Главные вкладки

    Программа воспитательной работы классного руководителя
    материал (8 класс) по теме

    Воспитание безопасного поведения у подрастающего поколения – одно из важных направлений работы в рамках образовательного процесса, которое должно быть реализовано в современных условиях.

    Программа воспитания у детей и подростков безопасного поведения в современных условиях изменяющегося общества направлена на воспитание ответственности, толерантности, позитивного отношения к себе и к жизни, способности к саморегуляции и самоорганизации, установки на сотрудничество и саморазвитие.

    Программа позволит обеспечить приобретение учащимися знаний и практических умений по распознаванию и преодолению опасных ситуаций, которые могут возникнуть в их жизни, о способах и мерах защиты от них; выработать у учащихся умения оказывать сопротивление деструктивному психологическому воздействию на них.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 9_programma_vr_moya_8.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа воспитательной деятельности

     классного руководителя 8 класса Кутузовой Натальи Ивановны

      Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.
        Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны - чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства влекут за собой резкие формы асоциального поведения.
        Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи; получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность; учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности.
         Увеличивается доля девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной преступностью.      Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи. Высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности.

    Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс.

     Актуальность проблемы повышения уровня безопасности человека в реальной окружающей его среде сегодня очевидна. Увеличилось  число ситуаций, связанных с угрозой жизни, здоровью и психологическому благополучию человека. Речь идет о терактах, технологических и природных катастрофах, социальных кризисах и конфликтах и т.д. Умение обеспечить безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера во многом определяется психологической устойчивостью человека и уровнем его психологической грамотности. Под психологической безопасностью личности будем понимать состояние защищенности жизненно важных интересов, потребностей и видов деятельности человека от влияния деструктивных психологических факторов. Неумение распознать и защититься от деструктивных психологических факторов ведет к разрушению личности, к психической и социальной деградации вплоть до суицида.

    Соответственно, воспитание безопасного поведения у подрастающего поколения – одно из важных направлений работы в рамках образовательного процесса, которое должно быть реализовано в современных условиях. Подростковый и юношеский возраст – это возраст рисковый, связанный с испытанием человеком собственных физических и психологических возможностей, возраст, когда поиск новых ощущений превалирует над чувством безопасности и ответственности.

     В связи с этим актуальным становится вопрос разработки педагогических программ работы с подростками в целях развития у них чувства безопасности и навыков поведения в экстремальных ситуациях.

     Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации испытания собственных возможностей, где ему приходится доказывать свою состоятельность, уровень интеллекта, материальное благополучие, физическое состояние. Стресс, возникающий в подобных ситуациях, занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у подростков.

    Очень часто постоянный стресс, связанный с возможными опасностями, становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии.

     При исследовании представлений подростков были выявлены следующие типы ситуаций, представляющих потенциальную опасность и воспринимаемых как тревожные и неопределенные (болезнь или смерть родителей, болезнь или смерть друзей, маньяки, будущее, неопределенность, потеря друзей, пожар, наводнение, катастрофа, терроризм, война).

        По мнению большинства подростков, опасная ситуация характеризуется такими свойствами, как «неопределенность», «непредсказуемость последствий», «отсутствие четкого плана действий», «паника», «растерянность», «подавленность», «страх» и т.п.

        Ниже приведен рейтинг наиболее часто встречаемых ответов на вопрос «Что ты делаешь, когда не знаешь, как действовать в опасной ситуации?»:  действую наугад, как-нибудь; спрашиваю у других; жду, что мне скажут, что делать; ничего; бросаю жребий; злюсь; думаю; теряюсь и расстраиваюсь.

        Из этого следует, что очень важно для педагога повысить информированность у детей и подростков относительно причин и условий возникновения экстремальных ситуаций, а также способов поведения в них.

    Информирование – работа  с  когнитивным  компонентом: изменение

    представлений учащихся об опасном через внесение определенности в представление о ситуации, коррекция конструктивных и деструктивных предположений о ситуации, работа с мифами и ритуалами, снижающими чувствительность к ситуации как к опасной.

       Подростка надо вооружить знаниями, навыками и умениями, оказать помощь в приобретении необходимого опыта для плавного перехода в режим саморегулирования, самоуправления, самовоспитания.

       В нашей школе перед педагогическим коллективом  стоит задача реализации компетентностного подхода в воспитании школьников. Члены проблемной группы под руководством кандидата педагогических наук Никитина И.Г. разработали ценностно-ориентационных критерии, определили личностные качества и модели поведения ученика, которые должны быть сформированы на определенном этапе, т.е. должна быть сформирована здоровьесберегающая компетентность.

    Сформированная модель выпускника 9 класса  включает в себя

    в качестве ценностно-ориентационных критериев:

    а)  принятие ценностей основных законов и способов взаимодействия в экосистемах; готовность к ведению ЗОЖ;

    б) самоуважение, чувство собственного достоинства, человеколюбие, высокая значимость окружающих.

       Выпускник 9 класса должен обладать следующими личностными качествами:

    физическое самосовершенствование, осознанное бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, стремление совершенствовать себя и окружающий мир, оптимизм, а также ответственность за свое поведение и поведение других.

        У выпускника 9 класса должны быть сформированы модели поведения:

    отсутствие вредных привычек, ведение здорового образа жизни, выполнение экологических норм и правил, умение отказаться от неразумных желаний и соблазнов, противостояние безнравственному поведению и отрицательному примеру.

        Проанализировав ситуацию, сложившуюся в  классе, я поставила перед собою цель на этот учебный год (8 класс):

    Создать условия для  формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся.

    Задачи

    Показатели достижения цели

    1.

    Воспитание нравственности, дисциплины и порядка, профилактики противоправного поведения учащихся 

    Увеличение количества классных часов, посвященных данной тематике

    2.

