Воспитательная система
методическая разработка (9 класс) по теме

Коновалова Ольга Васильевна

 

Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива, организаторов и участников намеченных дел, сроков их проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema.docx46.33 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система

классного руководителя Коноваловой О. В.

1. Целеполагающий раздел  

1. Причины, условия и сущность воспитательного пространства

Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива, организаторов и участников намеченных дел, сроков их проведения.

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.

В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию, и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. В центре внимания гуманистической парадигмы воспитания стоит целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.

Воспитательный процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и классного руководителя, в процессе которой учитель старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.

Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми относятся:

- забота и взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;

- взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;

- взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов.

Таким образом, в центре разработки воспитательной системы стоит  модель воспитательного пространства класса с гуманистическими характеристиками и обеспечение условий ее реализации.

Воспитательное пространство — это лишь часть единого социального пространства. Его эволюция - непременное условие развития всех субъектов процесса воспитания. Воспитательное пространство, в отличие от среды, формируется, что позволяет придавать ему определенные свойства и характеристики. Оно может возникнуть в результате как инициативной деятельности «сверху», так и деятельности детей по освоению и присвоению жизненного пространства, в основе которой лежат их потребности.

Чтобы найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления системного образования и воспитания классного коллектива на  ступени основной школы  я определила цели воспитательной деятельности.

2.  Цели для перспективного развития коллектива

  1. создание дружного классного коллектива с навыками самоуправления
  2. способствовать личностному росту учащихся класса, развитие их  как целостной личности, стремящейся реализовать свою уникальность, субъективность, индивидуальность
  3. духовно-нравственное развитие и воспитание личности
  1. Так как данный класс образован в2010-2011 учебном году путем слияния двух классов предстоит создать коллектив, то есть атмосферу тепла, света, доброжелательности, открытости, в которой каждый ученик в той или иной степени сумеет раскрыть себя, реализовать свои возможности, научится слышать и слушать других, утверждать свои принципы и принимать компромиссные решения.

Задачи:

  1. дать максимальную возможность всем ребятам в классе позитивно раскрыться друг перед другом
  2. осуществлять поддержку юного человека в среде одноклассников

Общий настрой класса:

  1. Мы теперь все вместе, мы разные, умные и не очень, серьезные и смешные, целеустремленные и растеряхи – но это наш класс
  1. Находясь на позиции субъекта выстраивания своих ценностных отношений с окружающим миром, ребенок всякий раз предстает перед педагогом-воспитателем в многообразии реальных противоречий, трудностей, преград для своего личностного развития. Поэтому мне необходимо безошибочно точно отделить «зерна от плевел».

Задачи:

  1. профессионально грамотно поддержать здоровое, созидающее личность движение
  2.  обеспечить пространство развития личности
  3. заблокировать «прорастающую» в личности деструктивность
  4. реализация личностно-созидающего подхода в воспитании
  1. В процессе формирования коллектива и личности  особое место занимает коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД). Я считаю, что это замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая  психологию подросткового возраста, действительно способна творить чудеса и поэтому имеет место в воспитательной системе данного классного коллектива.

Задачи:

  1. путем приобретения навыков общения учащимися класса, умения совместно работать, делить успех и ответственность с другими формирование и сплочение классного коллектива
  2. формирование личности школьника

КТД становятся мощной силой положительного эмоционального настроя детей, гарантируется ситуация успеха пробуждающая добрые чувства, сопереживание всех всем.

КТД дают возможность Ученику:

  1. реализовывать и развивать свои способности
  2. расширять знания об окружающем мире
  3. приобретать навыки проектирования
  4. проявлять организаторские умения
  5. закреплять коммуникативные навыки
  6. формировать способности школьников к рефлексии (анализу)

КТД дают возможность Учителю:

  1. развивать творческий потенциал
  2. совершенствовать организаторские способности
  3. изучать классный коллектив
  4. объединять учащихся, педагогов, родителей
  5. управлять процессом развития личности
  6. развивать рефлексивные способности
  1. Сегодня воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е образа человека, имеющего приоритетное значение для общества.

