Эстетика поведения и этикет
классный час по теме

Материал для классного часа по теме "Эстетика поведения и этикет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon estetika_povedeniya_i_etiket.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему «Эстетика поведения и этикет»

Задачи: выявить содержание представлений учащихся о прекрасных сторонах в поведении человека, познакомить с понятиями «эстетика поведения», «этикет», формировать эстетический вкус в манерах поведения, стремление совершать красивые поступки, руководствуясь высоконравственными мотивами, бороться с проявлениями грубого, неуважительного  отношения к людям.

Ход подготовки.

1. Предложить учащимся следующие задания:

-вспомните и опишите две ситуации, в которых вы одобряли или осуждали поведение людей;

-вспомните случаи из собственной жизни, когда знание правил поведения было недостаточным, чтобы поступать правильно и хорошо;

- продолжите следующие предложения (письменно): «Вежливость – это  …», «Тактичный человек – это тот, который…», «Я придерживаюсь установленных правил поведения в школе, в общественных местах, если…», «Культурный человек – это тот, который…»

2. Написать и повесить в классном уголке правила поведения и общения в школе, в быту, в общественных местах.

3. Плакаты:

Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает (Ф. Энгельс).

4. Рекомендовать прочитать книги  И. Авраама  «Как  себя вести»,  А.Н. Пановой «Если мы вежливы…(заметки об этикете)», М.С. Ходакова «Как не надо себя вести».

План- конспект беседы.

1. Знаем ли мы правила поведения? Беседа с учащимися по вопросам:  какие правила поведения на улице  в быту вам известны?  В каких случаях вы не знали как поступить? Что значит быть вежливым культурным человеком? Всегда ли человека, строго придерживающегося правил поведения, можно считать культурным? На чем основаны требования культуры поведения в нашем обществе? В ходе обсуждения вопросов используются письменные работы учащихся, материалы собеседования.

2. Обсуждение жизненных ситуаций (по материалам газет).

1) Случай на вокзале. В кассу железнодорожного вокзала огромная очередь.  Было тесно,  душно. Какая - то старушка, прося снисхождения к усталым ногам, стала объяснять очереди, что ей тяжело  стоять и что, если нет возражающих, она бы взяла билет без очереди.  И чуть слышно добавила, что она участница войны, но, к сожалению, в спешке во время сборов уложила удостоверение на дно огромной сумки». (Учитель прерывает чтение).

Предлагаются вопросы учащимся: как вы думаете, какова будет реакция людей,  стоящих в очереди, на просьбу старушки?  Как бы вы поступили, услышав подобную просьбу?

 После обсуждения учитель продолжает рассказ.

«В очереди поднялся недовольный ропот: «Сидела бы ты, бабуся, дома!», «Подумаешь, война - да когда это было, пора и забыть!» Голоса были молоды, раздраженно дерзки.  «Есть удостоверение – вынь и покажи»,- крикнул дюжий парень в фирме с ног до головы.

… Вдруг из очереди послышался голос: «Пропустите меня. Я с удостоверением». И к окошку кассы двинулся высокий молодой человек со светлыми волосами. В руке он держал красную книжечку. Верхняя пуговица его пиджака расстегнулась.  И стоящие рядом люди увидели Звезду Героя». «До какой станции тебе мать?»- участливо спросил он женщину. И через минуту протянул ей билет».

Вопросы учащимся: как вы оцениваете поведение людей в очереди? В чем причина такой реакции на просьбу пожилой женщины парня в «фирме»? Чем продиктован поступок молодого человека, предложившего помощь старушке взять билет? Почему он сам не воспользовался своим правом внеочередного получения билета? Как будут вести себя люди в очереди после случившегося?

После обсуждения читается окончание ситуации: « Когда старая женщина ушла, этот молодой человек вернулся на свое место в очереди. Все молчали. Никто в эту минуту не смел посмотреть друг друга в глаза…»

Вопросы учащимся: 1. Какой урок преподнес молодой человек людям? В чем красота его поступка? 2. Почему окружающим вдруг стало стыдно друг перед другом? 3. Встречались ли вы с проявлениями неуважительного отношения людей друг к другу? Приведите примеры благородных поступков людей.

2) Случай «Доброе дело». Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести в магазин бутылки из-под молока. Он согласился, но заявил, что за это одну бутылку возьмет себе.

