важно помнить, что «человек есть мера всех вещей». Это высказывание древнегреческого учителя мудрости Протагора явля ется одним из тех изречений, которое никогда не потеряет своей ак туальности. Оно перекликается с тем, что сказали Ж.-Ж. Руссо и И. Кант более чем две тысячи лет после него: Человек должен посвятить себя самому человеку, людям, человечеству, как высочайшей цели и величайшей ценности.

  1. Цель всех человеческих стремлений состоит в получении наслаждений

— Продолжим мысль, которой мы закончили предыдущее за нятие: человек должен посвятить себя самому человеку. Углубим ся в нее. Постараемся эту мысль как бы «прожить» в себе. И начнем это проживание с того, что попытаемся доказать себе, что это не так.

Согласны?

—        Чему же может посвятить себя человек?

Из высказываний учеников можно выбрать главное и вокруг этого построить дискуссию: например, сосредоточить диалог на следующих аспектах посвящения себя —  делу, Родине, получению удовольствий.

Учащиеся делятся на три группы в соответствии с выбором по этим трем параметрам. Работая в группе, они обосновывают вы бранную позицию.

Процесс аргументации позиций становится основой диалога между группами и отдельными ораторами этих групп.

Педагог лишь стремится выдержать логику диалога, вставляя вопросы, прося уточнить, выдвигая альтернативные высказыва ния, изречения или примеры.

Диалог разворачивается вокруг вопросов

- посвящение себя делу связано  с чем?  с кем?  во имя чего?  Во имя кого?

- получение удовольствия связано с чем? с кем? во имя чего? кого?

- служение Родине опирается на что?  во имя кого?  от чего зависит?

—Следовательно, что бы мы ни ставили своей целью, во имя чего бы ни старались, мы сопричастны с человеком, другой личностью, другими людьми, окружающим миром людей, и эта сопри частность является той обратной связью, которая обращена уже к нам и дает нам в свою очередь осмысление себя, чувство, мысль, осознание этих чувств и мыслей в себе.

Значит, все наше Я так или иначе сопряжено с неким ТЫ, т. е. с человеком. Так?

  1. Во имя чего же человек служит делу?
  2. Во имя его значимости для людей, человечества, самого чело
    века, будущего лучшего устроения жизни...
  3. А стремится к удовольствию?
  4. Доставить радость себе, другим, многим...
  5. Посвящает себя Родине?
  6. Во имя ее процветания, лучшей жизни людей, красоты родной природы, умножению богатств своей страны.
  1. Все это происходит ради... во имя человека, большого количества людей, всегда с помощью или при участии других, другого, т. е. в человеческом окружении. Так?
  2. Еще древние философы попытались через человека и посред ством человека характеризовать мир в целом.

Формула для них «человек есть мера всех вещей» зиждется на том, что человек содержит в самом себе измерение всего окружаю щего его мира, и, следовательно, все с ним, человеком, соизмеримо.

А вы как считаете?

  1. Что же получает человек, удовлетворяя свою потребность в служении Родине, делу, получении удовольствия.
  2. Радость, признание, богатство переживаний.
  3. Эти чувства всегда с положительным знаком?
  4. А к какому чувству стремится человек?

—Радости, наслаждения и всех оттенков этих чувств.
Как вы считаете, это естественно?

—В этике есть целое направление — гедонизм, утверждающее правомерность стремления человека к удовольствию, наслажде нию.  Его представители считают, что цель всех человеческих стремлений в получении наслаждений.

Как вы думаете, далеки ли они от истины?

  1. Можно ли примирить, объединить понятия «наслаждения» и «нравственность»?
  2. Греческий философ Эпикур основал школу мудрости, которую его ученики называли «Сад Эпикура». На вратах ее было на писано: «Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо — наслаждение».

Что при этом понимал Эпикур под наслаждением?

Прежде всего, отсутствие телесных страданий и душевных тре вог. Он считал, что погоня за чувственным наслаждением будора жит ум, беспокоит душу. «Не пиры и праздники, не наслаждение пищей или любовью делают жизнь прекрасной, но трезвый ум, от вергающий вздорные мечтания, порождающие смятение души.

Наискромнейшие удовольствия — круг друзей и цветы в саду могут быть высочайшим наслаждением».

Девиз Эпикура — «Живи незаметно», т. е. умерь свои желания, будь добродетелен и разумен.

Что бы вы сказали Эпикуру сегодня?

—Подумайте, а исток счастья не берет ли свое начало в наслаж дении?

—Как же соотнести такие истины: «Ничто человеческое человеку не чуждо» и «Не навреди»?

  1. Благо для одного не должно стать злом для другого?
  2. Это возможно?
  3. Какие же ориентиры может здесь дать этика человеку?

—Например, те, которые заключены в образе знаменитого Дон Кихота. Однажды, отмечая достоинства реального человека, Ф. М. Достоевский сравнил его с героем романа Сервантеса и ска зал: «Я выше похвалы не знаю».

