Эссе "Мой взгляд на воспитание"
материал по теме

Данное эссе было подготовлено для городского конкурса "Самый классный классный".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_vzglyad_na_vospitanie_gotovyy.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

…Входя в дома любые –

И в серые,

И в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос, даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Что вытерли паркет

И посмотрели косо вслед

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Л. Мартынов

Оставить прочный след в  чужой душе. В чьё-то сердце двери распахнуть… Не в этом ли подлинное предназначение Учителя?! Классного руководителя. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья, который необходим каждому. И я действительно счастлива, что осуществила мечту детства – быть Учителем. И счастлива, что я классный руководитель!

   Работая с детьми, окунаясь в захватывающий водоворот школьной жизни, я перестаю ощущать движение времени, забываю о проблемах… А в голове по-прежнему множество задумок и планов: сходить с ребятами в кино, провести вечер, помочь ребёнку справиться с комплексом физической несостоятельности, научить быть ответственным за свое здоровье. И так каждый день. Когда-то поэт В.А.Жуковский подарил А.С.Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя». И мне хочется, чтобы мои воспитанники «переросли » меня, стали талантливее, добрее, мудрее, здоровее и нравственно, и физически. Для меня счастье – видеть в своём ученике личность, способную дарить людям добро, любовь, красоту своей души. Мне близко и понятно высказывание: «Отдавать не знания, а самого себя». Это нужно детям и мне. Именно к этому я стремлюсь на протяжении всей своей педагогической жизни.

Стаж моей  педагогической деятельности – 17 лет,  12 лет в качестве классного руководителя. Два года назад в этой  школе  осуществился  мой первый выпуск -  11  "А" класс – 10 юношей  и 15  девушек. Перед глазами, будто кадры киноленты: уроки, прогулки, праздники, поездки. Вот мой  класс посвящается в старшекласники, вот конкурс патриотической песни, вот конкурс самый классный класс, где мы  заняли 3  место, конкурсы, экскурсии, театры, катание на коньках,  вечера отдыха, поездка "дикарем" в Казань -  это далеко не полный перечень наших классных мероприятий. Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со своими учениками. Быть всегда вместе  с детьми – это мой принцип!      

Прошло 2 года, но школьная дружба осталась. Вот уже 6 раз  мы собираемся  вместе. За столько лет к ребятам невероятно привязываешься, кажется, что лучше, умнее, добрее детей не бывает, кажется, что с другими всё будет уже не так. Сейчас я уверенно могу сказать, что это не просто класс, а коллектив: вместе и в трудностях и в радостях. Удачи и промахи, победы и ошибки, но главное — поиски путей, которые мы искали с ними вместе, путей формирования в каждом из них человека. Я благодарна моим удивительным детям за то, что они у меня были.

Свежее осеннее утро. Я иду к школе. У меня новый, 5 "а" класс. А значит снова – работа, тревоги, заботы, удачи, огорчения, – все  это будет, потому что я – классный руководитель. Иду и размышляю о том:  « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?» Я вхожу в класс и вижу глаза своих учеников. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться.

В мире много дорог,  

Выйду я за порог.

Неужель одинок        

В мире, полном дорог?

Где тропинка моя,      

 Где моя колея?  

Не ответят друзья,    

Выбор сделаю я.    

Педагог должен обладать "талантом ученичества", так сказал Зиновий Яковлевич Корогодский, главный режиссер московского ТЮЗа. Ведь каждый новый ребенок, каждый новый класс – это новый подход и новый взгляд, надо уметь забыть все шаблоны, каждый раз надо открывать новые законы общения, надо мобильно перестраиваться, уметь признавать свои ошибки..

Глядя на школьников, я заметила интересную деталь: вольно – невольно каждый школьник впитывает в себя черты характера своего классного руководителя. И они постепенно становятся и его характерными чертами. Говорят – идеальных людей не бывает. Но  образ классного руководителя  отразится в  30 «зеркалах» детских душ, поэтому он  должен стремиться к идеалу.

Но каким бы ни был замечательным классный руководитель, он не сможет ничего сделать в одиночку. Необходимо вписаться со своим классом в школьную жизнь, принять на себя какую – то роль, соответствующую тому, что умеют и хотят его ребята.

И я стараюсь угадать, на что настроен каждый ученик, что для него является главным. Понять личностные качества, определить уровень жизненных знаний, понять, чего хочет ребенок  – это значит приоткрыть мир каждого ребенка и только потом определить цель своей работы. Задача классного руководителя  – подвести каждого  ученика к познанию,  создать условия в классе, чтобы в каждом пробудились "спящие почки.

