Роль куратора в воспитательном процессе учебного заведения
статья

Заплетина Елена Петровна

Выступление на педагогическом совете о роли куратора в воспитательном процессе техникума

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

ТЕМА: «Роль куратора в воспитательном процессе учебного заведения»

подготовила и.о. заметителя директора по УВР Заплетиной Е.П.

Изменения в социально-экономической и политической жизни России неизбежно сформировали потребность перемен и в российской системе образования. Внедрение инновационных процессов, модернизация профессионального образования в системе СПО, диктует новые требования и к организации воспитательной работы в колледже и техникуме. Мы привыкли к пониманию того, что под воспитательной работой понимается чаще всего внеучебная работа, проведение мероприятий, направленных на организацию досуга обучающихся. Но Закон «Об образовании» определяет воспитание как компонент образования, направленный на развитие личности обучающихся. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года » дополняет и конкретизирует: «…высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Поэтому воспитательная работа должна охватывать не только внеучебное время, но и проводиться в период учебного процесса. Новые стандарты ФГОС СПО требуют развития у обучающихся способности не только овладения новыми знаниями и умениями, развития личностных качеств, но и умения применять их практически в определенной профессиональной области в условиях постоянно меняющейся действительности. В связи с этим возрастает роль не только преподавателя, но и куратора в реализации этих задач.

Начало обучения в среднем специальном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения. Будет ли заложен в период адаптации студента фундамент его дальнейшего успешного обучения, профессионального становления, или с приходом в учебное заведение выпускник школы попадет в чужой, непонятный мир?

Можно выделить следующие трудности в адаптации студентов первого курса:

  • отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной и моральной поддержкой;
  • неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
  • неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов;
  • поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  • налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в условия проживания в общежитие;
  • отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.

  Под адаптивной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. В концепции психолога А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.

Придя из школы в профессиональную образовательную организацию студент сталкивается со множеством трудностей. Это и различные организационные вопросы, вопросы об участие в учебных мероприятиях, творческих мероприятиях и так далее. В большинстве случаев имеют место психологические, организационные и финансовые проблемы, которые связаны со сменой обстановки, появлением новых обязанностей, сменой круга общения и т.д. Период адаптации студентов-первокурсников к новой образовательной среде, к социуму учебного заведения, зависит не только от степени его социальной зрелости, но и от работы куратора.

Перед каждым первокурсником стоит ряд задач по процессу адаптации:

 - необходимо адаптироваться к новым методам обучения в учебном заведении среднего специального звена, отличным от школьных;

- определить себя и свое место в новом коллективе студенческой группы;

- осознать правильность профессионального выбора и наметить пути самообразования и самовоспитания профессионально значимых качеств;

- найти рациональные методы самостоятельной организации учёбы, свободного времени, взаимоотношений с родителями на пути становления независимой личности.

Несмотря на то, что в среднее профессиональное учебное заведение студент приходит уже в определенной степени сформировавшейся личностью, общими функциями куратора на период его обучения являются: - организационная, - информативная, - коммуникационная, - контролирующая, - творческая.

Первое знакомство куратора со студентами в нашем техникуме проходит на классных часах в День Знаний. Делаются первые намётки плана работы куратора, с учётом высказанных студентами предложений. В течение нескольких дней план корректируется. Куратор помогает в формировании актива группы и органов студенческого самоуправления. Именно куратор является первичным звеном, кто несёт ответственность за своевременность и достоверность получения студентами информации о правилах внутреннего распорядка, правах, обязанностях студента, традициях техникума, кружках и клубах по интересам, общественных организациях, функционирующих в техникуме, учебных и внеучебных мероприятиях, в которых они должны принять участие.

Важной является работа куратора по контролю за успеваемостью и посещаемостью и возможностью их корректировки на основе взаимодействия с преподавателями и администрацией техникума, а так же родителями студентов. На основании такого контроля и его анализа, где большую помощь куратору оказывает староста, проводятся классные часы в группе, а результаты текущей успеваемости и итоги аттестации доводятся до сведения родителей ежемесячно. Выполняя коммуникационную функцию, куратор обеспечивает и поддерживает в коллективе группы благоприятную психологическую атмосферу, влияет на формирование межличностных отношений среди студентов группы. Именно это позволяет ему проводить систематическую воспитательную работу в тесной связи с преподавателями-предметниками по различным направлениям. Творческая функция куратора направлена на подготовку и проведение группой внеучебных мероприятий. Залогом успешного выполнения этой функции является желание куратора быть вовлеченным изнутри в творческий аспект деятельности группы. Используя индивидуальный подход к каждому студенту группы, кураторы техникума в процессе воспитательной работы обращают внимание на такие параметры, как:

 - уровень интеллекта,

- умение преодолевать трудности,

- эмоциональная сфера,

 - свойство характера.