Как вы думаете, почему?

  1. Руссо призывал людей: «Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг».
  1. Своевременен ли этот призыв сегодня?

3. Стремление к счастью — это стремление стремлений (Л. Фейербах)

  1. Каково же самое главное стремление человека?
  2. Стремление к счастью. Л. Фейербах его считал стремлением стремлений.

Что же такое счастье?

—Счастье происходит от слов «часть», «участие». Это можно понимать как часть жизни, мое место, моя доля в ней, мое участие в жизни. Именно мое и ничье другое.

Довольны ли вы своей долей в жизни?

  1. Что мешает быть довольным?
  2. Стремитесь вы преодолеть то, что вам мешает?
  3. Во имя чего?
  4. Что же значит — стремиться к счастью?

—Найти смысл своей жизни, объяснение ей. Не кажется ли вам, что в этом наше главное стремление?        .

  1. Задумывались ли вы о смысле жизни?
  2. Попытайтесь обозначить его, определив для себя главный девиз собственной жизни.
  3. Куда бы вы поместили его в данной таблице:

Ради жизни

Ради близких

Ради удовольствия

ради людей

Ради дела       ради любви

ради себя

Таблица вывешивается на доске. Называя последовательно пункты, педагог просит учащихся, чей девиз относится к названно му пункту, поднять руку. В данный раздел таблицы ставится число поднятых рук.

Получается своеобразный срез ценностной направленности учащихся.

—        Обоснуйте свой девиз.

Обоснование идет по группам в соответствии с принадлежнос тью к тому или иному разделу таблицы и выливается в дискусси онный диалог.

Учитель также высказывает свой девиз и его обосновывает.

  1. Выделите, в чем здесь выразится стремление к счастью.
  2. Что вы испытаете, достигнув его?
  3. Философы-стоики считали, что причина всех пороков и не счастий — чрезмерные переживания, глубокая печаль, тяжелый страх, безрассудные удовольствия, страстные желания. Высшая цель жизни — достижение безмятежности духа, а также смирение и покорность под ударами судьбы.

Есть у вас возражения стоикам?

—А И. Кант так подытожил свои рассуждения о назначении человека:

Человек своим разумом определен к тому, чтобы быть в обще нии с людьми и в этом общении с помощью искусства и науки повышать свою культуру, цивилизованность и моральность, и чтобы, как бы ни была сильна его животная склонность пассивно предаваться побуждениям покоя и благополучия, которые он назы вает счастьем, стать, ведя деятельную борьбу с препятствиями, на вязанными ему грубостью его природы, достойным человечества.

  1. Что бы вы ответили И. Канту?
  2. Чем в связи с этим близки многим слова С. Есенина:

Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.

- Значит, счастье — это чувство жизни, способность ощущать жизнь?

—Чувство жизни как радостное ощущение себя в согласии с окружающим миром. Знакомо ли вам это согласие?

  1. А чувство жизни можно соотнести с нравственной основой жизни?
  2. В чем она?
  3. В созидании. И счастье — тоже в созидании, творении жизни, себя в ней. Отсюда чувство жизни как состояние души, счастливое состояние. Оно — в причастности ко всему окружающему, ощуще ние себя как части единого целого.

  1. Счастье — это состояние души (К.С.Станиславский)
  1. Вы согласны, что счастье — это состояние души?
  2. Еще мудрый царь Соломон говорил: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости». А как бы вы определили счастливое состояние души?
  3. Так, может быть, счастье — просто настроение, при котором нами владеют приятные мысли, радость?
  4. В медицине считается, что когда человек думает о приятном, испытывает радость — у него улучшается состояние всех внутренних органов.

Как вы думаете, почему?

—Христианская религия предписывает радость, веселье, оптимизм в качестве одного из плодов праведной жизни.

Как вы можете это объяснить?

—Значит, такое состояние человека благотворно сказывается на окружающих. Об этом свидетельствует и старая голландская поговорка: «счастливые люди никогда не мошенничают».

Наблюдали ли вы сами эту зависимость?

Следовательно, состояние души человеческой влияет и на его здоровье, и на отношение к окружающему миру, и на образ жизни, так?

—Ощущение счастья, радости, приятности, удовлетворения рождает стремление и вокруг себя видеть хорошее. Это стремление влияет на поведение человека, его поступки. Тепло в душе одного греет и других.

Как вы думаете, какое отношение счастливое состояние души человека имеет к  нравственности, этике?

—По словам Спинозы, счастье — не награда за добродетель, а сама добродетель; мы наслаждаемся счастьем не потому, что сдерживаем наши желания, а, напротив, мы в состоянии их сдерживать, потому что наслаждаемся счастьем. Согласны вы с этим?

  1. Надо ли искать счастье, добиваться его?
  2. А как его искать, добиваться?
  3. Все ли способы здесь приемлемы?