    Пропаганда здорового образа жизни и профилактика пьянства, табакокурения, наркомании среди подростков

    Увеличение количества классных часов, посвященных данной тематике

    Уменьшение или стабилизация количества курящих учащихся

              Программа воспитания у детей и подростков безопасного поведения в современных условиях изменяющегося общества направлена на воспитание ответственности, толерантности, позитивного отношения к себе и к жизни, способности к саморегуляции и самоорганизации, установки на сотрудничество и саморазвитие.

    Основные направления воспитательной деятельности классного руководителя 8 класса

    Безопасность  и здоровье

    Цель:Научить учащихся предвидеть опасность, достойно выходить из трудных жизненных ситуаций, воспитывать ответственность,

    толерантность, позитивное отношение к себе и к жизни,

    способность к саморегуляции и самоорганизации.

    Показать учащимся, их семьям значимость их физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития их нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

    Нравственность и трудовое воспитание

    Цель:Учить подростков пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

    Обеспечить условия для формирования позитивного отношения подростков к общественно-полезному труду.

    Досуг

    Цель:Создать условия  учащимся для развития инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости, искренности, дать возможность реабилитироваться после непризнанности в классе из-за отсутствия учебных умений.

    Семья

    Цель:Создать комфортные условия для развития подростков, осуществить индивидуальный подход к каждому, заручиться поддержкой со стороны родителей.

    Интеллект  

    Цель:Помочь учащимся развивать в себе способность действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде.

    Самоуправление (Классные собрания и работа с активом)

    Цель:Создать условия для развития самостоятельности учащихся,  содействовать в получении собственного опыта  социальной деятельности.

    Работа с учителями – предметниками, социальным педагогом, психологом, инспектором милиции, медперсоналом.

    Цель:Обеспечить каждому учащемуся комфортные условия обучения, создать атмосферу сотрудничества взрослых и детей.

    Диагностика

        Без педагогической диагностики невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащегося.

       В своей работе я использую такие методы, как наблюдение, беседа, тест, анкета, ранжирование, тест - рисунок.

       Диагностика проводится в начале учебного года и в конце.

       Результаты диагностики служат средством формирования ценностных ориентаций, материалом для самосознания и способом воспитания самооценки; результаты также важны для коррекции деятельности и выдвижения новых целей учащимися.

       Классный руководитель может с помощью диагностики определить эффективность воспитательной работы. Я использую следующие методики:

    Методика определения изменений в личности школьника(по Дереклеевой Н.И.)  

              « Какие качества я в себе вырастил?»

    Цель: определить изменения,  происшедшие  в  личности  школьника  в  течение учебного года.

    Ход проведения: учащимся предлагается ответить на вопросы.

       1. Поразмысли и ответь честно, какие качества у тебя «выросли»  (и  тогда поставь рядом с цифрой знак «+»)

         А.

    1. Упорство, воля  в достижении собственных целей  
    2. Наблюдательность  
    3. Инициативность    
    4. Требовательность к себе
    5. Активность
    6. Ответственность
    7. Самодисциплина
    8. Самообладание  
    9. Самокритичность
    10.  Самостоятельность
    11.  Самосовершенствование
    12.  Общительность
    13.  Дружелюбие
    14.  Уступчивость
    15.  Отзывчивость
    16.  Тактичность  Понимание и принятие чужих  поступков, мнений, взглядов

    Б.

    1.  умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность)
    2.   умение планировать работу
    3.   умение организовывать свой труд
    4.   умение беречь время
    5.   умение контролировать и анализировать свою работу
    6.   умение при необходимости работать самостоятельно,  без  посторонней помощи
    7.   умение работать вместе с товарищами
    8.   помогать и принимать помощь от других
    9.   умение подчинять свои желания интересам дела
    10. умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию
    11.  умение использовать современные телекоммуникационные технологии (Интернет) и др. 

    Методика «Мое место в классном коллективе»

    Цель: Дать возможность учащемуся определить свою роль в классном коллективе.

    Ход проведения: учащимся предлагается изобразить классный коллектив в виде круга, а себя в виде точки.

    Литература

    1. Берсенева  Т. А. Духовно-психологическая безопасность личности. Центр ОБЖ  СПбАППО

    2. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М., 2001 г.

    3.Живцов В.Ю.  Работа с представлениями об опасности в контексте воспитания безопасного поведения. Вестник СамГУ. 2008. № 1 (60)



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа воспитательной работы классного руководителя 9 класса.

    В плане представлены цели и задачи воспитательной работы, характеристика класса и план мероприятий на учебный год....

    Программа воспитательной работы классного руководителя 11 Б класса Николаевской средней школы

    Главный критерий процесса воспитания есть постулат "понять-принять помочь". Одна из целей моей воспитательной работы создание условий для развития творческих способностей одаренных детей.Очень значимы...

    Программа воспитательной работы классного руководителя

    Данная программа разработана на основе концепции воспитания И. П. Иванова (См.: Стефановская Т. А. Классный руководитель. – М. : Изд. Центр «Академия», 2006.), долгосрочная программа, рассчитана на 5 ...

    Примерная программа воспитательной работы классного руководителя 2014-2015 учебный год

    План составлялся с учетом планирования общешкольных мероприятий и работы социално-психологической службы школы....

    Программа воспитательной работы классного руководителя "Дружный класс"

    В настоящее время в России начинается становление новой системы воспитания. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное воспитание, при котором происходит разв...

    Программа воспитательной работы классного руководителя

    Обучающиеся коррекционного учреждения с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Программа по воспитательной работе определяет содержание и механизмы развития и ...

    Программа воспитательной работы классного руководителя «Вместе мы – сила!»

    Программа воспитательной работы классного руководителя«  Вместе мы – сила!»...