3) «Старался, старался». Ученик во время сбора макулатуры принес бумаги больше, чем другие, а его не отметили в приказе школы. Он заявляет: « Больше ничего делать не буду. Старался, старался, а что это за это получаешь? Ничего!»

Вопросы для обсуждения: 1. Можно ли добрые поступки ребят назвать красивыми? По каким мотивам совершались добрые дела: 2. Можно ли считать культурным человеком того, который знаком с правилами хорошего тона, зная как себя вести, не любит трудиться, равнодушен к людям, эгоистичен, корыстолюбив? 3. А если человек сам по себе хороший, чуткий, трудолюбивый, но не знает правил поведения,  не умеет вести себя в обществе, со вкусом одеваться – можно ли сказать, что он культурный человек?

4) Проигрывание ситуаций. Учащимся предлагается проигрывать сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета, требований эстетики поведения.

Задания. 

1. « У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол еще не накрыт. Займите гостей. Вы получите два одинаковых подарка. Ваша реакция»

2. «Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?»

3. « В дверях универмага встречаются мальчик с девочкой. Мальчик уступает дорогу девочке. А за его спиной собралась большая толпа выходящих из универмага людей с покупками».

4. «Мальчик просит у своего одноклассника книгу.  «А что мне за это дашь?»- спрашивает тот. После долгих уговоров и обещаний подарить марку обладателю книги мальчик получает согласие».

 Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам: 1. В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым? 2. Какое поведение вы не одобряете?

Пояснения учителя.

Уважение вызывает тот человек, который не забывает о том, что он делает, но и как, в какой форме. В понятие культуры поведения входят отзывчивость, благородство, честность и бескорыстие.

5) Знакомство с «Важнейшими нормами нравственности» (по книге В. А. Сухомлинского «Рождение гражданина»)

Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается в людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно… Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей людям. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.

Вы пользуетесь благами,   созданными другими людьми. Люди дают вам счастье детства, отрочества, юности. Платите им за это добром. Эта норма нравственности является важнейшим источником чувств гражданского долга.

Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла. Уважайте, почитайте мать и отца: они дали вам жизнь. Они воспитывают вас.

Не будьте равнодушны к людям, которые стараются жить за счет отца и матери. Проявляйте нетерпимость к тем, кто не заботится об интересах общественных. Ненавидьте того, кто творит расточительство, обкрадывает общество.

Литература.

1.Агаронян А.С. Культура поведения.

2.Дорохов А. Это стоит запомнить.

3. Правила хорошего тона.

4.Матвеев, Панов. В мире вежливости.

5.Овчинников, Сакура. Впечатления и размышления о японцах и англичанах.

6. Панов. Если мы вежливы.

7. Ходаков. Как не надо себя вести.

8. Типовые правила для учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - исследовательский проект «ЛЕСНОЙ ЭТИКЕТ: Соблюдение правил поведения в лесу».

ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТАУЧЕНИКОВ ГРУППЫ 8 «А»,8 «Б», 9 кл.: Название проекта: «ЛЕСНОЙ ЭТИКЕТ: Соблюдение правил поведения в лесу».2.Цель проекта:Выпуск альбома «ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ В ПРИР...

План-конспект открытого занятия пр. Кобзевой Н.Г. на тему «Искусство составления букетов» по предмету «Основы детского этикета и эстетики»

Цели урока:-   Развивать чувство прекрасного, умение замечать  красоту во всем;-   Дать представление об искусстве составления букетов;- Научить детей самостоятельно сос...

Программа кружка "Этикет поведения и общения" для учащихся 1 класса

Программу внеурочной деятельности можно использовать при проведении внеклассного часа....

«Эстетика поведения и этикет»

Цели: выявить содержание представлений учащихся о прекрасных сторонах в поведении человека; познакомить с понятиями «эстетика поведения», «этикет»; формировать эстетический вкус в манерах поведе...

Программа факультатива "Культура поведения. Речевой этикет"

Вступив в самостоятельную жизнь, выпускники  вспомогательных школ будут проявлять  степень своей воспитанности. Умение обратиться  с просьбой, поздороваться, попрощаться, правильно войт...

Классный час на тему «Эстетика поведения и этикет»

Цели: выявить содержание представлений учащихся о прекрасных сторонах в поведении человека; познакомить с понятиями «эстетика поведения», «этикет»; формировать эстетический вкус в манерах поведения, с...

Правила поведения и этикета

Данная презентация поможет познакомить обучающихся с  правилами поведения и этикета....