Задачи  : 

  1. Формирование личности школьника как современного национального идеала

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

  1. Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

В сфере личностного развития воспитание учеников должно обеспечить:

  1. Готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению
  2. Готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности, социальной профессиональной мобильности на основе моральных норм и универсальной духовно-нравственной установки «становится лучше»
  3. Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести
  4. Формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения
  5. Развитие совести как нравственного самосознания личности
  6. Готовность критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки
  7. Способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора
  8. Трудолюбие и бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей
  9. Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни
  10. Укрепление веры в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущим поколениями

Таким образом,  воспитательный план в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся призван обеспечить становление и развитие национальных и общечеловеческих ценностей:

  1. Семейной жизни
  2. Культурно-регионального сообщества
  3. Культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии
  4. Российской гражданской нации
  5. Мирового сообщества

3.Пути решения воспитательных задач

Ребенка воспитывает все, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо «нравственность постигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам».

  1. Школьная культура атмосферы
  2. Стиль взаимоотношений
  3. Словесные методы  
  4. Урочная и организованная специальным образом познавательная и воспитательная внеурочная деятельность
  5. Творческая деятельность
  6. Собственный пример  
  7. Опора на семью, семейные традиции, поддержку

4.  Характер и результативность цели воспитательной деятельности определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей:

1. Гуманизм во взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-ученик»;

     2. Демократизм, уважение ученика; 

      3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

     4. Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе;

5. Принцип индивидуальности;

6. Принцип развития;

7. Принцип творчества и успеха;

8. Принцип поддержки и доверия;

9. Принцип ответственности;

10. Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать);

11. Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях.

Главные заповеди воспитания:

•  Главная цель воспитания – счастливый человек

•  Воспитание без уважения – подавление

•  Интеллигентность – антипод невежеству

•  Дорожи доверием святых воспитанников, береги ребячьи тайны

•  Дети должны быть лучше нас и жить они должны лучше    

5. Основные направления и содержание воспитательной работы

•  На уровне учебной деятельности:  

- корректировка учебных программ, реализация национально-регионального компонента учебного плана Омской области, информатизация учебного процесса.

•  На уровне воспитательной работы:

 - формирование гражданской ответственности, правовой самостоятельности, духовности, толерантности через систему классных часов, воспитательных дел класса, тестирование учащихся, участие в кружках, клубах, секциях.

•  На уровне воспитательного взаимодействия с родителями:

- проведение родительских лекториев

- проведение совместных дел, праздников

- индивидуальная работа с родителями

•  На уровне профессионального образования педагога:  

- повышение квалификационного уровня

- разработка методики составления авторских программ

- участие в опытно-экспериментальной работе

- создание банка интерактивных форм, методов, технологий воспитания

6.Сроки  реализации воспитательного плана – 2010-2011, 2011-2012 уч. г.

7. Формы реализации :

- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);

- систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;

- организация  малых педагогических консилиумов;

- дискуссии, диспуты;

- ролевые, деловые, образовательные игры;

- экскурсии, походы;

- «круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги;

- соревнования;

- викторины;

- интеллектуальные марафоны;

- проектные игры;

- уроки в музее;

- КВН;

- участие в общешкольных и городских благотворительных акциях.

Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.

8. Возрастные модификации воспитательной работы

ТИП:

9 класс

  1. акцентирование на расширении представлений о месте личности в окружающем обществе;  
  2. изучение себя как человека во всех сферах жизнедеятельности: физические, психические, социальные качества и особенности отношений к разным явлениям жизни в семье, школе, кругу друзей, среди незнакомых, в путешествиях, наедине с собой и т.д.;  
  3. обучение школьника способам саморегуляции (самообразование, самовоспитание, самодеятельность) во всех видах деятельности: общении, познавательной, трудовой, художественной, спортивной и других.

9. Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:

• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;

• творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;

• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;

• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;

• любящей свою малую и большую Родину;

• знающей и хранящей традиции;

• ведущей здоровый образ жизни;

• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.

Предполагаемая результативность:

  1. формирование коллектива единомышленников
  2. освоение культурного пространства
  3. формирование личности

10. В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории:

•  педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.);

•  гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили);

•  личностно-ориентированная педагогика;

•  концепция поликультурного образования (З.М.Малькова, В.В.Макаев, Л.Л.Супрунова);

•  педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский);

•  педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов);

• технология коллективно-творческих дел;

•  игровые технологии.

11. Взаимосвязь участников воспитательной системы

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса.

                      РОДИТЕЛИ

                                                                                 КЛ. РУКОВОДИТЕЛЬ

  ПСИХОЛОГ

                                                                                                         

                                                       

                                                                                                         

      ДОМ ДЕТСКОГО                                                                      УЧИТЕЛЯ ПРЕДМЕТНИКИ

ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»

                                                                                    АКТИВ ШКОЛЫ, КЛАССА

                                 

12. На основании  государственных программ воспитания  школьников, диагностики уровня воспитанности учащихся, их интересов, убеждений, социальных установок, потребностей; запросов общества, родителей и педагогического коллектива  я определила следующие направления воспитательной системы, ее цели, задачи и формы реализации.

