Классное самоуправление
классный час (8 класс) по теме
Система классного самоуправления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование социально-адаптированной личности школьника через классное самоуправление
В.Р.Коноваленко учитель
английского языка
МОУ «СОШ №26»
город Балаково
г. Балаково 2009
Сущность, цели и задачи самоуправляемой деятельности
Сущность, как правило, отражается в определении понятия, поэтому мы обратились к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К. Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой. В.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива. Представления ученых о сущности самоуправления разделяют педагоги - практики и их воспитанники. Например, мои ученики понимают его как:
- управление жизнью класса;
- организацию дел для своего класса, а значит и для себя;
- решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;
- школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.
Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач
Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся. Основная цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:
- Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.
- Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
- Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).
- Воспитание достойных творческих лидеров.
Создание структуры самоуправления в классе:
- высший орган - классное собрание;
- между собраниями работу организует и контролирует совет класса, который собирается один раз в неделю;
- распределение общественных поручений между всеми учащимися.
Формирование и развитие классной воспитательной системы
Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего морально-психологического климата, творчества атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности.
Мною приветствуется путь воспитания, основанный на терпении и разговоре (демократичный). Если этот путь пройти до конца, то я думаю, что результат превзойдёт ожидания. Человек вырастит личностью, определившей свою жизненную позицию и путь к её достижению. Люди такой категории вызывают интерес общества, так как они спокойны, уверенны, ответственны, их слова не расходятся с делом, они доброжелательны, отзывчивы и умеют любить.
Моя педагогическая цель – воспитать именно таких людей: жизнелюбивых, творческих, честных, добрых, ответственных и активных в своей жизни. Одним словом – воспитать личность. Но для этого нужно постепенно самосовершенствовать личность. Именно поэтому мною используется система саморазвития личности в воспитательной работе. Данная система основывается на следующих положениях:
- ученик – субъект, а не объект процесса воспитания и обучения;
- воспитание и обучение приоритетно по отношению к развитию опережает развитие;
- воспитание и обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью (самоутверждающие механизмы личности).
Второй год воспитательная система класса направлена на саморазвитие и самосовершенствование личности
современном этапе развития общества, поскольку переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества.
Положение о конкурсе «Лучший ученик 7 «А» класса»
Конкурс проводится в течение каждой четверти.
Участвуют все учащиеся класса. В конце четверти трое учеников с наибольшим количеством баллов награждаются денежными премиями (согласовано с родительским комитетом, см. протокол №1 родительского собрания).
Подсчёт баллов ведётся по следующим пунктам:
Успеваемость | Участие в мероприятиях | Поведение, замечания | Достижения, грамоты | Работа родителей | Поощрительные баллы | Идеи |
Баллы
Критерий (+) | Б. | Критерий (-) | Б. |
За работу группы | 1до5 | За опоздание | 1 |
За участие в мероприятии | 1до5 | За пропуск без причины | 5 |
За улучшение успеваемости | 5 | За нарушение дисциплины | 2 |
За посещение секции, кружка | 5 | За двойку | 2 |
За дежурство по школе | 1до5 | За курение | 10 |
За достижения, грамоты | 5 | ||
За идею | 5 | ||
За организованное питание | 1(день) | ||
За ведение школьного дневника | 1до5 | ||
За посещение родителями собраний | 5 | ||
За организацию родителями экскурсий, меропр. | 5 | ||
За своевременное предостав. информации | 5 |
В 8 классе мною была предложена идея ведения каждым учеником «Дневника – самоанализа». В течение четырёх последующих лет каждый ученик должен пройти, пережить и осознать 7 этапов этой программы, фиксируя свои действия в дневнике.
Этапы самосовершенствования личности | Девиз этапа |
Самопознание | Познай себя |
Самопознание | Сделай себя сам |
Самопознание | Научи себя учиться |
Самоутверждение | Утверждай себя |
Самоопределение | Найди себя |
Саморегуляция | Управляй собой |
Самоактуализация, самореализация | Реализуй себя |
Процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребята должны осознать, кто они есть, как себя оценивают, что и почему с ними происходит. Поэтому система технологии начинается с доступного обзора с психологических качеств человека, приводит в некоторую систему имеющиеся у ребят представления о своей личности, помогает или понять себя, создать осознаваемый образ своего “Я”.