—Следовательно, опять наше Я обязательно соотносится с чьим-то ТЫ. Можно ли добиться счастья ценой ущерба чьего-то ТЫ? Будет ли это счастьем?

  1. А умеем ли мы быть счастливыми?
  2. По словам Паскаля, мы никогда не живем, а лишь «надеемся зажить», всегда ожидаем счастья впереди, и поэтому никогда его не испытываем.

Согласны ли вы с Паскалем?

  1. Может быть, можно что-то изменить, а не жить как бы «в рассрочку»?
  2. Что может позволить радоваться жизни сейчас, а не ждать какого-то события, случая?
  3. Психологи утверждают, что ощущение счастья — это состояние психики, склад ума, ставший привычкой. И если такую привы чку не выработать, можно счастья так и не изведать.

Задумаемся над этим.

  1. Что может помочь выработать привычку положительного отношения к миру, видеть хорошее в малом, приятное в сиюминут ном, а не концентрировать все свои душевные силы на решений постоянно возникающих проблем? Ведь вся наша жизнь — это цепь проблем.
  2. Вспомните слова героини прекрасного романа «Унесенные ветром»: «Об этом я подумаю завтра». Может, в этом и заключена вся мудрость преодоления проблем? Ведь завтра все как-то отсто ится от эмоций, отлежится и четче высветится мысль, и решение
    будет более разумным. Как вы думаете?
  3. Древнеримский философ Эпиктет говорил: «Людей волнуют не сами события, а их мнения об этих событиях».

Может, в этом все дело?

—Никто не может быть постоянно счастливым, иначе, как это остроумно заметил Бернард Шоу, мы чувствовали бы себя не счастными. Но мы в состоянии культивировать в себе приятные мысли и положительные эмоции. Как вы думаете?

—Подумайте, есть разница в реакциях: Вот ужас, опять дождь, слякоть!

Смотрите, опять все искрится в дождевых струях, удивительно!

  1. Значит, все-таки реакции человека в его руках. Может быть, именно их нам подвластно обратить в позитивную сторону, и это станет постепенно привычкой?
  2. Потренируйтесь. Дайте позитивную окрашенность следующим выражениям:

Жара длится уже целых две недели. Огромную кипу книг мне надо перечитать к  докладу. Как долго нужно ждать следующего праздника. Сколько еще предстоит сделать к школьному вечеру?

  1. Так, может быть, прав Роберт Стивенсон, считая, что «привычка быть счастливым позволяет человеку в значительной степе ни освободиться от господства внешних обстоятельств»?
  2. Что дает человеку такое освобождение?
  3. Человек — существо, которое всегда стремится к какой-либо цели. Процесс ее достижения приносит богатство чувств и ощуще ний. Если ее достижение не во вред кому-то, то сам процесс может подарить человеку счастье.

Так, может быть, состояние счастья — и есть признак нормаль ной, естественной жизнедеятельности человека?

—Психолог Г. Л. Холлингуэрт однажды заметил, что для счастья нужна проблема плюс позиция, которая выражала бы готов ность ответить на проблему действием, ведущим к ее решению.

Так, вероятно, от наших действий и решений и зависит такое состояние души, как счастье? Подумайте об этом.

  1. Источник счастья берет свое начало в самом человеке (А. Шопенгауэр)
  1. Какие мысли посетили вас по поводу диалога о счастье?
  2. Как вы думаете, откуда берет свое начало источник счастья?
  3. А. Шопенгауэр считал, что источник счастья берет свое начало в самом человеке. Как же его не потерять, этот источник, и во  время обнаружить?
  4. И пословица гласит: «Счастье в нас, а не вокруг да около».
  5. Попытаемся поискать это счастье в себе. С чего бы вы начали?
  6. Представим себя как некое существо, от которого тянутся в разные стороны маленькие лучики. Как вы думаете, что таят в себе эти лучики?

Учащиеся думают, предлагают ответы, которые после обсужде ния выписываются на доске на своеобразных «лучиках». Вырисо вывается примерно такая картина:

                                   заботливость

приветливость

тепло

дружелюбие

внимание

доброта

искренность

                                               

                                   открытость

  1. Скажите, притягивают ли такие проявления человека других?
  2. Чюрленис написал замечательную картину: человек идет к другу и несет в руках солнце. Что же он хочет передать другу?
  3. Да, счастье. И исток его у этого человека. В чем он?
  4. В чувстве, которое и рождает его отношение к другу.
  5. А на нашей таблице есть нечто похожее?
  6. Чувство доброты и тепла к людям. Эти чувства и делают счастливым и самого человека. Вы как думаете?

— А откуда берут свой исток эти чувства?

—При рождении каждый получает этот исток: любовь родителей и культуру предшествующих поколений. На этой основе фор мируются чувства и отношения человека к окружающему миру. Это то поле, на котором прорастают ростки счастья. Не погубить эти ростки, а взрастить их и сохранить для жизни и своих детей должен сам человек.

