Классное руководство
методическая разработка на тему


Предварительный просмотр:

О красоте, моде и хорошем вкусе

(вечер для учащихся и их родителей)

Это мероприятие проводится для учащихся 7–8 классов в виде устного журнала.

Задачи: формировать правильное представление об истинной красоте человека, развивать эстетический вкус, разумный подход и чувство меры по отношению к моде.

Подготовка:

1) Написать плакаты:

«Вещи – наши слуги, и вести себя они должны соответственно, то есть быть незаметными». (Л. Леонов)

«Прежде чем одеться и накраситься, подумай, какого отношения ты к себе добиваешься?» (И. С. Кон)

2) Предложить учащимся выполнить дома вместе с родителями следующие задания:

– Просмотрите внимательно свой гардероб. Отберите вещи, вышедшие из моды, для демонстрации их в классе.

(Половина учащихся класса готовит костюмы для показа «плохой» моды, половина – «хорошей», с соответствующими комментариями по назначению этой одежды).

– Нарисуйте «свои» эскизы школьной формы.

– Продумайте ответы на вопросы: «Нравится ли тебе твоя школьная форма, как бы ты ее изменил? Если бы ты был директором школы, то что бы ты разрешил носить детям? В чем основные разногласия в моде между вами и родителями? Каким в вашем понимании должен быть современный мальчик и какой – современная девочка? Какой смысл вкладываете вы в эти слова?»

Страницы устного журнала

I. О моде «хорошей» и «плохой».

II. Если хочется быть красивыми в школе…

III. Мы, родители и мода.

IV. Быть современным или казаться?

План-конспект устного журнала

I. О моде «хорошей» и «плохой».

1. Вступительное слово учителя.

В настоящее время каждый культурный человек следит за модой. Стремление радовать окружающих своим внешним обликом – одна из форм вежливости, обязательная для каждого воспитанного человека.

Мода проявляется не только в одежде. Бывает мода на профессии, вынуждающая некоторых молодых людей выбирать будущую профессию не по призванию, а потому, что это модно. Например, профессии юриста и экономиста. Есть мода на различные способы лечения, когда увлекаются вдруг то ритмической гимнастикой, то модными препаратами, то экстрасенсами и т. п. Среди молодежи есть мода на жаргон, на употребление пива, наркотиков и т. п.

Мода тесно связана с моральным обликом человека, с его поведением, характером отношений к людям, к вещам, к природе и т. п.

2. Шуточный показ мод.

Ученики демонстрируют шуточный показ одежды и причесок, которые у некоторой части молодежи считаются модными: бритые, все в цепях парни; голопупые, в мини-юбках девицы; татуировки; браслеты; кресты; цепи; вульгарные украшения.

Ученикам предлагается оценить, соответствуют ли те или иные предметы одежды и аксессуары их форме, назначению, возрасту, времени года и т. д., сочетаются ли они между собой по стилю, цвету. В чем проявляется хороший (плохой) вкус при подборе одежды? Что значит «уметь носить одежду»? Какие формы поведения «диктует» та или иная мода?

Учитель зачитывает отрывки из периодической печати о моде, советы специалистов.

а) Зачем девчонке наводить тени, красить брови и губы? Косметика старит девичье лицо, молодое, свежее, благоухающее здоровьем и нежностью.

б) «Встречают по одежке, а провожают по уму», – говорит народная пословица. Поэтому некоторые модники и модницы хотят скрыть свою духовную бедность яркими туалетами и красками.

в) Если человек носит на себе много золота и украшений, значит, ему больше похвастаться нечем, с ним не о чем поговорить, кроме как о том, у кого «круче» прикид.

3. Выступление модельера.

Красота, элегантность, изящество и удобство одежды вызывают чувство эстетического удовольствия не только у того, кто ее носит, но и у тех, с кем человек общается. Одежда «представляет» человека. В одежде проявляются уровень культуры человека, его вкусы и потребности. Внешний облик человека – это ансамбль, где поведение и манеры, одежда и прическа сливаются в один гармонический образ. От одежды зависит, как человек будет ходить, стоять, разговаривать, жестикулировать.

