Роль ИКТ в воспитательном процессе.
план-конспект по теме

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально,

но и чрезвычайно востребовано. Подведя итог, я сделала выводы, что в воспитательной работе

• ни одно классное и школьное мероприятие не обходится без применения ИКТ;

• растет интерес школьников к участию в классных, общешкольных,  районных, городских конкурсах с использованием ИКТ, в школьных тематических конкурсах презентаций;

• все чаще классные руководители используют ИКТ в проведении классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий;

• каждый классный руководитель работает над созданием методической копилки;

• расширяется использование ИКТ в профилактической работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_plenarnom.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Роль ИКТ в воспитательном процессе.

Учитель математики и информатики МОУ СОШ №2 Карасукского района Новосибирской области.

Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании технологий:  наглядность, доступность, и относительно низкие затраты.

Что можно  выполнить благодаря данным технологиям?

  1. Работа со звуком: запись, обработка, монтаж, звуковое сопровождение различных мероприятий;  
  2. работа с видео: запись (съемка), обработка, видеомонтаж;
  3. работа с графической информацией: сканирование, обработка, создание собственных графических проектов;
  4. работа с мультимедийными программами и создание разнообразных учебных и воспитательных тематических презентаций, например: «Вредные привычки», «Мы за здоровый образ жизни» (борьба с курением, алкоголем, наркотиками, прогулами и т.д.);   (Слайды)
  5. работа с учениками по подготовке и проведению школьных развлекательных мероприятий.

Применяя ИКТ, я готовлю  разнообразные материалы для использования при проведении классного часа, родительского собрания. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упрощается  процесс общения с учениками и их родителями.

Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является активное участие  учащихся в жизни класса.  Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, я  обеспечиваю эту активность. На сегодняшний день этим ресурсом можно пользоваться, так как интерес нового поколения к компьютерным технологиям возрастает. В связи с этим отмечается положительная тенденция повышения компьютерной грамотности  и самих взрослых, самообразование педагогов, их стремление и способность применить свои умения на практике.

Итак,  я считаю,  что возможности использования ИКТ технологий в воспитательной системе школы велики, т.к. они:

  1. повышают и стимулируют интерес у обучающихся;
  2. активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;
  3. позволяют моделировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;
  4. предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев;
  5. предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;
  6. создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.

При использовании ИКТ в духовно-нравственном воспитании детей я ставлю перед собой задачи:

  1. формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного поведения людей;
  2. воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними;
  3. формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценить свои поступки и поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными).

К коммуникативной функции ИКТ относится содействие общему благоприятному климату в классе. Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности учащихся класса. К такой деятельности относятся классные часы, информационные часы, ведение классного мультимедийного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий. Классные часы сопровождаются компьютерными презентациями, составленными либо мной, либо учащимися, либо детьми совместно с родителями. Всё это помогает классному руководителю проводить тематические классные часы (собрана серия презентаций: о родном городе, о символах России, о дружбе, милосердии и др.). Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.

В конце учебного года ребятам было предложено сделать творческий отчет о том, как они прожили этот год. В этот альбом вошли фотографии  с мероприятий нашего класса: «День Знаний», «История одной фотографии», «Посвящение в пятиклассники», «Путешествие по осенним станциям», выставка «Краски осени», «Правила дорожного движения», «Здравствуй, Новый год!»,  «Хлеб - всему голова» и т. д.

Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука, оригинальных заставок и тематического видеоряда, выполненных с применением компьютера.

Четверть века – таков мой учительский стаж. 25 потрясающих  педагогических  лет  бесконечных творческих поисков, побед, находок, вершин и вершинок, взятых моими  ребятами.  Каждый классный час  -  событие в жизни моего  класса и  школы, запоминающаяся страничка для ребят. Именно таким событием стало мероприятие, давшее неожиданный толчок для рождения исследовательской работы пятиклассницы Алины Буяновой, занявшей первое место в районном конкурсе исследовательских работ. Тогда, в начале учебного года, я, знакомясь с ребятами, предложила им рассказать не только о себе, но и о своих семьях.  «История одной фотографии» - так назвала я это мероприятие. И обычный, на первый взгляд, классный час вылился   в  настоящий урок  патриотизма: история бабушки Алины, осиротевшей в дни блокады, не могла оставить равнодушными никого. Я, не планировавшая делать исследовательскую работу по истории, вынуждена была вступить на «чужую» территорию – тема просто вела и меня, и Алину, и родителей девочки, принявших самое деятельное участие в сборе информации. «Человек, который не знает своего прошлого, не имеет будущего,» - работа девочки начиналась этими  слова, которые характеризуют отношение к родословной в её семье.