А что вы думаете по этому поводу?

  1. Следовательно, возможность быть счастливым лежит во вза имодействии человека с другими. С какими другими?
  2. Есть здесь какой-то существенный принцип?
  3. У Сократа есть такое суждение: каждый человек нам чужой, но не чуждый. Чужой в том смысле, что он — не я, и не надо под страивать его под меня. И в то же время не чуждый, потому что брат по человечеству.

Как вы относитесь к такому масштабу: я и человечество.

  1. Что же тогда должно перелиться в моё Я от человечества, чтобы поддержать стремление к счастью?
  2. Напряженная работа души. Вдумайтесь в смысл этих слов.

Отзовитесь на них.

—        Так, может быть, источник счастья в напряженной работе
души, потому и берет свое начало в самом человеке?

- Ведь счастье — категория духовной жизни человека, потому и может быть плодом его духа. Чем выше дух — тем глубже ощу щение счастья.

А вы как думаете?

—Героиня очерка Леонида Жуховицкого в книге «Счастливы ми не  рождаются» выделяет три стадии отношений человека с миром:

Первая стадия — жизнь дает мне слишком мало. По этому пово ду возникают разные переживания.

Вторая стадия — я даю жизни слишком мало. Опять пережива ния, но уровень их на порядок выше.

Третья стадия — я соавтор жизни. Это и есть счастье.

Подумайте об этом.

  1. Высшее счастье в том, что вас любят (В. Гюго)
  1. Скажите, может источником счастья стать любовь?
  2. Какая?
  3. Понятие любви в этике многозначно. Вот одно из определений:
  4. Любовь — нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к другому человеку.
    Разверните это определение.

—        Что является специфическим содержанием понятия любви,

его характеристикой.

—        Выделим эти характеристики: самоотдача, духовная близость, самоотверженность, взаимопонимание...

Что вы можете добавить сюда?

  1. В чем проявляется это забывание себя, сознательное жертвование своим «само»?
  2. Должно ли это быть в любви?
  3. А вы способны на это?

—Послушайте, как это выразил Гегель: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя в другом Я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собой». Как вы понимаете здесь «обрести самого себя»?

  1. Преображенного, измененного, истинного — какого?
  1. Следовательно, любовь открывает человеку себя — свои воз можности,  свои  потребности,  высокие  горизонты личностных стремлений.

Открыли ли вы таким образом себя?

  1. Что же вы увидели?
    Методика «свитка».
  2. Вы согласны с такой мыслью:

Передача счастья человеку человеком — взрыв, катапультиро вание. Для этого нужно обладать огромным избытком души.

  1. Загляните в свою душу: в чем счастье любви — что говорит вам ваше сердце. Проведите мысленный диалог.
  2. Как вы думаете, необходимо готовить душу, развивать ее для восприятия истинного чувства любви?
  3. Да, душа должна созреть, и только созревшая душа сможет помочь человеку обрести счастье в любви. Формула настоящей любви — как хорошо, что ты есть на этой земле.

А вы как думаете?

—А вот еще одна мысль: Любовь — парадоксальное состояние всех чувств, счастливое напряжение всей нашей эмоциональной системы. Не зря утверждают, что влюбленные не болеют.

Что здесь соотносится с вашими мыслями?

—Есть индийская притча:

Юноша пришел ночью к любимой девушке и тихо постучал в дверь. Она спросила:

—Кто это?
           — Я.

Она не открыла, и он ушел.

На следующую ночь повторилось то же самое. Она вновь спро сила:

—Кто это?

И он снова ответил:

 — Я.

Девушка опять не открыла.

На третью ночь юноша в третий раз постучал в дверь. И в тре тий раз услышал вопрос:

—        Кто это?

Тогда он ответил:

— Я — это ты!

И дверь отворилась...

  1. Что вы могли бы сказать по поводу этой притчи?
  2. Еще один пример:

На дне моря нашли греческое судно, утонувшее еще до нашей эры. За два тысячелетия соленая вода выела все, что было на судне, даже скульптуру из мрамора. Только одна вещь сохранилась, се ребряное колечко с бирюзой. Внутри колечка женским почерком было написано: «Я отдала тебе все».

Как перекликается это с вашими мыслями?

—Древнеиндийский трактат «Ветка персика» отмечает:

Три источника имеют влечения человека: душа, разум и тело. Влечения душ порождают дружбу. Влечения ума порождают ува жение. Влечение тела порождает желание. Соединение трех влече ний порождает любовь».

—Какой отклик вызывает в вас это изречение трактата?

Считаете ли вы, что в любви присутствуют одновременно друж ба, уважение, желание? Как они соотносятся, по-вашему?

—Как сохранить это взаимодействие?

