Принцип ролевого участия в ученическом коллективе
методическая разработка по теме
Статья позволит познакомиться с принципом ролевого участия в ученическом коллективе, со структурой общения(коммуникабельной, интерактивной, перцептивной)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 12.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Принцип ролевого участия в организации и проведении учебного процесса
Как распределить отдельные звенья, компоненты учебной деятельности между всеми участниками?
Возможно ЭПИЗОДИЧЕСКОЕ и ПОСТОЯННОЕ распределение функций и видов деятельности между всеми участниками этого процесса.
Второй вид распределения между учащимися придает деловой характер взаимоотношениям учеников, а совместная деятельность помогает формированию подлинного учебного коллектива.
Кроме того, распределение определенных ролей в учебном процессе на длительный срок приводит к тому, что каждый ученик сам определяет в границах своих полномочий цели и способы осуществлений своих обязанностей.
Плюсом такого распределения становится и тот факт, что с учителя снимаются некоторые функции, которые с успехом могут выполнять сами учащиеся, а это приводит к тому, что учитель , может уделять больше времени и внимания изучению учащихся и их воспитанию, повышению своего профессионального мастерства.
Чтобы глубже разобраться в сущности принципа ролевого участия, обратимся к основным понятиям социальной психологии , касающиеся взаимоотношений людей, ведь если учитель хочет понять личность каждого своего ученика, то он должен рассматривать его в системе всех его реальных связей и отношений.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ученика. По словам И.С.Кона, социальная роль – это «функция, нормативный образец поведения, ожидаемый от каждого в общественной деятельности».Выполняя свои социальные роли, ученики вступают в общественные и межличностные отношения. В межличностных отношениях различаются две группы чувств: СБЛИЖАЮЩИЕ, объединяющие людей, и РАЗЪЕДИНЯЮЩИЕ их. Для выявления симпатий и антипатий обычно используют методику СОЦИОМЕТРИИ, когда каждый член группы производит выбор других членов этой группы по определенному критерию. Процесс, посредством которого общественные и межличностные отношения реализуются, и есть общение. Общение и деятельность выступают как две стороны бытия ученика.
Структура общения складывается из трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной(обмен информацией между общающимися),интерактивной(организация взаимодействия между учениками) и перцептивной(процесс взаимного восприятия и установление на этой основе эмоционального отношения друг к другу)
Учитель, организуя повседневное взаимодействие учащихся, должен научиться культивированию содержательного общения, понимать каждого, помогая воспитывать в учениках эмпатию – сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого.
Для того чтобы общение не приняло вид соперничества, необходимо так использовать ролевой принцип, чтобы один и тот же ученик был и ответственным за какую-то роль, и подчиненным по отношению к другим. Следовательно, именно учитель следит за равномерным распределением всех ролей между учащимися класса, не загружая одних и не оставляя без внимания других. Не менее важно, чтобы выполнение ролей приносило ученикам эмоциональное удовлетворение, давало простор для творчества. Необходимо также периодически проводить коллективное обсуждение отчетов учащихся о выполнении своих ролей в учебном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в формировании и сплочении ученического коллектива
В работе представлен обмен обытом в сплочении и формировании ученического коллектива, а именно пятиклассников, в период адаптации. Названы некоторые формы и методы работы, применяемые мною...
Презентация к работе "Роль классного руководителя в сплочении и формировании ученического коллектива"
Данная презентация является дополнением к работе "Роль классного руководителя в сплочении и формировании ученического коллектива". При составлении презентации были использованы фотографии учащих...
Роль мастера производственного обучения в формировании ученического коллектива
В статье обобщён опыт работы мастера производственного обучения по управлению воспитательным процессом в группе....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/05/picture-90180.jpg)
ПРОГРАММА воспитательной работы с ученическим коллективом «Образование. Развитие. Участие» на 2008 – 2012 гг.
Воспитание человека нравственного, способного развить в себе определенные ценности, использовать их в повседневной жизни, формирование моральных устоев, оказание педагогической поддержки развива...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/07/picture-95222-1373175720.jpg)
Диагностика ученического коллектива
Содержит различные диагностико по изучению ученического коллектива...
Программа развития ученического коллектива «Учимся жить вместе»
Программа деятельности составлена на основе принципов системности, научности, доступности. Разработана для обучающихся 5 – 8 классов и рассчитана на четыре года.Программа состоит из четырёх ступеней:1...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/21/picture-470279-1408616831.jpg)
Участие педагогического и ученического коллектива в реализации системного подхода в развитии уклада общеобразовательной школы.
Доклад на научно-практической конференции "Формирование воспитательной среды и уклада образовательного учреждения"....