Ученик-патриот и гражданин

Главные цели

-Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: ее истории, традициях, культуре, праве и т.д.

-Воспитывать у учащихся любовь к своему родному краю как к малой Родине.

Задачи воспитания

-Формирование у школьников чувства гордости за свою Отчизну. -Воспитывать у учащихся чувство сопричастности к истории нашей Родины. -Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России. -Формировать у учащихся гражданские качества личности, представления о юридическом и духовном смысле понятия «гражданства».

Основные направление реализации программы

- Изучение учащимися правовых норм государства, культуры, традиций и обычаев. - Организация и проведение тематических классных часов, бесед.

Формы внеклассной работы

-Тематические классные часы; встречи с                    ветеранами войны и труда; походы, праздники, часы общения.

Понятийный аппарат

Патриотизм, Отечество, Родина, память, традиции и обычаи, гражданин, гражданственность.

Ученик и интеллектуальные возможности

Главная цель

Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи воспитания

-Поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию.

-Разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии.

-Помочь учащимся познать свой внутренний мир, сформировать представление о том, что такое способности человека.

-Воспитание уверенности в своих силах, развитие у учащихся инициативы и творчества.

Содержание воспитательной программы

-Изучение интеллектуальных возможностей учащихся школы и динамики изменения интеллектуальных достижений.

-Развитие творческой инициативы и активности учащихся в интеллектуальной деятельности.

Формы работы

-Кружки по интересам; -творческие конкурсы; -часы общения, встречи с талантливыми людьми.

Понятийный словарь

Интеллект, способности человека, кругозор, интерес, творчество, широта и глубина ума человека, анализ, синтез, сравнение, способности к поиску и исследованию.

Ученик и его нравственность

Главная цель

Воспитание его нравственной культуры

Задачи воспитания

-Развитие у учащихся потребности в совершенствовании нравственных поступков. -Создание ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни.

Содержание воспитательной работы

Изучение нравственной воспитанности учащихся класса и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами воспитательного воздействия

Формы работы

-Тематические классные часы;

-беседы на нравственную тематику;

-изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер.

Понятийный аппарат

-Нравственность, жизненные ценности, нравственные категории: долг. Порядочность, ответственность, скромность. Душевная и духовная красота.

Ученик и его здоровье

Главная цель

Сохранение нравственного, психического и физического здоровья детей, потребности в нем, ответственности за свое здоровье, негативное отношение к вредным привычкам, формирование устойчивого неприятия алкоголя, курения, наркомании.. Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочное время.

-Ознакомить учащихся с традициями обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью.

Содержание воспитания

-Изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме дома и в школе. -Разностороннее просвещение и активное привлечение учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

Формы работы

-Спортивные конкурсы, состязания, соревнования.

-Просвещение родителей через систему родительских всеобучей по данной теме.

Общение и досуг ученика

Главная цель

-Формировать умение понимать себя и других.

-Сформировать у учащихся коммуникативные знания, развивать коммуникативные навыки.

Задачи воспитания

-Формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации. Помочь понять необходимость и ценность общения, сформировать представление о правилах общения, об основных этических нормах и навыках культурного общения.

-Развивать у учащихся чувство собственного достоинства и терпимости по отношению к другим людям, уважение их прав и индивидуальности.

Содержание воспитания

Диагностика с целью констатации фактов уровня коммуникативности , социализации учащихся и организации своевременного влияния на развитие данных качеств.

Форма работы

-Часы общения, беседы, диспуты.

Понятийный словарь

Общение, коммуникативность, функции общения и его видовое многообразие.

Ученик и его семья

Главная цель

Воспитание основ характера и морального облика ребенка через семью. Семья во многом направляет развитие интересов ,склонностей подрастающего человека.

Задачи воспитания

-Взаимодействие семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности и ее социализации.

-воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, сплочение коллектива учащихся и родителей.

Содержание воспитания

Повышение уровня педагогической культуры родителей, их воспитательной деятельности в образовательном процессе школы и ребенка.

Понятийный словарь

Семья, взаимопонимание, воспитательный и образовательный процесс, роль и

функции семьи.

Ученическое самоуправление

 Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса и школы в целом. «Мой класс – мой выбор!»