  1. Значит, духовная близость и близость человеческая здесь также обязательны?
  2. Какое из этих трех влечений наиболее труднодоступное для вас?
  3. Платон выделяет два вида любви — чувственную и духовную, причем первую он считает низшим, неразвитым видом, во второй видит определенную независимость от чувственной любви.

Именно от его имени пошло выражение «платоническая лю бовь». Примером может здесь стать любовь Петрарки. Как вы к ней относитесь?

  1. Способны ли вы на платоническую любовь?
  2. Этой любви не нужно было равенство, взаимность.

Женщина, — писал В. Г. Белинский,.— существовала для грека в той только мере, в какой она была прекрасна, и ее назначение было удовлетворить чувству изящного сладострастия... здесь лю бовь — минута поэтического, страстного упоения и больше ничего.

Сегодня мы встречаем такую любовь?

—История знает любовь рыцарскую — любовь как поклонение прекрасной даме. Эта любовь романтическая. В ее основе — духов ное поклонение. Вспомните Дон Кихота.

Привлекает ли вас такая любовь?

—Белинский так характеризовал эту любовь: «чувственное стремление к ней он почел бы профанацией, грехом; она была для него идеалом, и мысль о ней давала ему и храбрость, и силу».

Могли бы вы сегодня поклоняться своей даме?

  1. XX в. внес в представления о любви радикальные изменения.
    Можете сказать, какие?
  2. Вы душой принимаете эти изменения?

—Значит, любовь — это прежде всего отношение. Но это отношение рождает сильнейшие чувства, которые могут преобразить самого человека. Он по-другому начинает воспринимать мир, привычные явления жизни.

Именно чувство не меняется с течением времени. Счастье ис пытать чувство любви сегодня так же велико, как и в прошлом веке.

Согласны вы с этим?

  1. Как же сохранить это счастье, уберечь его?
  2. Это обоюдный процесс?
  3. Старинная арабская пословица гласит: нет ничего проще, чем завоевать любовь, и нет ничего труднее, чем ее удержать...

Что вы думаете по этому поводу?

  1. Как удержать?
  2. Арабы считали, что любящий должен знать семь искусств: музыку, живопись, архитектуру, танец, пение, скульптуру и искусство тела

Как вы думаете, зачем?

— А вы такой потребности не чувствуете?

—А в Древней Индии существовали жрицы любви, которые обязаны были изучить шестьдесят семь искусств, в том числе сценическое движение и плетение венков.

Хотели бы вы этого сегодня?

  1. Вам кажется, что вполне достаточно просто сказать: «Ты мне нравишься». Или что-то еще более простое?
  2. Составьте некий свод правил, без соблюдения которых иметь счастье любить и сберечь это чувство не дано.

Учащиеся работают по группам, обсуждают результаты, со вместно отбирая наиболее значимое и существенное.

—Может быть, прав писатель Л. Жуховицкий:

Человек — странное дерево, на котором одновременно сущест вуют и цветы, и плоды. Но чтобы это дерево сразу и цвело, и плодо носило, в небе должна стоять радуга счастья. Равнодушный глаз видит человека кусками: плохо знает физику, не умеет танцевать, немодно одет и так далее, а любящий воспринимает человека цели ком, верит в его возможности, и тепло этой веры помогает дереву сразу и цвести, и плодоносить.

  1. Счастье есть дело судьбы, ума и характера (Н.М. Карамзин)

—Возможность счастья зависит от самого человека?

  1. Следовательно, человек стремится как-то выстроить свое счастье в жизни, так?
  2. Что здесь более значимо: ум, характер, умение, или дело в судьбе. Как вы думаете?
  3. Одни живут по вдохновению, в полете творчества, фантазии, стремясь воплотить все это в жизни. Другие больше уповают наумение, спокойную последовательную деятельность. Третьи наде ются на фортуну.

Кто вам ближе?

-Обоснуйте свой выбор с точки зрения достижения счастья.

  1. Значит, счастье возможно?
  2. Подумайте над двумя альтернативными суждениями:

На свете счастья нет, а есть покой и воля (А.С. Пушкин). Человек рожден для счастья, как птица для полета (В.Г. Коро ленко).

—Чтобы разобраться в этом противоречии, попробуем опреде лить символы счастья. Какие бы выделили вы?

Методика «свитка».

—Французская пословица гласит: Хорошо прожил тот, кто прожил незаметно.

Как вы это понимаете?

—Говорят, счастливые люди — как гении. Они всегда в главной работе своей жизни.

Близки ли эти два символа: незаметность, видение главного в своей жизни?

—В чем счастье Моцарта?

  1. А несчастье Сальери?
  2. Можно сделать счастливым Сальери не ценой жизни Мо царта?

— Зависть и счастье несовместимы. Счастье — чувство радос ти жизни, но если эту радость дарят другие — она не становится меньше.

Следующее понимание — ощущение радости, умение дарить его другим, делиться. Так?

—Значимо само содержание личности. Его сущность.
В чем оно?

—Что в этом содержании личности помогает стать счастливым?

