Программа воспитательной работы классного руководителя
учебно-методический материал (6 класс) на тему

Кобзева Татьяна Георгиевна

Данная программа разработана на основе концепции воспитания И. П. Иванова (См.: Стефановская Т. А. Классный руководитель. – М. : Изд. Центр «Академия», 2006.), долгосрочная программа, рассчитана на 5 лет (5-9 классы). 

         Смысл воспитания. Воспитание – это процесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе.

         Цель воспитания – социально активная личность.

         Содержание воспитания. Его составляют два типа отношений – отношения товарищеского творческого обучения и отношения творческого содружества поколений; это сочетание различных видов общей заботы в соответствии с разными видами деятельности.

         К видам деятельности относятся: поведение, общение, трудовая деятельность, познавательная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, оздоровительно-спортивная деятельность, организаторская деятельность.

         Комплексный подход к воспитанию предполагает синтез всех частей воспитания.

         Исходные положения, которыми руководствуется педагог в организации процесса воспитания – это целеустремленность воспитания, товарищество поколений, гуманизм воспитания.

         Ключевая идея. «Воспитательные отношения общей творческой заботы воспитателей и воспитанников – это главная идея, главный мотив, основа всей концепции воспитания в современных условиях».

         Формы, методы, средства воспитания. В основе воспитания лежит методика коллективного творческого воспитания.

         Три условия успеха воспитания – это развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников; развитие отношений содружества воспитанников старших и младших поколений; развитие отношений творческого содружества самих воспитателей.

         В соответствии с данной концепцией были выбраны 7 актуальных направлений воспитательной работы: здоровье, интеллект, общение, нравственность, досуг, гражданин, семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_raboty_klassnogo_rukovoditelya_.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное автономное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №28

Программа развития

классного коллектива

Классный руководитель

                                               6 В класса:

                                                 Кобзева Т.Г..

Утверждено:

_______________________

«___» ____________2014 г.

Березники 2014 г.

Пояснительная записка

        Классный коллектив 6 В класса – это подвижная, коллективно сформированная в начальной школе, самостоятельная система. С этим коллективом я работаю второй год. С начала пятого класса видно, что в классе немало сильных личностей. В этом возрасте формируется самоопределение ребенка, планирование будущей деятельности, в связи с чем, я решила начать работу по формированию личностного портфолио на каждого учащегося, чтобы помочь ему более полно понять, осознать и принять себя как личность. Для того, чтобы становление личности протекало целенаправленно, разработана, на основе концепции воспитания И. П. Иванова (См.: Стефановская Т. А. Классный руководитель. – М. : Изд. Центр «Академия», 2006.), долгосрочная программа, рассчитана на 5 лет (5-9 классы). Формирование портфолио будет протекать в процессе работы. Кроме того планирую усилить работу в направлении «Здоровье», так как считаю данное направление важным для растущего организма; направление «Интеллект», так как надо помочь учащимися адаптироваться на средней ступени обучения.

        Смысл воспитания. Воспитание – это процесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе.

        Цель воспитания – социально активная личность.

        Содержание воспитания. Его составляют два типа отношений – отношения товарищеского творческого обучения и отношения творческого содружества поколений; это сочетание различных видов общей заботы в соответствии с разными видами деятельности.

        К видам деятельности относятся: поведение, общение, трудовая деятельность, познавательная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, оздоровительно-спортивная деятельность, организаторская деятельность.

        Комплексный подход к воспитанию предполагает синтез всех частей воспитания.

        Исходные положения, которыми руководствуется педагог в организации процесса воспитания – это целеустремленность воспитания, товарищество поколений, гуманизм воспитания.

        Ключевая идея. «Воспитательные отношения общей творческой заботы воспитателей и воспитанников – это главная идея, главный мотив, основа всей концепции воспитания в современных условиях».

        Формы, методы, средства воспитания. В основе воспитания лежит методика коллективного творческого воспитания.

        Три условия успеха воспитания – это развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников; развитие отношений содружества воспитанников старших и младших поколений; развитие отношений творческого содружества самих воспитателей.

        В соответствии с данной концепцией были выбраны 7 актуальных направлений воспитательной работы: здоровье, интеллект, общение, нравственность, досуг, гражданин, семья.