Показ мод: девушки в брюках могут позволить себе широко, по-мужски, шагать; свободно и небрежно держаться, наравне с мальчишками курить, употреблять циничные выражения. Девушки в мини-юбках не могут сесть на стул, шокируют окружающих голым животом, побуждают юношей к неэтичному поведению, они как бы демонстрируют вседозволенность и доступность. Полная девушка в очень узком модном обтягивающем костюме вызывает только усмешку, так как не учитывает особенностей своей фигуры. Юноша, одетый по-городскому, с рюкзаком за плечами, выглядит нелепо, так как рюкзак служит для ношения спортинвентаря в турпоходе, но не годится для похода в кино, на дискотеку и т. д.

Далее учащиеся класса показывают модели современной молодежной моды. Они подобраны модельером по журналам мод, говорят о различных направлениях этой моды.

4. Заключительное слово учителя.

Мы посмотрели коллекцию одежды, обсудили достоинства и недостатки каждой модели. Какие же выводы вы должны для себя сделать?

1) Следя за модой, себя не уродуй!

2) Помни, что ты показываешь не богатство своих родителей, а свой внутренний мир, свой вкус, свою эстетическую культуру.

3) Никакой ультрамодный наряд не скроет грязное тело, неопрятные волосы и вульгарные манеры в поведении.

4) Если парни относятся к тебе неуважительно, посмотри на свой внешний вид, не даешь ли ты повод для этого?

II. Если хочется быть красивыми в школе…

1) На доске вывешиваются листы с эскизами школьной формы, разработанной учащимися дома. Учащиеся их представляют и комментируют.

2) Учащиеся зачитывают варианты своих предложений: «Если бы я был директором школы, я бы разрешил учащимся носить…».

3) Выступают защитники и противники школьной формы.

Защитники: «Школьная форма – повседневная рабочая одежда. Она отличает учащихся от всех остальных, делает их равными между собой внешне, поэтому главным отличием становятся их знания и интеллект».

Противники: «Все люди разные. Эстетические вкусы – тоже. Одному нравится белый цвет, другой чувствует себя комфортно в желтом; один любит строгий костюм, другой – спортивный стиль одежды. Почему надо лишать нас радости носить красивую одежду? Школьная форма делает всех серыми, неинтересными, как синий чулок. Дети любят яркие, веселые краски!»

Защитники: «Украшений в школе быть не должно. Они отвлекают от занятий, дети выглядят ряжеными, маленькими «старичками». Вообще школа – это не место для хвастовства друг перед другом, кто кого перещеголяет в одежде, обуви, украшениях. Даже в царской России была единая форма в гимназиях, реальных училищах и университетах, а учились там и дети богатых, и дети бедных. И бедные дети не чувствовали себя ущемленными из-за того, что не могут быть богато, модно одетыми».

Противники: «Что плохого в том, что девочка носит серьги – маленькие, аккуратные? Или серебряный крестик? Иногда она хочет украсить волосы красивой заколкой или пришить к своему платью кружевной белый воротник. А мальчики любят всякие значки, наклейки, брелоки, что в этом плохого?»

Учащиеся высказываются «за» и «против».

Учитель. Во всем мире существует понятие «рабочий стиль одежды», «одежда для спорта», «одежда для театра», «одежда для отдыха» и т. д. Считается неприличным путать эти стили. Например, в театр прийти в спортивном костюме, а на воскресник явиться в шелковом дорогом платье, на «шпильках». Так же и в школу, где находится рабочее место ученика, надо приходить скромно одетым, в чистом опрятном костюме, в удобной обуви. Яркие наряды и дорогие побрякушки будут только отвлекать от учебных занятий.

III. Мы, родители и мода.

1. Учитель зачитывает несколько высказываний детей, взятых из газет и журналов:

а) «Родители часто поступают совершенно неправильно. Они балуют нас. Сегодня покупают золотые часы, серьги, браслеты, а завтра что – золотую карету?».

б) «Ничего особенного, если девочка хорошо учится и за это родители ее шикарно наряжают; тем более если у родителей есть деньги на модные куртки, сапоги, часы, плеер и т. д.».

в) «У некоторых родителей забота о детях подчиняется правилу «кто кого перещеголяет». Они соревнуются друг с другом, кто богаче нарядил свою дочь или сына, у кого более дорогая шубка, чьи сапоги стоят дороже, у кого – настоящая кожаная куртка, а у кого – искусственная замша! Они и друзей для своих детей стараются подбирать по уровню достатка, который выражается, по их мнению, во внешнем виде и в богатых нарядах».