—Характер. Есть выражение — счастливый характер.
Как вы это понимаете?

—Добрый, доброжелательный. В обиходе такого человека называют незлобивым: не помнит зла, не держит зла на другого, не отвечает злом на зло.

Может быть, суть счастья в характере?

—Французская пословица гласит: Никто не доволен своим со стоянием, но каждый доволен своим умом.

Так сущность в уме?

—Бытует и такое выражение: счастливая судьба, счастливый случай.

Отсюда человеческое счастье?

—Пословица гласит, что каждый понимает счастье по-своему.
А как вы понимаете счастье?

Формулировки записываются, обсуждаются. Создается общее представление, взятое за основу.

  1. А творит счастье кто?
  2. Вы согласны с афоризмом: Человек — кузнец своего счастья?
  3. Как же он должен ковать его? В чем здесь суть?

.— Может быть, все очень просто: слушать свою душу и идти за ней, по ее зову. Как вы думаете?

—Услышав «зов» своей души, человек идет по своему пути, и этот путь помогает ему выразить себя.

Как вы думаете, возможность самовыражения — символ счас тья?

—Суммируем обозначенные символы:

— жить незаметно, т. е. естественно и просто, без хвата тельных рефлексов;

  1. стремиться к главному делу своей жизни;
  2. радоваться жизни и дарить радость другим;
  3. быть незлобивым, доброжелательным к людям;
  4. жить по зову души;
  5. стремиться к самовыражению.

—Вдумайтесь в эти признаки счастливого человека.

Вслушайтесь в себя: чего вам не хватает для счастья. Запишите это для себя, чтобы глубже вдуматься и понять.

—Что бы вы добавили к нашему списку?

  1. Отчего же или от кого зависит, быть или не быть счастли выми?
  2. Возможно, Н. М. Карамзин был прав, когда утверждал, что счастье — есть дело судьбы, ума и характера.

Так пусть вам поможет счастливый случай, пусть ум подскажет жизненный выбор, а характер справится с любыми проблемами.

8. Дружба как источник счастья

  1. Какое значение для счастья человека имеет дружба?
  2. Как вы понимаете, что такое дружба?
  3. Выберите из данных определений то, которое вы больше раз деляете:
  1. идеальная форма общения;
  2. близкие отношения, основанные на взаимном доверии,
    привязанности, общности интересов;
  3. отношение глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь.

—Значение слов «друг» и «дружба» в большинстве языков тесно связаны с понятиями родства, товарищества и любви.

Древнеславянское дружба означало «близость, товарищество, общество».

—В чем же источник счастья дружбы?        ,

—Вероятно, как раз в ощущении этой близости, родства, любви.

Знакомо ли вам это чувство дружбы?

—Какой оттенок чувств вам более знаком?
Методика «свитка».

—Аристотель считал, что «самая прочная, верная и прекраснейшая дружба — это взаимная любовь людей достойных, в основе которой, естественно, лежат добродетель и благо».

Вы согласны, что в основе дружбы — добродетель и благо?

—По мнению одного из философов Просвещения, дружба —одновременно добродетель, благо и удовольствие; она завязывает ся обычно с практической целью или ради какой-либо пользы, а затем приходит взаимная любовь, которая поддерживает дружбу безотносительно к ее первоначальной цели.

А вы как думаете?

  1. Аристотель рассматривает дружбу как «специфически человеческий факт». Дружба, по Аристотелю, величайшая социальная и личная ценность, «самое необходимое для жизни».
  2. Насколько вы ощущаете ее необходимость?
  3. Выскажете свое основное отношение к своему другу.
  4. Много ли друзей может быть у человека?
  5. Считается, что друг — наше второе Я. Ближе друга у человека никого нет. Поэтому, считает Аристотель, количество друзей имеет пределы. «Близкая дружба — это дружба с немногими», «при това рищеской дружбе не бывает большого числа друзей».

Близки ли ваши мысли мнению Аристотеля?

  1. Дружба — эмоционально-напряженное чувство?
  2. Отчего зависит это эмоциональное напряжение?
  3. Осознание эмоциональных аспектов дружбы заставляет заду маться о соотношении дружбы и любви.

Как вы отличаете дружбу и любовь?

—По Платону, любовь и дружба не столько разные чувства, сколько разные аспекты — духовный и чувственный одной и той же личной привязанности,  которую философ определяет как «жажду целостности и стремление к ней».

Что вы думаете об этом?

—В понимании Аристотеля дружба является самостоятельным
высокоиндивидуализированным межличностным отношением.

Может быть, именно в отношении дружбы между людьми ис точник счастья?

—По выражению Эпикура, «дружба обходит с пляской вселенную, объявляя нам всем, чтобы мы пробуждались к прославлению счастливой жизни».

Готовы ли вы к прославлению счастливой жизни в дружбе?