Только системность и комплексность процесса воспитания, наряду с использованием актуальных и современных подходов, могут обеспечить положительный результат работы куратора.

Мы не можем просто воспитывать человека, мы не имеем права проводить работу воспитания, не ставя перед собой определенную политическую цель…» Воспитание сегодня понимают как;

  • передачу социального опыта и мировой культуры;
  • воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
  • организацию образа жизни и деятельности воспитанника;
  • воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
  • создание условий для развития личности воспитанника, т. е. оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.

Наиболее распространенное понятие: воспитание – это всестороннее активное, целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого в процессе обучения, формирования и развития личности. 

Воспитательный процесс в учреждениях СПО мы рассматриваем как динамичную совокупность последовательных взаимодействий педагога и студентов, направленных на формирование личности будущего молодого специалиста и достижение должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного производства и рынка труда.

 В процессе проведения воспитательного процесса особая роль отводится кураторам учебных групп. Именно они должны учить будущих специалистов видеть жизнь со всеми ее сложностями, непримиримости к малейшим отступлениям от наших общественных норм. Однако и сами кураторы должны стремится к повышению эффективности и качества воспитательного процесса, активно поднимать проблемы в воспитании и обсуждать их на методических конференциях, внедрять в свою работу комплексный подход к новым формам, постоянно проводить анализ своей работы, показывать достижения и недостатки, активно участвовать в разработке методических основ, форм и методов воспитательной работы. Куратор, выступая доверенным лицом администрации колледжа, фактически организует учебно-воспитательную работу в студенческой группе, согласовывая ее с деятельностью директора, коллегами - преподавателями, родителями и органами студенческого самоуправления.

Воспитательная работа - работа творческая, но ее креативность должна быть представлена в системе, ибо воспитательная система - целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психологический климат. Успех деятельности зависит от профессионального мастерства педагога. Куратором составляется воспитательный план. План - это средство повышения качества воспитательной работы куратора. Особенно это актуально на современном этапе модернизации Российского образования, смене воспитательных парадигм и ориентации на подготовку специалистов высокообразованных, высококвалифицированных, умеющих самостоятельно принять ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся конструктивностью мышления, динамизмом, обладающих высокой культурой. В связи с тем, что процесс социализации и интеграции современных студентов оставляет желать лучшего, на первый план выдвигаются серьезные задачи по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Куратору очень важно четко спланировать свою деятельность со студентами в течение года. Каждый специалист имеет свою технологию индивидуального планирования, но основные структурные элементы плана включают в себя следующие аспекты: индивидуальная работа, кураторские часы, взаимодействие с родителями, проведение групповых, обще факультетских и общеинститутских дел. План должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Работа над планом начинается с определения основных задач воспитательного процесса. Чтобы план был действенным, "живым", желательно делать отметки о выполнении намеченного, вносить дополнения и изменения. План составляется на весь учебный год с конкретным указанием месяца. Конкретность плана обеспечивается программой реальных дел и путей работы коллектива.

Куратор выполняет роли наставника студентов, диагноста, старшего товарища. По отношению к группе, куратор выступает организатором, методическим руководителем, воспитателем, педагогом-психологом. Соответственно он выполняет социально - педагогическую, научно-методическую, организационно-воспитательную, коммуникативно-рефлексивную и аналитико-диагностическую функции.

Социально-педагогическая функция куратора предполагает воспитание уважительного отношения, формирует ответственное отношение к учебной деятельности. Куратор осуществляет контроль за пропусками учебных занятий студентами, помогает в организации приоритетных направлений научно - исследовательской работы, развивает интерес к выбранной профессии; вырабатывает и координирует деятельность по реализации единых педагогических требований к студентам, организует участие студентов в важных учебных делах факультета и института - в олимпиадах, конкурсах, научных КВНах, студенческих проектах.

Научно-методическая функция в деятельности куратора является очень важной, так как решает задачи становления личности студента в профессионала, используя в своем арсенале огромный методический комплекс. Куратор помогает студентам в изучении личностных особенностей, собирая и накапливая необходимые сведения, которые помогают куратору в эффективной деятельности – это фамилия, имя, отчество, год рождения, социальное положение, адрес проживания семьи, место работы родителей, адрес проживания студента в период учебы, школа, в которой обучался студент до поступления в колледж, материальная обеспеченность, участие в научно - исследовательской и кружковой работе, приоритетные досуговые интересы. Методическая работа куратора включает совместную разработку групповых мероприятий, знакомит с методикой проведения воспитательных дел, внедряет инновационные технологии воспитательной работы; дает студентам методические рекомендации по самовоспитанию, самообразованию, организации и проведению свободного времени.