Так чего же хочет ребенок?

Чтобы было интересно. А это значит - что-то новое каждый день, в каждом мероприятие, в достижениях, в чувствах и в наблюдениях. Чтобы было необычно. Интерес появляется только тогда, когда есть вдохновение,                                                                      рождающееся от успеха…

Быть успешным. Ребенок хочет реализовать себя в данный момент. Он должен обязательно чему-нибудь научиться, кому-нибудь помочь и быть по достоинству оцененным. Это необходимо развивать, так как сегодня нам, нашей стране нужны физические, морально здоровые с нравственными устоями личности, которые смогут ставить нравственные цели и достигать их.  Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. В прошлом учебном году для своих пятиклассников разработала программу "Восхождение к  успеху". Программа  направлена на формирование успешного стиля жизнедеятельности; высоких нравственных ценностей, потребностей  и способностей к самовоспитанию и саморазвитию.

Целесообразность принятия Программы «Восхождение к успеху"» обусловлена также особенностями подросткового возраста. Главная особенность подросткового возраста - широта познавательных интересов, поэтому развитие детей будет осуществляться по восьми направлениям.  

Что ещё необходимо ребенку?

Чтобы его любили. Потребность в любви – основная человеческая потребность. Человек родился! Его любят в семье все за то, что он есть. В школе эта истина должна продолжаться. Вопреки всему – просто любить!

Некоторые считают, что «ежовые рукавицы» закаляют детей и помогают им вырасти дисциплинированными и уважающими взрослых людьми, а чрезмерная ласка портит детей, делает из них эгоистов и маленьких тиранов. Но разве можно унижением воспитать уверенного в себе человека и  какого ребёнка испортит знание, что его ценят и любят?

Когда ребенок уверен в любви окружающих, он становится послушней, любознательней, работать с такими детьми легче, все  его начинания увенчаются успехом, и он полностью сможет реализовать свои способности. «Ребенок, которого любят, уважают таким, какой он есть, вырастает человеком, уверенным в своих силах, любящим жизнь» (Бенджамин Спок).

Удовлетворить потребность ребенка в любви не так просто, как может показаться на первый взгляд, особенно если приходится воспитывать подростка.

Дети учатся главным образом на том, кто мы есть на самом деле, а не  на том, что говорим. Поэтому проявить свою любовь  необходимо через поступки проводить  вместе время, оказывать помощь в рамках педагогической  поддержки.

 Любя детей, нужно научить их любить других.  Его надо учить сочувствовать, сопереживать. Поэтому ни одно благородное движение детского сердца не должно оставаться бездеятельным.

Любить – значит делать добро. Толстой.

Великий сказочник Г. – Х. Андерсен сказал: "Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок". Маленький цветок – это мои дети, мои ученики.

Чтобы он распустился, необходим не только великий ум, но и большое, любящее сердце.

Быть добрым. Дети по сути своей добры. Но почему же все больше и больше озлобленных детей? Потому что современный мир сложен, и ребята часто не знают, как в нем действовать. Подростку надо показать себя. Как? Включаясь в различные дела, он исследует и познает себя. Оценить свои возможности. Любое мероприятие, любой конкурс  - это не только радость побед или огорчения от неудач, но  и взаимопомощь, ребята учатся оценивать себя и других через поступки.

Когда мы готовились к посвящению в пятиклассники, необходимы были бумажные цветы. Оказалось, что почти никто  точно не помнит как их сделать. Проблема решилась само собой. Самая тихая и молчаливая девочка встала и сказала: "Я могу  делать бумажные цветы, и могу показать". Все были очень удивлены, и радостны, что у каждого ученика теперь будет свой цветок.       Самое главное, для меня, было отметить, что после этого эта девочка стала более уверенной, ее самооценка стала адекватной ситуации, в случае затруднения она пытается справиться сама или обращается к ребятам без прежнего страха.

Быть понятым. Ребёнку важно, чтобы его могли услышать, поддержать, понять. Понять – значит найти подход к сердцу ребенка, стать источником тепла и добра.

Быть свободным.

Свободу ребёнка связываю, прежде всего, с реализацией его права на уважение, понимание и равноправное взаимодействие с другими людьми. Свобода проявляется тогда, когда дети легко общаются между собой и с взрослыми, спокойно выражают свои мысли, делятся сомнениями и переживаниями со значимым для них человеком, адекватно оценивают свои успехи и промахи. Поэтому в классе должно быть хорошо развито самоуправление. Считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться, поэтому необходима смена общественных поручений. Ведь каждый из них – это личность со своим маршрутом достижения успеха, а этапы у этого пути могут быть следующими: мысли, отношении, деятельность, результат (стиль жизни).

Мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями (у ребенка – свои, а у меня – свои), но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша.

 Первое, в чем я убеждаю ребенка: ставь задачу и иди, не бойся. Потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – ничего не делать.

Быть взрослым. Он стремится понять и проявить себя (потребность в самореализации), войти в различные человеческие сообщества (потребность в социализации) и утвердиться в них (потребность в самоопределении и самоутверждении)

Но путь к достижению внутренней  цели детства – взрослению сложен. Ученик не может самостоятельно разрешить проблемы, так как  не знает самого себя, не умеет самостоятельно принимать решения, отсутствует опыт отношений со сверстниками и другими людьми, которые его окружают. С активной позицией  по отношению к собственной жизни никто не рождается, а становятся. Поэтому необходимо воспитывать  у школьника конкурентоспособность  в современном постоянно меняющемся мире. Для этого необходимо формировать способность и готовность занять активную позицию в отношении собственной деятельности (прежде всего учебной), своего общения с другими людьми и в отношении самого себя. И это возможно  только в процессе активной творческой деятельности.  Поэтому другое предназначение классного руководителя – приобщение учащихся к активной творческой деятельности.

Любое творчество начинается с идеи, окрыляющей, зовущей, приводящей к открытиям. Самое главное – не пропустить возникновения детского усилия. И не бояться отбросить стереотипы, не бояться быть искренним и открытым, не бояться двигаться на пределе возможностей ребенка. Чем больше возможностей, тем больше шансов, что ребенок сам начнет действовать и создавать. Мы гордимся нашими успехами. И  каждый раз, когда я вижу, как с восторгом и радостью зажигаются глаза ребят, как они творчески растут и развиваются, преодолевая себя, мое сердце наполняется радостью.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является  создание команды родителей, детей, учителей, которая способна жить настоящим и планировать будущее. Нас объединяет мысль о том, что дом и семья не должны превращаться во вторую школу, а вот школа как раз должна стать вторым домом. И даже при очень скромных материальных возможностях нашей родительской команды сделано много.  В нашем кабинете очень уютно, по – домашнему, легко превращающийся  на классных вечерах в банкетный зал: экзотические растения, скатерти, сервировка столов, гирлянды, различная  аппаратура. Мы ведем видеолетопись и фотолетопись класса 

Всё у моих учеников есть: и увлечённость, и талант, и безграничный полёт фантазии, и муки творчества, и радость творчества!  Они готовы принять всё новое, интересное, креативное,  всегда полны идей.  Я живу в одном с ними мире, мы вместе. Порой обсуждение планов, идей у нас продолжается  в виртуальном пространстве, контактируя, выходя  на сайт  класса.  Учимся общению в новом пространстве информационного общества. Учимся вместе главному предмету – жизни в современном мире.

Мы собрались, чтоб вместе строить дом

Пусть этажи в нём разделяют лето

Стихи возводят зодчие – поэты,

А мы возводим счастье на потом.

Мы строит дом из сказки и мечты,

Сцепляя блоки строчками из песен,

Дух – из субботен,

 Воздух – из воскресен,

А окна в мир – из детской доброты.

Пусть в этот дом всегда войдет малыш,

Он у порога скажет тихо "Здрастьте!"

И ты поймешь,какое это счастье

строить дома, где, к счастью,

не бывает крыш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе "Мой взгляд на воспитание"

В данной работе  - отражение моего взгляда на воспитание....

Эссе "Мой взгляд на воспитание"

Моя задача – воспитать ребенка настоящим человеком....

Эссе "Мой взгляд на воспитание"

Эссе "Мой взгляд на воспитание"...

Мой взгляд на воспитание

Эссе на тему "Мой взгляд на воспитание", в котором я отразила свои мысли о работе с детьми подросткового возраста....

Мой взгляд на воспитание

Эссе на тему "Мой взгляд на воспитание", в котором я отразила свои мысли о работе с детьми подросткового возраста....

Эссе по теме «Мой взгляд на воспитание»

Все начинается с семьи. Именно семье определена ведущая роль в глубоком влиянии на жизнь растущего ребёнка.......

Тибетский взгляд на воспитание детей.

- Никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина по которой бьют детей – они не могут дать сдачи. Больше этим грешат «нежные и удивительные».- Первый период до 5 лет. С ребенком нужно обр...