Классный час "Право на неприкосновенность частной жизни" для 9 класса.
классный час (9 класс) по теме

Классный час "Право на неприкосновенность частной жизни". Проводится в форме дебатов с элементами ролевой игры.  Цель-создание условий для формирования активной гражданской позиции. Задачи -формирование активной гражданской позиции, умение остаивать свою точку зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon debaty_s_elementami_rolevoy_igry.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Право  на неприкосновенность частной жизни»

Дебаты с элементами ролевой игры

9 класс МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36»

г. Пермь

классный руководитель Худякова Любовь Валентиновна

Цель: создание условий для формирования активной гражданской позиции

Задачи: формирование правовой грамотности учащихся, умение отстаивать свою точку зрения, умения работы с документами, умения вести диалог

 

        Дебаты – это обсуждение ПРОБЛЕМЫ.

дебаты проходят при высказывании участниками различных точек зрения на ту или иную поставленную проблему.

        Важнейшие  особенности  дебатов:

в них не спорят, а:

 высказывают свою точку зрения, приводя аргументы;

 выслушивают оппонента, не перебивая;

 задают  оппоненту вопросы только на прояснение его позиции, не вступая с ним при этом  в спор».

Структура дебатов и процедура обсуждения

Структура дебатов предполагает три-четыре блока:

  1. Определение (уточнение) понятий, согласование их сущности.
  2. Предъявление этих понятий в реальных высказываниях (в позициях и вариантах). Предъявление своей точки зрения каждой командой.
  3. Обсуждение точек зрения, через обоснование, утверждение своей, возражение другим.
  4. Режим вопросов на понимание, на уточнение высказывания команд.
  5. Аргументация, усиление своей точки зрения или усомнение аргументов других, высказывание контраргументов.  

Процедура обсуждения в ходе дебатов:

а) последовательность высказываний групп определяется по жребию;

б) высказывания групп осуществляются в течение нескольких раундов, пока не станет очевидным для жюри, какая точка зрения стала основной в ходе обсуждения, но не более  1 часа 30 минут;

в) группа имеет право на 3 минуты обсуждения;

г) высказывание группы должно быть кратким и не превышать 3 минут;

д) основной ценностью дебатов является диалог-обсуждение предлагаемых точек зрения, а не монологические, не вызывающие отклика у участников высказывания групп на предложенную тему. Главное заинтересовать своей точкой зрения и вызывать обсуждение именно ее;

е) если группа в ходе обсуждения подменила тезис или выдвинула антитезис и попыталась перевести дебаты в спор, то она получает штрафное очко, этот раунд ей не засчитывается.


 Учащимся предлагается посмотреть и обсудить, с точки зрения нарушения права на частную жизнь, несколько ситуаций участником и свидетелем которых стал подросток (их ровесник). Ситуации заранее сняты на видеокамеру.

В первом раунде учащиеся определяют основные понятия – что такое частная жизнь, как в государственных документах обозначается право на неприкосновенность частной жизни(все необходимые для работы документа представлены в приложении).

1 раунд

  1. Как вы понимаете, что такое частная жизнь? Дать определение понятия
  2. Как в государственных документах обозначается право на неприкосновенность частной жизни?

Во втором и третьем раунде предлагается обсудить следующие ситуации. Ситуации могут быть разыграны самим учениками прямо в ходе дебатов. Возможно снять небольшие видеоролики и показать их, другой вариант – заранее подготовить сценки по предложенным ситуациям.

        1 ситуация

В класс заходит медсестра и говорит о том, что все учащиеся обязаны пройти медосмотр с целью выявления наркоманов.

2 раунд

  1. Имеет ли право медицинский работник принуждать к прохождению медосмотра
  2. Имеет ли право учащийся отказаться от прохождения медосмотра?
  3. Кем и в каких ситуациях может быть принято решение о принудительном медосмотре или лечении?
  4. Могут ли быть в определённых ситуациях обнародованы сведения о заболеваниях конкретного человека? (если да, то в каких?)

2 ситуация

Подросток пригласил в гости друзей, и поэтому просит маму уйти из дома, объясняя это стеснительностью своих друзей.