Организационно - воспитательная функция куратора студенческой группы связана с насущными проблемами воспитания личности будущего специалиста, гражданина, семьянина. В своей деятельности куратор использует богатый набор педагогических форм, методов, средств воспитательной работы со студентами. Воспитательная функция куратора предполагает приобщение студентов к системе культурных традиций факультета, помощь в решении важных для группы коллективных личностно-ориентированных творческих дел, приобщает к трудовому воспитанию, активизирует творческий потенциал каждого студента и группы в целом, приобщает студентов к воспитанию системы освоения культурных ценностей, духовно-нравственных идеалов, эстетической культуры, этической морали и правил этикета, гражданской ответственности будущих педагогов.

Коммуникативно-рефлексивная функция тесно связана с тремя предыдущими и включает в себя всё многообразие деятельности куратора- это;

  • содействие развитию студенческого самоуправления;
  • вовлечение каждого студента в общественную жизнь группы;
  • оказание шефской помощи младшим курсам в эффективной адаптации к студенческой жизни;
  • активизация творческого потенциала группы;
  • приобщение студентов к здоровому образу жизни;
  • повышение возможности самореализации каждого студента;
  • развитие инициативы студентов;
  • научение методам рефлексивного самоанализа, самооценки своих поступков, поведения.

Аналитико-диагностическая функция обеспечивает знакомство куратора со своей группой, она содержит формы, методы и приемы изучения личности студента; позволяет отследить показатели результативности взаимодействия. Различного рода педагогические анкеты, вопросники помогают куратору студенческой группы более эффективно организовывать работу со студентами, снять имеющие проблемы, помочь в преодолении трудностей.

Необходимо отметить, что методы работы куратора на первом курсе существенно отличаются от методов работы на последующих курсах обучения студентов. Ведь первокурсники – это недавние школьники, которые еще не привыкли к требованиям техникума, а многие из них, и к жизни в студенческих общежитиях. Не так просто осуществить переход от жизни с родителями в родных стенах своей квартиры, к жизни в трех- и даже четырехместных комнатах студенческого общежития, привыкать к нравам и поведению совершенно незнакомых людей. Здесь встали на повестку дня и вопросы питания, личной гигиены, отдыха и подготовки к занятиям. Помочь такой адаптации - важная задача куратора. В поле зрения его работы должны входить все вопросы, связанные с жизнью студента-первокурсника. Куратор должен знать каждого студента своей группы, его культурный уровень, его способности к освоению той или иной дисциплины, и при необходимости оказывать всестороннюю помощь. Итоги работы кураторов особенно четко видны в конце первого учебного года. Особенно важно на мой взгляд, чтобы куратор вел воспитательный процесс в учебной группе от момента поступления студента и до его окончания. 

Список литературы:

  1. Блохина Л.А. Методика воспитательной работы в современной школе: Пособие в помощь студентам, педагогам, воспитателям. –
  2. Воспитательная работа в профессионально-технических учебных заведениях / Под ред. В.А. Саюшева, В.А. Мосолова. – М.: Высш.шк.,
  3. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования / По ред. И.Г. Коваленко. – Минск: Высш. шк.,
  4. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, А.В. Савченко, Е.А. Осипова: - М.: МП «Новая школа», 2002
  5.  Е.П. Милойчикова «Об аспектах работы куратора учебного заведения среднего профессионального образования»
  6. Л.В.Кудашева «Роль куратора в формировании студенческого коллектива

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ИКТ в воспитательном процессе.

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально,но и чрезвычайно востребовано. Подведя итог, я сделала выводы, что в воспитательной работе• ни одно классное и школьное...

Роль куратора в организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальным учебным планам в старшей школе.

Выступление на окружном семинаре из опыта работы куратором в 10 классе по индивидуальным учебным планам с компьютерной презентацией....

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях Исследование направлено на изуче...

Роль ИКТ в воспитательном процессе

Внедрение ИКТ в  работу классного руководителя- это повышение интереса подростков,компьютерной грамотности и самих взрослых, самообразование педагогов, их стремление и способность применить свои ...

Роль традиций в воспитательном процессе.

Данная статья рассказывает о традициях и их роли в формировании нравственного сознания человеческой личности. В ней дается описание  школьной практике по профилактике отклоняющегося поведения сре...

Методическая разработка По теме: «Воспитательный процесс в среднем специальном учебном заведении»

В методической разработке рассматриваются вопросы  организации воспитательного процесса в СПО и взаимодействия участников воспитательного процесса в СПО....

Основные аспекты организации процесса воспитательной работы в военно-учебных заведениях довузовской подготовки в различные периоды российской истории

Первые полтора века функционирования отечественной военной школы можно охарактеризовать как «начало поиска путей построения учебной и воспитательной работы на научно-педагогической основе»...