г) «Мои родители могут одеть меня модно, но не делают этого, одевают меня, как нищенку. Надо мной все в классе смеются. Со мной разговаривают только об уроках, а на школьных вечерах никто не подходит и не приглашает потанцевать. Я чувствую себя белой вороной, какой-то неполноценной, ущербной. Я стесняюсь выходить к доске в своих немодных туфлях, в мешковатом платье, со старомодной гладкой прической».

д) «Да, мы потеряли духовность, увлеклись модой и красивыми вещами. Но виноваты вы, родители. Сами жили трудно, вот и захотели, чтобы мы жили лучше. Вот вы вешаете на нас дорогие вещи, а как нам это все самим заработать, не учите. Стремление в нас пробудили к красивой жизни, а жить интересно, духовно не научили. Дома только культ вещей, разговоры только о нарядах. Так чего же вы от нас хотите?».

2. Слово предоставляется родителям. Они высказывают свои мнения по затронутым вопросам:

а) «Дети требуют от родителей купить модные вещи, но не у всех семей есть такая возможность, приходится отказывать».

б) «Надо щадить психику детей. Они не хотят быть хуже других. Поэтому школьная форма – это выход из положения».

в) «Бездумное следование моде, погоня за дорогими вещами – это прямой путь к вещизму, к мещанству. Человек сужает круг своих интересов, поклоняется вещам как богам. Вещизм убивает в душе ростки творчества, отвлекает человека от общественно полезной работы, от интересного дела, обрекает его на добывание, доставание, бесконечные покупки. Мода на одежду, мебель, машину быстро проходит, это закон рыночной экономики. И мещанин начинает все это менять, добывать, перестраивать. И так всю жизнь он находится в плену вещей и не может ни о чем больше думать».

IV. Быть современным или казаться?

1. Учитель предлагает несколько ситуаций (по материалам «Учительской газеты» и других газет).

а) «Современные девочки». «Они сидели на скамейке, гримасничали и курили. По одежде трудно было определить их пол, но по голосам догадался – это девушки. Одна нарочито громко рассказывала о парне, пересыпая речь грубыми непотребными словами. Прохожие шарахались, старались обойти их стороной. Когда же пожилой мужчина сделал им замечание, то услышал град таких реплик, что в смущении быстро отошел прочь».

Вопросы к учащимся:

– Дайте оценку поведению девушек.

– Является ли такое поведение данью моде, признаком современности или это результат невоспитанности?

– Наблюдали ли вы подобные сцены? Как вы реагируете на них?

б) «Современные парни». «Я молодой и кое-что понимаю в моде и в человеческих отношениях. Часто вижу, что среди молодежи ценится так называемый «джентльменский набор»: видак, магнитофон, плеер, джинсы, одежда «Адидас», знание названий наших и западных рок-групп и их песен и т. п. Если все это есть – о’кей! Все от тебя без ума. Если нет, то – гуд бай, сэр! И презрительный взгляд вслед, то есть ты – несовременный парень…».

Вопросы к учащимся:

– Какие признаки современности престижны сегодня в вашей среде?

– Обязательно ли следовать определенному стандарту, чтобы быть современным?

– Как вы выбираете себе друзей, по каким признакам или качествам?

– Всегда ли мода совпадает с красотой? Приведите примеры.

– Продолжите следующие предложения:

а) «Мещанский образ жизни проявляется…»;

б) «Если бы у меня было много денег, то я потратил бы их на…»;

в) «Чтобы стать счастливым, мне необходимо…»;

– Достаток в семье – это цель или средство?

2. Заключительное слово учителя.

Многие молодые люди считают моду синонимом красоты, а следование моде – подтверждением того, что они не отстали от жизни. Да, мода удовлетворяет потребность человека в новизне и разнообразии. Без «капризов» моды было бы скучнее жить и отдыхать. Хорошая мода не противоречит нормам нравственности и высокому эстетическому вкусу. Однако даже самая хорошая мода может сыграть с человеком «злую шутку», если следовать ей бездумно, некритически.