Направление 1. «Здоровье»

        Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

        Задачи:

                - знакомить учащихся с опытами и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;

                - формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

        Виды деятельности классного руководителя:

        Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья учащихся.

        Сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками.

        Сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции.

        Сотрудничество с нешкольными организациями, ведущими просветительскую и коррекционную работу с учащимися.

        Формирования у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме защиты и сохранения своего здоровья.

        Организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.

        Основные понятия: физическое и психическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.

        Формы внеклассной работы:

                - спортивные конкурсы, спартакиады, олимпиады, марафоны;

                - встречи со старшеклассниками, родителями и семьями, активно занимающимися спортом;

                - предметные вечера, викторины, классные часы, праздники и фестивали, конкурсы спортивных газет;

                - тематические консилиумы и собрания педагогов по вопросу сохранения здоровья учащихся;

                - беседы и дискуссии по теме;

                - походы, дни здоровья;

                - встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола;

                - обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме, читательские конференции, просмотр видео и художественных фильмов и т.д.

        Ожидаемые результаты:

- умение учащихся пользоваться ЗУН по ЗОЖ.

- сознательное отношение  к своему здоровью.

- участие в спортивных мероприятиях.


Направление 2. «Интеллект»

        Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

        Задачи:

                - определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;

                - создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

                - формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

        Виды деятельности классного руководителя:

        Изучение результативности учебной деятельности учащихся за каждый год для организации коррекционной работы.

        Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося.

        Интеллектуальное просвещение учащихся, формирование культуры умственного труда.

        Организации и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.

        Сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся.

        Сотрудничество с внешкольными учреждениями для развития интеллектуальных возможностей учащихся.

        Основные понятия: умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития, творчество, практический интеллект, социальный интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал.

        Формы внеклассной работы:

                - внутриколлективные конкурсы по развитию памяти, внимания, мышления;

                - интеллектуальные марафоны;

                - интеллектуальные бои, ринги, дебаты;

                - спецкурсы и факультативы и т.д.

Ожидаемые результаты:

- Развитие интеллекта учеников, памяти, внимания, мышления. 


Направление 3. «Общение»

Цель: Передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (позитивного и негативного), опыта поколений.

Задачи:

        - формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель - ученик», «ученик - ученик», «взрослый - ребенок»;

        - знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

Виды деятельности классного руководителя:

Изучение способности к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекционной работы на основе диагностики.

Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений.

Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности.

Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование аналитических и рефлексивных умений общения.

Организация, просвещение и консультирования родителей по проблемам общения.

Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Основные понятия: эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой.

Формы внеклассной работы:

        - спецкурсы, классные часы, интерактивные игры по проблеме;

        - тренинги общения;

        - тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;

                  - праздники, конкурсы, дебаты и т.д.

 Ожидаемые результаты:

  • Сплочение классного коллектива;
  • Активизация участия класса в общешкольных мероприятиях;
  • Учащиеся смогут раскрыть свои таланты и возможности;


Направление 4. «Нравственность»

Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Задачи:

        - формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;

        - формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.

Виды деятельности классного руководителя:

Развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

Воспитание умения выживать и бороться в экстремальных ситуациях.

Знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях.

Воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствоваться.

Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Основные понятия: нравственный выбор, нравственное просвещение и поведение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, самоактуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, этические учения, нравственный опыт.

Формы внеклассной работы:

        - спецкурсы по нравственной тематике;

        - тематические классные часы;

        - тренинги нравственного самосовершенствования;

        - театральные и кинопросмотры;

        - экскурсии, знакомства с историческими и памятными местами города,   края страны;

        - дискуссии по нравственной тематике;

        - изучение нравственного наследия выдающихся людей станы;

        - изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер;

        - праздничные поздравления;

        Ожидаемые результаты:

- повысится культура общения учащихся между собой;

- учащиеся овладеют знаниями о жизненных ценностях и смогут использовать их в дальнейшей жизни;

- учащиеся получат начальные знания по вопросам семейного этикета, что позволит им правильно строить свои отношения с противоположным полом.


Направление 5. «Досуг»

Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

        - создать условия для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;

        - использовать нестандартные творческие формы внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся;

        - изучить индивидуальные интересы и потребности учащихся во внеурочной деятельности;

        - просвещать и консультировать учащихся  выборе кружков, клубов, секций, обществ;

        - постоянно демонстрировать достижения, результаты, способности учащихся к досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;

        - развивать способности адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям;

        - использовать активные формы внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся.