3 раунд

  1. Не нарушает ли просьба подростка право матери на частную жизнь?
  2. Не нарушает ли отказ матери на просьбу подростка его право на частную жизнь?
  3. Как бы вы поступили на месте подростка? На месте матери?

По окончании дебатов жюри подводит итоги, определяет команду победителя.

Оценка работы команд

Использование в своих выступлениях ссылок на документы

Аргументированность, полнота и правильность комментариев ситуаций (по содержанию)

Речевое оформление высказываний (грамотность построения, логичность, богатство речевых средств)

Умение слушать собеседника, задавать вопросы, отвечать на вопросы

Итог

Раунд 1

1 команда

2 команда

3 команда

всего

Раунд 2

1 команда

2 команда

3 команда

всего

Раунд 3

1 команда

2 команда

3 команда

всего

Кроме того, победителя определяет и зрительское жюри. Зрителям раздаются жетоны, которыми они могут проголосовать только за одну команду.

Правила для зрителей

  1. Внимательно слушать.
  2. Не вмешиваться в ход дебатов, не задавать вопросов, ничего не выкрикивать.
  3. Помогать любой команде (задать вопрос, предложить аргумент и др.) только с разрешения ведущего дебаты
  4. Аплодировать всем участникам.
  5. Записывать, учитывать и взвешивать аргументы всех сторон.
  6. Принять участие в голосовании, обязательно присоединившись к тезису одной из команд.
  7. В конце дебатов с помощью разноцветных жетонов определяют:
  1.  кто, на их взгляд, прав (т.е. точку зрения какой команды они разделяют или поддерживают);
  2. какая команда понравилась больше всего (т.е. ее действия были более точными, убедительными, выразительными и интересными).

Список литературы:

  1. Светенко Т.В., Калинкина Е.Г., Петренко О.Х. Дебаты. Учебно-методический комплект БОНФИ, 2001

Интернет-ресурсы:

  1. festival.1september.ru;
  2. cqo.perm.ru;
  3. klass.resobr.ru

Приложение

Документы для работы на дебатах

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

принята всенародным голосованием 12 декабря 2003 года

Статья 22

  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность

Статья 23

  1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
  2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого право допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

  1. Сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни лица без его согласия не допускается

Статья 29

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова
  2. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений или отказу от них

Статья 45

  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 60

        Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (1948)

Статья 1. Когда дети рождаются, они свободны, и с каждым должны обращаться одинаково. Они обладают разумом и совестью и должны по-дружески поступать по отношению друг к другу.

Статья 3. Вы имеете право жить и жить в условиях свободы и безопасности

Статья 7. Закон – один для всех; он должен применяться ко всем одинаково.

Статья 8. Вы должны иметь возможность обратится за юридической помощью, когда права, которые дает ваша страна вам представляет, не уважаются

Статья 12. Вы имеете право просить о защите, если кто-либо пытается опорочить ваше доброе имя, войти без разрешения в ваш дом, вскрывать ваши письма, беспокоить вас или вашу семью без причины

Статья 19. Вы имеете право думать, что хотите, говорить, что хотите, и никто не должен запрещать делать вам это.

Статья 29. Вы имеете обязанности перед обществом, в котором только и возможно полное развитие вашей личности. Закон должен гарантировать права человека. Он должен обеспечить, чтобы каждый уважал других и чтобы уважали его.

Статья 30. Во всех частях мира ни одно общество, ни один человек не должны допускать действий, которые уничтожают права, о которых вы только что прочитали

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Статья 1. Определение ребенка

        Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста признается ребенком, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше

Статья 2. Недопустимость дискриминации

        Каждому ребенку, без всякого исключения, должны быть обеспечены все права. Государство должно защитить ребенка от всех форм дискриминации

Статья 4. Осуществление прав

        Государство обязано обеспечить осуществление прав, определенных конвенцией.