Сверхмодная одежда некоторой части молодежи говорит о неразвитости у ее представителей художественного вкуса, об отсутствии собственной жизненной позиции.

Правила хорошего вкуса

– Одежда должна соответствовать вашей фигуре, возрасту, назначению, погоде.

– Не должно быть кричащих деталей, которые обращают на себя излишнее внимание. (О таких людях говорят: «Вырядился, как новогодняя елка!».)

– Цветовая гамма разных деталей костюма не должна содержать более трех цветов. Нельзя сочетать цвета светофора – красный, зеленый и желтый, – иначе будешь выглядеть, как петух.

– Истинная культура человека состоит в неповторимой красоте и богатстве личности, которая раскрывается в труде, творчестве, добрых поступках, в чувстве собственного достоинства, а не в выпячивании своего богатства и не в подчеркивании своей «непохожести» на других людей (бритая голова, яркий хохол из волос зеленого или красного цвета, серьга в ухе, в пупке, кольца на пальцах ног, татуировки на всех частях тела и др.)

– Умей управлять своими желаниями и потребностями, чтобы они не были в ущерб семье, родителям.

– Старайся научиться многое делать своими руками, тогда любую модную вещь ты сможешь сшить, связать, смастерить, не прибегая к большим затратам.

– Больше читай книг по искусству, посещай концерты, театры, музеи и выставки, следи за событиями в стране и за рубежом, будь интересным собеседником, и тогда в любой компании ты будешь современным человеком.



Предварительный просмотр:

Психологические и возрастные особенности
подростка

Вопросы для обсуждения:

 Психологические и возрастные особенности подростка.

 Процесс взросления детей.

План проведения собрания

I. Выступление психолога по проблеме.

II. Выступление классного руководителя с результатами наблюдений за возрастными особенностями и психологическими изменениями учащихся класса.

III. Ответы специалистов на вопросы родителей.



Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии моральных
качеств подростка

Задача собрания: показать родителям значение гражданского воспитания, юридической грамотности у учащихся.

Вопросы для обсуждения:

 Закон и ответственность.

 Влияние семьи на формирование высоконравственных качеств подростка.

План проведения собрания

I. Выступление представителя правоохранительных органов.

II. Сообщение классного руководителя по результатам анализа развития моральных качеств коллектива класса за несколько лет и определение задач на будущее.

III. Разбор ситуаций.

IV. Анкетирование детей и родителей по теме собрания, результаты которого классный руководитель использует для углубленной воспитательной работы.

V. Обсуждение, обмен опытом.



Предварительный просмотр:

Воля и пути ее формирования
у  учащихся

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями проблему воспитания воли у детей.

2. Способствовать формированию у родителей желания помочь детям в самовоспитании волевых качеств.

Вопросы для обсуждения:

 Роль волевых качеств личности в преодолении инстинктов.

 Значение семьи в преодолении ребенком негативных черт характера.

 Мнение учащихся о себе и своих волевых качествах.

План проведения собрания

I. Анкетирование учащихся по оценке личных волевых качеств (проводится заранее или в ходе собрания).

II. Выступление классного руководителя по проблеме собрания.

III. Обсуждение мнений учащихся, родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное руководство. Бланки для классных руководителей 9 и 11 классов для ГИА.

Бланки  для проведения родительского собрания перед итоговой аттестацией. Согласно Положению  о ГИА и ЕГЭ их необходимо заполнять и родителям, и выпускникам....

Классное руководство. Классный час "Есть ли герои у нашего времени?"

Разработка классного часа. Источники: журналы "ПЕдсовет", Интернет(презентация)....

Классное руководство. Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"

Ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля» ....

Папка "Классное руководство" содержит документы по организации работы классного руководителя

Самоанализ воспитательной работы. Социальный паспорт класса.  Социальный паспорт ученика. Тесты "Какой у нас коллектив?"...

Папка "Классное руководство" содержит документы по организации работы классного руководителя

Самоанализ воспитательной работы. Социальный паспорт класса.  Социальный паспорт ученика. Тесты "Какой у нас коллектив?"...

Классное руководство. Классные часы

Военно-патриотическая игра "Юные защитники Отечества". Классный час "Я – гражданин России"...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специаль

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины,  раздела МДК.КОС включают контрольные...