Виды деятельности классного руководителя:

Изучение потребностей, интересов и желаний ребят  организации и проведении внеклассных мероприятий.

Предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение.

Изучение мнения руководителей внешкольных объединений об участии детей в их работе.

Изучение отношения учащихся к деятельности внеклассных учреждений и результативности участия в них.

Предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся.

Стимулирование инициативы и активности учащихся.

Формы внеклассной работы:

        - празднование памятных дат в жизни учащихся;

        - празднование памятных дат календаря;

        - посещение театров, музеев, выставок;

        - фестивали, презентации, балы, конкурсы, марафоны и т.д.

Ожидаемые результаты:

        -   учащиеся преодолеют барьер отчужденности и сформируются как единый классный коллектив;

-  активизируется участие класса в общешкольных мероприятиях;

- каждый учащийся сможет раскрыть и продемонстрировать свои таланты и возможности;

- результаты диагностики позволят учащимся, классному руководителю и родителям реально оценить  возможности учащихся.


Направление 6. «Гражданин»

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного и осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

        - формировать у учащихся правовую культуру, свободное и ответственное самоопределение в сфере правовых отношений с обществом;

        - формировать гуманистическое мировоззрение, осознание своих прав и прав других людей;

        - обучать решать задачи правового воспитания, связанные с проблемой морального развития и самосовершенствования.

Виды деятельности классного руководителя:

Изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним.

Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.

Формирование способности руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

Основные понятия: право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы.

Формы внеклассной работы:

        - классные часы, спецкурсы;

        - встречи с представителями правовых структур, органами правопорядка;

        - конкурсы, викторины по правовой тематике;

        - интерактивные игры, дебаты, дискуссии, конференции и т.д.

Ожидаемые результаты:

- учащиеся получат знания о правах и обязанностях учащихся;

-  повысится ответственность за совершаемые поступки и деяния;

-  приобретут знания по вопросам профориентации и прав абитуриента 


Направление 7. «Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

        - организовывать и совместно проводить досуг детей и родителей;

        - организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

        - организовать целенаправленное просвещение родителей по вопросам воспитания детей с использованием активных форм деятельности;

        - создать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся   системе «учитель – ученик- родитель».

Виды деятельности классного руководителя:

Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями.

Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.

Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка.

Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Основные понятия: семейный уклад и традиции семьи, родительский дом, генеалогическое древо, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, старших и младших, отношение к старикам и больным, защищенность ребенка в семье.

Формы внеклассной работы:

        - тематические классные часы, посвященные семейным корням;

        - праздники семьи, спортивные состязания, с участием членов семьи;

        - праздники, посвященные красным датам календаря;

        - тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые взаимодействия, беседы с детьми и родителями;

        - походы, экскурсии, викторины, конкурсы, марафоны родителей и детей;

        - дни творчества, дни открытых дверей и т.д.

Ожидаемые результаты:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы классного руководителя 9 класса.

В плане представлены цели и задачи воспитательной работы, характеристика класса и план мероприятий на учебный год....

Программа воспитательной работы классного руководителя

Воспитание безопасного поведения у подрастающего поколения – одно из важных направлений работы в рамках образовательного процесса, которое должно быть реализовано в современных условиях.Программа восп...

Программа воспитательной работы классного руководителя 11 Б класса Николаевской средней школы

Главный критерий процесса воспитания есть постулат "понять-принять помочь". Одна из целей моей воспитательной работы создание условий для развития творческих способностей одаренных детей.Очень значимы...

Примерная программа воспитательной работы классного руководителя 2014-2015 учебный год

План составлялся с учетом планирования общешкольных мероприятий и работы социално-психологической службы школы....

Программа воспитательной работы классного руководителя "Дружный класс"

В настоящее время в России начинается становление новой системы воспитания. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное воспитание, при котором происходит разв...

Программа воспитательной работы классного руководителя

Обучающиеся коррекционного учреждения с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Программа по воспитательной работе определяет содержание и механизмы развития и ...

Программа воспитательной работы классного руководителя «Вместе мы – сила!»

Программа воспитательной работы классного руководителя«  Вместе мы – сила!»...