— Какое отношение к дружбе вам ближе:

Цицерон провозглашает стремление к дружбе природном свой ством человека. Дружба возникает из взаимного расположения и симпатии, что предполагает также сходство в желаниях, стремле ниях, убеждениях.

Монтень считает, что в дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой.

Что же, по-вашему, лежит в основе дружбы?

—Большинство мыслителей эпохи Просвещения склонны счи тать дружбу, в противоположность любви, спокойным и рассудоч ным отношениям, основанным на соображениях разума и морали.

Если любовь, по словам Д.  Юма, беспокойная, переменчивая страсть, то дружба — это спокойная и тихая привязанность, на правляемая разумом и укрепляемая привычкой, возникающая из долгого знакомства и взаимных обязательств (Д. Юм).

Согласны ли вы с этим?

Если суммировать все сказанное о дружбе, то само понятие дружба как этическая категория может осмысливаться в аспекте нравственной ценности, верно?

  1. Какова же нравственная ценность дружбы?
  2. Дружба выступает как символ человечности, как одна из основ человеческих отношений, как важнейшая потребность человеческой личности. И в этом ее глубокий нравственный смысл и нравственная ценность.

Скажите, а личностное восприятие дружбы, отношение к ней на чем основаны?

—На личном опыте. Вспомните своих друзей и отношения с ними. Стали ли они источником счастливых минут, символом прочности, испытанной привязанности.

Опираясь на личный опыт, продолжите предложения:

Дружба вызвала во мне ощущение...

Я понял, что друг относится ко мне...

Я убедился, что в моем отношении к другу...

—Сравните ваши размышления со следующими высказываниями:

По природе своей мы ищем не друзей, а почета и выгод, которых можем от них получить; этого мы желаем, прежде всего, а друзей уже потом (Т. Гоббс).

Люди обычно называют дружбой совместное времяпровожде ние, взаимную помощь в делах, обмен услугами — одним словом, такие отношения, где себялюбие надеется что-нибудь выгадать (Ф. Ларошфуко).

Как мало друзей остались бы друзьями, если бы они могли пол ностью узнать мысли друг друга (Г. Лихтенберг).

Истинный друг — подлинное благо, которое следует предпочи тать всем другим благам... личный интерес основан скорее на лич ных качествах и достоинствах человека, побуждающих нас предпо читать его другим, нежели на каких-либо внешних преимуществах (П. Гольбах).

Мы желаем иметь друга, чтобы, так сказать, жить в нем, чтобы изливать нашу душу в его душу и наслаждаться беседой, которую доверие делает всегда восхитительной (Гельвеции).

  1. В чем ваши мысли перекликаются с мнениями мыслителей?
  2. Чему вы хотели бы возразить?
  3. Наши рассуждения углубляет и конкретизирует К. Гельве ции, который считает, что всякая дружба порождена какой-то по требностью. А человеческие потребности неодинаковы:

Одни нуждаются в удовольствиях и деньгах, другие во влиянии; эти желают разговаривать, те — поверять свои заботы; в результате бывают друзья ради удовольствия, ради денег, ради интриг, ради ума и друзья в несчастье.

  1. Согласны ли вы, что дружба находится во взаимодействии с потребностями?
  2. Что является сущностью ваших потребностей?
  3. Возможно, примирит наши мысли тот же Гельвеции, кото рый приходит к выводу, что сила дружбы измеряется не доброде телью двух друзей, а силою связывающего их интереса.
  4. Скажите, какова же основа подобного интереса?
  5. Интерес к человеку, данной личности, ее общности с собой. В этом и есть человеческое в существе дружбы и эмоциональный исток, так?
  6. Следовательно, дружба — живое чувство, жизненное переживание, которое  включает в себя прежде всего потребность человека в другом человеке, дарящем эмоциональное тепло, чувство дове рия, понимающем и разделяющем его жизневосприятие.

Согласны вы с этим?

—Это чувство, которое движет А. С. Пушкиным, когда он вос клицает:

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен. Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, и счастье куда б ни повело, Все те же мы.

  1. Как вы думаете, такая дружба может стать источником счастья?
  2. Стремитесь к этому источнику и старайтесь сберечь его в себе.

Дружеские отношения, как утверждают социологи, возглавля ют список важнейших ценностей и условий личного счастья. Как говорил М. Пришвин: «У меня есть друг, я люблю — значит, я су ществую».

9. В согласии с самим собой

—Итак, мы с вами в течение занятий убеждались, что стремление к счастью — закон жизни. Мы рассматривали источники счас тья, сущность человеческих стремлений к счастью, значимость любви и дружбы в обретении счастья, многомерность счастливых
состояний.

Мы убедились, что каждый человек стремится к счастью, что это стремление стремлений.

Сегодня мы попытаемся обратиться к самим себе. Что зависит от самого человека? Какую роль здесь играет он сам?