Используя приемы ИКТ,  ученице удалось перенести те переживания, душевное состояние её самой, и родных, и близких. Это  и исторические снимки, и фотографии из семейного альбома, и звуки метронома и сирены. Работа пятиклассницы была самой яркой и самой эмоциональной на школьной конференции. Члены жюри украдкой смахивали слёзы. Районная конференция лишь подтвердила высокую оценку школьного этапа:  первое место среди учащихся среднего звена в образовательной области «история». Работа Алины «Девочка из блокадного Ленинграда» зазвучала  ещё ярче благодаря  информационно - коммуникационным технологиям. Подбор и обработка информации, работа с Интернетом, создание слайдов - все это легло на плечи пятиклассницы. Но ученица была так  увлечена этой работой,  что не заметила, как достигла  первой вершины. Алина Буянова приняла участие в  районом  конкурсе «МОЯ СЕМЬЯ», её работа прошла на областной тур. Также Алину приглашали выступить  перед  учащимися других классов.

 Но мы не  оставили  тему после того, как последняя точка в работе была поставлена: классный час о хлебе и его цене стал закономерным завершением разговора и о семье, и о войне, и о весомости хлебной крошки. Инициаторами выступили уже сами учащиеся моего класса после того, как увидели  небрежное обращение ребят с хлебом в школьной столовой. (см. фото на слайдах).  Следствием всех предшествующих событий и мероприятий стал классный час «Хлеб – всему голова».  Всё: и оформление, и ароматный каравай на вышитом рушнике,  и прекрасная подготовка ребят, читавших замечательные строки, как свои собственные – не просто наизусть, но прочувствованно, пропуская через себя, - и  музыкальное сопровождение,  и презентация с содержательными  слайдами, и конкурсы,  и игровые моменты -   свидетельствовали  об  увлеченности учащихся класса. Участвовал весь класс!!!  Кстати, гостями на нём сначала были   ребята из других классов, потом родители  5 «б», которые, возможно, несколько иными глазами посмотрели и на своих детей.  

Так одно направление деятельности классного руководителя  красной ниточкой протянулось сквозь весь  учебный год, оставив в душах всех, кто прикоснулся к этим  событиям,  яркие, незабываемые воспоминания…

 Вот таким выдался он, мой  26-й год  педагогической деятельности.  

  А впрочем, всё как всегда!

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано.

Подведя итог, я сделала выводы, что в воспитательной работе

•        ни одно классное и школьное мероприятие не обходится без применения ИКТ;

•        растет интерес школьников к участию в классных, общешкольных,  районных, городских конкурсах с использованием ИКТ, в школьных тематических конкурсах презентаций;

•        все чаще классные руководители используют ИКТ в проведении классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий;

•        каждый классный руководитель работает над созданием методической копилки;

•        расширяется использование ИКТ в профилактической работе.

 Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приёмов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами графики, звука, видео, гипер - текста, что способствует повышению эффективности педагогического труда, развитию познавательного интереса, создаёт благоприятные условия для развития мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности.

Список литературы:

1. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование №1,1986.

2. Заир-Бек Е.С. Педагогические технологии в воспитательном процессе Методическое пособие.- СПБ.,1995.

3. Личностно – ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. Под ред.\ Е.Н.Степанова, Москва 2003.

4. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Методические рекомендации.\ Под ред. Е.Н.Степанова.

5. Щуркова Н.Е. Классное руководство.- М.,1999.

6. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. ...

Мастер-класс Роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ

Действия участников мастер-класса: Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и кладет его в корзину. Пока идет подготовка, листочки приклеиваются на «дерево» на доске.Ход мастер-...

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Роль ИКТ в воспитательном процессе

Внедрение ИКТ в  работу классного руководителя- это повышение интереса подростков,компьютерной грамотности и самих взрослых, самообразование педагогов, их стремление и способность применить свои ...

Роль традиций в воспитательном процессе.

Данная статья рассказывает о традициях и их роли в формировании нравственного сознания человеческой личности. В ней дается описание  школьной практике по профилактике отклоняющегося поведения сре...

МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ.

МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  НА ЗАНЯТИЯХ  ПО ХОРЕОГРАФИИ....

Роль куратора в воспитательном процессе учебного заведения

Выступление на педагогическом совете о роли куратора в воспитательном процессе техникума...