Особенность работы по технологии саморазвития личности – работа с внутренним миром ребёнка, с его переживаниями, интеллектуальными проявлениями, интересами, отношениями.
Опыт работы по технологии саморазвитие личности позволил мне увидеть то, что многие ребята переосмысливают своё поведение, жизнедеятельности, отношение друг к другу и миром в целом. Анализ работы по этой технологии позволил понять, какая иерархия ценностей формируется у отдельных детей, построить индивидуальный подход к ним. При разыгрывании различных ситуаций совместно с ребятами, я увидела взаимное доверие, заинтересованность. Вот именно в таких условиях происходит обогащение жизненного опыта учащихся.
Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся
Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя.
Организация взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся требует соблюдения определённых правил и норм общения.
При взаимодействии с родителями мною используются различные психолого-педагогические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, тренинги, материалы детского творчества.
Родительские собрания являются одной из основных форм работы с родителями, поскольку они обычно включают многие важные элементы работы (от индивидуальных бесед до групповых обсуждений). Но я решила изменить сам подход к организации и проведении традиционных родительских собраний. Главная цель нового подхода – привлечь большинство родителей к принятию решений в классе. Вопросы дисциплины и успеваемости отдельных учащихся не обсуждаются на общих собраниях. Такие вопросы решаются, как правило, индивидуально, в отдельных беседах с родителями. А на родительских собраниях активными участниками и даже организаторами иногда становятся самиродители, на которых обсуждаются актуальные вопросы жизни в классе и в школе. В 2008 – 2009 уч. году родителями, в частности членами родительского комитета, было проведено два тематических собрания (“Подросток в семье”, “Поощрение и наказание в воспитании ребёнка”). Было приятно, что родителей взволновали эти проблемы и в бурной дискуссии обсуждали, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям. Многие родители обратили внимание на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.. На мой взгляд, такие родительские собрания имеют большую воспитательную эффективность.
В нашем классе стало традицией проведение последнего итогового родительского собрания совместно детей и родителей. Это собрание всегда бывает праздничное, как бы творческий отчёт о проделанной работе и своих достижениях. Радует то, что и родители не остаются в стороне, всегда показывают своё “ответное слово”.
Кроме родительских собраний родители принимают активное участие и во многих классных мероприятиях (в составе жюри, в проведении классных часов, совместные поездки, экскурсии, поездки, походы и т.д.). Только с помощью совместных дел, родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к школе как посторонние наблюдатели. Такая связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность.
Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование, дискуссии на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. Но в некоторых семьях наблюдается излишняя строгость и требовательность к ребёнку, а в некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. Благодаря совместной деятельности, родители начали осознавать, что с ребёнком необходимо общаться как с равным, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку – главное средство в воспитании.
Представленная мною программа имеет четко обозначенную гуманистическую цель - формирование социально- адаптированной личности, реализуемую через решение развивающих и воспитательных задач, затрагивающих мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу личности, а также сферу межличностных отношений и общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/15/picture-59696.jpg)
Организация классного самоуправления как условие самореализации личности
Из опыта работы по организации самоуправления в классе....
Классное самоуправление
Презентация содержит схему , принципы и формы классного самоуправления....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/18/picture-79082.jpg)
Роль классного руководителя в формировании классного самоуправления
Данная статья содержит анализ моей воспитательной работы с классом, связанной с проблемами формирования ученического самоуправления. Мои пробы, успехи и непрерывная работа в поисках ответа на вопрос: ...
Классное самоуправление
Презентация о понятии, системе, методах классного самоуправления....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-364614-1386645952.jpg)
Организация классного самоуправления
Жизнедеятельность классного коллектива осуществляется через организацию классного самоуправления, которое обеспечивает развитие самостоятельности, организаторских способностей обучающихся, форми...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/20/picture-374268-1605896695.jpg)
Учащиеся 10А класса МБОУ ПГО "СОШ№4" "Развитие классного самоуправления"
Статья написана учащимися 10А класса, неоднократно выигрывавшего конкурс на звание "Самого классного класса". В данной публикации представлен опыт по развитию классного самоуправления....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-910155-1490708687.jpg)
Творческий портрет классного руководителя (из опыта работы над классным самоуправлением)
Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное в этом случае для кла...