Статья 12. Выражение своего мнения

        Ребенок имеет право выражать свое мнение и право на то, чтобы оно принималось во внимание

Статья 13. Свобода слова и информации

        Ребенок имеет право искать, получать и передавать информацию любого рода в форме произведений искусства, письменной или печатной форме

Статья 14. Свобода мысли, совести и вероисповедания

        Государство должно уважать права и обязанности родителей руководить ребенком и осуществлять эти права методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка.

Статья 16. Личная жизнь, честь и репутация

        Ни один ребенок не может быть объектом вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции.

Статья 18. Родительские обязанности

        Ода родителя несут общую и одинаковую ответственность за воспитание ребенка, и государство оказывает им надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.

Статья 33. Наркотики и психотропные вещества

        Государство должно принять все необходимые меры для защиты ребенка от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, от использования детей в их производственном процессе и торговле ими.

УСТАВ ШКОЛЫ

3.7 Обучающиеся в школе имеют право на:

а) получение бесплатного общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами);

б) обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану регламентируется соответствующим локальным актом;

в) условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;

г) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами Школы;

д) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

е) уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений;

ж) свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

з) участие в управлении Школой: право избирать и быть избранным в Совет Школы;

и) добровольное вступление в любые общественные организации;

к) перевод в другие учебные учреждения соответствующего типа в случае закрытия Школы;

л) защиту от применения методов физического и психического насилия.

3.8 Обучающиеся, достигшие отличных успехов в учебе, в других направлениях учебно-воспитательного процесса, могут поощряться (решением Педагогического совета, приказом директора Школы, Попечительским советом):

- грамотами, благодарностями;

- денежными подарками;

- увеличением продолжительности каникул;

- стипендиями, денежными премиями.

3.9 Обучающиеся в школе обязаны:

а) выполнять Устав Школы;

б) добросовестно учиться, не пропускать учебные занятия без уважительной причины;

в) бережно относиться к имуществу Школы (в том числе к учебникам и учебным пособиям);

г) уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса Школы (учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических и других работников); быть дисциплинированным на уроке и вне урока, способствовать благоприятной атмосфере во время занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий; соблюдать чистоту, заботиться о младших;

д) выполнять требования работников Школы в части, отнесенной уставом Школы, Правилами внутреннего трудового распорядка к их компетенции;

е) соблюдать правила личной гигиены, опрятность в одежде, иметь спортивную одежду и спортивную обувь на уроках физической культуры, спецодежду на уроках труда (если это обусловлено соответствующими видами деятельности).

3.10 Обучающимся запрещается:

а) приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества (не только в здании Школы, но и на ее территории);

б) использовать любые средства и вещества, могущие привести к взрывам и пожарам;

в) применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;

г) производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих;

д) портить школьное имущество (в том числе школьные учебники и учебные пособия);

е) иметь доступ к школьным документам государственной отчетности и вносить туда поправки, приписки, допускать их порчу (в том числе классные журналы).

3.11 Другие права и обязанности обучающихся определяются приказами директора Школы, «Правилами для учащихся», локальными актами, инструкциями по технике безопасности (на уроках и во внеурочное время).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Первый раз в пятый класс" для 5-х классов

Данная разработка классного часа ориентирована на учеников 5 класса. Такой классный час нужно провести 1 сентября или в день посещения учениками кабинетов различных учебных дисциплин. Цель классного ч...

Классный час для учащихся 9-го класса «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»

Цели:информировать  учащихся о процедуре допуска к государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов, формах проведения экзаменов, числе экзаменов по выбору и обязательных экзаменов,...

Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....

Методическая разработка группового-коррекционного занятия с использованием ЭОР для работы с педагогами по улучшению взаимодействия внутри класса. Классный час: «Какая погода в нашем классе?»

Данную методическую разработку можно использовать для работы с детьми и взрослыми на разных возрастных группах для решения конфликтных ситуаций и проведения совместного классного часа с участием психо...

«Обмен опытом классного руководителя 5 в класса Чаплыгиной Ж.В. о проведении классных часов, различных форм работы с классом»

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. ...

Методическая разработка классного часа День знаний в 5 классе «Первый раз в пятый класс. Пусть цифра 5 нам принесёт удачу!»

Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса». Цель данного мероприятия - знакомство с детьми и ад...