По мнению отечественных психологов, развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими — это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» — самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Из собственного опыта хочу отметить, что самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:

  1. создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах;
  2. создание условий для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
  3. развивать креативность, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;
  4. воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах не только своей личности, но и общества (класса, школы);
  5. создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
  6. формировать толерантность.

Для наглядности, предлагаемую мной структуру классного самоуправления можно представить в виде схемы).

Структура самоуправления класса.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.  В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:

- определение программы деятельности ученического коллектива;

- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;

- избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);

- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;

- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет лидеров школы);

- координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;

- установление форм поощрения и порицания в классном коллективе;

- внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.

      Ведет классное собрание его председатель -  староста класса.

Между собраниями работу организует и контролирует совет класса, возглавляемый старостой класса. Совет класса, как правило, собирается один раз в неделю.  В него входят руководители секторов ученического самоуправления.

Староста класса выбирается путем тайного голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Предварительно составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

 Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю разделить класс на следующие сектора:

  1. Сектор «Просвещение» - оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учёбе, контролирует посещаемость и готовность к занятиям, помогает в организации и проведении ежегодной Школьной научно-практической конференции, помогает   классному  руководителю  проводить  рейтинг  учащихся  по  результатам  обучения,  готовит  интересные  тематические  классные  часы,  викторины,  знакомит с  современными  достижениями  науки  и  культуры, участвует в подготовке к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам, отвечает за проведение внеклассных мероприятий  для учащихся начальных классов.
  2. Сектор «Порядок» -  по мере необходимости проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка,  составляет график дежурств
  3. Сектор «Уют» - составляет график дежурства в классе, организует и контролирует уборку класса, санитарные субботники, следит за внешним видом учащихся.
  4. Сектор «Досуг» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе и школе, отвечает за организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, дискотек, составление развлекательной программы, совместно с родителями и классным руководителем занимается организацией экскурсий, посещением театров и музеев.
  5. Сектор «Пресс-центр» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, готовит статьи в общешкольную газету отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на школьных стендах, фиксирует жизнь класса в фотографиях;  руководит работой по оформлению классного портфолио.
  6. Сектор «Олимпиец» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, организует спортивные мероприятия в классе. Отвечает за организацию выездов класса в туристические поездки.
  7. Сектор «Делопроизводство»- контролирует своевременное заполнение дневников, помогает классному руководителю в ведении отчетности показателей класса
  8. Сектор «Труд», организует субботники по уборке территории класса, составляет график дежурства по территории, разрабатывает на основании предложений и возможностей одноклассников дизайн классных клумб, организует ремонт в классе.

Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет лидеров школы, и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.

«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:

- рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива;

- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

Я считаю, что большую роль в воспитательной работе играет проведение классных часов и родительских собраний, правильный выбор их тем (они должны быть актуальны, интересны и доступны для учащихся и их родителей.)

Классные часы имеют  различные воспитательные цели:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Их формы и технологии  имеют множество вариантов в зависимости от поставленной цели

.

Основные компоненты классного часа.

Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.

Организационно-деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Технологические аспекты его организации:

- составление совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год;

- уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения;

- определение времени и места проведения классного часа;

- определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;

- подобор соответствующего материала, наглядных пособияй музыкальное оформление по теме;

- определение участников подготовки и проведения классного час;

- распределение заданий между участниками и группами;

- проведение классного часа;

- анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Таким образом, классный час  проводится в различных формах.

В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Закон «Об образовании».
  3. Декларация прав и свобод человека.
  4. Конвенция о правах ребенка.
  5. Устав школы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

  1. Система работы классного руководителя в образовательном учреждении. О. Н. Рудякова, Т. А. Максимцева. Издательство «Панорама». 2007.
  2. Справочник классного руководителя (5-9классы).Н. И. Дереклеева, М. Ю. Савченко. Москва «Вако» 2007.
  3. Классные часы в средней школе. Е. П. Сгибнева. Москва.  «Айрис пресс». 2007.
  4. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. Москва.  «Центр педагогического образования. 2007.
  5. Игровые классные часы. Основы безопасности жизнедеятельности (5-8 классы. Е.В.Карпова, А. В. Малегон.  «Центр педагогического образования. Москва. 2007.
  6. Классные часы по теме «Нравственность». Н. И. Дереклеева. Москва. 2007.
  7. Внеклассные мероприятия. Мозаика детского отдыха. Москва. 2007
  8. Классный руководитель// 2009-2011 гг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»

Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...