—Осознание самого себя здесь очень важно. Психологи это называют рефлексией и считают, что развитие рефлексии способст вует становлению личностного Я, что осознание самого себя — это предпосылка для целенаправленного изменения самого себя. Рефлексия требует серьезного душевного труда.

Способны вы потрудиться в этом направлении?

—Если человек старается, как можно полнее осознать себя, свои мысли/чувства, поступки, то тем самым он достигает нового уров ня бытия. Итак, рефлексия — это умение видеть свое отражение в зеркале собственного сознания.

Готовы ли вы стать перед зеркалом?

—Представьте тот образ вашего Я, к которому вы в душе стремитесь. Представьте, что вы ведете диалог с ним.

Как бы вы построили такой диалог?

—Постараемся совместными усилиями наметить канву диалога, а затем уже каждый наедине со своим желаемым «зеркальным»
Я проведет этот диалог.

Ваши предложения по направлению диалога?

По мере высказываний учащихся педагог намечает основные позиции диалога, учитывая тематику и содержание предыдущих занятий.

Общая линия может быть следующей:

1-й блок

  1. Обозначьте ваши основные потребности.
    Работа выполняется в тетради или на листочке.
  2. Какие из них не одобрило бы ваше «зеркальное» Я?
  3. Почему?

—От чего и в связи с какими доводами этого Я вы готовы отка заться?

— Ваши намерения и ваш прогноз.

2-й блок

  1. Вы, как и все люди, стремитесь к счастью. Что для вас здесь является главным?
  2. Согласно ли с этим ваше «зеркальное» Я?

—Это главное доставляет вам удовольствие, удовлетворение, страдание, боль? С какими чувствами вы в большей степени стал киваетесь, стремясь к достижению счастья?

—Постарайтесь найти причину появления именно этих чувств.
С какими вашими индивидуальными особенностями это связано?

  1. Что в этом случае подсказывает ваше «зеркальное» Я?
    Проведите мысленный диалог с ним.
  2. К какому выводу вы пришли?
  3. Достигли ли согласия с самим собой?

3-й  блок

  1. Вы, как личность, как человек можете осмыслить, в чем исток
    вашего счастья?
  2. Что здесь подсказывает ваше «зеркальное» Я?
  3. На чем же важно сосредоточиться? Трудно ли это?
  4. Чувствуете ли вы способным себя на труд души?

—- Чем может помочь, что подсказать ваше «зеркальное» Я?

4-й блок

—Напишите с левой стороны листа всех, кто вас любит, а с
правой — кого любите вы.

  1. Подчеркните пары, где эта любовь взаимна.
  2. Какие чувства вызывает в вас эта взаимность?
  3. Обозначьте тех, любовь к которым не встречает взаимности.
  4. Что вы испытываете в этом случае?
  5. Хотите ли это изменить?

-Подумайте, что мешает достичь желаемого?

  1. Что здесь зависит от вас?
  2. Способны ли вы это достичь?
  3. Что для этого необходимо понять, что изменить, от чего избавиться?

5-й блок

  1. Счастливы ли вы в дружбе?
  2. Какие чувства являются для вас ведущими в дружбе?
  3. Какую роль в дружбе играете вы сами?
  4. Довольны ли вы этой ролью?
  5. А ваше «зеркальное» отражение?

—. Хотели бы поставить перед собой перспективную задачу на будущее?

Итоговый блок

  1. Подведите итог вашим раздумьям: что вы можете сказать о
    себе?
  2. Что о вас может сказать ваше «зеркальное» Я?
  3. Какие перспективы работы души вы видите?
  4. Достигли ли вы согласия с самим собой?
  5. Что бы вы добавили или, наоборот, убрали в изречении, что
    счастье — есть дело судьбы, ума и характера?

В процессе занятия, таким образом, намечается основная логика беседы с самим собой.

Сам процесс размышления оставляется для последующей уг лубленной мысли учеников наедине с собой.

—В качестве совета по совершенствованию себя можно предло жить  следующее действенное упражнение. На протяжении трех недель, пока не привыкните, начиная день, говорите себе:

1. Буду радостным  и  веселым,  насколько  возможно.

Улыбнусь, как минимум, 3 раза в день.

2. Попытаюсь относиться к людям немножко сочувственнее и дружелюбнее.

3. Постараюсь меньше критиковать и быть более снисходительным к недостаткам, промахам и ошибкам окружающих меня людей. Буду стараться оценивать их дей ствия в наиболее благоприятном свете.

4. Насколько позволят обстоятельства, буду поступать так, словно успех неизбежен; я уже являюсь той личностью, которой мне захотелось бы стать.

5. Буду действовать и чувствовать, как действовала бы и чувствовала эта самая личность.

6. Не допущу, чтобы мои суждения придавали фактам пессимистическую, негативную окраску.

7.Что бы ни случилось, буду реагировать спокойно и, по возможности, разумно.

8.Буду полностью игнорировать все негативные факты, которые я не в силах изменить.